Досократическая школа (Досократики) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Досократическая школа (Досократики)

2023-02-16 27
Досократическая школа (Досократики) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Билет № 1......................................................................................................................................................................... 2

Билет № 2......................................................................................................................................................................... 8

Билет № 3...................................................................................................................................................................... 10

Билет № 4...................................................................................................................................................................... 12

Билет №5...................................................................................................................................................................... 15

Билет № 6...................................................................................................................................................................... 20

Билет №7....................................................................................................................................................................... 23

Билет №8....................................................................................................................................................................... 27

Билет №9....................................................................................................................................................................... 29

Билет № 10.................................................................................................................................................................... 31

Билет № 11................................................................................................................................................................... 33

Билет № 12.................................................................................................................................................................... 35

Билет № 13.................................................................................................................................................................... 36

Билет № 14.................................................................................................................................................................... 38

Билет № 15.................................................................................................................................................................... 41

 

 

Билет № 1

Досократическая школа (Досократики)

Периодизация античной философии. Гр. Философия сформировалась в 7-8- веках до н.э.

В развитии античной ф выделяют 4 этапа:

1.Досократики (7-6 в. до н.э.) гр фил мышления

2. Классический период (1/2 5 – 3/2 4 в до н.э.) Сократ, Платон, Аристотель.

3.Эллинистичесий период (к. 4- 2 в. до н.э) характ мн-вом философов.

4. Римский период (1до н.э.-5 в. н.э.)

Стохейн – основа, ядро, элемент.

Архэ – первоматерия, проматерия, логическое, построение вещей в историческом смысле.

I этап

Начинается с Натурфилософии. Поиск смысла в природе. Первая философская школа – Милетская школа.

Фалес (640-562 до н.э.)

Основа – вода. Ф понимал воду не как конкретную форму, а как текущее сосредоточение материи. Как в смысле стохейна так и в смысле архэ. Вода, для Ф, субстрат вещей, из которого путем разряжения и сгущения возникает все сущее вещей, окружение мира (т.е. все возникает из воды, а, разрушаясь, превращается в воду).

Анексимандр (611-546)

Тяготел к стихийному материализму, ставил вопрос о возникновении сущего. Основа – апейрон. Рассматривает нечто беспредельное и не определял апейнон как конкретный элемент мира. В рамках целого меняются части, но само оно не меняется. Целое- это и есть апейнон. Апейнон – это целое, неопределенное, беспредельное как в пространстве так и во времени. Возникновение вещей А объясняет не как Ф. Возникновение появляется т.к. в вечном движении возникают противоположности.

Анаксимен (585-542)

Завершает проблематику стихийного материализма Основа – воздух. Разряжение воздуха – появление ?. Разрядка и , это чисто взаимопротивоположные процессы.

Галелей (из Эфеса) (540-480)

Труд – «Музы», «Трактат о природе».

Диалектика стихийного материализма у Г присутствует. Основа – огонь. Основа является первоосновой мира архэ, и основным эл-том мироздания стохейна. Огонь является наиболее адекватным символом постепенности постоянных изменений. «Мир есть огонь. Мера зарождающая и мера затухающая. Мир есть живой огонь» – центральный мотив Г.

Pantareu – принцип того, что все вечно течет. В нем (PR) отражается, что все изменяется. «Нельзя войти в одну и ту же воду дважды» Одна материя живет смертью другой (предвосхищение отрицания отрицания Гегеля). Детерминизм –наличие причинно-следственной связи. Г говорит о том, что одни процессы вытекают из других. Все это происходит согласно судьбе. Это отражено в НИКЕ – принцип судьбы, ЛОГОС –управляет миром логос, но так же вечен, как сам мир, который является не сотворимым и неуничтожимым. МИР и ЛОГОС существуют объективно независимо от человеческого сознания. Г говорил о теории создания ПСИХЭ- человеческого духа. ПСИХЭ подчинено ЛОГОСу.

