Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2023-02-07 | 65 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебное пособие представляет собой систематизированный учебный материал по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Данная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального комплекса предметов в подготовке специалистов и бакалавров с высшим образованием в программе подготовки студентов факультета психологии по специальности «Психология». Содержание пособия разработано в соответствии с учебным планом по специальности 020400 (030301 по ОКСО) - «Психология» и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специалитет и бакалавриат). Содержание данного пособия ориентировано на решение следующих дидактических задач:
· овладение категориальным аппаратом дисциплины
· изучение теорий, принципов и закономерностей психического развития
· раскрытие детерминант психического развития, диалектики возникновения, развития и разрешения противоречий, движущих сил психического развития
· изучение этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека. Излагаемый материал соответствует следующим разделам учебной программы:
Раздел 1. Введение в феноменологию развития Раздел 2. Психология детства
Раздел 3. Психология отрочества
Раздел 4. Психология взрослого человека.
Пособие предназначено для студентов дневной, заочной и дистанционной форм обучения. Своеобразие данного пособия состоит в том, что весь материал представлен в виде схем, таблиц и комментариев, отражающих основные, существенные аспекты дисциплины, что облегчает и ускоряет процесс освоения основных идей учебного курса, способствует более эффективной подготовке к зачету или экзамену. Кроме того, пособие может быть интересным для преподавателей вузов, желающих использовать имеющийся в нем материал в качестве основы для составления мультимедийных презентаций по дисциплинам «Психология развития и возрастная психология», «Возрастная психология», «Детская психология», «Геронтопсихология» и пр.
|
|
- структурно-логические схемы: отражают связи и отношения между изучаемыми понятиями, фактами, явлениями
- комментарии: дают более полное представление об изучаемом вопросе, содержат термины, исторические сведения и пр. информацию, носящую уточняющий характер
- таблицы: упорядочивают теоретические выкладки, систематизируют фактологический материал.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ
ХОЛЛ
Гренвилл Стенли
ЭРИКСОН
Эрик
(1902 – 1994)
(1844-1924)
ФРЕЙД
Зигмунд
(1856 – 1939)
ФРЕЙД
Анна
(1895 – 1982)
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТОРНДАЙК
Эдвард Ли
(1874-1949)
ПИАЖЕ
Жан
(1896 – 1980) БЮЛЕР
Карл
(1879 – 1963)
УОТСОН
Джон
(1878 – 1958)
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕОНТЬЕВ
Алексей Николаевич (1903-1979)
БОЖОВИЧ
Лидия Ильинична
(1908 – 1981)
ЗАПОРОЖЕЦ
Александр Владимирович (1905 – 1981)
ЭЛЬКОНИН
Даниил Борисович (1904 – 1984)
ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Таблица 3
Научный подход | Научные школы | Ведущий фактор | Теории | Авторы | |
Однофакторный | Нативизм | Наследственность | Преформизм | ||
Т. Рекапитуляции | Г.С. Холл | ||||
Т. Созревания | А. Гезелл, К. Бюлер | ||||
Эмпиризм | Среда | Ассоцианизм | Дж. Локк, Д.Гартли, Н.А. Менчинская | ||
Бихевиоризм | Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура | ||||
Двухфакторный
|
| Наследственность и среда, их взаимодействие | Т. Конвергенции | В. Штерн | |
Наследственность и среда, их противодействие | Классический психоанализ | З. Фрейд | |||
Когнитивная теория | Ж.Пиаже | ||||
Многофакторный |
| Наследственность, среда, активность личности, общение | Эпигенетическая теория | Э.Эриксон | |
Культурно- историческая | Л.С. Выготский |
· Нативизм – научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс развертывания наследственно
(генетически) заложенных возможностей.
·Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша («преформированный тип развития»).
·Теория рекапитуляции Г. С.Холла – теория, согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio - повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза. Фактор наследственности определяет и стадии развития, и их содержание, и последовательность.
·Теории созревания – рассматривают психическое развитие как процесс, обусловленный созреванием морфологических структур центральной нервной системы (ЦНС). Процессы созревания соответствующих структур ЦНС определяет только фактор наследственности. Возникновение любого нового поведения связаны с созреванием соответствующего участка ЦНС.
·Эмпиризм - научный подход, согласно которому развитие рассматривается как процесс приобретения и накопления опыта.
·Ассоцианизм – концепция, согласно которой наследственность не может определять закономерностей и результатов развития. Развитие определяется воспитанием и средой.
