Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2023-02-03 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С точки зрения достижения глобальной цели развития акционерного общества (максимальная норма возврата инвестиций) выделяются два вида стратегий, которые при первом приближении формулируются аналогично подцелям в рассмотренной выше системе целей: портфельные и конкурентные стратегии. «В портфельной стратегии определяются комбинации различных СОБ1, в которых фирма будет стремиться достичь своих целей. Конкурентная же стратегия определяет различные подходы, с помощью которых компания будет действовать в каждой стратегической области». Очевидно, что портфельные стратегии доступны только для сетевых корпораций, в то время как конкурентные стратегии реализуются как в рамках монокорпораций, так и на уровне отдельных корпораций, входящих в объединения.
1. Портфельные стратегии основаны на выборе стратегических областей бизнеса (стратегических зон хозяйствования), для которых формируются стратегические центры хозяйствования. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) формируются на основе следующих признаков: отрасль, в которой работает акционерное общество; ассортимент выпускаемых товаров; рынки сбыта; используемые технологии и ресурсы; жизненный цикл товаров и технологий; сегмент потребления. СЗХ определяются на основе сочетания различных типов признаков, например: выпуск элитной звукозаписывающей аппаратуры для профессиональных музыкальных студий Северной Европы на базе комплектации, поставляемой из Японии, и технологии, разработанной собственным научно-исследовательским центром. Сложность разработки портфельных стратегий заключается в том, что определяется не только сложившаяся зона, но оцениваются и возможные будущие стратегические зоны хозяйствования, в том, что нужно отказаться от «взгляда вовнутрь» и опираться на взгляд на внешнюю среду. При оценке СЗХ используют такие параметры, как возможности роста в данной СЗХ, перспективы отдачи на капитал, ликвидности компании, ожидаемый уровень стабильности и конкуренции в данной СЗХ.
|
2. Конкурентные стратегии определяют «различные подходы, с помощью которых компания будет действовать в каждой стратегической области». То есть конкурентная стратегия отвечает на вопрос, на какие экономические преимущества будет опираться акционерное общество при освоении выбранной СЗХ. Выделяются следующие конкурентные стратегии:
• стратегия максимизации доли рынка за счет минимизации затрат и цен на готовую продукцию;
• стратегия максимизации доли рынка за счет инвестирования в перспективные новые технологии и новые товары;
• стратегия расширения выпускаемого ассортимента для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей (при этом цена не может быть минимальной; стратегия рассчитана на рафинированное потребление в обществе с высоким уровнем благосостояния);
• стратегия дифференциации рыночных ниш данной компании (это требует дополнительных маркетинговых затрат, что вызывает рост цен, зато обеспечивает управляемость спроса).
На нижних уровнях системы целей формируются более детальные -функциональные стратегии достижения подцелей, и их мы предлагаем классифицировать по видам ресурсов, используемых акционерным обществом в процессе реализации общей стратегии достижения глобальной цели.
1. Маркетинговые стратегии отражают подходы акционерного общества к специализации на рынке, методы выхода на рынок с новым товаром, способы прогнозирования формирования спроса (реклама, скидки), организации системы товаропроводящих потоков (поставки сырья и материалов, транспорт, каналы сбыта). Порядок формирования данных стратегий будет рассмотрен в п. 3.1. Отличие применения маркетинговых стратегий для рассматриваемых двух типов акционерных обществ заключается в следующем: монокорпорации сосредоточены на товарном маркетинге (расширение спроса данных товаров на определенных рынках), тогда как сетевые корпорации продвигают на рынок свой имидж в целом, фирменную марку и в большей степени занимаются финансовым маркетингом.
|
2. Финансовые стратегии определяют способы привлечения финансовых ресурсов акционерным обществом, условия заимствования и расчетов с инвесторами, методы оценки рентабельности активов и рисков и методы достижения желаемой нормы эффективности, методы оптимизации структуры финансового капитала и работы с оборотным капиталом. Финансовые стратегии подробно рассмотрены в п. 3.2. Очевидно, у сетевых корпораций больше возможностей для привлечения финансовых ресурсов с фондового рынка и больше гибкости в их использовании.
