ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ

2023-02-07 24
ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Схема 9


ВОЗРАСТ – характеристика индивида во времени

 

 

 

 

«Общая продолжительность жизни»

 

 

 

«Необратимость каждой отдельной фазы»

 

 

 

«Длительность каждой отдельной фазы»

 

       

 

 

Рассмотрение возраста как фазы развития позволяет разбить жизненный цикл на отдельные периоды (фазы), отличающиеся друг от друга по определенным критериям. Фазное протекание жизненного цикла, охватывающего процесс индивидуального развития от рождения до смерти, есть последовательная смена моментов становления, эволюции инволюции индивида.

 

 

Схема 10

Виды возраста
Абсолютный
Условный
Биологический
Социальный
Психологический
Субъективный, переживаемый


 

 

ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Возрастная периодизация – это деление целостного жизненного цикла на временные отрезки (периоды), измеряемые в годах. Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Что определяет это качественное своеобразие? – В каждой периодизации это свои основания.


Систематика периодизаций

Л.С. Выготский. «Проблема возраста» (1932-1934)


Схема 11


 

 


Периодизации, созданные по аналогии с непсихологическими концепциями развития


Периодизации, созданные на основе какого-либо отдельного признака развития


Периодизации, созданные на основе существенных признаков развития


 

 


С.Холл


П.П. Блонский, В.Штерн, З.Фрейд, Ж.ПИаже


Э.Эриксон, Л.С. Выготский. Современные периодизации


 

 

Периодизация психосексуального развития (З.Фрейд)

· Структурная теория личности: Бессознательное («Оно» или «Ид»), Сознательное («Я» или «Эго»), Сверхсознательное («Сверх-Я» или «Супер-Эго»); · Двигатель поведения- бессознательная часть личности, насыщенная сексуальной энергией (либидо) и энергией агрессии (танатос); · Сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации; · Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Таблица 5

 

Стадия развития

Эрогенные зоны

Тип сексуального поведения

Психические образования

Формирующиеся черты личности

Оральная (0-1 г.) Слизистая губ рта и

Сосание, укус.

Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым. Не все желания удовлетворяются. Первые ограничения, кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «оно», развивается вторая инстанция Я. Ненасытность, требовательность. пессимизм. жадность, Оптимизм и
Анальная (1-3 г.) Слизистая кишечника. Либидо ануса     вокруг Функции выделения дефекации, Идет приучение к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего формируется третья инстанция Я как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести Опрятность, пунктуальность; агрессивность; накопительство и др. аккуратность; упрямство, скрытность;
Фаллическая (3-5 л.)

Высшая ступень сексуальности.

Эрогенная зона: гениталии

Раньше сексуальность была направлена на себя, сейчас

- на других. Секс, привязанность к взрослым: у мальчиков — «Эдипов комплекс», у девочек —

«комплекс Электры»

Время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я». Все три инстанции сформированы и входят в конфликт друг с другом

Формируются главные структуры личности: самонаблюдение; благоразумие; рациональное

мышление; агрессивность

(мужская)

Латентная (5-12 л.)

Снижение полового

интереса

Общение со сверстниками. Школьное обучение

Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми; физическими упражнениями

Общительность; трудолюбие

Генитальная (12-18л.)

Происходит собственно половое развитие

Объединяются все эрогенные зоны. Появляется стремление к нормальному сексуальному общению

Биологическое начало оно усиливает свою активность. Подростку приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты: аскетизмом (внутренние запреты); интеллектуализацией (освобождением от навязчивых желаний)

Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям

               

 

 

Периодизация когнитивного развития (Ж.Пиаже)

· В процессе развития ребенок активно действует (адаптируется), а не просто реагирует на воздействия среды; · Интеллект является примером биологической адаптации; · Адаптация включает два процесса: ассимиляцию (включение новой информации в уже существующие интеллектуальные структуры) и аккомодацию (изменение существующих интеллектуальных структур для соответствия изменяющимся условиям среды); · Основная единица интеллекта – т.н. «схема», т.е. гибкая структура, которая в процессе развития изменяется количественно и качественно; · Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через 4 качественно различные стадии.

Таблица 6

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.