Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2023-02-16 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Литература среди других искусств: сфера, предмет, цели.
Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации. Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил.
Литература нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) — за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Литература более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстаёт миром осмысленным, аналитически высветленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому Литература — наиболее идееносное и идеологичное из всех искусств.
|
Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...(М. Горький)
В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.
Теория литературы как один из разделов литературоведения: предмет, цели и задачи.
Литературоведение - это наука о литературе, состоящая из трех взаимосвязанных дисциплин: теории литературы, истории литературы и литературной критики.
Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.
Главная цель теории литературы состоит в том, чтобы осмыслить природу художественной литературы, особенности отражения ею действительности и ее общественную функцию. К этой задаче примыкают другие: рассмотрение закономерностей, управляющих развитием различных сторон художественно-литературного творчества, закономерностей, связанных с развитием отдельных жанров, языка художественной литературы, стихосложения, композиции, сюжета и т.д. Наряду с этим теория литературы, основываясь на понимании общих законов, управляющих
развитием литературы, разрабатывает принципы и методику анализа литературно-художественных произведений, стилей, течений и литературного процесса в целом.
|
Содержание и форма художественного произведения.
Содержание — это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме. Изучение различных сторон содержания ведет от поверхностных, неглубоких суждений о материале, избранном писателем, к верному пониманию идей, настроений, мировосприятия писателя, выраженных в произведении.
В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема (тематика, то есть совокупность тем), проблема (проблематика, то есть совокупность проблем) и авторская позиция.
Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений. Содержание произведения всегда каким-то образом оформлено, вне формы все элементы содержания не могут существовать.
Одним из важнейших принципов художественного творчества и бытия произведения искусства выступает принцип единства формы и содержания. Суть этого принципа состоит в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им, а содержание проявляется лишь в определенной форме.
Художественная форма (от лат. forma - внешний вид) - структура художественного произведения, его внутренняя организация, весь комплекс выразительных средств. Созданная при помощи изобразительно-выразительных средств определенного вида искусства для выражения художественного содержания, форма всегда указывает на то, какими средствами передано в художественном произведении содержание. Содержание же, по словам Л.С.Выготского, - это все то, что автор взял как готовое, что существовало до рассказа и может существовать вне и независимо от него. Содержание - необходимый конститутивный момент эстетического объекта. М.М.Бахтин писал в работе «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве»: «Действительность познания и эстетического поступка, входящую в своей опознанности и оцененности в эстетический объект и подвергающуюся здесь конкретному интуитивному объединению, индивидуации, конкретизации, изоляции и завершению, т.е. всестороннему художественному оформлению с помощью материала, называем содержанием эстетического объекта». Иными словами, содержание - это все художественно отраженные явления действительности в их оценочном осмыслении.
Зависимость формы от содержания произведения выражается в том, что первая без второго не существует. Содержание представляет собой внутренний смысл определенной формы, а форма являет собой содержание в его непосредственном бытии.
|
Противопоставление содержания и формы характерно прежде всего для этапа творчества, т.е. для их взаимного, обоюдного становления, когда художник осмысливает то, что хочет выразить в художественном произведении и ищет для этого адекватные средства. В законченном же художественном произведении форма и содержание непременно должны составлять неразрывное, находящееся в гармонии единство.
Говоря о единстве содержания и формы, не следует преуменьшать значения художественной формы как выразительной силы. Не случайно в европейской философской традиции со времен Аристотеля форма понимается как специфический принцип вещи, ее сущность и движущая сила. Содержание художественного произведения становится эмоционально воспринимаемым, приобретает эстетическую значимость благодаря реализации его в художественной форме, которая таким образом активно воздействует на содержание. Она может способствовать наиболее полному и убедительному раскрытию содержания, но может и мешать его выражению, ослаблять силу его воздействия и, соответственно, восприятия.
