Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2023-02-07 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАЗВИТИЕ – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. СОЗРЕВАНИЕ – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. РОСТ – количественные изменения в развитии. |
|
| ||||||||
|
| ||||||||
НЕОБРАТИМОСТЬ | НАПРАВЛЕННОСТЬ | ЗАКОНОМЕРНОСТЬ | |||||||
|
| ||||||||
Способность к накоплению изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими |
Способность к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития |
Способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей |
Основные формы психического развития |
ФИЛОГЕНЕЗ – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества ОНТОГЕНЕЗ – формирование психических структур в течении жизни отдельного индивида |
Виды развития
Схема 5
Схема 6
Психическое развитие – становление процессов, свойств и качеств психики
Личностное развитие – формирование черт, свойств и качеств личности
Нормативное развитие – общий, присущий большинству людей данного возраста характер изменений
Индивидуальное развитие – вариативность, уникальность изменений
|
Преформированное – тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, так и конечный результат
Непреформированное – тип развития, который не предопределен заранее
ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Таблица 3
Научный подход | Научные школы | Ведущий фактор | Теории | Авторы |
Однофакторный | Нативизм | Наследственность | Преформизм | |
Т. Рекапитуляции | Г.С. Холл | |||
Т. Созревания | А. Гезелл, К. Бюлер | |||
Эмпиризм | Среда | Ассоцианизм | Дж. Локк, Д.Гартли, Н.А. Менчинская | |
Бихевиоризм | Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура | |||
Двухфакторный |
| Наследственность и среда, их взаимодействие | Т. Конвергенции | В. Штерн |
Наследственность и среда, их противодействие | Классический психоанализ | З. Фрейд | ||
Когнитивная теория | Ж.Пиаже | |||
Многофакторный |
| Наследственность, среда, активность личности, общение | Эпигенетическая теория | Э.Эриксон |
Культурно- историческая | Л.С. Выготский |
· Нативизм – научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс развертывания наследственно
(генетически) заложенных возможностей.
·Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша («преформированный тип развития»).
·Теория рекапитуляции Г. С.Холла – теория, согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio - повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза. Фактор наследственности определяет и стадии развития, и их содержание, и последовательность.
·Теории созревания – рассматривают психическое развитие как процесс, обусловленный созреванием морфологических структур центральной нервной системы (ЦНС). Процессы созревания соответствующих структур ЦНС определяет только фактор наследственности. Возникновение любого нового поведения связаны с созреванием соответствующего участка ЦНС.
|
·Эмпиризм - научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс приобретения и накопления опыта.
·Ассоцианизм – концепция, согласно которой наследственность не может определять закономерностей и результатов развития. Развитие определяется воспитанием и средой.
· Бихевиоризм – научное направление, отождествляющее психическое развитие с научением.
·Теория конвергенции двух факторов В. Штерна - теория, согласно которой психическое развитие есть результат конвергенции (взаимодействия) внутренних данных (наследственности) и внешних условий (среды).
·Психоанализ З.Фрейда – рассматривает вопрос соотношения факторов наследственности и среды с точки зрения их антагонизма, выраженного в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой.
·Когнитивная теория Ж.Пиаже – утверждает, что общество и личность находятся в состоянии конфронтации, антагонизма. В процессе социализации личности происходит насильственное вытеснение природного и замещение его социальным. Т.о., наследственность и среда являются антагонистами. (Автор использовал эти понятия для объяснения закономерностей развития мышления).
·Эпигенетическая теория Э. Эриксона – теория, построенная на эпигенетическом принципе. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. В целом же, развитие определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной и психосексуальной. Главным содержанием развития является процесс становления эго-идентичности.
· Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – теория, построенная на принципе социально-исторической обусловленности психики человека и принципе специфики ее развития и в онтогенезе.
ИСТОЧНИКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Отечественная психология, объясняя психическое развитие, опирается на понимание человека как активного деятеля в объективной, закономерно организованной действительности
Схема 7
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ
|
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ
Среда, социальный опыт
· Структура и динамика созревания мозга, заданные генетически;
· Общение, обучение и воспитание, играющие ведущую опережающую роль в психическом развитии
Внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения
Активность личности развивается на всех этапах жизненного пути в разных видах деятельности. Проявляется в том, что человек сам является источником изменений, происходящих как с ним самим, так и с окружающим миром. |
Это |
окружающие |
человека |
общественные, материальные и духовные условия его существования. |
Это своего рода биологический шифр, в котором заложена программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные |
анализаторов; особенности нервной системы и мозга. |
свойства строения |
ДЕТЕРМИНАНТЫ психического развития |
|
| ||||||
|
| ||||||
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ | СРЕДА | АКТИВНОСТЬ | |||||
Модель экологических систем развития человека (У. Бронфенбреннер)
Ребенок
микросистема мезосистема экзосистема
макросистема
Рис. 1
• Микросистема – первый уровень среды, наиболее приближенный к ребенку и оказывающий непосредственное влияние на его развитие. • Мезосистема – второй уровень среды, образующийся при взаимодействии двух и более микросистем и имеющий достаточно прямое влияние на детское развитие. • Экзосистема - третий уровень среды, не входящий в непосредственное окружение ребенка и имеющий опосредованный характер влияния на него. • Макросистема – четвертый уровень среды, наиболее удаленный и оказывающий косвенное, опосредованное влияние на индивида. • Растущий ребенок активно изменяет элементы четырех уровней среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей, т.е. это динамический, идущий в двух направлениях процесс. |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
|
Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Деятельностью ребенка руководит взрослый с помощью специальных способов – воспитания и обучения. |
Психическое развитие ребенка
Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи
общественно-исторического опыта
Общественно-исторический опыт
Воззрения ученых на проблему соотношения развития и обучения
Рис. 2
Таблица 4
Авторы | Точка зрения |
Ж. Пиаже и др. | Развитие совершается само по себе, т.е. спонтанно и в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание и обучение должны идти вслед за развитием, приспосабливаясь к имеющемуся уровню. |
Торндайк, Уотсон | Отождествляли обучение и развитие, считая, что они существуют параллельно: шаг в обучении соответствует шагу в развитии. |
Дж. Брунер | Обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподавать любой предмет. Все зависит от методики обучения. |
Л.С. Выготский | Подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впереди развития, создавая зону ближайшего развития. Ввел понятия «зона (уровень) актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; «зона (уровень) ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью. |
Л.А. Венгер, П.Я. Галперин, В.В. Давыдов, и др. | Доказали, что включение в обучение специальных средств (эталона, мерки, моделей, ориентировочной основы деятельности) приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными. |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
· Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них «идут» впереди остальных, подготавливая почву для других функций. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают почву для следующих функций. Так происходит усложнение психической деятельности. Периоды, наиболее благоприятные для становление тех или иных функций, когда обостряется чувствительность психики к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. В эти периоды функции развиваются наиболее успешно и интенсивно.
· Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Наиболее интенсивно психическое развитие идет в детские годы. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад в общее психическое развитие человека.
|
· В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и состояний. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики на более высоком, новом по качеству уровне. Дифференциация и интеграция, являясь противоположными по направления, в тоже время взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С этими процессами связана кумуляция – накопление отдельных признаков, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.
· На протяжении психического развития происходит смена детерминант – причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется соотношении биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным соотношение в группе социальных детерминант.
· Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под воздействием каких-либо условий и опыта. С пластичностью связана способность психики к компенсации психических функций в случае их отсутствия или недоразвития.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!