Дружинина Е.В., Мутовкина А.С. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Дружинина Е.В., Мутовкина А.С.

2023-02-16 28
Дружинина Е.В., Мутовкина А.С. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Магистранты филологического факультета Пермского государственного

гуманитарно-педагогического университета,
кафедра новейшей русской литературы

Практики отражения: автор и читатель.
(Стихотворение из антологии «Русская поэтическая речь - 2016»

В пятых классах)

В статье приводятся итоги анкетирования среди учащихся пятых классов, проведенного не столько с целью интерпретации одного из стихотворений, содержащихся в РПР,со стороны «наивного читателя», сколько с наменением выявить особенности прочтения детьми современных текстов.

Ключевые слова: эксперимент, средняя школа, пятиклассники, детское восприятие, автор и читатель, Русская поэтическая речь.

 

Поскольку идея проекта РПР – создание сборника анонимных текстов и их репрезентация без указания авторства – нет предварительного читательского восприятия автора  перед прочтением стихотворения. Поэтому эксперимент, проведенный в пермских школах с учениками 5-х классов, становится задачей, в которой необходимо найти неизвестные Х, то есть установить половозрастную характеристику автора, а также создать его словесный портрет.

5 класс (11 – 12 лет) является рубежом, своеобразным делением между младшим школьником и подростком[16]. Наш эксперимент можно считать своеобразным срезом понимания уже не ребенка, но еще не совсем подростка. Именно сейчас очень важно уловить понимание ребенком некоторых вещей, потому что сознание еще не «захламлено» теоретическими понятиями, привнесенными обучением.

Можно говорить о том, что большинство произведений, помещенных в РПР, будут интересны именно этим детям как современникам Антологии. Именно они могут через некоторое время стать основной читательской аудиторией представленных там авторов.

В анкетировании приняло участие 50 респондентов. Участникам эксперимента было предложено познакомиться со стихотворением «Теория отражения» и ответить на вопросы.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Как отражение природы
иду по улице домой
и отражаюсь в тонких лужах,
такой прозрачный и больной.
Идёт навстречу мне прохожий,
своей тоскою утомлён,
и я в нём отражаюсь тоже,
поскольку часть природы он.
[17]

Лирический герой или автор?

Мужчина или женщина?

Большинство участников анкетирования отождествили лирического героя с биографическим автором. В определении пола автора большинство учеников (35 человек – 70 %) руководствовались логико-грамматическим принципом: анализировали использованные в стихотворении прилагательные мужского рода «прозрачный» и «больной», по которым устанавливали, что автор – мужчина. Здесь важно отметить, что понимание гендерной принадлежности у детей происходит при отсутствии прямого называния лица через ближайшее характеризующее звено – прилагательное. При этом на вторую часть стихотворения, где присутствует конкретное грамматическое указание на мужской пол, отметила только малая часть респондентов (2 человека): «Идёт навстречу мне прохожий, своей тоскою утомлён». Кроме того, участники анкеты отметили особенности авторского стиля: «автор-мужчина, потому что в стихотворении весьма четкие и слаженные строки», «мужской характер», «харАкрерное стихотворение», «жесткий текст», «слова в тексте очень мужественные и серьезные», в одной анкете встретился ответ: «мужик». Один из респондентов решил, что автор относится к сильной половине человечества из-за использования в заголовке слова «теория», которое характерно для мужчин. Вероятно за мужское в этом слове говорит сочетание гласных е и о, которое делает звук [т] по-особому твердым, сильным, жестким. Также 6 % (3 человека) респондентов установили мужской пол автора, не аргументировав свое мнение. Таким образом, мы можем заключить, что ученики пятого класса в большинстве своем отождествляют лирическое «Я» и автора.

Но в трех анкетах были попытки отстраниться от лирического героя и почувствовать то, как сделано стихотворение, какими эмоциями пропитано. Текст может принадлежать женщине, потому что «проявляется нежность», «только женщина чувствует душой», а в этом стихотворении душа является предметом изображения, и потому что «все так спокойно, безразлично». Поэтому мы не можем исключать доли вероятности автора-женщины.

