КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

2023-02-07 34
КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗВИТИЕ – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. СОЗРЕВАНИЕ – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. РОСТ – количественные изменения в развитии.

 

   

 

 

 

 

 

НЕОБРАТИМОСТЬ

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

 

 

 

 
                   

Способность к накоплению изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими
Способность к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития
Способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей
Схема 4


 

 


Основные формы психического развития
ФИЛОГЕНЕЗ – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества   ОНТОГЕНЕЗ – формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И ВИДОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Виды развития


Схема 5

 

Схема 6


 


Психическое развитие – становление процессов, свойств и качеств психики


Личностное развитие – формирование черт, свойств и качеств личности


 

 


Нормативное развитие – общий, присущий большинству людей данного возраста характер изменений


Индивидуальное развитие – вариативность, уникальность изменений


 

 


Преформированное – тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, так и конечный результат


Непреформированное – тип развития, который не предопределен заранее


 

 


ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Таблица 3


 

Научный подход Научные школы Ведущий фактор Теории Авторы

Однофакторный

Нативизм

Наследственность

Преформизм  
Т. Рекапитуляции Г.С. Холл
Т. Созревания А. Гезелл, К. Бюлер

Эмпиризм

Среда

Ассоцианизм Дж. Локк, Д.Гартли, Н.А. Менчинская
Бихевиоризм Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура

Двухфакторный

 

Наследственность и среда, их взаимодействие Т. Конвергенции В. Штерн

Наследственность и среда,

их противодействие

Классический психоанализ З. Фрейд
Когнитивная теория Ж.Пиаже

Многофакторный

 

Наследственность, среда, активность личности, общение

Эпигенетическая теория Э.Эриксон
Культурно- историческая Л.С. Выготский

 

 

· Нативизм – научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс развертывания наследственно

(генетически) заложенных возможностей.

·Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша («преформированный тип развития»).

·Теория рекапитуляции Г. С.Холла – теория, согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio - повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза. Фактор наследственности определяет и стадии развития, и их содержание, и последовательность.

·Теории созревания – рассматривают психическое развитие как процесс, обусловленный созреванием морфологических структур центральной нервной системы (ЦНС). Процессы созревания соответствующих структур ЦНС определяет только фактор наследственности. Возникновение любого нового поведения связаны с созреванием соответствующего участка ЦНС.

·Эмпиризм - научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс приобретения и накопления опыта.

·Ассоцианизм – концепция, согласно которой наследственность не может определять закономерностей и результатов развития. Развитие определяется воспитанием и средой.

· Бихевиоризм – научное направление, отождествляющее психическое развитие с научением.

·Теория конвергенции двух факторов В. Штерна - теория, согласно которой психическое развитие есть результат конвергенции (взаимодействия) внутренних данных (наследственности) и внешних условий (среды).

·Психоанализ З.Фрейда – рассматривает вопрос соотношения факторов наследственности и среды с точки зрения их антагонизма, выраженного в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой.

·Когнитивная теория Ж.Пиаже – утверждает, что общество и личность находятся в состоянии конфронтации, антагонизма. В процессе социализации личности происходит насильственное вытеснение природного и замещение его социальным. Т.о., наследственность и среда являются антагонистами. (Автор использовал эти понятия для объяснения закономерностей развития мышления).

·Эпигенетическая теория Э. Эриксона – теория, построенная на эпигенетическом принципе. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. В целом же, развитие определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной и психосексуальной. Главным содержанием развития является процесс становления эго-идентичности.

· Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – теория, построенная на принципе социально-исторической обусловленности психики человека и принципе специфики ее развития и в онтогенезе.


 

 


ИСТОЧНИКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Отечественная психология, объясняя психическое развитие, опирается на понимание человека как активного деятеля в объективной, закономерно организованной действительности


Схема 7


 

 


ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ


УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ


ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ


 

 


Среда, социальный опыт


· Структура и динамика созревания мозга, заданные генетически;

· Общение, обучение и воспитание, играющие ведущую опережающую роль в психическом развитии


Внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения


 

 

    Активность личности развивается на всех этапах жизненного пути в разных видах деятельности. Проявляется в том, что человек сам является источником изменений, происходящих как с ним самим, так и с окружающим миром.
Это
окружающие
человека
общественные,   материальные    и духовные условия его существования.
Это своего рода биологический шифр, в котором заложена программа обмена веществ между клетками и окружающей средой;       природные
анализаторов; особенности нервной системы и мозга.
свойства строения
ДЕТЕРМИНАНТЫ психического развития
Схема 8

 

 

 

 

 

 

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

 

СРЕДА

 

АКТИВНОСТЬ

               

 

 

Модель экологических систем развития человека (У. Бронфенбреннер)

Ребенок

микросистема мезосистема экзосистема

макросистема

 

 

Рис. 1

 

 

• Микросистема – первый уровень среды, наиболее приближенный к ребенку и      оказывающий непосредственное влияние на его развитие. • Мезосистема – второй уровень среды, образующийся при взаимодействии двух и более микросистем и имеющий достаточно прямое влияние на детское развитие. • Экзосистема - третий уровень среды, не входящий в непосредственное окружение ребенка и имеющий опосредованный характер влияния на него. • Макросистема – четвертый уровень среды, наиболее удаленный и оказывающий      косвенное, опосредованное влияние на индивида. • Растущий ребенок активно изменяет элементы четырех уровней среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей, т.е. это динамический, идущий в двух направлениях процесс.


 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Деятельностью ребенка руководит взрослый с помощью специальных способов – воспитания и обучения.

Психическое развитие ребенка

 

Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи

общественно-исторического опыта

 

Общественно-исторический опыт

 


 

 

Воззрения ученых на проблему соотношения развития и обучения


Рис. 2


 

 

Таблица 4


Авторы Точка зрения
Ж. Пиаже и др. Развитие совершается само по себе, т.е. спонтанно и в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание и обучение должны идти вслед за развитием, приспосабливаясь к имеющемуся уровню.
Торндайк, Уотсон Отождествляли обучение и развитие, считая, что они существуют параллельно: шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
Дж. Брунер Обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподавать любой предмет. Все зависит от методики обучения.
Л.С. Выготский Подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впереди развития, создавая зону ближайшего развития. Ввел понятия «зона (уровень) актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; «зона (уровень) ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью.
Л.А. Венгер, П.Я. Галперин, В.В. Давыдов, и др. Доказали, что включение в обучение специальных средств (эталона, мерки, моделей, ориентировочной основы деятельности) приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными.

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

· Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них «идут» впереди остальных, подготавливая почву для других функций. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают почву для следующих функций. Так происходит усложнение психической деятельности. Периоды, наиболее благоприятные для становление тех или иных функций, когда обостряется чувствительность психики к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. В эти периоды функции развиваются наиболее успешно и интенсивно.

·  Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Наиболее интенсивно психическое развитие идет в детские годы. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад в общее психическое развитие человека.

· В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и состояний. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики на более высоком, новом по качеству уровне. Дифференциация и интеграция, являясь противоположными по направления, в тоже время взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С этими процессами связана кумуляция – накопление отдельных признаков, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

· На протяжении психического развития происходит смена детерминант – причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется соотношении биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным соотношение в группе социальных детерминант.

· Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под воздействием каких-либо условий и опыта. С пластичностью связана способность психики к компенсации психических функций в случае их отсутствия или недоразвития.


 

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.