Если внимательно проанализировать художественное произведение, то достаточно легко обнаружить, что все его элементы можно разделить на формальные и содержательные. К содержательным элементам художественного произведения относятся тема, конфликт, идея, характеры, сюжет, фабула. К формальным элементам художественного произведения относятся композиция, жанр, речь, ритм. Специфика художественного языка различных видов искусства определяет решающее значение для них отдельных формальных элементов: в музыке - мелодии, в живописи - цвета, в графике - рисунка и т.п. Форма произведения должна обладать внутренним единством. Гармоничность, соразмерность ее элементов - необходимое условие законченности, совершенства, красоты произведения искусства.
Поэтика, ее виды и уровни.
Поэтика - теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение. Термин «поэтика» иногда переносится на сам объект изучения, например «пушкинской поэтики», «поэтики Шекспира». В своем историческом развитии поэтика как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории литературы.
|
Поэтика делится на на общую (изучение всех приёмов художественной литературы), частную (изучение использования этих приёмов в отдельных произведениях) и историческую (изучение эволюции какого-либо литературного приёма).
Всякое литературное произведение представляет собой
систему следующих взаимосвязанных уровней:
1) сюжетно-композиционного уровня;
2) пространственно-временного уровня (хронотопа);
3) уровня системы образов;
4) стилистического уровня;
5) идейно-философского уровня (как «высшего» в
произведении).
1. Сюжетно-композиционный уровень
В традиции сюжет рассматривается как система событий в
произведении, возникающая на основе взаимоотношений пер-
сонажей и развития их характеров, выражает (раскрывает) идею,
авторскую концепцию произведения; иначе: в особенностях раз-
вития событий воплощается художественная мысль писателя.
Сюжет построен на основе возникновения, развития и
разрешения различных конфликтов (противоборств, столк-
новений) между персонажами произведения. В сюжете лите-
ратурного произведения воплощены художественные конф-
ликты, представляющие собой своеобразные следствия об-
щественно-исторических конфликтов в индивидуальной че-
ловеческой судьбе, созданные автором при помощи вымыс-
ла, имеющие обобщенно-типическое начало в аспекте обще-
го замысла произведения.
Например, в конце ХIХ в., в связи с ростом капитализма
в России и все усиливающейся властью денег, обостряются вза-
имоотношения людей и усиливается их конфликтность, дис-
гармоничность, настойчиво заявляют о себе жестокость, вза-
имное непонимание. Происходит усиление власти капитала и
начинается разрушение старых нравственных устоев патриар-
хально-религиозной России. Эти общественно-исторические
конфликты находят свое воплощение в художественных конф-
ликтах литературных произведений, созданных в этот истори-
ческий период. Так, в драме Л. Н. Толстого молодая крестьянка
сначала отравляет старого мужа, а затем, вместе со свекровью и
супругом-изменником, убивает младенца. Крестьянская семья
— действующие лица одного из очерков Г. Успенского из цикла
«Власть тьмы» — умертвляет «незапланированного» ребенка, на-
|
поив его водкой.
В учебном пособии под ред. Г. Н. Поспелова дается типоло-
гия сюжетов (применительно к эпосу и драме). Сюжет класси-
фицируется:
- по источнику возникновения (авторские, «прототипичес-
кие», заимствованные сюжеты);
- по специфике развития действия (сюжеты с действием
внешней или внутренней динамики);
- по специфике соотношения последовательности событий
(сюжеты хроникальные и концентрические).
Сюжет концентрический (центростремительный)
тип сюжета, выделяемый на основе принципа развития действия, связи эпизодов, от особенностей завязки и развязки. В С.к. между эпизодами четко просматривается причинно-следственная связь, легко выделяются завязка и развязка. Если сюжет одновременно является многолинейным, то между сюжетными линиями также четко прослеживается причинно-следственная связь, она же мотивирует включение новой линии в произведение.
Сюжет хроникальный (центробежный)
сюжет с отсутствием ярко выраженной завязки, с преобладанием временных мотивировок в развитии действия. Но в С.х. могут включаться эпизоды, иногда довольно обширные, в которых события связаны причинно-следственной связью, т.е. в С.х. нередко включаются различные концентрические сюжеты. Противопоставлен концентрическому сюжету.
Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения людей. Критерий разграничения этих типов сюжета — характер связи между событиями.
В хроникальных сюжетах связь между событиями — временная, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим. «Формулу» сюжетов этого типа можно представить так:
а, затем b, затем с… затем х (или: а + b + с +… + х),
где а, b, с, х — события, из которых складывается хроникальный сюжет.
Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью: ведь в сюжетах-хрониках не развертывается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.
Нередко для того, чтобы подчеркнуть хроникальный принцип расположения событий в произведениях, писатели называли их «историями», «хрониками» или — в соответствии с давней русской литературной традицией — «повестями».
В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. Такие сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.
«Формулу» сюжета этого типа можно представить таким образом:
а, следовательно, b, следовательно, с… следовательно, х
(a —> b —> c —>… —> x),
где а, b, с, х — события, из которых складывается концентрический сюжет.
Все части произведения основаны на ясно выраженных конфликтах. Однако хронологические связи между ними могут быть нарушены. В концентрическом сюжете на первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии.
Данная типология сосредоточивает внимание на взаимо-
связь, взаимообусловленность сюжета с жанром произведения. С
точки зрения этапов развития конфликта, воплощенного в сю-
жете литературно-художественного произведения, говорят об
основных компонентах сюжетного построения (сюжета) — экс-
позиции, завязке, развитии действия (и наблюдаемой в нем куль-
минации) и развязке. Необходимо предостеречь от ошибки счи-
тать кульминацией наиболее яркое событие произведения: по-
скольку сюжет есть своего рода история развития характера (ха-
рактеров), постольку все узловые компоненты сюжета опреде-
ляются исключительно в связи с их значением для развития
характера (характеров).
Композиция (архитектоника) в традиции — последователь-
ность изображения событий непосредственно в тексте какого-
либо конкретного произведения в соответствии с творческими за-
дачами автора.
Фабула — многозначное понятие, затрудняющее анализ
произведения. Наиболее употребительно и логически оправда-
но использование термина «фабула» как вспомогательного по-
нятия, обозначающего детальную констатацию всех событий
произведения.
2. Пространственно-временной уровень (хронотоп)
Пространственно-временная организация литературного произведения - хронотоп. Под хронотопом М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». В литературных произведениях отдельно выделяют образы времени и пространства: Время: -суточное -календарное -биографическое -историческое –космическое. Пространство: -замкнутое -открытое -близкое -удаленное -пустое -детализированное (предметно насыщенное) -реально видимое -представляемое -земное –космическое. Кроме этого, и время и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот. По Бахтину хронотоп - в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Хронотоп - структурная опора жанра. Виды частных хронотопов по Бахтину: -хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство. -хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство. -хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство. -хронотоп усадьбы (не Бахтин) - концентрическое, непринципиально замкнутое пространство. -хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное. -хронотоп порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения. Крупный хронотоп: -Фольклорный (идиллический). Основывается на законе инверсии. Тенденции современного хронотопа: -мифологизация и символизация -удвоение -обращение к памяти персонажа -усиление значения монтажа -время само становится героем повествования -время и пространство - неотъемлимые координаты мира.
3. Уровень системы образов
Этот уровень составляет некое ядро в литературно-худо-
жественном прозведении, так как сюжетно-композиционный
и пространственно-временной уровни ориентированы непос-
редственно на него.
В связи с этим вспомним, что сюжет — система событий,
построенная на основе конфликтов между персонажами произ-
ведения, развивающаяся в пространстве и времени (применительно
к эпосу и драме прежде всего). С другой стороны, в данном случае
первостепенен тот факт, что объектом познания-отображения
литературы — является человек в единстве индивидуально-лич-
ного и типического.
На данном уровне произведения «работают» такие поня-
тия, как «образ», «характер», «персонаж», «действующее лицо».
Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественное, мифическое, божественное и т.п.
Литерату́рный геро́й — это образ человека в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).
Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.
