Представления о переживании в психологии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Представления о переживании в психологии

2024-02-15 20
Представления о переживании в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

           

Истоки анализа проблематики переживания восходят к интроспективной психологии, классической психологии сознания, где под переживанием понималось любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее как событие его собственной жизни. Изучение переживаний стало основой развития Лейпцигской школы психологии, вошедшей в историю науки как «Школа комплексных переживаний» Ф. Крюгера. На основании классической немецкой философии и немецкого романтизма этой школой развивалась особая идея, о необходимости восстановления внутренней целостности личности, и необходимости самопознания с помощью вчувствования в поток собственных переживаний.

Переживание есть реальность, которая не может быть определена с помощью освоения, но простирается до неразличимых глубин, которыми обладает человек. Переживание внешнего бытия или внешнего мира существует для человека таким же образом, как и то, что им не понято, а лишь ему доступно.

Переживание одновременно содержит в качестве реальности структурную взаимосвязь жизни; пространственно-временную локализацию, исходящую из настоящего, и далее; а в ней – структурную взаимосвязь, в соответствии с которой продолжает действовать заключенное в ней целеполагание.

Если мы вспоминаем о переживаниях, то заключенный в них способ воздействия на настоящее отличается (по своей динамике) от полностью прошедших переживаний. В первом случае возникает чувство как таковое, в другом – представление о чувствах и т.д., и с настоящего времени существует лишь чувство представлений о чувствах.

    Традиционно под переживанием в психологии понимается психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно с эмоциональным, отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная данность. Р.С. Немов рассматривает переживание как ощущение, сопровождаемое эмоциями [152]. Ф.Е. Василюк (1986) пишет, что переживание в психологии понимается как «непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания «модальности»» [40, с.17].

Л.И. Божович (1995), отмечала, что нужда, не отраженная в соответствующем переживании, не становится побудителем поведения [35]. Ф.В. Бассин (1969) говорил о значащих переживаниях для интеграции понятий «смысл» и «переживание». Фактически здесь идет речь о смысловом эмоциональном отражении.

К.Г. Юнг рассматривает переживания как нередуцируемые феномены душевной жизни, имеющие самостоятельную ценность. В.Франкл (1990) указывает на то, что «наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия» [218, с.173]. А.Маслоу в характеристике самоактуализирующегося человека в качестве одной из характеристик выделяет вершинные или пиковые переживания (peak experience) – состояние сильного возбуждения или, напротив, умиротворения. Такое состояние часто сопровождается ощущением силы и уверенности, чувством, что нет ничего такого, что нельзя выполнить [222].  

А.Н. Леонтьев (1981) указывал, что то, как я переживаю, данный предмет в действительности, определено содержанием моего отношения к этому предмету – содержанием моей деятельности, осуществляющей это отношение. Переживание выступает в каждом конкретном акте человеческой деятельности. Таким образом, автор отождествляет переживание и состояние личности. Кроме того, А.Н. Леонтьев (1981), считает, что переживание является действительно той призмой, через которую преломляется для человека ситуация, но оно, как всякое переживание, само является неустойчивым и трансформирующимся под влиянием своего противоречия с объективными свойствами данной ситуации, которые реально выступают в деятельности субъекта [135].

Идеи А.Н. Леонтьева в отношении переживания нашли свое отражение в работах Ф.Е. Василюка [39; 40], где категория переживание вводится в концептуальный аппарат психологической теории деятельности. «Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании человека тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на установление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом, – на «производство смысла»» [40, с.5].

Переживание «является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из проводимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию» [40, с.28].

Однако, переживание не возникает само собой. Оно возникает только у человека и только благодаря тому, что он обладает психикой. Переживание – это, прежде всего, атрибут психического, а не некая самостоятельная деятельность, решающая жизненные проблемы человека. Далее остается непонятным, как в случае депривации внешней деятельности в ситуации невозможности переживание-деятельность решает проблему. Получается какое-то безличное переживание.  

