Использовать дополнительные экскурсии, прогулки. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Использовать дополнительные экскурсии, прогулки.

2023-01-16 30
Использовать дополнительные экскурсии, прогулки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экскурсии в Музей кукол, Эрмитаж, поход в районную библиотеку или в магазин для покупки детской книги. Организация в ДОУ усилиями педагогов, родителей и детей всех групп выставки детских игрушек и игр.

 

 

БЛОК 2. МИР ПРЕКРАСНОЙ ПРИРОДЫ (ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ)

2.1. Образовательная ситуация «Здравствуй, осень золотая!»

Программное содержание. Активизировать интерес к созерцанию красоты в окружающем природном мире (осенней природе) и искусстве. Обогащать опыт восприятия старшими дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы. Показать, как передана красота природы (осени) в произведениях живописи (на примере пейзажей); как по-разному передавали мастера особенности осени в своих произведениях. Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ с опорой на выделение некоторых средств выразительности. Поощрять высказывания детьми собственных предпочтений, ассоциаций. Активизировать отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности.

Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, настроение картины, краски осени, золотая осень, поздняя осень.

Основной визуальный ряд:

1. И.С.Остроухов. Золотая осень. 1886-1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельных образовательных ситуаций, упражнений, игр с детьми:

1. Е.Е.Волкова. Октябрь. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

2. А.А.Киселев. Осень в лесу. 1908ю Омский областной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля;

3. А.А.Киселев. Осень. Ветреный день. 1903. Сумской областной художественный музей им.Н.Х.Онацкого.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог сообщает детям, что их знакомый Лёвушка печален: он не хочет прощаться с летом, не рад приходу осени, так как не знает, что это такое! Предлагает детям рассказать львенку об осени.

Развитие образовательной ситуации. Детям предлагается найти предметы, которые принадлежат осени (разноцветная листва, ягоды, изображения или муляжи грибов). Можно прочитать несколько строк из известных стихотворений, описывающих яркость осенних красок. Затем детям предлагается отправиться в виртуальную поездку в осенний лес и заранее подумать о том, какую надо выбрать одежду, что нужно взять с собой.

Далее при рассматривании, например, картины И. С. Остроухова "Золотая осень" можно обыграть "вхождение" детей в картину: прогулку по дорожке, шуршание листьев под ногами, открывание зонтика, спасающего от мелкого моросящего осеннего дождика. Педагог предлагает детям оглядеться, заметить всё самое красивое и необычное. Обобщая детские ответы, обращает внимание на яркое убранство- золотую листву, украшающую склоненные от дождя ветки деревьев, лежащую на тропинке. Предлагает детям сопоставить описание осени в стихотворении и на картине.

Осень


Осень на опушке                                                             

 Краски разводила,

 По листве тихонько

 Кистью проводила.

 Пожелтел орешник,

 И зарделись клёны,

 В пурпуре осинки,

Только дуб зелёный.

 Утешает осень:

 -Не жалейте лета!

Посмотрите -  роща

 Золотом одета!


                                                                                                     З.Федоровская

Обращает внимание детей на то, что в картине как будто что-то происходит: важная беседа птиц, сидящих на дорожке, они словно приветствуют друг друга, спрашивают, как дела. Им тоже не нравится дождь, холод по утрам, все сложнее приходится добывать вкусную пищу (жучков, паучков), но есть ещё ароматные сладкие последние осенние ягоды. Можно обратить внимание на "наряд" птиц: они словно в парадные костюмы одеты, серые и белые перья контрастно выделяются на фоне золото листвы, рассыпанной вокруг. Детям предлагается подобрать палитру (уточнить, что палитра представляет собой не только деревянную или бумажную основу, на которой художники смешивают краски, чтобы получить разные оттенки, этим словом часто называют и сами оттенки, которые использует автор). Педагог демонстрирует детям картонные листья, окрашенные в разные оттенки красного, жёлтого, оранжевого                      (по 2-3 оттенка), и предлагает найти их на картине; листья с верно угаданными оттенками прикрепляются к символической палитре; педагог использует образные сравнения для каждого оттенка (персиковый, солнечный, золотистый, как мороженое крем-брюле или сливочный крем, ярко-красный). Педагог в диалоге с детьми обобщает: художник использует разные оттенки коричневого, жёлтого, красного, любовно вырисовывает силуэты готовящихся к зиме деревьев, словно наполняет картину осенними запахами, звуками.