3. Организационные стратегии определяют способы формирования организационных структур управления, распределения полномочий, обязанностей и ответственности между различными структурными звеньями и работниками, кадрового и организационно-нормативного обеспечения. Они будут рассмотрены ниже (см. п. 2.2 и п. 2.3). При этом, если монокорпорации основной источник эффективности видят в формировании собственно организационных структур управления, то сетевые корпорации имеют дополнительные возможности для развития на основе создания особых структур высших органов управления.
4. Производственные стратегии формируются на базе исторически сложившейся специализации производства, достигнутых масштабов деятельности, применяемого типа производства и вида технологии, используемых материально-технических ресурсов, имеющегося задела в области НИОКР. Этот тип стратегии определяется различными комбинациями материальных и производственных ресурсов, которые имеются в распоряжении акционерного общества или которые оно может освоить по своему финансовому состоянию. Таким образом, производственная стратегия по своей сути подчинена маркетинговой и экономической стратегиям и не может быть сформирована без учета ограничений сложившейся производственной структуры. С другой стороны, в производственной стратегии заложены возможности для эффективной реализации экономической и маркетинговой стратегий, т.е. она сама выступает как ограничение при их формировании. Выбранная производственная стратегия служит базой для формирования организационной структуры управления акционерного общества. Данный тип стратегии присущ монокорпорациям.
|
Представленная классификация целей и стратегий акционерных обществ позволяет определить, насколько они характерны для одного из двух выделенных типов корпораций.
Монокорпорации при достижении поставленных целей используют внутренние цели, интенсивные методы повышения эффективности управления производством. Сетевые корпорации имеют более широкий спектр стратегий достижения целей, больше возможностей для обеспечения устойчивости и безопасности. Объединение акционерных обществ может обеспечить их выживаемость за счет:
• концентрации финансовых ресурсов, особенно в инвестиционной деятельности;
• снижения зависимости от поставщиков и партнеров по кооперации, снижения риска от отказа поставок или завышения цен на получаемые материалы и комплектацию;
• повышения оперативности управления всей технологической цепочкой изготовления продукта для конечного потребления;
• повышения управляемости рынком потребления на основе проведения единой ценовой политики, политики ассортимента и обеспечения сбыта контролируемым потребителям;
• получения эффекта от концентрации производства (использование более производительного оборудования, уменьшение оперативного времени на изготовление единицы продукции в процессе роста размера партии, сокращение запасов оборотных средств на единицу продукции).
Особенность сетевых корпораций заключается в том, что свою безопасность они обеспечивают в первую очередь за счет использования стратегий роста:
1. Горизонтальная интеграция.
2. Вертикальная интеграция (комбинирование).
3. Диверсификация.
4. Инновационное развитие (освоение цикла «исследование – производство – сбыт»).
1. Горизонтальная интеграция – расширение производства однородной по какому-либо признаку продукции. При этом с точки зрения безопасности важны уменьшение неопределенности в управлении сбытом продукции за счет контроля большого сегмента рынка потребления, экономия постоянных расходов в рамках интеграции одноотраслевых предприятий. С точки зрения сочетания ассортимента сырья и готовой продукции выделяются три вида горизонтальной интеграции:
|
а) производство разнообразных продуктов (марок, сортов, разновидностей) на единой сырьевой или технологической базе (горизонтальная интеграция по расходящимся линиям) (рис. 7).
Рис. 7. Схема горизонтальной интеграции по расходящимся линиям
б) производство одного продукта на различной материальной или технологической основе (горизонтальная интеграция по сходящимся линиям) (рис. 8).
Рис. 8. Схема горизонтальной интеграции по сходящимся линиям
в) производство на одной основе продукции различных видов, но однородной с отраслевой или рыночной точки зрения (горизонтальная интеграция по расходящимся и сходящимся линиям):
Организационной основой горизонтальной интеграции являются: увеличение размеров одного предприятия (производственных мощностей) с помощью модернизации, реконструкции и нового строительства с последующим разукрупнением имущественного комплекса под холдинговым контролем; объединение предприятий (приобретение конкурирующих фирм, установление контроля над ними, добровольное объединение на равноправных началах).
Второй способ имеет место, когда рост производственных мощностей одного предприятия наталкивается на технические пределы, когда объединиться или приобрести другое предприятие дешевле. Для нового строительства или скупки активов конкурента требуются крупные инвестиции. Избежать их можно с помощью других способов создания объединений в процессе горизонтальной интеграции:
• слияние с одним из конкурентов; во главе нового объединения ставится одна из объединившихся компаний (обычно более крупная) или просто общее правление; при этом происходит обмен акций друг с другом и реорганизуется управление;
• учреждение нового (дочернего) акционерного общества (для нового строительства) с получением контрольного пакета акций; тип структуризации – филиальная система в сочетании с дочерними (учрежденными акционерными);
• скупка акций однородных акционерных обществ; при этом существенной реструктуризации не происходит (за исключением некоторого изменения имущественных отношений). Компания, купившая акции однородного АО, сэкономив на инвестициях, получает возможность расширить контроль над однородной отраслью.
2. Вертикальная интеграция – расширение производства за счет объединения в рамках одного акционерного общества последовательных стадий технологического процесса. Например, объединение последовательных ступеней обработки сырья или присоединение вспомогательных производств.
|
Если горизонтальная интеграция развивается в сферах, где можно регулировать сбыт однородной продукции из одного центра, то вертикальная интеграция характерна для продукции, цена которой определяется стоимостью сырья и расходами по его перевозке. Основными источниками эффекта вертикальной интеграции являются сокращение потерь сырья и побочных продуктов за счет их комплексного использования; снижение транспортных издержек; повышение оперативности управления технологическим процессом и снижение неопределенности за счет усиления независимости от поставщиков и потребителей.
Вертикальные объединения создаются как на основе поглощения, строительства новых предприятий, так и с помощью системы участий. В последнем случае акционерное общество скупает акции мелких и даже крупных фирм, являющихся его поставщиками или потребителями, устанавливает над ними финансовый и оперативно-производственный контроль с целью укрепления сырьевой базы, создания вспомогательных и обслуживающих производств и в конечном счете – выпуска более дешевой продукции. При новом строительстве в целях экономии средств учреждается дочерняя компания, и фирма, осуществляющая таким образом вертикальную интеграцию, оставляет у себя контрольный пакет акций. Другой вариант, также связанный с экономией капи тала, – создание совместной компании. Однако в этом случае между партнерами-создателями обычно устанавливаются паритетные права. Совместные компании часто создаются при освоении новых технологических процессов, что требует особенно больших инвестиций.
3. Диверсификация производства - это соединение в рамках одного объединения разных производств, не связанных друг с другом технологически или предметно. Или иначе - это интеграция производства различных продуктов, изготавливаемых в рамках несвязанных технологических процессов. Источниками эффекта диверсификации являются уменьшение риска от снижения спроса за счет расширения ассортимента; гибкий перелив капитала в более прибыльные производства; снижение неопределенности на основе стабилизации загрузки производственных мощностей и концентрации финансовых ресурсов. Наиболее типичной формой организации диверсификации является поглощение или система участий с установлением финансового контроля над присоединяемым производством.
4. Инновационное расширение – освоение смежных стадий цикла «исследование – производство – сбыт» (научно-исследовательские разработки - опытно-конструкторские разработки – технологическая подготовка - опытное производство – серийное производство - оптовые продажи - розничная продажа - послепродажное обслуживание). Данное направление роста акционерных обществ связано с особым способом выживания: через обеспечение контроля над рынком сбыта, повышение конкурентоспособности, постоянное обновление выпускаемой продукции. Основными источниками эффекта при инновационном развитии являются сокращение цикла «исследование – производство – сбыт», что дает возможность выйти на рынок с новым продуктом раньше конкурентов и получить сверхприбыль; расширение сбыта на основе обеспечения управляемости рынком потребления.
Для инновационной стратегии необходимо объединение под одной крышей различных стадий цикла (научно-исследовательского института, опытного и серийного заводов и т.д.). Это может осуществляться как за счет внутреннего роста (создание научных лабораторий и технологических бюро в концернах), так и на основе скупки перспективных, добившихся научно-технических достижений мелких и средних компаний, не имеющих возможности широко применить эти достижения из-за отсутствия необходимой материально-технической и финансовой базы.
К сожалению, в российских условиях разукрупнение в процессе акционирования крупных и средних предприятий на ряд мелких организаций было довольно характерным. Основная причина – стремление обеспечить максимальную власть и права собственности отдельных руководителей. Все это привело к дезинтеграции крупных организаций, потере эффекта от концентрации производства.