Интересно, что только у одного респондента определение пола автора вызвало затруднение: «Не могу определить. В таких стихах все грустят, и вообще непонятно, кто мужчина, а кто женщина».

Образ поэта

Возраст предполагаемого автора, по мнению анкетируемых, варьируется от 15 до 87 лет. 20 % респондентов (10 человек) сошлись во мнении, что автору стихотворения 30 – 45 лет («Он не слишком молодой и не слишком старый»; «прозрачный и больной»; «прозрачным может быть только взрослый мужчина», «задумывается о вечном, о природе. Строчки пропитаны неудавшейся любовью. Прозрачный = незначимый в жизни», «Он работает и устает. Он идет по улице и думает о своей жизни»; «именно в этом возрасте люди чаще всего проявляют интерес к культуре: “как отражение природы иду по улице домой”»). Семь участников эксперимента решили, что автору 40–50 лет, так как «он говорит, что отражается в природе, и “такой прозрачный и больной”», «старый», «стихотворение не смешное, а грустное». Один ученик даже попытался через этот возраст определить род деятельности автора: «человек, который написал этот стих – философ, а им становятся явно не в 25 лет». Анализируя ответы на вопрос о возрасте, любопытно не только восприятие стихотворения школьниками, но и то, как они понимают возраст человека в целом: старость и молодость[18]. Для части анкетируемых явилось затруднением обозначение возраста, т.к. у детей все люди 30 летпредставляются старыми или старшими, после этой цифры варианты колеблются от 35 до 80.

50–60 лет – 12 % респондентов, которые аргументировали свое мнение строками из текста: «своей тоскою утомлен» (обратим внимание, что эта характеристика принадлежит не лирическому герою стихотворения, а его некоему двойнику-прохожему), «такой прозрачный и больной». Любопытно, что один ученик увидел автора стихотворения «грустным, печальным дедушкой пожилого возраста –79–87 лет», также несколько респондентов ответили, что автор – «мужчина пожилого возраста – “прозрачный, больной”. И он более мудрый, ведь ребенок не поймет, что человек – часть природы». Кроме того, некоторые школьники, прочитав стихотворение, решили, что «оно некрасочное», «несложное», из этого факта установив возраст автора – 12–15 лет. 33 % респондентов считают, что автору 20 – 30 лет, «потому что мудрые пишут о любви, а в стихотворении идет речь о том, как герой возвращается с работы», «чувства, описанные в стихотворении бывают только у молодых», «грустные эмоции», «в 20, 25 лет ему не может быть так плохо».

Прочитав стихотворение, дети сами попытались создать образ поэта. В воображении многих участников анкетирования он представляется «больным, утомленным, усталым», «грустным, тоскующим, унылым и скучным» человеком. «Старым и грустным, задумчивым, тоскующим по чему-то», «я вижу автора, уставшего, измученного. Можно предположить, что он работает на тяжелой работе, рабочий день закончился, и он возвращается домой», «добрый, милый, грустный», «тоскующий, мрачный», «грустный и унылый, нет счастья». «Автор – утонченная натура и очень ранимая. Любая мелочь способна расстроить героя и превратить мир в черно-белый. Герой в хорошем настроении, он находится в эйфории» – здесь видна попытка разделения автора и героя.

Самая любопытная характеристика автора звучит следующим образом: «Мне он представляется медленно продвигающимся по улице. Ему некуда торопиться. Он заглядывает в лужи и разглядывает прохожих». Ученик попытался описать человека при помощи его движения, т.е. ребенок на уровне интуиции показал усталость героя заторможенным наречием и причастием (растянувшимся глаголом). Некоторым учащимся представлялся «подавленный, старый человек, он думает, что ему осталось немного в этом мире». На восприятие стихотворения в целом и образа автора в частности наложили отпечаток ранее известные, изученные лирические произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, поэтому участники эксперимента представили автора «невысоким человеком, добрым и умным. Некий Пушкин, внешне и внутренне». «Немного напоминает образ Лермонтова: молодой, с маленькими усами, красивый, с печальными глазами (глаза и волосы темные)».

