ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ

2023-02-07 65
ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебное пособие представляет собой систематизированный учебный материал по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Данная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального комплекса предметов в подготовке специалистов и бакалавров с высшим образованием в программе подготовки студентов факультета психологии по специальности «Психология». Содержание пособия разработано в соответствии с учебным планом по специальности 020400 (030301 по ОКСО) - «Психология» и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специалитет и бакалавриат). Содержание данного пособия ориентировано на решение следующих дидактических задач:

· овладение категориальным аппаратом дисциплины

· изучение теорий, принципов и закономерностей психического развития

· раскрытие детерминант психического развития, диалектики возникновения, развития и разрешения противоречий, движущих сил психического развития

· изучение этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека. Излагаемый материал соответствует следующим разделам учебной программы:

Раздел 1. Введение в феноменологию развития Раздел 2. Психология детства

Раздел 3. Психология отрочества

Раздел 4. Психология взрослого человека.

Пособие предназначено для студентов дневной, заочной и дистанционной форм обучения. Своеобразие данного пособия состоит в том, что весь материал представлен в виде схем, таблиц и комментариев, отражающих основные, существенные аспекты дисциплины, что облегчает и ускоряет процесс освоения основных идей учебного курса, способствует более эффективной подготовке к зачету или экзамену. Кроме того, пособие может быть интересным для преподавателей вузов, желающих использовать имеющийся в нем материал в качестве основы для составления мультимедийных презентаций по дисциплинам «Психология развития и возрастная психология», «Возрастная психология», «Детская психология», «Геронтопсихология» и пр.

 

 

 

     
     

 

Основными единицами учебного пособия являются структурно-логические схемы, таблицы и комментарии:

 

 

- структурно-логические схемы: отражают связи и отношения между изучаемыми понятиями, фактами, явлениями

 

 

- комментарии: дают более полное представление об изучаемом вопросе, содержат термины, исторические сведения и пр. информацию, носящую уточняющий характер

 

 

- таблицы: упорядочивают теоретические выкладки, систематизируют фактологический материал.


 

 

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ

ХОЛЛ

Гренвилл Стенли

 


ЭРИКСОН

Эрик

 

(1902 – 1994)


(1844-1924)


ФРЕЙД

Зигмунд

 

(1856 – 1939)


 

 


ФРЕЙД

Анна

 

(1895 – 1982)


 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ТОРНДАЙК

Эдвард Ли

 

(1874-1949)


 

 


ПИАЖЕ

Жан

 

(1896 – 1980) БЮЛЕР

Карл

 

(1879 – 1963)


 

УОТСОН

Джон

 

(1878 – 1958)


 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


ЛЕОНТЬЕВ

Алексей Николаевич (1903-1979)


 

 


БОЖОВИЧ

Лидия Ильинична

(1908 – 1981)


 

ЗАПОРОЖЕЦ

Александр Владимирович (1905 – 1981)


ЭЛЬКОНИН

Даниил Борисович (1904 – 1984)


 

 


ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Таблица 3


 

Научный подход Научные школы Ведущий фактор Теории Авторы

Однофакторный

Нативизм

Наследственность

Преформизм  
Т. Рекапитуляции Г.С. Холл
Т. Созревания А. Гезелл, К. Бюлер

Эмпиризм

Среда

Ассоцианизм Дж. Локк, Д.Гартли, Н.А. Менчинская
Бихевиоризм Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура

Двухфакторный

 

Наследственность и среда, их взаимодействие Т. Конвергенции В. Штерн

Наследственность и среда,

их противодействие

Классический психоанализ З. Фрейд
Когнитивная теория Ж.Пиаже

Многофакторный

 

Наследственность, среда, активность личности, общение

Эпигенетическая теория Э.Эриксон
Культурно- историческая Л.С. Выготский

 

 

· Нативизм – научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс развертывания наследственно

(генетически) заложенных возможностей.

·Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша («преформированный тип развития»).

·Теория рекапитуляции Г. С.Холла – теория, согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio - повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза. Фактор наследственности определяет и стадии развития, и их содержание, и последовательность.

·Теории созревания – рассматривают психическое развитие как процесс, обусловленный созреванием морфологических структур центральной нервной системы (ЦНС). Процессы созревания соответствующих структур ЦНС определяет только фактор наследственности. Возникновение любого нового поведения связаны с созреванием соответствующего участка ЦНС.

·Эмпиризм - научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс приобретения и накопления опыта.

·Ассоцианизм – концепция, согласно которой наследственность не может определять закономерностей и результатов развития. Развитие определяется воспитанием и средой.