Школа Элеаты (из города Эллея)

Ксенофан (565-470)

Вслед за милетской школой К исходит из материальности мира, который он считает неизменным. Именно мир, во всей его целостности К считает Богом. БОГа, К понимает, как сущее, отличное от людей. Т.о. Бог становится у К понятием символизирующим неограниченность и бесконечность в пространственном и временном отношении всего материального мира. Само универсальное понимается К как вечное и неизменимое, поэтому вся философия обретает у К черты неподвижности. Допускается многообразие мира на ряду с современным бытием к допускает движение как некое возникновение или упадок. В целом К говорит о бытии как о единой и неделимой ценности.

Парменид (из Эллеи) (540-470)

«Наука о бытии» или «Наука о сущем»

Аристотель: «П утверждает, что наряду с сущим, несущее является ничем, с необходимостью пологая, что сущее есть одно, и нет ничего иного»

У П имеется отрицание сотворения сущего оно вечно и неизменно. Из дейстствительного мира П исключает движение, т.к. несущее не существует. Гноссиология Парменида.

П проводит резкое различие между продлинной истиной (алитейя) и мнением (докса). АЛИТЕЯ – это продукт рационального освоения. ДОКСА – опирается на чувственное познание., чувственный мир.

Дихотомия

В ней делается попытка доказать логическим путем, что движение невозможно. Тело, по З, не может сдвинуться со своего места, начать движение, так же как оно не может и закончить его т.е. не может быть перехода от покоя к движению и наоборот. Предмет, движущийся к цели должен сначала пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину он сначала должен пройти ее же половину и так до бесконечности. Стало быть, тело никогда не сможет сдвинуться с места и тело будет бесконечно преодолевать эти половинки. З путает бесконечно делимое с бесконечно большим, а так же смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Хотя в возможности время и пространство бесконечной длины это не обозначает, что в действительности они бесконечно разделены. З абсолютизирует пространства и противопоставляет ее прерывности.

Ахилес и черепаха

З доказывает невозможность движения на том основании, что нельзя пройти в конечное время бесконечное число половинок пути. Пространство З рассматривал как сумму прерывных отрезков. Ему противопоставляются бесконечная непрерывность времени. З абсолютизирует бесконечность отрезков и конечность пространства.

Стрела

Движение бесконечно на том основании, что летящая стрела в каждый данный момент находится только в том месте, где она находится. Если она занимает какое-то пространство, то она находится в покое. В действительности, только противоречивость движения делает его возможным. Движение есть единство беспрерывности и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие.

Стадион

Движутся с равной скоростью по отношению к наблюдателю. Каждая из точек движущихся тел проходит одно и то же расстояние в не одинаковое время, потому что с одной стороны, друг к другу и к неподвижному телу, т.к. проходимое расстояние и скорость в обоих случаях одинаково. Вдвое меньше время равно вдвое большему (1/2=1).

Досократики

Пифагор (584-500 до н.э.)

Написал 3 книги: «О воспитании», «О делах общины», «О природе».

Начал заниматься геометрией, взаимоотношением чисел. П дошел до абсолютизации чисел = мистика чисел. Мистика чисел – число было поднято на уровень реальной сущности всех вещей. 1 – начало, непрерывность, всеобщая сущность. 2 – противоположность, различие, особенное. Основные числа –1,2,3,4. Сумма этих чисел дает 10, которые Пифогорейцы считали божественным. 10, по П, это число, на которое можно перевести все вещи и явления мира. Сама возможность мысленной манипуляции с числами как абстрактными объектами, ведет к тому, что числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты, далее следует шаг, когда число провозглашается сущностью вещи.

Эмпедокл (484-424 до н.э.)

Произведения: «О природе», « О чищении».

Э близок к стихиному материализму, но вместо одной проматерии он выдвигает 4 исодных принципа, который называет корнем всего бытия. С 4-мя стихиями связанны 4 имени богов; Зевс – огонь, Гера - воздух, Гадес – земля, Нестида –вода. Корни всякого бытия пассивны. Поэтому он выводит 2 движущие силы, которые способствуют многообразию – это любовь и вражда. По Э мир вечен, не сотворим и не уничтожим. Так же и основные силы (любовь и вражда).