Некоторые (3 человека) почему-то увидели автора с бородой: «в тоске, выглядит немолодо. Может быть с бородой, возможно даже с седой», «старый, угрюмый, с бородой, многое пережил в жизни». Ученики ассоциируют бороду с мудростью и пытаются объяснить теоретичность (см. заглавие) этой отличительной чертой всезнания. Брюнетом автора представил только один респондент, но самой необычной зарисовкой оказалось следующее: «женщина с короткими, возможно, рыжими волосами, которую кто-то бросил или обидел».

Настроение

Далее ученикам было предложено определить настроение автора и текста и выразить впечатление о прочитанном стихотворении. «Депрессивное. Он видит все очень мрачным и серым. Он устал, заболел, или его чем-то обидели». «Грустное, печальное, спокойное. Я думаю, это какой-нибудь фрагмент из жизни автора, и о нем он вспоминает печально. На его настроение, возможно, повлияла погода или событие, недавно произошедшее с ним», «он тоскует, потому что его никто не замечает», «грустное и даже никакое», «загадочное», «автор где-то не со своим героем. Он печалится, неудачная любовь вносит коррективы в настроение. Он переключается на природу, чтобы позабыть о любви». Текст для ребят выступает полнейшим выражением авторского «Я». Но можно ли говорить о том, что это действительно так, исходя из одного произведения? Возможно, поэт воплотил какие-то непреднамеренные попытки нарисовать себя изнутри таким, какой он есть на самом деле. Но не всегда настроение текста и автора будут идентичны, об этом сказал только один респондент: «веселый, радостный автор, у него все отлично, просто погода для всех плохая, никому она не нравится, а он любит такую. Приходится подстраиваться». Еще одна авторская характеристика – «стихи для читателя, а не для себя», т.е. в первую очередь автор пишет для кого-то, хочет, чтобы он был услышан, и не важно, о чем будет написано.

Для некоторых произведение показалось утомительным и «мутным» - видимо, лужи стали своеобразной пеленой, которая затмила сознание читателя. 5 человек сказали, что здесь есть уравновешенность, так характерная природе. Один ученик признался, что, прочитав стихотворение, вспомнил детство.

Заглавие

Восприятие любого произведения, безусловно, начинается с заглавия, сильная позиция текста формирует первичное понимание. Возможно, именно поэтому большинство участников опроса отметили, что стихотворение об отражении больного человека, в природе, мире и в других людях. Также были высказаны мнения: «каждый человек ‒ часть природы, а точнее, ее отражение», «о грустном человеке, который идет по улице и смотрит на лужи, в них он видит свое отражение», «о человеке, который идет домой. Он показывает себя больным человеком, по дороге он встречает прохожего, в котором отражается. И он объясняет это тем, что они часть природы». Природа часто в ответах учащихся становится равна чувствам и встает с ними в синонимический ряд. Некоторые увидели, что на самом деле описано «отражение не в прохожем, а в тоске (в ней тоже можно отражаться, не только в зеркале)». Тоска становится тем самым эго героя, которое он пытается найти. Также стихотворение отождествили с целой жизнью скучной и обычной, с тем как похожи судьбы людей друг на друга. «Человек может увидеть себя во всем», потому что все одинаково.

Так начинающие читатели поэзии попытались вглядеться в автора «Теории отражения».

Чего ждет будущий читатель?

Опыт прочтения современного стихотворения был интересен как участникам, так и авторам статьи. Но результаты анкетирования вызвали некоторые вопросы: Чего ждет юный читатель от современной поэзии? Каким, по его мнению, должен быть поэт будущего?