· Бихевиоризм – научное направление, отождествляющее психическое развитие с научением.

·Теория конвергенции двух факторов В. Штерна - теория, согласно которой психическое развитие есть результат конвергенции (взаимодействия) внутренних данных (наследственности) и внешних условий (среды).

·Психоанализ З.Фрейда – рассматривает вопрос соотношения факторов наследственности и среды с точки зрения их антагонизма, выраженного в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой.

·Когнитивная теория Ж.Пиаже – утверждает, что общество и личность находятся в состоянии конфронтации, антагонизма. В процессе социализации личности происходит насильственное вытеснение природного и замещение его социальным. Т.о., наследственность и среда являются антагонистами. (Автор использовал эти понятия для объяснения закономерностей развития мышления).

·Эпигенетическая теория Э. Эриксона – теория, построенная на эпигенетическом принципе. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. В целом же, развитие определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной и психосексуальной. Главным содержанием развития является процесс становления эго-идентичности.

· Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – теория, построенная на принципе социально-исторической обусловленности психики человека и принципе специфики ее развития и в онтогенезе.


 

 


ИСТОЧНИКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Отечественная психология, объясняя психическое развитие, опирается на понимание человека как активного деятеля в объективной, закономерно организованной действительности


Схема 7


 

 


ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ


УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ


ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ


 

 


Среда, социальный опыт


· Структура и динамика созревания мозга, заданные генетически;

· Общение, обучение и воспитание, играющие ведущую опережающую роль в психическом развитии


Внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения


 

 

    Активность личности развивается на всех этапах жизненного пути в разных видах деятельности. Проявляется в том, что человек сам является источником изменений, происходящих как с ним самим, так и с окружающим миром.
Это
окружающие
человека
общественные,   материальные    и духовные условия его существования.
Это своего рода биологический шифр, в котором заложена программа обмена веществ между клетками и окружающей средой;       природные
анализаторов; особенности нервной системы и мозга.
свойства строения
ДЕТЕРМИНАНТЫ психического развития
Схема 8

 

 

 

 

 

 

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

 

СРЕДА

 

АКТИВНОСТЬ

               

 

 

Модель экологических систем развития человека (У. Бронфенбреннер)

Ребенок

микросистема мезосистема экзосистема

макросистема

 

 

Рис. 1

 

 

• Микросистема – первый уровень среды, наиболее приближенный к ребенку и      оказывающий непосредственное влияние на его развитие. • Мезосистема – второй уровень среды, образующийся при взаимодействии двух и более микросистем и имеющий достаточно прямое влияние на детское развитие. • Экзосистема - третий уровень среды, не входящий в непосредственное окружение ребенка и имеющий опосредованный характер влияния на него. • Макросистема – четвертый уровень среды, наиболее удаленный и оказывающий      косвенное, опосредованное влияние на индивида. • Растущий ребенок активно изменяет элементы четырех уровней среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей, т.е. это динамический, идущий в двух направлениях процесс.


 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Деятельностью ребенка руководит взрослый с помощью специальных способов – воспитания и обучения.

Психическое развитие ребенка

 

Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи

общественно-исторического опыта

 

Общественно-исторический опыт

 


 

 

Воззрения ученых на проблему соотношения развития и обучения


Рис. 2


 

 

Таблица 4


Авторы Точка зрения
Ж. Пиаже и др. Развитие совершается само по себе, т.е. спонтанно и в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание и обучение должны идти вслед за развитием, приспосабливаясь к имеющемуся уровню.
Торндайк, Уотсон Отождествляли обучение и развитие, считая, что они существуют параллельно: шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
Дж. Брунер Обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподавать любой предмет. Все зависит от методики обучения.
Л.С. Выготский Подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впереди развития, создавая зону ближайшего развития. Ввел понятия «зона (уровень) актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; «зона (уровень) ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью.
Л.А. Венгер, П.Я. Галперин, В.В. Давыдов, и др. Доказали, что включение в обучение специальных средств (эталона, мерки, моделей, ориентировочной основы деятельности) приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными.

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

· Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них «идут» впереди остальных, подготавливая почву для других функций. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают почву для следующих функций. Так происходит усложнение психической деятельности. Периоды, наиболее благоприятные для становление тех или иных функций, когда обостряется чувствительность психики к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. В эти периоды функции развиваются наиболее успешно и интенсивно.

·  Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Наиболее интенсивно психическое развитие идет в детские годы. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад в общее психическое развитие человека.

