История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2023-02-16 | 50 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Поток о скалы бьет крылатой пылью,
Джигит летит на вороном коне,
И конь, как птица, расправляет крылья.
Орел умрет — и ветер пух умчит,
Потом иссохнет — все о нем забудут;
Народу своему служил джигит —
И петь о нем
Всегда в народе будут.
Анвар Аджиев
Александра путерброТ НЕ ЗАБУДЕМ ТЕБЯ, САША!
Каспийская школа № 2 утопает в зеленом кольце садов. Смотришь, как морской ветер колышет высокие кроны тополей и акаций, и с трудом представляешь себе, что совсем еще недавно на этом месте были необжитые прибрежные пески — пустынное раздолье для охотников за дичью.
Школьный сад посадили сами ребята. Когда-то этот сад был, пожалуй, первым оазисом в молодом городе на берегу Каспия.
Ребята любят свою школу, гордятся ею: она воспитала многих прославленных рабочих, мастеров — ударников коммунистического труда, инженеров, врачей, педагогов, писателей.
Мальчишки и девчонки, что сажали яблони, клены и сирень, ушли воевать. Многим из них не пришлось уже увидеть, как окреп, поднялся школьный сад, как рядом с ним вырос другой, как похорошел, разросся город.
Не вернулся с войны и Саша Назаров — воспитанник этой школы.
Слава о нем издалека, через много лет после войны пришла в Каспийск, в школу, где он учился. И школе присвоили имя Александра Назарова, Героя Советского Союза.
9 мая 1964 года здесь открылся школьный исторический музей имени героя. Теперь документы военных лет о мужестве, храбрости воспитанника этой школы, с любовью собранные учениками и учителями, хранятся как ценные реликвии.
Я видела, с каким трепетным волнением входили в музей ребята. Они не знают, что такое война: она окончилась, когда их еще не было на свете. В ней принимали участие, защищая отечество, их отцы и матери, которые когда-то учились в этой школе.
|
Я видела, как пионеры стояли в День Победы в почетном карауле у бронзового бюста Героя Советского Союза Александра Назарова, обрамленного школьными знаменами. У таких знамен он произносил торжественное обещание пионера.
Посетители музея подолгу всматриваются в портреты, знакомые им по книжкам — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Сергея Тюленина, Володи Дубинина, других легендарных юных героев войны. Над галереей портретов надпись: «Их подвиги переживут века».
Рядом с ними портрет Саши Назарова, круглолицего юноши с густыми ресницами, с улыбчивым лицом.
Он шел их дорогой — дорогой храбрых, и сегодня он в одном ряду с ними.
Вот история его короткой, но славной жизни, которую можно узнать по документам, хранящимся в школьном музее.
На стенде письмо матери героя — Марии Федоровны Бутенко, адресованное каспийским школьникам.
«Один был у меня Саша. Родился в 1926 году 13 марта в деревне Лопуховка Малая Саратовской области в крестьянской семье. Был он трудолюбивый, ласковый».
Читала я эти строки вместе с ребятами и вспоминала давнюю встречу с Марией Федоровной, её рассказ о том, как она растила сына.
Нелегко сложилась её жизнь.
— Взяла я шестилетнего Сашу за руку, небольшой сундучок с самым необходимым и ушла из дома искать свое счастье, — рассказывала она. — Так я попала в Махачкалу, на рыбозавод Лопатин.
Работать мне не привыкать, хвалили меня.
Учиться здесь стала в школе взрослых и политзанятия не пропускала. Прибегу, бывало, домой, а Саша мне говорит: «Мам, я тебе рыбку поджарил».
Рано он стал заботиться обо мне.
С детьми рыбаков он научился рыбачить. Позже с ними он и лодки строил, и сети с уловом выбирал, и на тюленя ходил.
Счастье мое — в труде да в Саше оно было. Учился он хорошо. У моря среди рыбаков рос смелым, бедовым. Когда мы жили в Каспийске, увлекся охотой. Однажды он убил тюленя на льду. Добрался было до добычи, но лед затрещал, стал крошиться. Было это в полутора километрах от берега. Саша выплыл и ружье не бросил.
|
Семилетку и курсы шоферов закончил одновременно. Поступил работать на завод учеником токаря. Находил Саша время и для спорта, любил читать, пел в школьном хоре.
Когда началась война, Сашу словно подменили. Теперь в свободное от работы время он исчезал из дому, надолго уходил в степь — учился стрелять метко, метать гранату.
Как-то вечером, когда он собрался в школу на концерт, в дверь нашей комнаты постучали и вручили ему повестку из военкомата.
Удивилась я.
— Тебе ведь 17.
— А я, мам, себе год прибавил, — улыбаясь, открыл он мне свою первую мальчишескую тайну.
В 1942 году, когда немцы пришли на Кавказ, бомбили Махачкалу и Каспийск, Саша подал заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт.
Настоятельно просил.
И просьбу его удовлетворили.