· Бихевиоризм – научное направление, отождествляющее психическое развитие с научением.
·Теория конвергенции двух факторов В. Штерна - теория, согласно которой психическое развитие есть результат конвергенции (взаимодействия) внутренних данных (наследственности) и внешних условий (среды).
·Психоанализ З.Фрейда – рассматривает вопрос соотношения факторов наследственности и среды с точки зрения их антагонизма, выраженного в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой.
|
·Когнитивная теория Ж.Пиаже – утверждает, что общество и личность находятся в состоянии конфронтации, антагонизма. В процессе социализации личности происходит насильственное вытеснение природного и замещение его социальным. Т.о., наследственность и среда являются антагонистами. (Автор использовал эти понятия для объяснения закономерностей развития мышления).
·Эпигенетическая теория Э. Эриксона – теория, построенная на эпигенетическом принципе. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. В целом же, развитие определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной и психосексуальной. Главным содержанием развития является процесс становления эго-идентичности.
· Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – теория, построенная на принципе социально-исторической обусловленности психики человека и принципе специфики ее развития и в онтогенезе.
ИСТОЧНИКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Отечественная психология, объясняя психическое развитие, опирается на понимание человека как активного деятеля в объективной, закономерно организованной действительности
Схема 7
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ
Среда, социальный опыт
· Структура и динамика созревания мозга, заданные генетически;
· Общение, обучение и воспитание, играющие ведущую опережающую роль в психическом развитии
Внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения
Активность личности развивается на всех этапах жизненного пути в разных видах деятельности. Проявляется в том, что человек сам является источником изменений, происходящих как с ним самим, так и с окружающим миром. |
Это |
окружающие |
человека |
общественные, материальные и духовные условия его существования. |
Это своего рода биологический шифр, в котором заложена программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные |
анализаторов; особенности нервной системы и мозга. |
свойства строения |
ДЕТЕРМИНАНТЫ психического развития |
|
|
| ||||||
|
| ||||||
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ | СРЕДА | АКТИВНОСТЬ | |||||
Модель экологических систем развития человека (У. Бронфенбреннер)
Ребенок
микросистема мезосистема экзосистема
макросистема
Рис. 1
• Микросистема – первый уровень среды, наиболее приближенный к ребенку и оказывающий непосредственное влияние на его развитие. • Мезосистема – второй уровень среды, образующийся при взаимодействии двух и более микросистем и имеющий достаточно прямое влияние на детское развитие. • Экзосистема - третий уровень среды, не входящий в непосредственное окружение ребенка и имеющий опосредованный характер влияния на него. • Макросистема – четвертый уровень среды, наиболее удаленный и оказывающий косвенное, опосредованное влияние на индивида. • Растущий ребенок активно изменяет элементы четырех уровней среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей, т.е. это динамический, идущий в двух направлениях процесс. |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Деятельностью ребенка руководит взрослый с помощью специальных способов – воспитания и обучения. |
Психическое развитие ребенка
Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи
общественно-исторического опыта
Общественно-исторический опыт
Воззрения ученых на проблему соотношения развития и обучения
Рис. 2
Таблица 4
Авторы | Точка зрения |
Ж. Пиаже и др. | Развитие совершается само по себе, т.е. спонтанно и в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание и обучение должны идти вслед за развитием, приспосабливаясь к имеющемуся уровню. |
Торндайк, Уотсон | Отождествляли обучение и развитие, считая, что они существуют параллельно: шаг в обучении соответствует шагу в развитии. |
Дж. Брунер | Обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподавать любой предмет. Все зависит от методики обучения. |
Л.С. Выготский | Подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии ребенка, полагая, что обучение всегда должно идти впереди развития, создавая зону ближайшего развития. Ввел понятия «зона (уровень) актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; «зона (уровень) ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью. |
Л.А. Венгер, П.Я. Галперин, В.В. Давыдов, и др. | Доказали, что включение в обучение специальных средств (эталона, мерки, моделей, ориентировочной основы деятельности) приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными. |
|
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
· Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них «идут» впереди остальных, подготавливая почву для других функций. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают почву для следующих функций. Так происходит усложнение психической деятельности. Периоды, наиболее благоприятные для становление тех или иных функций, когда обостряется чувствительность психики к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. В эти периоды функции развиваются наиболее успешно и интенсивно.
· Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Наиболее интенсивно психическое развитие идет в детские годы. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад в общее психическое развитие человека.
· В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и состояний. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики на более высоком, новом по качеству уровне. Дифференциация и интеграция, являясь противоположными по направления, в тоже время взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С этими процессами связана кумуляция – накопление отдельных признаков, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.
· На протяжении психического развития происходит смена детерминант – причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется соотношении биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным соотношение в группе социальных детерминант.
· Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под воздействием каких-либо условий и опыта. С пластичностью связана способность психики к компенсации психических функций в случае их отсутствия или недоразвития.
Раннее детство
Детство
Отрочество
Обобщенная схема возрастной периодизации, по И.В. Шаповаленко
(на основе традиционных критериев, принятых в отечественной психологии)
Таблица 11
Возрастной период | Хронологические границы | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Психологические новообразования |
Новорожденность | 0 – 2 мес. | Переход от внутриутробного к внеутробному существованию | ||
Младенчество | 2 мес. – 1 г. | «Мы» - неразрывная связь ребенка и матери | Непосредственно- эмоциональное общение со взрослым | Потребность в общении, дифференциация ощущений и эмоциональных состояний, преднамеренные действия (хватание и пр.), автономная речь, ходьба, превращение ребенка в субъекта желаний и действий. |
Кризис 1 г.ж. Физическое отделение от матери. Появление самостоятельности. Аффективные расстройства, гипобулические (протестные) реакции, временный регресс в развитии. | ||||
Раннее детство | 1 – 3 г. | «Ребенок – Предмет – Взрослый» | Предметно – манипулятивная деятельность | Развитие пассивного и активного словаря, наглядно-действенное мышление, предметные, символические, замещающие действия, начало развития продуктивной деятельности, феномен «Я сам». |
Кризис 3 г. ж. Психологическое отделение от матери. Рост самостоятельности. «Семизвездие симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм. | ||||
Дошкольное детство | 3 – 7 л | «Ребенок – общественный взрослый», «ребенок – сверстники» | Сюжетно-ролевая игра | Наглядно-образное мышление, воображение, первоначальная картина мира (абрис), новые мотивы поведение, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, самосознание и самооценка. |
Кризис 7 л. Внешнее «Я сам» сменяется внутренним самосознанием. Потеря детской непосредственности, манерничание, кривляние, симптом «горькой конфеты». |
Младший школьный возраст | 7 – 10,11л. | «Ребенок – учитель» «Ребенок – родители», «ребенок– сверстники» | Учебная деятельность | Учебные навыки, словесно-логическое мышление, внутренний план действий, рефлексия, произвольность поведения и познавательных процессов, самоконтроль и самооценка. | |||
Предподростковый, подростковый кризис. Кризис самоотношения. Ломка старой системы отношений. «Мотивационный вакуум». Трудности в общении со взрослыми. Психологический «отход» от школы. Стремление к независимости и взрослому стилю поведения. Акцентуации характера. | |||||||
Подростковый возраст | 11 - 14, 15 л. | «Подросток в обществе сверстников» | Интимно- личностное общение сверстниками | со | Чувство взрослости, стремление к самостоятельности, самоутверждению. Становление Я-концепции. Рефлексия. Формально-логическое мышление. | ||
Кризис перехода к юности (15-17л). Становление человека как субъекта собственного развития. Обостренная потребность в самоуважении, неудовлетворенность собой, внутренняя напряженность. Кризис одиночества. Личностное отношение к миру. | |||||||
Юность | Ранняя – 15-17л., поздняя – 17-21г. | Поиск своего места во взрослом мире. Самоопределение. | Учебно- профессиональная деятельность | Жизненные и профессиональные планы. Устойчивое самосознание, идентичность. Ценностные ориентации. Мировоззрение. | |||
Кризис перехода к взрослости (18-20л.). Выход в самостоятельную, взрослую жизнь и связанные с этим психологические проблемы. | |||||||
Взрослость (молодость зрелость) | и | Ранняя – 20-30л., средняя – 30-60 л. | Принятие на полноты ответственности. | себя | Труд.