Мир проходит стадии развития:

1. Сфайрос

В этой стадии все слито в неразличимое единство. Перриод универсальной власти. Вражда вне мира.

2.?

Начинается с возникновения единичных вещей, эта стадия связанна с приходом вражды, стремящейся вытеснить любовь.

3. Гегемония вражды. Все стихии в этот период разделены.

4. Возврат власти любви, стихии вновь объединяются.

4 пассивных стихии. 2 противоположных движущих силы.

Анаксагор (500-408)

Основа – бесконечное множ-во малых материй, частично и качественно различимых между собой, которые он называл «смена вещей» или «ганеомерии». По А, материя вечна, несотворима, неуничтожима, но качественно дифференцируема. По А, новое возникает потому что семена вещей находятся в различных предметах, которому одни вещи могут переходить в другие соединяться и разединяться. Семена вещей инертны, неподвижны, причины, которые приводят их в движение. Они определяются словом НУС – это основной принцип упорядочения мира. Основной познания является чувственное познание, А говорит о тесной связи разума с чувствами.

 

Атомисты

Левкип (500-440)

Выдвинул основные принципы атомистической философии. Л признает множ-во бесконечных постоянно движущихся эл-тов (атомов), которые имеют бесконечное множ-во форм. Л учил, что СУЩЕЕ- это не более, чем не сущее. И что оба они являютя причиной возникновения вещей. НЕСУЩЕЕ – пустота. Единственное, что существует - это атомы и пустота. Атомы характеризуются : формой, порядком, положением. Они являютя причиной всех вещей.

Демокрит (460-370)

Д разделяет учение Л об атомах и пустоте. К хар-кам атомов Д. добавляет величину и тяжесть. Однако тяжесть он считает существенным св-вом атомов. Он признает ее простым следствием того факта, что они имеют некий размер. Атомы, сами по себе не измены, они есть и будут постоянно будут теми же самыми, ибо не могут потребовать изменения в существовании, которых убеждены все люди, научаемые этому своим восприятием. Материя неуничтожима и несотворима. Атомы, по Д., бесконечны, если речь идет о бесконечности атомов относительно различия их форм (мысль о бесконечности материи). Совершенно новый способ решения вопроса об отношении материи и движения. Согласно перставлениям Д, гарантией возможности движения является существование пустоты. Движенеи присущее их естественным состояниям. Движение пока не было сообщено атомам. ДВИЖЕНИЕ – это способ существования атомов. Движение передается путем столкновения всех атомов. Д. является главным сторонником чувчтвенного познания. Образы ЭЙДОСЫ возникают между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет вещи выделяет нечто подобное самому себе. Это не мешает говорить о роли познания. Чувство и разум. В философии принято выделять:

1. материализм

2. идеализм

В соответствии с этим философы деляется на материалистов и идеалистов. Демокрит – материалист. Линия идеализма ведется от Платона. Философия делится на 2 лагеря в зависимости от того, как они отвечают на вопрос философии: ЧТО ПЕРВИЧНО МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ?

 

Билет № 2

Сократ (469-399 до н.э)

Смерть произошла от отравления ядом. Задавал множество вопросов и приводил собеседников в противоречие с самим собой. «Чем больше узнаю, тем больше убеждаюсь, что ничего не знаю»

«Познай самого себя» Призввние С. – «воспитание» человека, он видит его в дискуссиях, а не в систематическом изложении знаний.

«Звание мудреца более приличествует Богу» Человек, пологающий, что он мудр – умер для философии. Философская задача С. – различное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Натурфилософию С. отрицает. Основной вопрос философии С. решает как идеалист. На первом месте дух, сознание. С. начинает свою философию с сомнения. СОМНЕНИЕ – это повод для обращения к свему духу. С. вел беседы, обращая внимания на суть, добродетель, т.е. пытается постичь общие добродетели. Что общее добродетели? Что есть нравственность? Что есть нравственное? Всё общее в добродетели.

Сократический метод

Задача – обнаружение истины из тем : беседы, спора, полемики. Что является диалектикой? ДИАЛЕКТИКА – искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и представлении этих противоречий (ср-во обнаружения истины).

Метод Сократа:

1. Ирония (по форме)

2. майэфтика(по форме)

3. индукция (по содержанию)

4. определение (по содержанию)

1. ИРОНИЯ – метод последовательных и систематически задаваемых вопросов, имеющей целью приведения собеседника в противоречие с самим собой и признание собственного невежества. Ирония не самоцель С.

2. МАЙЭФТИКА – родовспоможение, применительно к С., это помощь слушателям родиться заново. Познать общее как основу истины морали для отделных частных добродетелей.

3. ИНДУКЦИЯ – это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это устоновление родов и их соотношений. Истина, мудрость, нравственность. Истина = нравственность (для С.). Человек мудр, умен и нравственен, если понимает в чем состоит прекрасное и хорошее и руководствуется этим в своих поступках. И наоборот, знает, в чем состоит нравственно-безобразное и избегает его. Истинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это знание того, что хорошее и прекрасное и вместе с тем полезно человеку и способствует жизненному счастью. СДЕРЖАННОСТЬ- это умение укрощать страсть. МУЖЕСТВО –это умение преодолеть опасность. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это умение соблюдать божественные и человеческие законы. Цель С. – это помочь людям обрести истину. С. основал классическую античную философию.

 

 

Билет № 3

 Философия Платона

 

(проблема идеи Эйдосов; учение о душе и познании)

Платон (427-347) – настоящее имя Аристокл.

Биография. Род. на острове Эгина (или Агина, Эгида, Эхина); отец – афинский гражданин, аристократ. Род вел от царя Кодра. Близкие родственники Харпид и Критий.(???) Критий вошел в историю как глава правления 30-ти олигархов.

       Платон – чемпион Афин по борьбе. Обучался философии у Сократа. Встреча Платона и Сократа произошла прим. в 407г. до н.э. => Пл. входит в «кружок» Сократа. В 386г. основывает в Афинах, в саду Агадема, философскую школу – академию. На протяжении последних 20 лет не выезжал из Афин.

       Сохранились многочисленные сочинения Платона, диалоги и т.д. Философские источники: 1. Сократовское учение о «всеобщем» как основе этики. 2. Элейское учение об истинном, едином и неподвижном бытии. 3. Пифагорейское учение о числах, как истинных сущностей вещей. => Философская система объективного идеализма.

       Основной вопрос философии Платон решает идеалистически, полагая мышление и дух первичным, а бытие и природу – вторичным, производным от первого. Пл. исходит из того, что изменчивому миру чувственных вещей противостоит неизменный и неподвижный мир «чувственного бытия», который Пл. понимает как мир духовных сущностей, идей («Эйдосов»). Из этих идей он производит всю конкретную действительность. Чувственные вещи изменчивы и непостоянны, т.е. они возникают, изменяются и уничтожаются. Эти вещи служат предметом мнения, а не истинного знания. Чувственные вещи – лишь тени мира идей, вечных и неизменных, и составляющих истинное знание. Пл. впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует по истине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. Пл.: «прежде всего надо различать, что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует».

Характеристика Пл-ом идеи прекрасного: «в отличие от изменчивых и приходящих прекрасных вещей чувственного мира идея прекрасного существует вечно, т.е. прекрасное «вообще», прекрасное как идея не возникает и не уничтожается, не увеличивается и не уменьшается. Оно, прекрасное, находится вне пространства и времени. Ему чуждо движение и изменение. Оно не прекрасно здесь, не безобразно там».

На вершине всего мира идей – идея блага (высшего добра). Мир идей образует в своей совокупности истинное бытие, производным от которого является мир чувственных вещей. Небытие – материя. Платон не дает четкого ответа о характере взаимоотношении между вещами и идеями. 1) Это взаимоотношение должно быть понято так, что чувственные вещи подражают идеям, как своим образцам, с которыми обнаруживают свое сходство. 2) Чувственные вещи участвуют в идеях. 3) Идеи присутствуют в вещах – идеи приходят к вещам и удаляются от них, в зависимости от чего обнаруживается сходство или различие между ними.