Ф.Е. Василюк отмечает, что исследования переживания – деятельности осуществляются в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совладающего поведения [40]. Однако, это самостоятельные феномены и человек, переживающий что-либо, например неудовлетворенность своими отношениями с партнером, может использовать и защитные механизмы (ситуационные и стилевые) и различные варианты копинг-стратегий.

Среди психологических представлений о переживании, обладающих в перспективе значительным потенциалом для осуществления синтеза психологических и мировоззренческих направлений исследований переживания, можно выделить позицию Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.

Л.С. Выготский (2003), отмечал, что переживание не удавалось идентифицировать с аффектом или каким-либо другим эмоциональным состоянием. В его работе переживание выступает как единица изучения личности и среды в их единстве. Переживание понимается в качестве внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть переживание чего-либо; всякое переживание индивидуально. Переживание возникает в системе «организм-среда», оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие человека [45].

Можно предположить, что в переживании будет отражаться отношение человека к партнеру, что в свою очередь будет одним из факторов успешного разрешения возникших между ними противоречий, преодоления дисгармонии межличностных отношений.

Л.С. Выготским (2003), проанализирован процесс постепенного развития переживаний на протяжении детства. Он отмечает, что в раннем возрасте ребенок непосредственно переживает все, что с ним происходит, но при этом не знает собственных переживаний. Существенной чертой кризиса семи лет становится начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Между переживанием и непосредственным поступком вклинивается некоторый интеллектуальный момент. В каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент и аффективное образование. Ребенок начинает понимать свои переживания, у него возникает осмысленная ориентировка в них, переживания приобретают смысл [45].

    С.Л. Рубинштейн (1997) указывал на то, что переживание – это, прежде всего, психический факт как кусок собственной жизни личности в плоти и крови его; это специфическое проявление его индивидуальной жизни: переживанием оно становится по мере того, как индивид становится личностью. Переживание определяется контекстом жизни человека, который в сознании человека выступает как связь целей и мотивов; они определяют смысл пережитого, как чего-то с человеком происшедшего. Когда говорится о том, что какое-нибудь психическое явление было пережито или переживается человеком, это означает, что оно в своей, потому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль [181].

Таким образом, переживание является чем-то чисто субъективным, поскольку оно: во-первых, обычно является переживанием чего-то, что существует вне, и независимо от сознания человека – объективно, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение из объективного плана, а включение его в определенный объективный план (определенный жизненный контекст), соотнесенный с личностью.   

    Переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова, согласно С.Л. Рубинштейну (1997), можно обозначить психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности. Переживания человека – это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.

    Переживание тесным образом связано с деятельностью человека, каждым его действием. С.Л. Рубинштейн (1997) отмечал, что всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. При обособлении переживания от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание – мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, оно прекращает свое существование.

Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и развязываются отношения между людьми, - как и самые поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний. Переживание – и результат, и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого – жизни и деятельности человека [181].

    Заслуживают внимания представления о переживании, встречающиеся в работах М.К. Мамардашвили. Основное переживание человека, согласно автору, заключается в том, что человек завязывает историю актом; «…это несомненное переживание мы испытываем всегда как граничное переживание, посредством которого оказываемся перед невозможностью возможного или перед возможной невозможностью [140, с.287-288]. «Есть определенные состояния, определенные точки нашей жизни, находясь в которых мы совершаем какие-то духовно-экзистенциальные акты» [140, с.336].

Исходя из этого, считаем, что в качестве таких точек выступают ситуации неудовлетворенности, дисгармоничности межличностных отношений. 

Переживание как психологический феномен может проявляться в деятельности; может выступать событием внутренней жизни, своего рода «призмой», через которую преломляется ситуация; в нем кристаллизован прошлый опыт человека.

    Далее очертим тот круг явлений, ту реальность, которую охватывает собой слово «переживание» в русском языке [162].

    Понятие переживание образовано от существительного «жить» и приставкой «пере-». При анализе многообразия значений слова «переживание», эти составляющие будут являться ключевыми.

    Корнем слова «переживание» является глагол жить, который является внешним показателем, выразителем смысловой общности всех родственных слов; носителем общего для всей семьи слов значения. Являющееся корнем слова переживание слово жить отражает:

а) существовать, быть живым,

б) быть поглощенным, увлеченным чем-либо (кем-либо). Это показывает, что кроме витального – жизненного значения имеется и психологическое – идеальное значение.

    Приставка «пере-» обозначает:

    ● направленность какого-либо движения, действия через какое-либо пространство; направленность из одного места в другое; изменение направленности;

    ● разделение чего-либо надвое;

    ● переведение чего-либо из одного состояния в другое;

    ● преодоление или заполнение действием какого-либо промежутка времени;

    ● повторение действия заново, еще раз или иначе;

    ● перевес, превосходство в каком-либо действии;

    ● чрезмерность, излишество действия, состояния; доведение действия до отрицательного результата;

    ● прекращение действия, как результат его длительного или сильного проявления;

    ● небольшая степень действия или его кратковременность;

    ● распространенность действия на множество лиц, предметов (охват действия множества лиц, предметов), а также всего предмета целиком, полностью.

    Кроме вышеуказанного, приставка пере- употребляется при образовании существительных со значением промежуточности.

    Слово переживание также имеет ряд значений: а) действие по значению глагола переживать – испытать волнение, беспокойство по поводу чего-либо, б) душевное состояние, вызванное какими-либо сильными ощущениями, впечатлениями.

    Пережить, как результативное выражение переживания, означает:

    ● не утратить своей силы, своего значения после прекращения существования чего-либо или после смерти кого-либо;

    ● утратить при жизни какие-либо свойства, чувства;

    ● остаться в живых, выжить, преодолев какие-либо трудности; найти силы вытерпеть, вынести что-либо;

    ● подвергнуться чему-либо, испытать что-либо (кризис или подъем); узнать, испытать, изведать что-либо (ощущение, чувство);

    ● проникнуться чувствами и мыслями кого-либо; содержанием чего-либо.

    В словаре выделяется также словосочетание – «пережить (самого) себя», подразумевающее: а) сохранить свое значение после смерти, б) утратить свое значение при жизни.

    Из описанного выше следует, что атрибутом переживания является наличие какой-либо ситуации, события значимого для человека, в нашем случае это наличие дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, которое и будет выступать объектом переживания. Переживание предполагает объект переживания и связано с состояниями человека, с его активностью, творчеством (свободой).  

    Далее обратимся к вопросу о том, каков характер и природа переживания. Для этого исходно придерживаемся того, что переживание выступает атрибутом психического. Особенностями этого выступают:

    ● Принадлежность переживания человеку. Переживание поэтому выступает как процесс и как свойство конкретных людей, на нем обычно лежит печать чего-то особенно близкого им. Говоря словами С.Л. Рубинштейна, переживание субъекта – «кусок его собственной жизни в плоти и крови его [181].

    ● Отношение его к независимому от психики объекту. Всякое переживание дифференцируется от других психических явлений и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему [181].

    Обратимся к рассмотрению природы переживания. Понятие «physis» (греч. – природа) воспроизводит два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета – природа сущего. В работе в качестве такого сущего выступает переживание.

Рассматривая природу переживания, будем придерживаться представления об эмоционально-информационной природе субъективной реальности, описанной в работе Б.С. Шалютина [226; 227].

Соответственно, переживание будет определяться, эмоционально-информационной природой и первоначально связано с ориентационными процессами. Так, Э.Фромм писал, что человеку «надо иметь систему ориентации, позволяющую составить логичную картину мира, как условие последовательных действий» [219, с.97]. 

Под ориентацией понимается поиск определенного направления из бесконечного и безграничного континуума возможностей. Это процесс поиска решения той или иной проблемной ситуации при отсутствии готового ответа на некоторые ее воздействия. Это определяется тем, что человек есть открытая, нелинейная, сложная, самоорганизующаяся система, которая, по мнению В.А.Ананьева [11], представляет собой блуждающий по многовариантным путям жизненного поля процесс.