Семья. Общение. | Построение стратегии жизни. Реализация жизненных и профессиональных планов. Принятие смысложизненных решений. Феномен акме. Родительство. | |
Кризис «смысла жизни» (30 л.), кризис «середины жизни» (45 л.), кризис выхода на пенсию (55, 60л). Переоценка и корректировка жизненных и профессиональных планов. | |||||||
Взрослость (старение старость) | и | Пожилой 60-75л., старость 75-90л., долгожительство – свыше 90л. | Адаптация к новому возрастному и социальному статусу | Труд в адаптированных формах. Хобби. Прародительство. | Принятие и осмысление своей жизни. Структурирование и передача опыта. Жизненная мудрость. Интегри- рованность, целостность личности. | ||
Смерть как кризис индивидуального существования. | |||||||
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
• Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. • Развитие личности представляет процесс ее закономерного изменения в результате социализации. • Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. • Персоногенез – становление и индивидуальное развитие личности. |
Модель развития личности
(А.В. Петровский)
В основе развития личности лежит деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у индивида с наиболее значимой (референтной) группой или лицом в этот период.
Общение,
которое носит ситуативный и непосредственный характер
Первый период младенчества (0-6 мес.)
· Ситуативно-личностная форма общения
· Интенсивное развитие сенсорных систем
Второй период младенчества (6 - 12 мес.)
· Ситуативно-деловая форма общения
· Интенсивное освоение манипуляций с предметами
«Вклинивание» в общение новой деятельности – предметной, освоение ходьбы и расширение предметного пространства
приводят к разрыву ситуации «Мы», росту самостоятельности и становлению новой формы «Я» (Я - желающий)
Психологические новообразования:
· Складываются первые две формы общения со взрослым;
· Начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
· Формируется первая социальная потребность – в общении со взрослым;
· Складывается первое предличностное новообразование –
активность;
· Появляется автономная речь.
Нормативный кризис 1 г.ж.
· «Трудновоспитуемость» ребенка (упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и т.д.);
· Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений (попытки самостоятельных действий; отказы выполнять что-либо; овладение большим числом новых умений);
· Повышенная чувствительность к замечаниям и порицаниям взрослых (обидчивость, недовольство);
· Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях. Капризность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА (1 – 3г.) Схема 17
Социальная ситуация развития: ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях «ребенок – предмет – взрослый» Противоречие: ребенок не может самостоятельно «открыть» функции предметов и способы их употребления. Только взрослый может показать их ребенку. Выполняя действия по образцу взрослого, ребенок достигает правильного результата. |
1 этап развития предметного действия: Переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым ребенок начинает себя сравнивать |
2 этап развития предметного действия: Овладение специфическими способами употребления предмета, а затем переход к переносу действия с одного предмета на другой, и из одной ситуации в другую, что приводит к обобщению действия и возникновению игрового действия |
ивно-деловое общение выступает средством ее осуществления. |
Ведущей становится предметная деятельность, а ситуат |
Распад социальной ситуации развития «ребенок – предмет – взрослый», возникновение личного действия (Я – действующий) и осознание себя («Я сам»)
Психологические новообразования:
· Складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
· Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи.
· Возникает личное действие и личное желание, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
Нормативный кризис 3 г.ж.
· Первый пояс симптомов или «семизвездие» кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых и предметов, деспотизм.
· Второй пояс симптомов кризиса: внешние и внутренние конфликты, невротические реакции, ночные страхи, неспокойный сон, резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические реакции.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА (3 – 7 л.)
Схема 18
Социальная ситуация развития: сформировавшееся в раннем детстве представление о взрослом как образце приводит к «открытию»
мира взрослых и возникновению новой ситуации «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники».
Противоречие: главная потребность ребенка – войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции взрослого ребенок не может.
Данная потребность удовлетворяется в новых видах де Ведущей деятельностью становится игра, в которой ребенок бер |
ятельности, спектр которых значительно расширяется. ет на себя роль взрослого, выполняя его социальные функции. |
Развитие игровой деятельности:
· Складывается структура сюжетно-ролевой игры: роль, игровые действия, правила, игровой замысел, сюжет игры.
· Усложняются игровые сюжеты, происходит их объединение внутри одной игры.
· Развиваются другие виды игр: творческие, строительные, дидактические, подвижные и т.д.
· С помощью игры ребенок «входит» в разные сферы действительности, тем самым расширяя возможности познания этих сфер.
Развитие других видов деятельности:
· Активно развиваются продуктивные виды деятельности: изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация и пр.
· Закладываются основы трудовой деятельности: бытовой труд, труд по самообслуживанию, труд в природе и пр.
· Продолжает свое развитие познавательная деятельность детей.
· Складываются третья и четвертая формы общения со взрослыми
( внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная).