Нередко в литературе происходил процесс формализации характера героев, когда они превращались в «тип» какого либо порока, страсти и т.п. Создание подобных «типов» было особенно характерно для классицизма, при этом образ человека играл служебную роль по отношению к определенному достоинству, недостатку, наклонности.
Особое место в ряду литературных героев занимают подлинные лица, введенные в вымышленный контекст — например, исторические персонажи романов.
Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.
Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, Гогольраскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение.
Интерес к личности является некой сверхзадачей писате-
ля, исходя из которой он обращается к исследованию
человека в аспекте его индиви-
дуально-личностных характеристик.
«Изображаемый мир обязательно предполагает
выдвижение на первый план 2, 3, 4 героев, чьи судьбы занимают
большее внимание автора и воспро-
изводятся предельно детализированно. Эти персонажи образуют
так называемую “микросреду” и вписываются в “среду” произве-
дения» (À. Я. Эсалнек).
«Микросреда» персонажей, ее изображение представляют
собой основу, ядро авторской концепции произведения; ее ана-
лиз ориентирует нас на уяснение идейно-философского смыс-
ла произведения. При этом «судьбы персонажей микросреды вос-
производятся предельно детализированно» (À. Я. Эсалнек). Для
обозначения подобного явления в литературоведении существуют
такие понятия, как «психологический анализ» и «психологизм».
Психологизм — филологическая категория,характеризующая
основополагающее свойство литературы, художественное отобра-
жение, исследование человека в литературе.
Психологический анализ — специфическая совокупность при-
емов и средств, которыми пользуется тот или иной писатель при
отображении внутреннего мира персонажей своего произведения.
Эти понятия «работают» на уровне системы образов лите-
ратурно-художественного произведения.
В толковании такой категории, как образ автора, суще-
ствует несколько тенденций, согласно которым образ автора
отождествляется с личностью писателя (С. В. Тураев, À. Соко-
лов); образ автора мыслится предельно широко, включая раз-
личные аспекты проблемы автора: авторская позиция, концепция,
роль автора, авторское сознание и др. (Н. К. Бонецкая, И. Г. Род-
нянская); образ автора рассматривается как один из образов
персонажей произведения (В. В. Кожинов, В. В. Виноградов,
М. М. Бахтин). Наибольшее распространение получило после-
днее («персонифицированное») понимание образа автора, при-
нимаемое в науке с двумя существенными дополнениями:
1) образ автора носит речевой характер, ибо «чаще всего
он даже не назван в структуре художественного произведения»
(В. В. Виноградов);
2) образ автора — это некий «формальный заместитель
автора» (М. М. Бахтин), определяющий его позицию для виде-
ния мира в соответствии с творческими задачами, идеей дан-
ного произведения.
Как неоднократно было замечено, специфика воплоще-
ния в произведении всех его взаимодействующих уровней обус-
ловлена авторской концепцией произведения, его высшим —
идейно-философским — уровнем.
3. Особенности и методология литературоведческого анализа.
Особенности литературоведческого анализа
1. При анализе произведения следует исходить из единства
содержания и формы в произведении.
2. Àнализ начинается с изучения авторского замысла, ав-
торской концепции произведения (=«что хотел сказать писа-
тель»), а заканчивается интерпретацией результатов предпри-
нятого анализа в аспекте идейно-философской направленнос-
ти произведения (= «что сказалось»).
3. В связи с изучением замысла произведения актуальность
обретает изучение мемуарных материалов, творческой истории
произведения.
4. Логическая последовательность литературоведческого ана-
лиза (по Л. И. Тимофееву):
«Àнализ темы и идеи переходит в анализ характеров про-
изведения. Àнализ характеров переходит в анализ языка, сюже-
та, композиции переходит в анализ характеров точно так же,
как анализ характеров переходит в анализ темы и идеи произ-
ведения в целом».
На языке уровней произведения это может быть представ-
лено в следующей схеме:
- Замысел, авторская концепция произведения.
- Уровень образной системы. (Характер конфликта, принципы
типизации).
- Сюжетно-композиционный уровень.
- Пространственно-временной уровень.
- Стилистический уровень.
- Уровень образной системы.
- Идейно-философский уровень.
5. Поуровневое рассмотрение произведения возможно толь-
ко в предельной абстракции.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Жизнь языка проявляется посредством речи, наборы устных и письменных текстов которой имеют четкие, отличные друг от друга, стилисти-ческие черты. Современная функциональная стилистика выделяет нейтральный стиль, разговорный стиль, просторечие и ряд книжных стилей стиль художественной литературы (с различными вариантами подстилей), научный, канцелярский, публицистический, газетный, ораторский и возвышенно-поэтический. Стили эти не существуют в чистом виде, имеют обширную общую базу и зачастую во многом близки друг другу. Однако есть четкие критерии их разграничения, проявляющиеся в основном в сфере характерной лишь для них одних лексики, фразеологии и синтаксиса. Если какой-нибудь из этих, характерных только для данного стиля признаков вклинивается в чужую сферу, то читатель без труда констатирует отклонение от нормы. Столкновение единиц одного стиля с единицами другого часто используется в художественной литературе для создания комического эффекта.
Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения.
Любое художественное произведение зависит прежде всего, от главной мысли, заложенной автором, или темы и идеи. Идейно-тематический анализ выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы - если говорить более точно - «суть абстрактные и универсальные понятия» по определению Пави, а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены - тема измены Катерины своему мужу, Тихону; мотив любви - Тема Любви Ромео и Джульетты; В литературе посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях. Что же такое «тема» и «идея»? Одни понимают под темой жизненный материал, который берется для изображения, другие - круг жизненных явлений, обстоятельств, которые воссоздаются художником в своем произведении. Тем не менее, все сходятся на том, что под «темой» следует понимать: а) некий жизненный материал / среду; б) некий объект изображения; в) некую эстетическую категорию; Все это одновременно входит в понятие темы, но она не является простым «набором» жизненных впечатлений, а скорее ближе такое понятие как «принципы отбора» этих впечатлений для конкретного произведения. Дословный же перевод слова «thema» означает «то, что положено в основу». Пави так определяет тему: «общая тема - это резюме действия или драматического универсума, его центральная идея или организующий принцип» , далее добавляя, что тема - избитое в языке критики понятие - тем не менее, страдает недостатком точности. Можно совершенно определенно сказать, что темы как таковой, единственно присущей данному произведению - не существует. Есть ряд тем, которые объединяются общим принципом, единым устремлением и среди которых каждый исполнитель выбирает некоторое количество тем, организовывает их в некую совокупность и соподчиненность, называя это темой (или «своей» темой). Этот процесс иногда называется «трактовкой», т.к. она есть самопроизвольная иерархизации тем. С одной стороны это нарушает приданную автором пьесе цельность, с другой позволяет получать бесконечное количество интерпретаций.
План анализа литературного произведения.
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Тема, проблема, идея.
ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота и т. д.
ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства?
Идея - основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.
Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.
Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.
XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:
Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно ввопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.
Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.
Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.
Итак,
ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.
Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:
Когда вы занимаетесь истолкованием литературного произведения, ищете в нем скрытые (говоря научным языком, имплицитные) смыслы, анализируете явно и исподволь высказанные автором мысли, вы как раз и изучаете идейное содержание произведения. Трудясь над заданием 8-м предыдущей работы (анализ фрагмента рассказа М.Горького "Челкаш"), вы занимались именно вопросами его идейного содержания.
Пафос. Виды пафоса.
Пафос - ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Проанализировать пафос в художественном произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. В художественном произведении в зависимости от его проблематики иногда доминирует один вид пафоса или обнаруживается сочетание разных его видов.
виды пафоса в тексте и их стилевые соответствия
1) пафос сентиментализма (психологизм, экспрессивность, риторичность);
2) пафос романтизма (психологизм, риторичность, условная образность, сложная композиция, стихотворная организация, отказ от сюжетности, отказ от описательности, чаще проявляется в лирике, контраст – ведущий принцип композиции;
3) пафос героического (тяга к сюжетности, жизн
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!