    Становление переживания как атрибута психического связано со становлением внутреннего ориентационного процесса. Функциональным и логическим началом ориентации (как и в простейших ее формах) является спонтанное, атрибутивное живому производство энергии. Эта энергия воплощается уже не в хаотический локомоторный процесс, а в столь же хаотический процесс построения нейрофизиологических моделей локомоторных актов – зародышей движения.

    Однако каждая проективная модель, прежде чем стать реальным перемещением, сталкивается в рамках той же нервной системы с нейрофизиологическим информационным эквивалентом среды (фрагмента среды), в котором среда представлена как совокупность определенным образом расположенных относительно друг друга и разделенных пустотой препятствий. Нереализуемые в силу средовых обстоятельств направления движения блокируются на уровне моделей репрезентантами препятствий. Эта внутренняя блокировка, как и реальное внешнее столкновение, порождает энергетический выплеск, который, в свою очередь, воплощается в модель нового, уже иначе направленного, локомоторного акта. Таким образом, формируется внутренний ориентационный процесс, опосредующий взаимодействие организма с внешним миром [226].

    В рамках внутреннего ориентационного процесса вычленяются две стороны (два процесса):

Энергетический;

Информационный, включающий построение проективных моделей и соотнесение их с репрезентантом среды.

Они взаимообуславливают друг друга: выплеск энергии порождает хаотичное моделирование, а блокировка модели порождает выплеск энергии.

    Таким образом, переживание, дисгармонии межличностных отношений правомерно определить как внутренний ориентационный процесс, сущностная специфика которого определяется следующим.  

    ● Переживание есть процесс внутренний, содержанием, которого выступает характер взаимодействия с партнером. В этом аспекте в переживании осуществляется моделирование взаимодействия. Результат переживания не может быть просчитан и предопределен;

    Таким образом, переживание дисгармонии межличностных отношений предполагает: активационную (отражающую интенсивность психических процессов), тоническую (отражающую тонус, ресурс сил человека), эмотивную и тензионную (отражающую степень напряжения) характеристики психического состояния. Эта сторона переживания связана с динамической сменой психических состояний и настроений человека. Образы (восприятия) препятствий (трудностей), возникающих в межличностных отношениях - это когнитивная сторона переживания; это внутренний феномен информационной стороны переживания. Существование (действие) образа состоит в том, что он инициирует дополнительный энергетический выброс, который должен обеспечить поиск решения проблемы.  

Подводя итог сказанному, отметим, что в основе возникновения переживания лежат «диссиметрии», которые первоначально возникают в процессе ориентации человека; они служат своеобразным источником переживания. «В основе жизни лежат некоторые фундаментальные диссиметрии, и только они являются источником событий, явлений, которые сами могут располагаться симметрично, только уже случившись» [140, с.474].

Таким образом, переживание развертывается в пространственно-временной и информационно-энергетической системе и представляет собой динамическую смену состояний и настроений.

В переживании, в том числе и дисгармонии межличностных отношений, осуществляется своего рода «второе рождение» человека. Суть в том, что человек – это существо, возникающее вторым рождением. И оно уже не случайно: если это происходит, то не случайно, а в той мере, в какой трансцендируются или преодолеваются при этом эмпирические обстоятельства. Человек как личность, как Человек рождается в переживании. Благодаря этому, события прошлого, настоящего и будущего «обретают жизнь» в сознании человека. Второе рождение, которое происходит в переживании, связано с драматизмом человеческой жизни, с драматизмом бытия человека в целом.

В этом отношении Х.Ортега-и-Гассет писал, что «судьба всегда драматична, и в ее глубинах вечно зреет трагедия» [163, с.24-25]. Драматизм жизни заключается в том, что жизнь – это всегда, прежде всего уяснение возможного; удивительное и коренное свойство жизни в том, что у нее всегда несколько дорого, несколько линий развития, и перепутье принимает облик возможностей, из которых человек должен выбирать. В процессе этого выбора и осуществляется переживание человеком своей жизни, своих отношений с другими людьми – происходит своего рода «второе рождение». Это и есть драма человека, в переживании которой рождается личность (Человек); это драма, по сцеплениям и линиям которой сплетается структура истории и души.   