· В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и состояний. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики на более высоком, новом по качеству уровне. Дифференциация и интеграция, являясь противоположными по направления, в тоже время взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С этими процессами связана кумуляция – накопление отдельных признаков, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

· На протяжении психического развития происходит смена детерминант – причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется соотношении биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным соотношение в группе социальных детерминант.

· Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под воздействием каких-либо условий и опыта. С пластичностью связана способность психики к компенсации психических функций в случае их отсутствия или недоразвития.


 

 


Раннее детство

Младенчество 0 – 1 год Непосредственно- эмоциональное общение 1 Мотивационно- потребностная сфера Раннее детство 1 – 3 года Предметная деятельность 2 Операционально- техническая, интеллектуальная сферы

Детство

Дошкольный 3 – 7 лет Ролевая игра 1 Мотивационно- потребностная сфера Младший школьный 7 – 10,11 лет Учение 2 Операционально- техническая, интеллектуальная сферы

Отрочество

Подростковый 11 – 15 лет Интимно-личностное общение со сверстниками 1 Мотивационно- потребностная сфера Ранняя юность 15 – 17 лет Учебно- профессиональная деятельность 2 Операционально- техническая, интеллектуальная сферы

 

 

Обобщенная схема возрастной периодизации, по И.В. Шаповаленко

(на основе традиционных критериев, принятых в отечественной психологии)

Таблица 11

Возрастной период Хронологические границы Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Психологические новообразования
Новорожденность 0 – 2 мес.

Переход от внутриутробного к внеутробному существованию

Младенчество 2 мес. – 1 г. «Мы» - неразрывная связь ребенка и матери Непосредственно- эмоциональное общение со взрослым Потребность в общении, дифференциация ощущений и эмоциональных состояний, преднамеренные действия (хватание и пр.), автономная речь, ходьба, превращение ребенка в субъекта желаний и действий.

Кризис 1 г.ж. Физическое отделение от матери. Появление самостоятельности. Аффективные расстройства, гипобулические

(протестные) реакции, временный регресс в развитии.

Раннее детство 1 – 3 г. «Ребенок – Предмет – Взрослый» Предметно – манипулятивная деятельность Развитие пассивного и активного словаря, наглядно-действенное мышление, предметные, символические, замещающие действия, начало развития продуктивной деятельности, феномен «Я сам».

Кризис 3 г. ж. Психологическое отделение от матери. Рост самостоятельности. «Семизвездие симптомов»: негативизм,

упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм.

Дошкольное детство 3 – 7 л «Ребенок – общественный взрослый», «ребенок – сверстники» Сюжетно-ролевая игра Наглядно-образное мышление, воображение, первоначальная картина мира (абрис), новые мотивы поведение, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, самосознание и самооценка.

Кризис 7 л. Внешнее «Я сам» сменяется внутренним самосознанием. Потеря детской непосредственности, манерничание, кривляние, симптом «горькой конфеты».


 

Младший школьный возраст

7 – 10,11л.

«Ребенок – учитель»

«Ребенок – родители»,

«ребенок– сверстники»

Учебная деятельность

Учебные навыки, словесно-логическое мышление, внутренний план действий, рефлексия, произвольность поведения и познавательных процессов, самоконтроль и самооценка.

Предподростковый, подростковый кризис. Кризис самоотношения. Ломка старой системы отношений. «Мотивационный вакуум». Трудности в общении со взрослыми. Психологический «отход» от школы. Стремление к независимости и взрослому

стилю поведения. Акцентуации характера.

Подростковый возраст

11 - 14, 15 л.

«Подросток в обществе сверстников»

Интимно- личностное общение сверстниками     со Чувство взрослости, стремление к самостоятельности, самоутверждению. Становление Я-концепции. Рефлексия. Формально-логическое мышление.

Кризис перехода к юности (15-17л). Становление человека как субъекта собственного развития. Обостренная потребность в

самоуважении, неудовлетворенность собой, внутренняя напряженность. Кризис одиночества. Личностное отношение к миру.

Юность

Ранняя – 15-17л., поздняя – 17-21г.

Поиск своего места во взрослом мире. Самоопределение.

Учебно- профессиональная деятельность

Жизненные и профессиональные планы. Устойчивое самосознание, идентичность. Ценностные ориентации. Мировоззрение.

Кризис перехода к взрослости (18-20л.). Выход в самостоятельную, взрослую жизнь и связанные с этим психологические проблемы.

Взрослость (молодость зрелость)   и Ранняя – 20-30л., средняя – 30-60 л. Принятие на полноты ответственности. себя

Труд.

 

Семья. Общение.