· Активно развивается общение со сверстниками (ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы).
Перестройка социальной ситуации развития «ребенок – взрослый», заданная не только внутренней логикой детского развития, но и внешними соционормативными установками, связанными с предстоящим переходом ребенка в школу, приводит к возникновению у него новой внутренней позиции
Психологические новообразования:
· Осваивается широкий круг деятельностей;
· Осваивается моделирование как центральная умственная способность, а так же другие средства и способы познавательной деятельности;
· Формируется произвольность поведения;
· Складывается первый, схематический «абрис» детского мировоззрения;
· Появляются первые этические инстанции;
· Дифференцируется самооценка и личностное сознание;
· Главное новообразование – новая внутренняя позиция, новый уровень осознания себя в системе общественных отношений - внутренняя позиция школьника.
Нормативный кризис 7 л.
· Утрата детской непосредственности;
· Смена основных переживаний ребенка;
· Обобщение переживаний, логика чувств;
· Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей;
· Новое отношение к среде: изменяются интересы и цели деятельности;
· Перестройка отношения к себе. Появляется самоуважение. Возрастает уровень требований к себе, своим успехам;
· Перестройка отношений к окружающим, авторитету родителей.
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (0 – 7 л.)
Познавательное развитие
Таблица 12
Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст | |
Внимание | · Первоначально выступает как реакция сосредоточения; · Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков; · Совершается выделение предметов и действий с ними, развивается познавательное отношение к окружающему. | · Расширяется круг предметов, их признаков и действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок; · Ребенок может сосредоточиться на речи, несложных инструкциях взрослого; · Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания; · Внимание слабо концентрировано, неустойчиво, трудно переключается и распределяется, мал его объем. | · Возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; · Складываются элементы произвольности внимания; · Внимание становится опосредованным; · Появляются элементы послепроизвольного внимания. |
Речь | · Развитие речи включено в общение со взрослыми; · Возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей, что превращается в самостоятельную деятельность; · Устанавливается связь между предметом и его названием; · К концу 1 г.ж. развивается инициативное употребление осмысленных слов. | · Развитие речи связано с общением со взрослым и практической деятельность по освоению предметов; · Формируется активная речь, становясь средством общения со взрослыми и сверстниками (коммуникативная функция); · Складывается обобщающая и регулирующая функции речи; · Появляется ситуативная речь (понятная из контекста ситуации, в которой находятся собеседники); · Возникает описательная речь; · Формируется слушание и понимание литературных произведений. | · Речь отрывается от конкретной ситуации, превращаясь в универсальное средство общения; · Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; · Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; · Складывается планирующая функция речи; · Возникает звуковая функция речи, слово выделяется как абстрактная единица, что является основой для обучения чтению и письму; · Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказ; · Завершается фонематическое развитие: ребенок правильно слышит и произносит звуки; · Речь становится произвольной, осознанной деятельностью. |
Сенсорика | · Складывается акт рассматривания предметов; · Хватание приводит к использованию руки как органа осязания и движения; · Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движениями руки; · Устанавливаются дифференцированные связи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. | · Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам; · Возникают представления о свойствах предметов; · Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. | · Зрительное восприятие становится ведущим в ознакомлении с окружающим; · Осваиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина и пр.); · Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; · Устанавливается связь восприятия с речью, мышлением (интеллектуализация восприятия). | |||
Память | · Память функционирует «внутри» ощущений и восприятия; · Проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуясь недлительным сохранением; · Сначала появляется двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу 1 г.ж. складываются предпосылки для развития словесной памяти. | · «Единицами» памяти являются представления; · Возрастает объем и прочность сохранения материала; · Появляется новый процесс памяти – воспроизведение; · Развивается словесная память. | · Интеллектуализация памяти (связь с речью и мышлением); · Преобладает непроизвольная память, складываются предпосылки произвольной памяти; · Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; · Память включается в развитие личности (осознание своего прошлого). | |||
Воображение | · Складываются предпосылки воображения, представлений и отсроченного подражания; · Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. | · Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; · Осваиваются приемы и способы создания образов воображения; · Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в опоре на наглядность при создании образов. | ||||
Мышление | · К концу 1 г.ж. ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи; · Мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия и включено в практические манипуляции с предметами; · Возникают предпосылки для развития любознательности. | · Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;
· Освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному установлению некоторых связей между целым и частью, или двумя предметами;
· Ребенок решает пр
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости... Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев... Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой... Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |