В своем развитии он проходит этапы субъективного духа , объективного духа и абсолютного духа, тем самым реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим, воплощая полноту а. и. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В своем развитии он проходит этапы субъективного духа , объективного духа и абсолютного духа, тем самым реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим, воплощая полноту а. и.

2023-02-16 20
В своем развитии он проходит этапы субъективного духа , объективного духа и абсолютного духа, тем самым реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим, воплощая полноту а. и. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъективный дух (с. д.) – этап становления, отчужденного существования а. и. в природе, когда преодолеваются противоречия «дремлющего в природе» духовного содержания и природной формы. И создается дух, т. е. человек и человечество как носители идеи.

 С. д. (индивидуальная душа) замкнутое в своих составляющих и связ. с содержанием, которое ей дается, с точки зрения Гегеля, через триаду.

-антропология раскрывает душу как чувственную субстанцию тела.

-феноменология исследует превращение души в сознание по 3 степеням:

· сознание;

· самосознание;

· разум.

-психология показывает теоретические и практические способности духа.

В ходе своего развития с. д. активно усваивает данное ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний, как разумный дух, обладающий свободной волей.

Разумная воля субъективно-свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями, переходит к свободной деятельности , создающей право, мораль, нравственность и государством, становясь тем самым объективным духом.

 Объективный дух- второй этап развития духа.

Пройдя через стадию суб-ти духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став свободным разумным духом, последний (с. д.) реализует свою свободную волю в объективном мире.

Инд. Д. на этом этапе должен постичь тот факт, что все внешне данное и противоречащее ему и есть дух.

 Человек подчиняет себе природу, тем самым нравственно и политически преодолевая свою иллюзорную оторванность от других людей и погружаясь в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. На этом пути приобретается действительная индивидуальность тождественная народному духу.

 Стадии права противостоит и сменяет ее стадия морали как право субъективной сознательной воли. Синтезом этих стадий является нравственность, реализующаяся в семье, гражданском обществе и государстве. Т.к. в нравственности совпадает правовое и моральное, она (нравственность) становится высшей формой объективного духа.

Вершина нравственности – это государство, которое, синтезируя субъективное и объективное в понятии народного духа , может стать носителем абсолютного духа как последнего этапа развития духа., раскрывающего содержание и смысл эволюции абсолютной идеи.

 Пройдя этапы суб. и объ. духа, дух восходит к абсолютному знанию. Формами знания и самосознания а.и. является искусство, религия, философия.

 Дух постигает идею в искусстве через ее образное созерцание и чувственно внешнее изображение, затем в религии через образно-эмоциональное переживание и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или в форме философии, которая раскрывает а. и. как мыслящее себя понятие .

 Абсолютный дух снимает дуализм идеи и ее порождение , которое оказывается средством актуализации духа.

 Как конкретное единство личности, общества и смысла, а. д. является свободным, сознательным, бесконечными беспрепятственным самотворчеством.

 

Восприятие истории.

 

Историю Гегель рассматривает как «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через дух отдельных народов , сменяющиеся друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей мысли. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу. Независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое отображение в учении Гегеля «Хитрость мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своей цели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

  

 

 

   

 

Билет № 12

 Диалектический метод Гегеля.

 

Исходя из главного принципа своего абсолютного идеализма : признание мирового духа абсолютной идеей, основой всех природных, социальных и духовных явлений природы общества, Гегель разработал в труде «Наука логики» первую часть своей системы, метод диалектических понятий.

Диалектическая логика- наука о диалектическом противоречии как движущей силы развития всех природных, социальных и духовных процессов.

Диалектическое противоречие развивается по ступеням: тождество, различие. Разность, противоположность, противоречие.

Рассудочная диалектика- это диалектика, подвластная рассудку. Она выявляет противоположные начала. Разум выше рассудка. Он завершает предварительную работу рассудка, доводя установление рассудком противоположного начала до их взаимопроникновения, т.е. синтеза.

Синтез противоположностей, их диалектического взаимопроникновения возможно лишь на основе тотальности каждой из двух противоположных сторон диалектического противоречия.

 

Билет № 13

Философия Фридриха Ницше

(1844-1900)

 

Основные произведения:

· «Так говорил Заратустра»

· «Весёлая наука»

· «Генеалогия морали»

· «По ту сторону добра и зла»

· «Антихристианин. Опыт критики христианства»

 

Философия Ницше - это «философия жизни» - иррационалистическое течение в философии конца 19 - начала 20 века, которое выдвигает в качестве исходного понятие жизни, как некую интуитивно постигаемую, целостную реальность, которая не тождественна ни духу, ни материи.

Выделяют 4 периода формирования философии Ницше:

1. Ницше - последователь Шопенгауэра, в первую очередь его валюнтаризма; сторонник Рихарда Вагнера.