Далее педагог предлагает под музыку полюбоваться другими осенними пейзажами (2-3), представленными в галерее, уточняя только общее впечатление детей.

Осень


 Ходит осень по дорожке,

 Промочила в лужах ножки.

 Льют дожди,

 И нет просвета.

 Затерялось где-то лето.

 Ходит осень,

 Бродит осень.

 Ветер с клёна листья сбросил.

 Под ногами коврик новый,

 Желто-розовый – кленовый.

                                            В.Авдиенко

 


Обобщение опыта, итог ситуации. Педагог уточняет, что рассмотренные картины относятся к пейзажному жанру. Поясняет, что художники умели замечать красоту природы, подбирать цвета и оттенки и с их помощью передавать настроение и состояние природы. Предлагает детям самостоятельно раскрасить осенними цветами лист (дети выбирают один из нескольких вариантов заготовок раскрашивают 2-3 цветами). Можно предложить детям нарисовать осенний лес в технике "отпечаток листа", выполнить коллаж или аппликацию с использованием природных элементов либо раскрасить два одинаковых рисунков контрастные цвета ("Грустный и веселый осенний лес").

Методические рекомендации. Предварительно следует провести наблюдение на прогулке за появлением признаков осени, собрать осенние листья и составить красивый букет. После проведения образовательной ситуации можно читать и обсуждать посвящённые осени стихи рассказы, находить приметы осени на картинах, представленных в галерее.

 

Образовательная ситуация «Зоопарк, созданный кистью художника»

Программное содержание. На примере книг, иллюстрированных Е.И.Чарушиным, познакомить детей с искусством графики, обратить внимание на макет книги, продуманность оформления, иллюстрации. Вызвать у детей эмоционально-эстетический отклик на изображение животных, интерес к повадкам и позам нарисованных персонажей, расспросить их об опыте ухаживания за животными. Развивать художественное восприятие, умение последовательно рассматривать изображение, выделять некоторые средства выразительности (композицию, цветовое решение, передачу фактуры, форму). Обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательные процессы, поощрять высказывания с детьми собственных предпочтений, ассоциаций.

Активизировать использование слов: животные, звери, птицы, а также слов, раскрывающих характер и настроение персонажей, особенности их поведения, внешнего вида (оперение, мех, пушистый, гладкий, шершавый, твердый и т.д.), характеризующих эстетические проявления (яркий, нарядный, красивый).

Ориентировочный визуальный ряд определяется педагогом самостоятельно, исходя из имеющегося в ДОУ фонда детских книг. Например, книги, иллюстрированные Е.И.Чарушиным:

1. Маршак С.Я. детки в клетке/С.Я.Маршак; Худож. Е.И.Чарушин. – М.:Художник РСФСР, 1984. – 23с:ил.

2. Чарушин Е.И. Тюпа и Томка/Е.И.Чарушин; Рис.автора.-СПб.:Амфора, 2010.-48с.:ил.

3. Чарушин Е.И. Медвежата/Е.И.Чарушин; Рис.автора.-Л.:Детская литература, 1975.-16с.:ил.

4. Герц Б.Уть-уть/Б.Герц;Худож. Е.И.Чарушин. – Л.:Художник РСФСР, 1982.-23с.:ил.

5. Введенский А. Щенок и котенок/А.Введенский; Худож. Е.И.Чарушин.-Л.:Художник РСФСР, 1976.-20с.:ил.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Детям предлагается назвать своих любимых животных и клички домашних питомцев. Предварительно можно оформить выставку (либо из заранее принесенных фотографии детей с животными, либо из игрушек - зверей и птиц). Далее педагог подводит детей к тому, что домашние любимцы приносят нам радость, с ними весело играть, но надо не забывать о них заботиться. Предлагает детям описать своих питомцев (цвета краски, забавные привычки, игры), подумать о том, можно ли назвать их красивыми, Хотят ли дети нарисовать их. Задает провокационный вопрос о том, любят ли читать книжки домашние животные?