    Этот аспект переживания можно выразить словами М.К. Мамардашвили, который говорил о том, что «мы, как конечные смертные существа, всегда живем в ситуации разделенного жизненного времени. Жизненное время разделено, и никакой следующий момент не вытекает из предшествующего. Разделенность жизненного времени означает следующее: то, что я есть сейчас, не есть причина того, что я буду в следующий момент. Утверждение суфийских мистиков: «Беда в том, что люди не верят в новое творение». Новое творение – есть непрерывное рождение. Мир рождается заново в каждой точке. Это значит, что у атрибута субстанции нет второго момента. Это значит, что в следующий момент наличие этого атрибута у предмета не вытекает из того, что он есть в предшествующий момент. Это и есть фундаментальная разделенность жизненного времени. Сказать это в контексте нового творения означает, что в следующей точке я должен возродиться заново, чтобы сомкнулась длительность от предшествующего момента к последующему. Существует некая дуга, связывающая разорванные точки в пространстве и времени, и эта дуга есть мы сами, возрождающиеся в следующий момент. И мы держим собой эту огненную дугу, которая замыкает смысл. Связь есть лишь благодаря дуге, заходящей в другое, вертикальное измерение (боковое или сдвиговое) по отношению к нашей горизонтали. Только на сдвиге в бок есть дуга, смыкающая смыслы, которые в горизонтали не смыкаемы в силу фундаментальной разделенности жизненного времени» [140, с.488-489].  

 Переживая дисгармонию, неудовлетворенность межличностных отношений, субъект способен более полно осмыслить, понять себя, своего партнера, значимость отношений. М.К. Мамардашвили (2002) отмечает, что любое переживание не переживается просто как таковое, оно переживается вместе с осознанием причины переживания. Понятие причины позволяет человеку узнать свое состояние. Таким образом, понимание связано с таким процессом, как осознание, а также с состояниями человека. Отметим также, что содержание переживания содержит в себе причину переживания [140].

Чтобы что-то пережить, нужно это понять, в процессе этого как раз и совершается переживание. «Чтобы пережить что-то эмпирически и тем самым иметь испытание, которое уже является частью нашей души и извлеченным опытом, нужно понимать… Действительно испытать, потому что мы все время на грани между намереньем и реализацией вещи, между вещью и ее осуществлением» [140, с.346].

    Нужно понимать, чтобы пережить; нужно создать, чтобы испытать; учитывая, что на нас падают воздействия мира, мы их переживаем, испытываем. «Мы в действительности не можем испытать и пережить то, что мы видим, что на нас воздействует, на что мы реагируем, если относительно предмета нашего переживания мы не создали чего-то (пока не знаем чего). И посредством созданного (назовем это условно конструкцией) мы можем наконец испытать [140, с.367].

    Благодаря переживанию, в том числе и дисгармонии межличностных отношений, субъект (субъекты) способны достигать катарсиса. Катарсис – «эмоциональное потрясение, испытываемое человеком, под воздействием переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психологической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т.е. освобождение от болезнетворных симптомов» [178, с 242-243].

Благодаря переживанию происходит внесение умиротворяющей завершенности путем гармонического примирения страстей. В этом плане результатом переживания выступает «знамение». Как отмечает М.К. Мамардашвили, «знамения ставят нас перед задачей познания самих себя, так как знамения – это такого рода впечатления, которые именно потому и впечатляют, что содержат в себе какую-то скрытую истину о реальности и о нас самих. И только движением по мотиву, вариации, по повторению подобных изображений мы можем прийти к тому, что есть на самом деле» [140, с.269].

    В ходе катарсиса противоречивые, порой тяжелые и мучительные эмоции, по выражению Л. С. Выготского, как бы находят свой разряд, что «приводит их к короткому замыканию и уничтожению». В результате возникает эмоциональная разрядка, чувство освобождения, «очищения». Динамический стереотип протекания эмоциональных процессов, отмеченный выше, свойствен любому катарсису.