2. Ницше сближается с философией позитивизма, с философией естествознания.

3. Этап усиления метафизического элемента в философии Ницше; разаработка учения о «воле к власти».

4. Учение Ницше о «сверхчеловеке».

 

Основные понятия философии Ницше

Это такие понятия, как «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек», «сверхчеловек», «воля к власти» и другие. Эти понятия наполняются различным содержанием в зависимости от контекста.

«МИР» - становление (бесцельное), идея вечного возвращения одного и того же. По идее Ницше, всё развитие человеческой цивилизации идёт по замкнутому кругу, т.е. оно бесцельно и через большой временной промежуток наша жизнь повторяется.

«ВЕЩЬ» - это устойчивость в хаосе становления. В основе мира понятие воли:

«ВОЛЯ» - понимается Ницше многозначно. Это движущая сила становления, она иммонентна (неотъемлима, действительна). Это сущее в его динамичности. Это воля, как стремление к расширению собственного «Я», воля к власти. У человека понятие «воли к власти» тождественно понятию «воли к жизни»: инстинкт к самосохранению и борьба за существование ( влияние Дарвина на философию Ницше).

«ЖИЗНЬ» - это мир в аспекте его данности познающему субъекту. «Жизнь» - это мир, рассматриваемый, как организм. Это истина и единственная реальность, которой должно быть подчинено духовное начало человека.

«ЧЕЛОВЕК» - биологический организм, который в процессе своей жизни вырабатывает формы приспособления к окружающему миру.

Это тело, а также некоторая иерархическая структура, где интеллект - высший слой, необходимый для сохранения низших жизненных и жизненно необходимых инстинктов. Ницше полагает, что в человеке в «срезе» присутствуют все ступени его эволюции. На место Бога Ницше ставит некий миф под названием «СВЕРХЧЕЛОВЕК» : «Некогда, глядя в даль моря, люди говорили: " Бог " . Нынче же я учу всех говорить " сверхчеловек " . Вы можете создать Бога? Тогда не говорите о богах. Но сверхчеловека создать можно.»

Ницше старается наделить сверхчеловека доблестями совершенствами. Но позднее этот поэтический ареол спадает, и сверхчеловек оказывается новым варваром, существом, отдавшимся инстинктам дикого зверя, Ницше использует термин «белокурая бестия». В таком открыто-биологизированном подходе сверхчеловек становится основой для идиологии фашистов.

       Ницше провозгласил, что «Бог умер»: «Мы его убили - вы и я. Мы все убийцы.»

       Ницше считает, что христианская религия исчерпала себя и не в состоянии быть заслуживающей доверия, т.е. осознавая реальное значение мифа как орудия власти над людьми. Ницше пытается в своих произведениях проповедовать Новый миф.

         Сверхчеловек- человек, индивидуалистически преодолевший современный мир и современных ему людей, вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью. Это также идеал некого человека «будущего», который оставляет за собой современность.

          Это также культ сильной личности, одержимой воли к власти.

           Ницше своей идеей вечного возвращения отрицает общественный прогресс и противопоставляет ему принцип amor fati - «любовь к себе». Ницше развивает элементарную концепцию абсолютного государства высшей расы. Это арийцы, обладают абсолютным правом воплощать любовь, красоту, добро.

            Он говорил, что современная культура - это упадок и декаданс. Возрастание роли интеллекта ослабляет его инстинкты, ощущения «слитности» с миром, отсюда его критика христианства, «религии рабов».

                 Христиане - люди несвободные, превратившие свою свободу в идеал.

               Смирение - основы человека, человек свободен, говорит Ницше. «Пусть гибнут слабые и уродливые. Это первая заповесть нашего человеколюбия».

                 Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного ( отрицание Ницше идеи прогресса ). Прогресс - совр., ложная идея, но отдельные, удивительные феномены безпристанно появляются в разных частях света и на почве различных культур и в них действ. Воплощенный высший тип человека, своего рода «сверхчеловек» в пропорции к человечеству в целом. Он называет это «счастливыми случаями» к таким людям можно причислить Юлия Цезаря, Наполеона. Т.е. каждая эпоха рождает своего гения.

              В основе этой «морали господ» лежат следующи положения:

1. Сверхчеловек - это субьект новой морали.

2. Ценность жизни - есть единственная безусловная ценность и она совпадает с уровнем воли к власти.

3. Существует природное неравенство людей, обусловленное различаями их жизненных сил и воли к власти.

4. Сильный человек, или «прирожденный аристократ», абсолютно свободен и он не связывает себя никакими морально-правовыми нормами, т.е. сильный человек - это типичный изгой, порочный человек.

     Ницше оправдывает это: «Это люди, которые проявляют себя по отношению к друг другу столь снисходительными, сдержанными, гордыми и дружелюбными, но по отношению к внешнему миру, к тому, где начинается «чужое», «чужие». Они немногим лучьше необузданный хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободой от всякого социального принуждения. Они на диком просторе вознаграждают себя за напряжение, созданное долгим умиротворением, которое обусловливает мирным сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя как торжествующего чудовища. В основе всех этих рас нельзя не увидеть хищного зверя, великолепную, жадно ищущую добычи и победы белокурую бестию».

      Прообраз сверхчеловека Ницше видит в Римском, Арабском, Германском, Японском дворянстве, Скандинавских викингах, Гомеровских героях. Т.е. сверхчеловек по Ницше- это высший биологический тип, который соотносится с человеком, как человек соотносится с обезьяной. Сверхчеловека необходимо вырастить, но Ницше не даёт ответа на вопрос, как это сделать.

 

Билет № 14

 

Ф-ия психоанализа Зигмунда Фрейда (1850-1938)

По окончании Медицинского факультета Венского Университета Зигмунд Фрейд работал в лаболатории Эрнеста Брокке ,под влиянием к-го начил заниматься частной практикой. Изучал больных истериеей, после чего перешол к психоанализу.

 Психоанализ – это, во-первых, название процедуры исследования процессов, к-ые не достигаемые никаким иным способом, во-вторых, название метода лечения невротических нарушений, основанного на таком исследовании, в-третих, это определение суммы психологической информации, получаемый таким путем. Психоанализ постепенно оформился в учение.

Наша душевная жизнь – последовательный, непрерывный процесс, где каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным и бессознательным намереньем и определяются предшествующим событием, некоторое проявление нашей душевной жизни кажется возникшим беспричинно и спонтанно, но этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, к-е соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с др. Фрейд приходит к следующему выводу (3 уровня душ. жизни):

1. Сознание

2. Предсознание

3. Подсознание (бессознательное)

Все психич.процессы всех трёх уровней связаны между сабой. Если мысль или чувство кажется нам несвязанными с предшествующими мыслями и чувствами, то эти связи нужно искать в бессознательном. Бессознательное и предсознательное связаны между сабой и отделены от сознания особой психической инстанцией – «цензурой», к-я выполняет 2 функции:

1. Она вытесняет в область бессознательного неприемлимые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия.

2. Она оказывает сопротивление активному бессознательному, к-е стремится проявиться в сознании.

К бессознательному относятся: инстинкты, к-е вообще не доступны сознанию,а также мысли и чувства, подвергнутые цензуре.

Эти мысли и чувства не утерены, но она не допускается к воспоминанию и поэтому проявляются в сознании не прямо, а косвенно, опосредованно через обмолвки, оговорки, описки, ошибки памяти, сноведения.

Происходит также сублимация бессознательного – это замещение запретных влечений социально приемлимыми действиями.

Бессознательное обладает большой жизнеспособностью, оно неподвластно времени =>мысли и желания вытесненные в свое время цензурой в бессознательное, не теряет своего эмоционального заряда, и действует с прежней силой.

То что мы привыкли называть сознонием – айсберг: над водой - сознание 1/10, а другое – бессознательное, где находятся основные запасы психической энергии, а также побуждение и инстинкты. Подсознание – это та часть бессознательного, к-е может стать сознанием, оно расположено мужду бессознательным и сознательным.

Предсознательное подобно большому складу памяти, в к-м сознание нуждается для выполнения своей повседневной работы.

Инстинкты – это силы, к-е побуждают человека к действию. Физ.сторона инстинктов – потребности психич.желания. инстинкты содержат 4 компонента:

1. Источник

2. Цель

3. Импульс

4. Объект

Цель состоит в уменьшении в потребности и желании до такой степени, что дальнейшие действия направленные на их удовлетворение рперестают быть необходимыми. Цель заключается в том чтобы дать организму то, в чём он испытывает потребность. Импульс – это та энергия силы, к-е используются для удовлетворения инстинкта.

Объект инстинкта – это те предметы или действия , к-е удовлетворяют первоначальную цель.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать свой поиск до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность (он озабочен) и, связанное с этим напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, к-я позже снова сменяется напряжением и т.д.

Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутреутробной жизне => подсознательно мы стремимся вернуться в лоно матери.

Работа психоаналитика включает в себя поиск причин, мыслей, чувств и поведения с целью, чтобы потребность, т.е. инстинкт не достаточно или не правильно удовлетворяемые могли иметь более оптимальную форму удовлетворения инстинктов или потребностей. Фрейд сводит инстинкты к двум группам : инстинкты, к-е поддерживают жизнь (сексуальные) и разрушающие её (деструктивные)=>два Бога: Эрос – Бог жизни и Таматос – смерти. Нам в равной степени пресуще то и другое. Между ними существует неразрешаемые противоречия, но может не наблюдаться непосредственно в жизни, т.к. большинство наших действий связанно не с одним из этих инстинктов, а явл-ся результатом их взаимодействия. Каждый из них имеет свой источник энергии: «либида» соответствует инстинктам жизни, а агрессивная энергия – смерти. У каждого человека своё соотношение этих энергий.