Начиналось интервью с вопроса о том, нравится ли читать современные стихи?

- Не очень читаю, потому что не знаю поэтов, которые хорошо пишут. До сих пор меня не заинтересовало это. Проза современных авторов в этом плане доступнее.

- Встречаюсь со стихами в интернете, где не важно авторство. Не знакома с современными авторами. В голове какого-то единого образа автора и стихотворения 21 века нет.

- Современные стихи помещаются часто в журналах, на различных сайтах. Если бы они не были озаглавлены как СОВРЕМЕННЫЕ, то, возможно, не отличила бы их от стихотворений ранних веков. Современные стихи как и раньше посвящены настоящей жизни, чувствам, в них раскрывается душа автора. Мне нравится их просматривать.

- Не читаю современные стихи, они очень скучные, неинтересные, грустные. В центре обычно серый образ, который берет начало от грустного образа поэта.

Из представленных детских ответов видно, что современное поэтическое творчество никак не взаимодействует со своими потенциальными читателями. При этом дети готовы воспринимать современное творчество только с чьей-то подачи, здесь работает закон авторитетного мнения. Только кто должен выступать подобным проводником в миры современной поэзии?

Мы спросили детей, какие стихи им интересно читать сегодня? Какие бы ты заказал стихи современному поэту? Ответы детей были однозначными – поэзия вновь должна вернуться к природе. Именно природа в поэзии способна сделать так, «чтобы улетать далеко, чтобы расслабиться. Люди с течением времени изменились и не примут стихи о природе прошлых веков так близко, как современные», «Попрошу стихи о природе, они вдохновляют. Это красиво, когда природа в рифме», «Стих – это должна быть картина, или искусство, что сидит в голове писателя». Современные стихи явно выбиваются из требований и ожиданий целевой аудитории.

К образу поэта школьники не менее требовательны, чем к его стихам:

- У современного поэта должна быть большая фантазия.

- Да, такие люди [современные поэты] отличаются внутренним стержнем, который ничего не может сломить или поколебать. У современного поэта должно быть четко выражено свое «Я», которое проявляется в свободе мысли творца.

- Самовыражение должно быть у современного поэта. Внутренне он отличается от обычного человека: каждый мыслит по-своему, у каждого свое вдохновение.

Современный поэт в представлении будущего читателя – модный мужчина с бородой, в костюме или джинсах и футболке. «Тот, кто всегда носит с собой листок бумаги и ручку, чтобы записать свои мысли и идеи. Он пишет на современные темы и использует в стихотворениях новые слова. У него другие взгляды». По мнению пятиклассников, современный поэт умный, креативный человек, который имеет богатый лексикон, он пишет о «причудах жизни» и легко излагает свои мысли. «Современный поэт может писать о природе, о том, каким он видит наш мир в будущем. Он может писать о молодежи, фантастике, приключениях, гаджетах». «Я люблю читать стихи. Когда я вырасту, я хочу читать стихи со смыслом и очень красивые»; «Стихи должны быть фантастические, а другие мне не нравятся. В стихах должно быть больше свободы, счастья и любви», – считают юные читатели и будущие ценители современной поэзии. «Мне нравятся стихи, и я хотела бы видеть веселые стихотворения об Интернете. От современных поэтов я жду стихотворения о природе, животных, технологиях, окружающем мире и космосе». Некоторые респонденты высказывали сомнения в поэзии будущего: «Я не надеюсь услышать ничего хорошего в современных стихотворениях». «Поэтов не будет, и стихов не будет».

В заключение интервью мы поинтересовались у школьников, каждый ли может написать стихи? Дети отнеслись к вопросу достаточно философски и ответили, что «писать может любой, но писать стихи может только настоящий».

Окунцева М.Д.

Магистрант филологического факультета Пермского государственного

гуманитарно-педагогического университета,
кафедра новейшей русской литературы


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.