    Таким образом, п ереживание представляет собой процесс, содержанием, которого выступает характер взаимодействия с партнером. В этом аспекте в переживании осуществляется внутреннее моделирование внешнего взаимодействия. Переживание дисгармонии межличностных отношений предполагает: активационную (отражающую интенсивность психических процессов), тоническую (отражающую тонус, ресурс сил человека), эмотивную и тензионную (отражающую степень напряжения) характеристики психического состояния. Эта сторона переживания связана с динамической сменой психических состояний и настроений человека; образы (восприятия) препятствий (трудностей), возникающих в межличностных отношениях. Это когнитивная сторона переживания; это внутренний феномен информационной стороны переживания. Существование (действие) образа состоит в том, что он инициирует дополнительный энергетический выброс организма, который должен обеспечить поиск решения проблемы.

    Схематично процесс переживания дисгармонии межличностных отношений представлен на рисунке ниже.

 

 

Процессуальная сторона переживания дисгармонии межличностных отношений реализуется в системе «ситуация – субъект образовательного процесса - поведение». В ней в качестве иерархических уровней выступают система «процесс-состояние», разработанная Л.Р. Фахрутдиновой (2001) и система «личность-поведение» [214]. Общим для них является то, что переживание выступает промежуточным звеном – «буферной зоной», реализующей закономерности регуляции в любой целостной системе. 

Свойство переживания как механизма «буферного типа» состоит в том, что оно «не просто трансформирует, преломляет детерминационные влияния внешнего и внутреннего порядка, а нейтрализует, гасит, сводит их на нет. Без подобной компенсаторной защиты такие сложные, тонко функционирующие системы, как организм, психика, личность, не были бы целостными, а превратились бы в передаточные пункты случайных внешних воздействий» (В.Г.Асеев, 1990). 

По характеру влияния, оказываемого на личность и поведение взаимодействующих субъектов, переживание дисгармонии межличностных отношений, может быть либо позитивным, либо негативным. В этом отношении реализуется «идея двойственности-полюсности» переживания дисгармонии. Как отмечает Л.М. Попов (2000) двойственность в психологии – это идея диалектического подхода к пониманию любого явления, его полюсной характеристики, когда на одном полюсе сосредотачивается противоположное тому, что есть на другом. В любой двойственности и в её перенесении на психику есть зародыш некоторого противоречия, стимулирующего самостоятельную деятельность субъекта, направленную на его преодоление [175].

В ходе проведенных нами исследований [60; 61; 62; 65; 66], были описаны два крайних варианта переживания дисгармонии межличностных отношений, в континууме преодоление-псевдопреодоление.

Переживание – преодоление, представляет собой активное разрешение проблем, трудностей возникающих в межличностных отношениях субъекта, ведущее к развитию, самоактуализации и совершенству личности и её отношений.

Переживаниепсевдопреодоление – это ситуация когда субъект действует без учета целостной ситуации и долговременной перспективы взаимодействия. Это псевдоразрешение проблем и трудностей в межличностных отношениях, в результате чего происходит дальнейшее ухудшение отношений, в связи с отсутствием разрешения противоречий между взаимодействующими субъектами образовательного процесса: педагогом и учеником, педагогом и родителем ученика, родителем и ребенком.

На основе анализа данных, полученных нами в предыдущих исследованиях [60; 61; 62; 65; 66] нами были описаны три формы переживания: реактивная, совладающая и защитно-компенсаторная. Причем в каждой из них возможно как конструктивное так и неконструктивное преодоление дисгармонии межличностных отношений субъектами образовательного процесса.

Первая форма - «реактивная». Характеризуется включением в работу ситуационных защитных автоматизмов. Это внешне наблюдаемые, бессознательно появляющиеся поведенческие паттерны, появляющиеся автоматически, не согласуясь с сознанием субъекта. Проявляющиеся ситуационные защитные автоматизмы – это реакция оппозиции, демобилизации, эмоционального дисбаланса, дезорганизации и пессимизма (А.Г.Амбрумова, 1985). Здесь возможно как конструктивное преодоление ситуации дисгармоничности, её элиминирование, так и редукция эмоционального напряжения, при которой конфликтообразующая почва остается, отношения продолжают оставаться дисгармоничными.  