«Катексис» – процесс помещения одного из видов энергии в различные сферы психч-ой жизни, а также в идеи или действии. Когда либида подвергается катексису, то она уже не может перермещаться в др. виды проявления вашей секс-ой энергии. Напр., если представить либиду как деньги, то катексис – трата денег=>потратившись на одно у вас остается меньше денег на другое.

Структара личности по Фрейду:

«ОНО» – «ИД»

«Я» – «ЭГО»

«СВЕРХ Я» – «СУПЕР Я»

«ОНО» - первоначальное, основное, центральная часть личности. «ОНО» служит источником энергии для всей личности и вместе с этим «ОНО» целиком бессознательное.

Мысли и чувства, вытесненные из сознания, бессознательное «ОНО» постоянно влияет на человека и никогда не уменьшается.

«Я» защищает «ОНО», как кора защищает дерево, но при этом питается энергией «ОНО» . «Я» находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних («ОНО») импульсов. Наростание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством недовольства, расслабление - релаксацией. «Я» стремится к удовольствию и стремится избежать неудовольствия.

«СУПЕР Я» развивается из «Я» и явл-ся судьёй, цензором, это хранилище, выработанное общ-вом моральных установок и форм поведения. Фрейд указывает на 3 ф-ции «СУПЕР Я»:

1. Совесть

2. Самонаблюдение

3. Формирование идеалов

Основная цель взаимодействия всех трёх уровней психики («ОНО», «Я», «СУПЕР Я») – поддержание и востановление оптимального уровня, душевной жизни.

Принцип и цель психоанализа – усиление «Я», стремление сделать его более независимым от «СУПЕР Я», расширение поля его восприятия, чтобы оно могло освоить новую порцию «ОНО».

 

Билет № 15

Проблема коллективного бессознательного в философии Юнга.

 

В аналитической психологии Юнга одно из центральных мест занимает введённое им понятие коллективного бессознательного. В процессе своей психотерапевтической практики Юнг обнаружил многие факты, свидетельствуют о том, что в сновидениях и бредовых фантазиях его пациентов имеется определенное сходство с мифологическими и фольклорными сюжетами и даже с древнегреческими космологическими идеями. В этом проявляется содержание наиболее глубокого уровня человеческой психики коллективного бессознательного, т.е. психических первообразов или архетипов (образ матери, земли, героя) кот. связаны с относительно стабильными условиями жизни большинства людей.

Сам Юнг определяет свою позицию как феноменологическую, т. е. направленную на изучение феноменов сознания как они воспринимаются и переживаются душой независимо от того в каких они отношениях с явлениями внешнего мира, т. е. психическая феноменология Юнга направлена на выявление лежащих в основе сознания архетипов КБ.

Таким образом бессознательное не сводится к личному бессознательному как у Фрейда, а наоборот, само личностное бессознательное , состоящее из «автономных комплексов», детерминируется более глубоким слоем психики, а именно КБ, которое Ю определяет как врожденную возможность представлений, т. е. это те границы, в которых осуществляется деятельность нашего мышления и фантазии. Содержанием КБ являются образы или архетипы, а архетипы - это некие инвариантные структуры сознания, которые передаются из поколения в поколение, определяя образно-символическую природу сознания. При этом Юнг различал архетип как таковой и те архетипические представления, которые имеют место в истории в виде основных тем легенд, сказок, и т д. Архетипы, составляющие содержание КБ являются органами «до рацион-ой психики» Юнг их трактует по аналогии с платоновскими формами, в соответствии с кот. разум формирует свое содержание.

Бессознательное действует внутри психики как энергия, имеющая символические формы выражения, но она действует не хаотически, а упорядоченно. Юнг говорил о подобии св. воли у архетипа. Изначальные образы являются древнейшими и всеобщими формами представления человечества. Они в равной мере чувства, как и мысли. « Да, они даже вроде как имеют свою собственную самостоятельную жизнь». Архетипы обладают подобием сознания. В отличие от личной природы сознательной психики существует какая-то вторая психологическая система. По характеру коллективная и неличностная и это наряду с нашим сознанием, кот. по природе своей сплошь личностно и кот. мы только и считаем за психику. КБ развивается не индивидуально, а получено нами по наследству. Оно состоит из предсуществующих форм, архетипов, которые вторично тоже могут стать сознаниями.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.