Развитие образовательной ситуации. Воспитатель предлагает отправиться в мастерскую художника, создающего иллюстрации для книг, и узнать, каких животных рисовали художники, какие интересные образы создавали. Приглашая детей в мастерскую, можно использовать приемы внесения книг, торжественного открывания книги и т.д. "Попав" в мастерскую, дети "знакомиться" с художником (следует несколькими выразительными предложениями «представить» мастера: Евгений Иванович Чарушин очень любил природу, умел подмечать забавные мелочи поведение, поводок, характера маленьких забияк - волчат, щенят, медвежат, котят. Когда он был маленьким (таким, как сами ребята), часто наблюдал за животными, которые жили у него дома, играл с ними, лечил. А когда вырос, часто рассказывал своему сыну Никите (который, как и его отец, стал художником) о них и даже сам писал рассказы. Евгений Иванович создавал иллюстрации более чем к 50 книгам          (целая полка), в которых рассказываются грустные и весёлые, удивительные и поучительные истории из жизни зверей и птиц. Хотите увидеть эти книги?).

Далее детям предлагается оглядеться в уголке книги, высказаться, какие книги им знакомы, полистать их, назвать понравившиеся персонажи. Затем удобнее расположиться и познакомиться с питомцами, созданными кистью Евгения Ивановича Чарушина.

При рассматривании иллюстраций к книгам «Детки в клетке», «Вот они какие» детям предлагается назвать зверей, подумать, почему изображены именно звери - малыши, пофантазировать об их характерах и повадках (любят ли они играть, бегать и резвиться или сони, тихони), обратить внимание, с какой любовью художник изобразил животных, подметил настроение, неуклюжесть позы - силуэта, педагог обводит ладонью силуэт животного, предлагает детям повторить движение в воздухе, сопровождая выразительными комментариями: спинка выгнута колесом, хвостик поджат от испуга, ушки на макушке торчком, хитрющий глаза - бусинки.

Затем можно предложить детям обратить внимание на умение художника передавать фактуру (демонстрируется 2-3 изображения). Педагог предлагает детям вспомнить, что они чувствуют, когда гладят кошку (пушистая или гладкая) просит закрыть глаза и щекочет ладони  детям пером, гладит мехом, дотрагивается скользкой бумагой. Далее задают вопрос о том, можно ли изобразить такие разные ощущения? Предлагает определить, кто из представленных зверей самый пушистый (кошка, собака, медвежонок), всмотреться, как художнику удалось передать меховую шубу медведя, гладкую шёрстку кошечки и т.д. Уточняет, что художник использует особый прием: работает щетинной кистью (демонстрирует на листе бумаги). Предлагает детям еще раз рассмотреть иллюстрации и для каждого животного подобрать интересные            слова - описания.

Далее можно обратить внимание детей на то, как художник заполняет пространство листа - животные изображены крупно в центре листа, словно позируют и хотят показаться во всей красоте; художник использует 2-3 детали (веточка, травинка), чтобы подсказать, что звери птицы находится на полянке или в лесу.

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключение следует обратить внимание детей на то, что художник продумывал не только изображаемые им образы, но и оформление книги, чтобы она была красивой, веселой, чтобы всем ребятам было интересно и радостно ее читать и рассматривать. Затем можно предложить детям превратиться в помощников Е.И.Чарушина и нарисовать своего питомца.

Методические рекомендации. В дальнейшем в течение 1-2 недель следует организовать чтение книг о животных, иллюстрированных Е.И.Чарушиным, выставку книг, составление описаний животных и придумывание загадок о них, изобразительную деятельность: рисование с использованием силуэтов, сходных с персонажами иллюстратора, - «Поможем закончить книгу», «Веселый зоопарк»; коллаж «пушистые и мохнатые» с использованием фактурной бумаги, меха, лоскутов; рисование нитью на бархатной бумаге; рисование щетинной кистью, смятой бумагой – «Пушистые веселые котята», «Мама Курочка и цыплята – пушистики».