... Рядом с письмом матери героя в музее хранятся солдатские письма с войны. Видно, писались они в короткие передышки между жаркими боями, столь скупы их строки.
«Что происходит у нас на фронте, вы читаете в газетах. У меня новостей нет. Сражаемся с немецкими фашистами, гоним их на запад. У меня па счету за месяц пять фашистских гадов», — писал Саша Назаров в первом письме,
Письма приходили редко. Вот еще:
«Находимся на переднем крае, немцы рядом. Вот именно здесь, на рубеже, я со своим взводом защищаю вашу мирную жизнь, ваш покой, ваше будущее счастье».
«Могу сообщить... воюем, добиваем раненого зверя. Немец уже не тот— рухлядь.
Скоро вернемся с победой».
Из других документов мы узнаем, что военному делу учился он в Бакинском пехотном училище. Молодой офицер прошел боевой путь от Волги до Одера.
За боевые подвиги награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, двумя боевыми медалями.
А вот что рассказала нам много лет спустя скупая воинская характеристика в наградном листе, написанная подполковником Пономаренко:
«Назаров Александр Александрович, младший лейтенант, командир взвода 234-го стрелкового Волжского полка, в боях с немецкими захватчиками проявил исключительный героизм.
... Это было в боях на Одере.
Ранним туманным утром 7 февраля 1945 года Назаров со своим взводом защищал позицию на ответственном участке обороны. Противник после сильного артиллерийского обстрела численно превосходящими силами при поддержке танков и самоходок пошел в наступление.
|
Много раз гитлеровцы бросались в яростные атаки, но были встречены сильным огнем. Взвод держался стойко. Горсточка истекающих кровью солдат во главе с Назаровым отбила 4 вражеских атаки. От их меткого огня 60 гитлеровцев нашли смерть. Противник пустил в бой 2 средних танка и три самоходки.
Оставшись с небольшой группой солдат, Назаров призвал их твердо удерживать отвоеванные у врага позиции, а сам с противотанковыми гранатами занял участок, в направлении которого шли танки и самоходки. Подпустив танки на близкое расстояние, он забросал их гранатами. Но один танк и самоходка продолжали двигаться. Им удалось прорваться в боевые порядки взвода. Нависла угроза над всем батальоном. Чтобы остановить, танки противника и не допустить прорыва обороны, Назаров с двумя противотанковыми гранатами поднялся во весь рост и бросился под передний танк».
Рассказ о подвиге Александра дополняет письмо комсорга воинской части Ф. Ефремовского к матери героя.
«... Фашисты пытались столкнуть нас в реку. Стянули большое количество войск.
В самую трудную минуту, чтобы удержать плацдарм, который играл немалую роль в последующих наступательных операциях, решив спасти своих товарищей, Саша Назаров без страха пошел на смерть. С противотанковыми гранатами в руках, с возгласом: «За Родину!» он бросился под танк, шедший на мост. Своим телом он преградил путь стальному чудовищу. Танк подорвался. Так была удержана оборона».
Из этого же письма мы узнаем, что похоронен бесстрашный советский патриот близ города Бреслау.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Александру Назарову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
... В школе, где учился Саша, провели конкурс на лучший рассказ о подвиге героя. Сочинения эти хранятся в музее. Я читала их. «Безумству храбрых поем мы славу»—эти строки из «Песни о Соколе» А. М. Горького взяла эпиграфом к своему сочинению ученица 10 класса Лиза Донскова.
|
В эпилоге она пишет: «... Прошло много лет. Комсомольцы и пионеры города, в котором жил, учился, работал Александр Назаров, поставили ему памятник.
Мать героя Мария Федоровна бывает в гостях в нашей школе. Она показала нам последнее письмо сына к ней.
«Не грусти, родная, скоро вернусь только с победой», — говорилось в нем. Но он не вернулся.
Честь и хвала герою, который ценой своей жизни приблизил победу над врагом.
Мы не забудем тебя, Саша».
Во всех работах одна мысль: каждому юноше, каждой девушке хочется быть таким, каким был Александр Назаров.
Он добровольно ушел на фронт, храбро сражался с врагом, принял смерть во имя Родины.
Саши нет с нами, но все помнят его.
В книге отзывов музея такая запись: «Мне, воспитаннику этой школы, ныне летчику-истребителю ВВС, тоже хочется быть таким, каким был наш Саша. Охраняя воздушные рубежи нашей Родины, я приложу все умение, мастерство, а если понадобится, не задумываясь, отдам жизнь. Капитан Андросов».
... Стоит у школы памятник Саше Назарову. Талантливый скульптор И. И. Ибрагимов изобразил юношу, устремленного на врага с гранатой в руке. Это символ яркого подвига воспитанника этой школы. Это бессмертие подвига.
Идя в школу, ученики в молчании останавливаются здесь.
... Мы с ребятами идем по новым красивым кварталам, по улицам солнечного города.
Всюду цветы. На сердце спокойно. Мы разговариваем о Саше Назарове, который погиб за наше счастье
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!