Построение стратегии жизни. Реализация жизненных и профессиональных планов. Принятие смысложизненных решений. Феномен акме. Родительство.

Кризис «смысла жизни» (30 л.), кризис «середины жизни» (45 л.), кризис выхода на пенсию (55, 60л). Переоценка и корректировка жизненных и профессиональных планов.

Взрослость (старение старость)   и Пожилой 60-75л., старость 75-90л., долгожительство – свыше 90л.

Адаптация к новому возрастному и социальному статусу

Труд в

адаптированных формах. Хобби. Прародительство.

Принятие и осмысление своей жизни. Структурирование и передача опыта. Жизненная мудрость. Интегри- рованность, целостность личности.

Смерть как кризис индивидуального существования.

               

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

• Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. • Развитие личности представляет процесс ее закономерного изменения в результате социализации. • Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. • Персоногенез – становление и индивидуальное развитие личности.


Модель развития личности

(А.В. Петровский)

В основе развития личности лежит деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у индивида с наиболее значимой (референтной) группой или лицом в этот период.


Общение,

которое носит ситуативный и непосредственный характер

 

 


Первый период младенчества (0-6 мес.)

· Ситуативно-личностная форма общения

· Интенсивное развитие сенсорных систем


Второй период младенчества (6 - 12 мес.)

· Ситуативно-деловая форма общения

· Интенсивное освоение манипуляций с предметами


 

«Вклинивание» в общение новой деятельности – предметной, освоение ходьбы и расширение предметного пространства

приводят к разрыву ситуации «Мы», росту самостоятельности и становлению новой формы «Я» (Я - желающий)

 


Психологические новообразования:

· Складываются первые две формы общения со взрослым;

· Начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

· Формируется первая социальная потребность – в общении со взрослым;

· Складывается первое предличностное новообразование –

активность;

· Появляется автономная речь.


Нормативный кризис 1 г.ж.

· «Трудновоспитуемость» ребенка (упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и т.д.);

· Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений (попытки самостоятельных действий; отказы выполнять что-либо; овладение большим числом новых умений);

· Повышенная чувствительность к замечаниям и порицаниям взрослых (обидчивость, недовольство);

· Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях. Капризность.


 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА (1 – 3г.) Схема 17

Социальная ситуация развития: ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях «ребенок – предмет – взрослый» Противоречие: ребенок не может самостоятельно «открыть» функции предметов и способы их употребления. Только взрослый может показать их ребенку. Выполняя действия по образцу взрослого, ребенок достигает правильного результата.
1 этап развития предметного действия: Переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым ребенок начинает себя сравнивать
2 этап развития предметного действия: Овладение специфическими способами употребления предмета, а затем переход к переносу действия с одного предмета на другой, и из одной ситуации в другую, что приводит к обобщению действия и возникновению игрового действия
ивно-деловое общение выступает средством ее осуществления.
Ведущей становится предметная деятельность, а ситуат

 

Распад социальной ситуации развития «ребенок – предмет – взрослый», возникновение личного действия (Я – действующий) и осознание себя («Я сам»)

 


Психологические новообразования:

· Складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.

· Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи.

· Возникает личное действие и личное желание, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».


Нормативный кризис 3 г.ж.

· Первый пояс симптомов или «семизвездие» кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых и предметов, деспотизм.

 

· Второй пояс симптомов кризиса: внешние и внутренние конфликты, невротические реакции, ночные страхи, неспокойный сон, резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические реакции.


 

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА (3 – 7 л.)


Схема 18


Социальная ситуация развития: сформировавшееся в раннем детстве представление о взрослом как образце приводит к «открытию»

мира взрослых и возникновению новой ситуации «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники».

Противоречие: главная потребность ребенка – войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции взрослого ребенок не может.

 

Данная потребность удовлетворяется в новых видах де Ведущей деятельностью становится игра, в которой ребенок бер
ятельности, спектр которых значительно расширяется. ет на себя роль взрослого, выполняя его социальные функции.

 


Развитие игровой деятельности:

· Складывается структура сюжетно-ролевой игры: роль, игровые действия, правила, игровой замысел, сюжет игры.

· Усложняются игровые сюжеты, происходит их объединение внутри одной игры.

· Развиваются другие виды игр: творческие, строительные, дидактические, подвижные и т.д.

· С помощью игры ребенок «входит» в разные сферы действительности, тем самым расширяя возможности познания этих сфер.


Развитие других видов деятельности:

· Активно развиваются продуктивные виды деятельности: изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация и пр.

· Закладываются основы трудовой деятельности: бытовой труд, труд по самообслуживанию, труд в природе и пр.