Образовательная ситуация «Вкусная сказка»

Программное содержание. Развивать художественно-эстетическое восприятие, умение внимательно рассматривать изображение, понимать его замысел. Вызывать эмоциональный отклик на проявление прекрасного в предметном мире, произведениях искусства (многообразие форм, цветов, фактур), отклик на изображение знакомых объектов. Развивать умение обращать внимание на средства выразительности (цвет, композицию, форму, ритм). Обогащать опыт восприятия натюрмортов и произведений жанровой живописи, в которых представлена разнообразная снедь, овощи и фрукты, процесс выращивания и т.д. На данных примерах познакомить детей с натюрмортами. Обогащать сенсорный опыт: развивать умения выделять разнообразие форм и размеров. Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать некоторые связи (временные, экологические (соответствие сезона и плодов), пространственные).

Активизировать освоение и использование названий сенсорных эталонов формы и цвета, жанров живописи (натюрморт), слов эмоционально-эстетической направленности (красиво, нравится, ярко, нарядно).

Основной визуальный ряд:

1. И.Михайлов. Овощи и фрукты. Вторая половина XIX в. Русский музей, Санкт-Петербург.

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельных образовательных ситуаций, упражнений, игр с детьми:

1. Б.М.Кустодиев. Сладости. Натюрморт. Первая четверть XX в. Частное собрание;

2. В.Ф.Стожаров. Чай с калачами. 1972. Русский музей, Санкт-Петербург;

3. Клубника. Фотография.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Сказку можно начать с сюжета о выращивании овощей, используя эпизод «Репки» (дед и баба посадили не только репку, но и другие овощи. Настала осень, овощи выросли, старик со старухой собрали урожай: яркую морковь, ароматный лук, картофель, свеклу…) Педагог предлагает детям назвать свое любимое блюдо, рассказать об осенних лакомствах, дает яркие, короткие описания овощам и фруктам, сбор которых осуществляется осенью. Можно рассмотреть фотографию из визуального ряда, выделить знакомые детям фрукты, ягоды (назвать их цвет, форму, припомнить вкусовые особенности). Затем можно провести символическую дегустацию – угостить детей 1-2 кусочками яблока, груши, моркови или в игровой форме «угоститься» в галерее, оформленной 3-4 натюрмортами.

Педагог обращает внимание детей на то, что овощи и фрукты можно не только вырастить, но и сохранить (и не только в виде банок с вареньем и заготовок), но и в художественных работах. Далее воспитатель предлагает полюбоваться изображениями, сопровождает рассматривание описаниями (стол ломится от еды (снеди – так раньше называли еду): яркие оранжевые морковки вскинули хвостики, важные спелые сочные томаты, огурчики в пупырышках – так и хочется откусить, словно это настоящие овощи!) Педагог обращает внимание детей на то, что на картинах изображены разные овощи, фрукты, цветы и даже предметы. Подводит детей к тому, что эти изображения называются натюрмортом. Уточняет, что часто натюрморты писали для украшения дома.

Развитие образовательной ситуации. Далее воспитатель предлагает детям заглянуть на кухню и увидеть необычный натюрморт, услышать его историю – «вкусную овощную сказку». Педагог упоминает, что на сказочной кухне варится сказочный обед, и если быть очень внимательным, то можно услышать, о чем говорят овощи, когда рядом нет никого.

При рассматривании картины И.Михайлова «Овощи и фрукты» детям предлагается поделиться впечатлениями (нравится ли изображение, где вы видели такие овощи и фрукты). Можно использовать игровой персонаж (бабушку Левушки, хозяйку), который занят приготовлением вкусного и сытного обеда.

Далее педагог описывает изображение 2-5 фразами, направляя внимание детей на разные овощи (их выразительную форму, цвет, фактуру, расположение), предлагает разгадать загадки, обращает внимание на соответствие описания изображенному.

 


Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки.

(морковь)

Само – с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.

(яблоко)





Неказиста, шишковата,

А придет на стол она.

Скажут весело ребята:

 - Ну рассыпчата, вкусна!

(картошка)

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят…

(помидор)


Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну конечно…

(огурец)

 

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает

(лук)

Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа

(тыква)


Детям предлагается подумать, когда созревают перечисленные в загадках овощи, и педагог уточняет сезон (осень). При помощи вопросов воспитателя дети вспоминают, какие еще овощи созревают осенью (Какие овощи растут на грядках ваших бабушек? Какие по форме помидоры, морковь?..)