КОСМОЛОГИЯ ПЛАТОНА

- диалог «Тимей». Разрыв между миром идей и миром вещей Пл. пытается преодолеть при помощи учения о целесообразности. – Идеи определяют развитие вещей, выступая как цель последних. Существует только один, и при том наилучший мир, созданный божественным, духовным началом, божественным творцом – божественным Демиургом. И вслед за этим он включает в свою систему, кроме идей, !!!!!!!(вставить недостающие буковки)!!!!!!!Числа занимают среднее место между идеями и вещами. Так, например, физические тела получают математическое толкование, как составные из треугольников. Принцип, обусловливающий единство мира чувственных вещей – мировая душа. Поскольку в мире встречается зло, то Пл. вводит злую мировую душу. Эта мировая душа приводит мир в движение.

ГНОСИОЛОГИЯ ПЛАТОНА

       В своей теории познания Пл. выступает как противник материализма сенсуализма. Чувственные знания не могут быть источником истинного знания. Область их применения – это мнение. Истинное же знание (познание идей) доступно лишь разуму и совершается лишь в понятиях. Т.о. знание имеет своим предметом духовные сущности, мнения относятся к чувственным вещам. Поскольку кроме идей Пл. признает предметом познания также и числа, а кроме природных чувственных вещей признает предметом мнения также подражание вещам (произведение ремесел и искусства), то он вводит еще дальнейшее подразделение в свою классификацию. Это выглядит так: идеи – это предмет знания и мышления; числа – это предмет размышления; природные чувственные вещи – «предмет доверия»; подражание природным чувственным вещам – «предмет догадки, уподобления». Т.о. по Платону ощущения мнения не могут служить предметом истинного знания. Таковым является воспоминание бессмертной человеческой души о созерцании ею мира идей еще до вселения ее в смертное человеческое тело. «Тело – темница души!». Находясь в этой темнице, душа вспоминает о том времени, когда она созерцала идеи – это учение Платона о бессмертии души и теории воспоминания (Федр, Федон, гос-во).

       Для познания истины совершенно напрасно обращаться к чувствам. Наоборот, нужно постараться полностью отрешиться от них и , погружаясь в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что она видела в мире идей. В зависимости от того, насколько успешно души созерцали идеи, они образуют на земле целую иерархию душ – от наиболее мудрых и благородных до самых низменных, погруженных в чувства. Душа, которая максимально вобрала в себя истину, вселяется в семя философа, которая меньше набрала истинного – в царя, в военоначальника; другая – в гос.мужа или домохозяйку; в трудолюбивого или гимнаста; в жреца или прорицателя; в поэта или художника; в земледельца; в софиста (словоблуд или человек, у народной толпы расположения заискивающий); в тирана. (Теэтет – подробная критика сенсуализма). Сократ выдвигает 3 возражения против сенсуализма:

1. знания не есть ощущения потому, что не все то, что мы ощущаем при помощи чувств есть знания («мы можем слышать и видеть буквы неизвестного нам языка»);

2. знания не есть ощущения потому, что мы можем помнить прежде увиденное и услышанное, т.е. знать то, что в данный момент не ощущаем;

3. знания не есть ощущения потому, что мы можем ощущать и не ощущать одну и ту же вещь, но не можем одновременно знать и не знать ее.

Для того чтобы познать истину, необходимо полностью отрешиться от чувств. «Возбуждение в душе о воспоминании об идеях». Диалектика – умение задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог.

ЭТИКА ПЛАТОНА.

       В своей этике Платон исходит из учения о душе, как состоящей из трех частей (1- разумная, 2- пылкая (волевая), 3 – вожделеющая (чувственная)) – «колесница души», запряженная парой коней и возницей – разумом. Разумная часть души – это основа добродетели, мудрости. Пылкая – добродетели мужества. Преодоление чувственности – добродетель благоразумия (умеренности). Гармоническое сочетание всех трех частей души под руководством разума дает начало добродетели справедливости. В целом же этика Платона понимает нравственную жизнь как стремление к высшей идее добра, опирающейся на эти 4 добродетели. Теория идеального гос-ва – гос-во без денежных отношений и богатства.