· Продолжает свое развитие познавательная деятельность детей.

· Складываются третья и четвертая формы общения со взрослыми

( внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная).

· Активно развивается общение со сверстниками (ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы).


 

 

Перестройка социальной ситуации развития «ребенок – взрослый», заданная не только внутренней логикой детского развития, но и внешними соционормативными установками, связанными с предстоящим переходом ребенка в школу, приводит к возникновению у него новой внутренней позиции


Психологические новообразования:

· Осваивается широкий круг деятельностей;

· Осваивается моделирование как центральная умственная способность, а так же другие средства и способы познавательной деятельности;

· Формируется произвольность поведения;

· Складывается первый, схематический «абрис» детского мировоззрения;

· Появляются первые этические инстанции;

· Дифференцируется самооценка и личностное сознание;

· Главное новообразование – новая внутренняя позиция, новый уровень осознания себя в системе общественных отношений - внутренняя позиция школьника.


 

Нормативный кризис 7 л.

· Утрата детской непосредственности;

· Смена основных переживаний ребенка;

· Обобщение переживаний, логика чувств;

· Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей;

· Новое отношение к среде: изменяются интересы и цели деятельности;

· Перестройка отношения к себе. Появляется самоуважение. Возрастает уровень требований к себе, своим успехам;

· Перестройка отношений к окружающим, авторитету родителей.


 

 

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (0 – 7 л.)


Познавательное развитие


Таблица 12


Младенчество

Ранний возраст Дошкольный возраст
Внимание · Первоначально выступает как реакция сосредоточения; · Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков; · Совершается выделение предметов и действий с ними, развивается познавательное отношение к окружающему. · Расширяется круг предметов, их признаков и действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок; · Ребенок может сосредоточиться на речи, несложных инструкциях взрослого; · Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания; · Внимание слабо концентрировано, неустойчиво, трудно переключается и распределяется, мал его объем. · Возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; · Складываются элементы произвольности внимания; · Внимание становится опосредованным; · Появляются элементы послепроизвольного внимания.
Речь · Развитие речи включено в общение со взрослыми; · Возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей, что превращается в самостоятельную деятельность; · Устанавливается связь между предметом и его названием; · К концу 1 г.ж. развивается инициативное употребление осмысленных слов. · Развитие речи связано с общением со взрослым и практической деятельность по освоению предметов; · Формируется активная речь, становясь средством общения со взрослыми и сверстниками (коммуникативная функция); · Складывается обобщающая и регулирующая функции речи; · Появляется ситуативная речь (понятная из контекста ситуации, в которой находятся собеседники); · Возникает описательная речь; · Формируется слушание и понимание литературных произведений. · Речь отрывается от конкретной ситуации, превращаясь в универсальное средство общения; · Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; · Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; · Складывается планирующая функция речи; · Возникает звуковая функция речи, слово выделяется как абстрактная единица, что является основой для обучения чтению и письму; · Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказ; · Завершается фонематическое развитие: ребенок правильно слышит и произносит звуки; · Речь становится произвольной, осознанной деятельностью.

 

Сенсорика · Складывается акт рассматривания предметов; · Хватание приводит к использованию руки как органа осязания и движения; · Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движениями руки; · Устанавливаются дифференцированные связи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. · Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам; · Возникают представления о свойствах предметов; · Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. · Зрительное восприятие становится ведущим в ознакомлении с окружающим; · Осваиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина и пр.); · Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; · Устанавливается связь восприятия с речью, мышлением (интеллектуализация восприятия).
Память · Память функционирует «внутри» ощущений и восприятия; · Проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуясь недлительным сохранением; · Сначала появляется двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу 1 г.ж. складываются предпосылки для развития словесной памяти. · «Единицами» памяти являются представления; · Возрастает объем и прочность сохранения материала; · Появляется новый процесс памяти – воспроизведение; · Развивается словесная память. · Интеллектуализация памяти (связь с речью и мышлением); · Преобладает непроизвольная память, складываются предпосылки произвольной памяти; · Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; · Память включается в развитие личности (осознание своего прошлого).
Воображение   · Складываются предпосылки воображения, представлений и отсроченного подражания; · Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. · Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; · Осваиваются приемы и способы создания образов воображения; ·  Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в опоре на наглядность при создании образов.
Мышление · К концу 1 г.ж. ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи; · Мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия и включено в практические манипуляции с предметами; · Возникают предпосылки для развития любознательности. · Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности; · Освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному установлению некоторых связей между целым и частью, или двумя предметами; · Ребенок решает пр

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.