Затем дети собирают с «грядок» овощи (на полу раскладываются обручи, в которых представлены силуэты разных по форме овощей и фруктов). Педагог называет овощ и предлагает детям как можно быстрее найти его в обручах – грядках и положить их в корзину.

Далее детям предлагается «сварить суп» из понравившихся им овощей и приправ: выдаются силуэты овощей, которые нужно раскрасить (используется техника раскрашивания губкой) и прикрепить к волшебному чугунку. Процесс раскрашивания может сопровождаться музыкальными фрагментами песен с описанием овощей и фруктов, стихов.

Овощи


Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

 

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла?...Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!...

Накрытые крышкой, в душном горшку

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!...

И суп овощной оказался неплох!


 

Ю.Тувим (перевод с.Маршака)

 

Педагог предлагает детям вместе придумать окончание сказки (например, сваренный суп принесет здоровье, бодрость и силу тому, кто его съест или накормит весь мир).

Обобщение опыта, итог ситуации. Педагог уточняет у детей, понравилась ли им сказка, предлагает выбрать самый аппетитный натюрморт и назвать изображенные овощи, фрукты, предметы. Далее можно предложить детям раскрасить натюрморт (тетрадь для творческих работ) или сопоставить коллаж из вырезанных элементов (овощей, фруктов). Возможные темы: «Овощи кипят в кастрюле», «Картофельный суп», «Натюрморт на тарелке» (лепка рельефа на одноразовой бумажной тарелке).

Методические рекомендации. Как продолжение образовательной ситуации по обогащению сенсорного опыта детей и развитию речи (образовательная область «Познание») может включать рассматривание 1-3 натюрмортов по близкой тематике (визуальный ряд педагог определяет самостоятельно, исходя из решаемых задач и возможности детей). Например, детям предлагается прослушать «сладкую сказку), вспомнить, что можно назвать сладостями (конфеты, пирожные, сочные фрукты), по просить детей пояснить, чем они им нравятся. А затем в игровой форме пригласить детей на «чаепитие».

Рассмотреть, например, репродукцию картины В.Ф.Стожарова «Чай с калачами». Обратить внимание на сочетание предметов: расписное полотенце, чарка, ковш, краюшки черного хлеба – все приготовлено к чаепитию. Педагог предлагает детям представить, какой сказочный персонаж мог бы стать хозяйкой за этим столом (Машенька из сказки «Маша и медведь», Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

При рассматривании картины «Сладости». Натюрморт» Б.М.Кустодиева можно обратить внимание на особенности используемых художником цветов и оттенков (холодные, свежие), выделить форму изображенных пирожных; сопоставить с картиной «Чай с калачами». При рассматривании фотографии клубники порадоваться обилию вкусных ягод (посчитать ягоды на веточке, на листке, в вазочке), пофантазировать, кто собрал ягоды, и кто будет ими лакомиться.

Можно предложить детям рассмотреть фотографии овощей и фруктов (назвать знакомые, выделить цвета и формы, посчитать с помощью педагога группы фруктов) и далее организовать сюжетную игру «Фруктовый рынок» или аппликацию по теме «Фруктовый лоток» («Вазочка с ягодным вареньем»).

Образовательная ситуация «Ожившая клякса»

Программное содержание. Способствовать проявлению эмоционального отклика на выразительное изображение обычных предметов, состояний (сезонов, погоды). Активизировать творческие проявления детей; развивать воображение, художественно-эстетические способности (чувство цвета, формы, ассоциирование, синестезию и др.), умение видеть выразительность форм, сочетания цветов в произведениях искусства и предметах. Развивать художественное восприятие, умение придумывать интересные образы.

Активизировать освоение и использование названий сенсорных эталонов формы и цвета, предметов и состояний природы; прилагательных, обозначающие цветовые, фактурные свойства и качества предметов (пушистый, гладкий, мокрый, яркий, разноцветный, солнечный и т.п.).

Основной визуальный ряд:

1. Ф.А.Васильев. Кучевое облако. 1860-е. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. И.И.Левитан. Озеро. Русь. 1899-1900. Русский музей, Санкт-Петербург;

3. Закат на берегу моря. Фотография;

4. Ф.М.Матвеев. Водопад в Иматре. Финляндия. 1819. Русский музей, Санкт-Петербург.