           

               

 

 

Билет № 4

Философия Аристотеля.

(учение о материи и форме, категориях, причинности, тд)

 

Аристотель 384-322 гг до н. э.

 Сконцентрировался весь философский опыт Древней Эллиады. Рассвет Греческой философии. Философия относится к периоду македонских завоеваний.

Аристотель родился в городе Стагире на восточном побережье полуострова Халкидика.

В 367 году до н. э. он отправляется в Афины. Поступает в Платоновскую Академию. К 27 годам Аристотель становится самостоятельным философом. Он критически относится к учениям Платона.

В 343 году до н. э. Аристотель становится воспитателем и преподавателем Александра Македонского в городе Пела. Он учил будущего царя истории, философии, логике, ораторскому искусству, политологии. Вместе с ним Аристотель совершал и военные походы, в частности, с ним побывал в странах Востока.

В 335 году до н. э. Аристотель вновь возвращается в Афины. Создаёт свою философскую школу в Афинском Лике. Он читал лекции во время прогулок, отчего учебное заведение получило название Перипата, а слушателей стали именовать перипатетиками, то есть прогуливающимися. Аристотель умирает в 322 году до н. э., оставив большое творческое наследие. Труды были утрачены, а потом они нашлись в 6 веке н. э.

Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества и ввёл систему научной терминологии, существующую и поныне. Он не разделял идеалистических взглядов Платона и установил, что любой веще свойственны количество, качество, отношение, место, время и образ действия.

 

1). Сочинение по логике «Орагон»

2). Произведения, посвящённые проблемам “первой философии”, «Метафизика»    

3). Естественнонаучные работы

4). Проблемы общества, государства, политики, этики, эстетики

 

Аристотель начинает с критического изложения всех предшествующих научных теорий и политический концепций. Он приходит к выводу, что философия это не продукт индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

Философия терпела поражения, когда она удалялась от жизни в область “пустых абстракций” и достигала положительных результатов там, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым вещам.

Аристотель стремился создать единую систему наук.

Науки:

1). Теоретические (познание ведётся ради него самого)

2). Практические (дают руководящие идеи для поведения человека)

3). Творческие (познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного)

Общее правило научного исследования: на 1-ом месте должна стоять объективная истина самих вещей и никакие субъективные цели не должны исказить этой правды вещей.

Теоретические науки:

1. Первая философия

2. Математика

3. Физика

Первая философия обнаруживает неизменные начала сущего.

Особое место уделяет природе. Детализирует это понятие. Включает следующий моменты:

1) “возникновение рождающихся вещей”

2) “то основное, в составе рождающихся вещей, из чего она рождается”

3) “источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей”

4) природа – это тот основной материал, из которого возникает всякая вещь

5) природой называется сущность существующих от природы вещей

6) природа – это форма и сущность

Трудность, с которой сталкивается Аристотель, - это отношение общих понятий к отдельным единичным вещам, т.е. речь идёт о диалектике общего и отдельного, сущности и явлении.

Для познания бытия мало сказать, из каких элементов оно состоит, тк важно не то, их чего состоит сущность, но то, каким образом она составлена из этих самых элементов.

Предмет изучения – основные роды бытия и основные логические понятия с ними связанные.

 Учение на категориях основано на отделимости форм мысли от форм самого объекта бытия. Будучи различные родами высказывания о сущих, категориях входят в состав любого суждения и составляют элементы, на которые распадаются суждения. Таким образом, под категориями Аристотель понимает общие логические определения бытия, они же логические понятия о высших родах бытия. Выводит 10 категорий:

1). Сущность

2). Качество

3). Количество

4). Отношение

5). Место

6). Время

7). Положение

8). Обладание

9). Действие

10). Страдание

 Потом сводит их к 4м:

1). Сущность, как реальная основа всех других категорий

2). Количество

3). Качество

4). Отношение (объединяет 7 последних категорий)

В основе сущного первая сущность имманентного – неотъемлемо присущее качество от свойства.