Вторая форма – «совладающая». Происходит более глубокое осмысление характера межличностных отношений, результатом чего являются сознательные попытки изменить ситуацию. У субъектов складывается отчетливый образ реального и желаемого взаимодействия, осознание своей роли и роли партнера в происходящем; взаимодействующие субъекты начинают использовать стратегии совладания как осознанные способы преодоления ситуации. При использовании активных, адаптивных, копинг-стратегий происходит конструктивное разрешение противоречий возникающих в межличностных отношениях. Если используются пассивные дезадаптивные стратегии совладания, то результат – псевдоразрешение противоречий и трудностей, возникающих в отношениях, что усиливает напряженность между взаимодействующими субъектами, отношения между ними продолжают оставаться дисгармоничными.

Третья форма – «защитно-компенсаторная». Происходит включение стилевых защитных автоматизмов, в основе которых лежат сформированные на основе прошлого опыта (как позитивного, так и негативного) индивидуальные стили преодоления трудностей и проблем, возникающих в отношениях. Преобладание позитивного опыта преодоления определяет выработку конструктивных «стилей переживания», способствующих преодолению дисгармонии межличностных отношений. Когда доминирует негативный опыт преодоления, то он лежит в основе оформления и использования неконструктивных, не эффективных «стилей переживания». Результатом является развитие защитно-компенсаторных образований, проявляющихся в различных формах отклоняющегося поведения, например интеракционная зависимость субъектов образовательного процесса. 

Уточнив определение понимания переживания, дисгармонии межличностных отношений, определив его формы и виды, перейдем к описанию связи переживания с состояниями и настроениями личности. 

Переживание дисгармонии межличностных отношений, состояния и настроения субъектов образовательного процесса

 

Возникновение противоречий в отношениях между людьми влияет на их состояния и настроение. Полагаем, что переживание конфликтов негативно сказывается на настроении взаимодействующих субъектов, ухудшая тем самым их психическое состояние.

А.О. Прохоров (1996) отмечал, что с позиции системного подхода психические состояния рассматриваются как компонент психики. В этой системе функции состояний заключаются в специфическом их влиянии на формирование психических свойств и на протекание психических процессов, а также во влиянии на психологическую структуру личности в целом [176].

В.Н.Мясищев [146], указывал на то, что психические состояния выступают, по существу, общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы, и заключается в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности. «В структуру психического состояния (синдрома) входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности) в целом, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния» [146, с.13].

Психические состояния «многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности» [121; 125]. Состояния имеют четыре основных характеристики: 1) эмоциональные, 2) активационные, 3) тонические и 4) тензионные.

Эмотивная характеристика, предполагает доминирование той или иной эмоции, например тревога, печаль и т.п.

Активационная характеристика, отражает интенсивность психических процессов. Этот параметр отражает уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий. 

Тоническая характеристика, отражает величину ресурса, за­паса сил человека.

Тензионная характеристика – степень напряжения человека.

Как указывает Л.В.Куликов (2004) благопри­ятные состояния (или близкие к ним) характеризуются возрастанием уровней активации и тонуса, снижением напряжения, преобладанием положительных эмоций. Возникновению благоприятных состояний способствует повышенное настроение с переживанием удовлетворен­ности жизненной ситуацией, уверенностью (низкой тревогой), поло­жительным чувственным тоном, устойчивым уровнем настроения (повышенным) [121].

Неблагоприятным состояниям (или близ­ким к ним) свойственны сниженные уровни активации и тонуса, по­вышенное напряжение, преобладание отрицательных эмоций. Их возникновению способствует сниженное настроение, характеризую­щееся переживанием неудовлетворенности жизненной ситуацией, пов


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.