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельных образовательных ситуаций, упражнений с детьми:

1. В.Н.Пчелин. Море. 1911. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск;

2. Н.В.Досекин. Прибой. 1894. Омский областной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля;

3. Н.Н.Дубовский. Водопад Иматра. 1894. Севастопольский художественный музей им.П.М.Крошицкого.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. К детям и Левушке «приходит» в гости персонаж – Черная Клякса (силуэтное изображение кляксы). У нее дурное настроение – ей скучно, она обижена. Клякса узнала, что художники, при создании картин используют какие-то линии и формы. Детям предлагается подумать, может ли Клякса быть моделью для картины, и бывают ли другие необычные формы?

Развитие образовательной ситуации. Детям предлагается рассмотреть изображения и найти необычные формы листьев, облаков, луж, камней, похожие на кляксу.

При рассматривании репродукции картины Ф.А.Васильева «Кучевое облако» предложить детям придумать и «оживить» предметы на картине. Обратить внимание детей на пушистость облака, его горделивый неспешный полет по небу. Предложить придумать ему настроение (светлое или темное, грозовое? Пушистое, легкое или тяжелое от капель воды? Веселое или грустное?).

Описывая 2-4 образными фразами, подсказать идею произведения (спокойствие и тишина летнего дня, прогретость воздуха, медленное, плавное скольжение облака и т.д.) Вопросами подвести детей к настроению и замыслу картины (Как вы думаете, какое время года изображено? Почему так решили? Почему художник решил изобразить облако?). Далее можно предложить детям отобрать из специально подготовленных материалов (наждачная бумага, кусочек ваты, мешочек с крахмалом, смятая бумага, мех и т.п.) тот, который больше всего подходит по ощущению к изображению облака, пояснить ответ. Предложить детям «полетать» как облако на репродукции (пластический этюд). Педагог может обыграть изображение: дуть, как порывы ветра, и сгонять тучки, нежно касаться спин детей, подбрасывать легкий, надутый гелием шар или мяч, имитировать изменение настроения тучи (раздувается, набирая капли из озера, уносится порывом ветра и т.п.).

Далее можно предложить подумать, на какого персонажа больше похоже облако? Понравилось ли изображение? Как вы думаете, а художнику нравилось то, что он рисует? Что же заинтересовало художника?

Педагог предлагает детям найти другие необычные формы, предметы, спрятанные в изображениях. Просит внимательно рассмотреть репродукцию Н.Н.Дубовского «Водопад Иматра», уточняет, что, на первый взгляд, все, что изображено – обычно: камень, ручеек, ничего сказочного нет. Предлагает детям подобрать слова для описания камня (валун бочок подставил солнцу, греется; вода плещется, журчит, шепчет, омывая камень), с помощью вопросов помогает детям. Затем из специального набора материалов ребята подбирают тот, который больше всего соответствует фактуре камня, проводят по нему пальчиком или ладонью.

Далее можно предложить рассмотреть другие представленные в галерее (оформленном уголке) изображения и найти необычные, сказочные или красивые предметы, формы, спрятанные в них. Для оформления галереи используются репродукции рекомендованных для данной образовательной ситуации 3-4 произведений (как знакомых, так и новых).

Далее педагог предлагает детям помочь Кляксе. Ей тоже хочется стать моделью для художников! Она знает разные формы и фигуры, а свою форму никак не может описать. Кляксу всегда считают ошибкой или помаркой и стараются стереть с листа. А ведь у нее необычная форма: то ли круг, то ли квадрат, а то и вовсе треугольник. Какая форма у Кляксы? Педагог предлагает детям превратить кляксы (заранее подготовленные листы бумаги с силуэтом клякс) в необычных персонажей. Далее педагог предлагает детям увидеть необычное в предметах, изображенных на страницах тетради для творческих работ; дорисовать изображения, придумать им названия.

Обобщение опыта, итог ситуации. Далее педагог обобщает: Обращает внимание детей на то, что художники умеют подмечать мелочи, видеть сказочное, необычное, прекрасное в обычном. Даже знакомые предметы (камни, облака, лужи, ветки) можно увидеть по-разному, научиться их превращать в персонажей – героев картин. И даже обычная клякса может быть похожа на разные предметы, превращаться в разных персонажей.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.