Первая сущность – это имманентное конкретной вещи, её непосредственное индивидуальное бытие, единичное и неделимое.

Вторая сущность – не индивидуальное бытие, а различные виды и роды бытия.

Первая сущность – это единственная категория, которая «не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, она сама есть подлежащее; субъект суждения никогда не является его предикатом. Остальные категории лишь характеризуют самостоятельное бытие. Сущное есть первое и по понятию, и по познанию, и по воззрению. Аристотель говорит о вечных и неизменных сущностях.

                      Учение о движении.

6 видов движения:

1. возникновение

2. уничтожение

3. рост

4. уменьшение

5. качественное изменение

6. смена в пространстве

 

Движение как нечто бесспорное. Оно не существует как самостоятельная субстанция. Движение не есть сила ли закон, стоящие над природой. Это лишь особое состояние природных сил.

Учение о движении связано с его различением потенциального и актуального бытия, а также с его учением о форме и материи. Под материей подразумевается первое подлежащее каждой вещи, из него возникает люба вещь. Признаёт материю вечной и неуничтожимой. Материя для Аристотеля не есть

что-то конкретное и индивидуальное. Субстрат. Без материи нет бытия, но и сама материя не существует самостоятельно. До принятия определённой формы она находится в состоянии отрицания (лишённость).

Первая материя лишена всяких свойств, всякой определённости, и ей присущи только отрицательные определения (непознаваемость и тп). Она лежит в основе всякого процесса развития, становления, но из неё самой нельзя вывести становление. Материя без формы лишена целостности, энергии, жизни. Материя ещё не есть действительность, а лишь возможность. Действительностью же она становится лишь в связи с формой. В реальных вещах материя встречается лишь как оформленная материя. Аристотель приходит к выводу, что материя и форма – это одно и то же. Первая – в возможности, вторая – в действительности. Переход материи от небытия к небытию происходит под воздействием формы, как активного начала. Само движение-развитие выступает как деятельность формы. 

Таким образом, материя как пассивная возможность содержит в себе лишь потенциальное развитие, форма как активный источник изменения является актуальным началом. Движение и есть осуществление потенциального бытия. Процесс превращения потенциального в актуальное.

Таким образом, движение не сводится ни к чистой форме, ни к одной материи. Оно не есть ни только потенциальное, ни только актуальное, оно есть переход от одного к другому. Движение связано с энергией. Процесс завершения развития – воплощение энергии – Аристотель связывал с понятием энтелехия – результат движения. Через понятие энтелехия Аристотель делает попытку установить связь пути движения с тем результатом, к которому это движение привело. Отсюда телеологический момент (целеполагание).

                              Учение о причинности.

4 вида причин:

1). Материальная

коренится в самой материи, в субстрате

2). Формальная

форма, актив

3). Действующая

раскрывает источник движения

4). Целевая (конечная)

цель движения

Для познания природы необходимо знание всех причин.

 

 

Билет №5

 

Философия эпохи эллинизма.

Введена в оборот немецким историком Иоганном Дрейзеном «История эллинизма» 1983г. Это период в развитии восточного средиземноморья. Начало – 323 г. до н.э. (смерть А.Македонского) – до завоевания последнего эллинистического государства (30 г. до н.э.).

Чем характеризовался эллинистический период:

- постепенная гибель греческих полисов (особенно – демократических) и установление олигархической формы правления)

Все это отражается на гражданине этого полиса.

Эллинистический человек – не гражданин этого полиса, а всего лишь подданный.

Он не участвовал в управлении своим государством, государство от него отчуждено. Поэтому такие качества как: патриотизм, свободолюбие, доблесть и т.д. дискредитируются.

В этот период была поколеблена личность свободного человека.

В культуре: появляется огромное количество философских школ, философов, которые пытаются найти выход из создавшегося положения (гибель др.г. полиса).

Направления:

1. ЭПИКУРЕИЗМ. Эпикур (340 – 270 гг. до н. э.). родился на острове Самос (родина Пифагора).

В 306 г. До н.э. в Афинах основывает философскую школу, получившую название «Сад Эпикура». Свое учение Эпикур разделил на 3 части:

- КАНОНИКА (теория познания и вывода)

- ФИЗИКА (как учение о природе)

- ЭТИКА (наука о поведении людей среди себе подобных)

По мнению Эпикура, целью философии является: обеспечение безмятежности духа путем обретения свободы от страха перед смертью и явлениями природы, а также страха перед богами. Таким образом для Эпикура занятие философией – путь к счастью. Процветают 2 основных направления:

- ЭВДЕМОНИЗМ (направление философии в этике, которое считает, что основная цель философии – счастье)

- ГЕДОНИЗМ (направление философии, которое считает что основной смысл человеческого существования – стремление к удовольствию)

Оба направления связаны с эпикурейцами.

Этика Эпикура как наука о поведение людей среди себе подобных. Цель: научить людей быть счастливыми. «Конечно, в отличие от беззаботных богов, люди могут быть только относитльно счастливы, но и для этого надо знать, чего следует избегать и к чему следует стремиться (так называемый «критерий претерпевания»). Определить это несложно. Достаточно взглянуть на все живое, которое старается избежать страдания и достичь наслаждения. Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем свободу от страданий тела и смятений души».

Крайний эпикуреизм – удовольствие любым путем. (когда много удовольствия – в лучшем случае привыкание, в худшем – деструкция). (избыток счастья может привести к летальному исходу) поэтому крайний эпикуреизм – плохо.

Эпикур исследовал тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в трех видах страха:

- перед небесными явлениями (природой)

- перед богами

- перед смертью

На преодоление этих страхов направлено все учение Эпикура.

Когда он учит о материальном единстве мира, вслед за Левкиппом и Демокритом, является атомистом. Боги вне мира, в междомирье (поэтому их боятся не надо). По поводу смерти говорит, что ее не надо боятся по двум причинам:

- загробного бытия души нет, она смертна => не надо тревожить себя мыслью о том, что будет после смерти

- жизнь и смерть никогда не встречаются

«Пока мы живы, смерти нет, когда мы мертвы, то нет жизни». «Идеальный человек» или мудрец отличается от мудреца в изображении стоиков и скептиков. В отличие от стоика эпикуреец никогода не будет демонстративно нищенствовать и презирать дружбу. Эпикуреец не раболепствует перед судьбой (как это делают стоики). Эпикуреец понимает, что жизнь – (1) действие неизбежное, (2) случайное (3) зависит от нас самих. Эпикуреец свободен и способен на самостоятельные и самопроизвольные поступки: «Человек подобен атому с их самопроизвольностью».

Эпикур приходит к выводу: источник движения атомов внутри их самих, они могут двигаться сампроизвольно (кр. закономер. имеет свойство – случайность) (способность атомов к самодвижению указывает на веутренний источник самовижения атомов.)

Самым видным учеником был Метрогор (подчеркивал, что источником всех благ является телесное наслаждение).

В древнеримской философии подражателем был Тит Лукреций Кар.

2. КИНИЗМ (Киники) (цинизм)

Киносарг (холм) (школа Тита находилась у подножия этого холма). Основатель кинизма – Антисфен (450 – 360 гг.до н.э.) (ученик Сократа).

Кинизм первично – образ жизни, но потом сформировался как направление.

Диоген (из Синопа => синопский) – ученик Антисфена (330 г.до н.э.).

Кинизм стоял на «3-х слонах»:

- АСКЕСИС

- АПАЙДЕСИА

- АУТАРКЕЙЯ

-1- АСКЕСИС – древнегреческое слово, означающее «упражнение», «практическое изучение», «образ жизни», «образ мысли». (НЕ самоистязание тела ради спасения души).

Киники различали 2 вида аскесиса: для тела; для души.

У киников аскесис – максимальное упрощение, максимальное ограничение своих элементарных потребностей. Такие качества как: бездомность, малодетность или бездетность,


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.