* изучение тем 6, 7, 8, предполагает изучение федерального закона «Об акционерных обществах» принятого Государственной Думой 24 ноября 1995 г.
Тема 6*. Механизмы создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ
6.1. Правовые основы создания АО.
6.2. Способы создания и модели реорганизации АО. Правовые аспекты.
6.3. Юридический механизм создания
Тема 7*. Ценные бумаги акционерного общества, правовое положение совета директоров, общего собрания и акционеров общества
7.1. Виды ценных бумаг, правовые основы эмиссии
7.2. Юридические полномочия держателей ценных бумаг АО, полномочия общего собрания акционеров
7.3. Правовое положение, полномочия и правили избрания совета директоров
Тема 8*. Крупные сделки, заинтересованные лица и контроль финансово-хозяйственной деятельности
8.1. Понятие крупной сделки, правила и ограничения ее проведения
8.2. «Заинтересованность»: понятие, юридическое определение и ограничения с ней связанные
8.3. Отчетные документа АО, правило создания и полномочия контрольно-ревизионной комиссии
Экзаменационные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Виды организационно-правовых форм предприятий
2. Коммерческие и некоммерческие предприятия
3. Понятие и особенности функционирования хозяйственных товариществ
4. Понятие и особенности функционирования хозяйственных обществ
5. Понятие и особенности функционирования унитарных предприятий
6. Понятие и особенности функционирования производ-х кооперативов
7. Понятие, особенности функционирования и виды акционерных обществ
8. Сущность процессов создания и ликвидации юридических лиц
9. Основные мотивы и алгоритм процесса ликвидации юридических лиц
10. Акционерное общество и накопление капитала
11. Понятие акционерной собственности и ее противоречия
12. Особенности возникновения и управления российскими корпорациями
13. Понятие корпоративного контроля и его особенности в российской практике корпоративного управления
14. Внутренний и внешний конфликт интересов: причины возникновения, методы решения и примеры
15. Основания для установления корпоративного контроля (не менее 7, с примерами и объяснениями)
16. Формы корпоративного контроля, механизмы установления и способствующие факторы
17. Роль финансовых институтов в установлении контроля за корпорацией
18. Сущность понятия «демократизация контроля»
19. Ограничения акционерного контроля финансовых институтов
20. Финансово-промышленные группы: определение, механизм создания и особенности функционирования
21. Финансовый рынок как механизм формирования корпоративного контроля
22. Конкуренция на финансовом рынке и корпоративный контроль
23. Особенности концентрации капитала корпораций. Роль профессиональных участников фондового рынка в формировании корпоративного контроля
24. Понятие корпорация с экономической и юридической точек зрения в российской и западной практике
25. Юридическое понятие акционерного общества, его преимущества и недостатки
26. Особенности формирования собственного капитала акционерного общества
27. Особенности формирования заемного капитала акционерного общества.
28. Понятие активов акционерного общества и их участие в корпоративном управлении.
29. Способы оценки экономической эффективности деятельности акционерного общества.
30. Способы оценки эффективности деятельности менеджеров акционерного общества
31. Способы, цели и методы оценки рыночной стоимости компании.
32. Акционерное общество как объект управления.
33. Понятия моно-и поликорпорации, особенности создания и принципы функционирования.
34. Виды корпоративных образований.
35. Эволюция взглядов на корпорацию.
36. Глобальные цели развития акционерного общества (не менее 4, с пояснениями и примерами), подходы к целеполаганию.
37. Классификация целей.
38. Виды стратегий развития акционерного общества.
39. Сетевые корпорации, особенности их создания и функционирования.
Вопросы по темам, вынесенным на самостоятельное изучение
40. Сформулируйте преимущества акционерного общества сравнительно с организациями другой формы собственности (с позиции акционеров-собственников и с позиции компании)
41. Обыкновенные и привилегированные акции: в чем различие между ними для акционеров и для компании-эмитента (преимущества и недостатки)
42. Чем на ваш взгляд обусловлены особенности функционирования и управления российскими акционерными компаниями и зависит ли это от уникальности их происхождения (если да то как)
43. Дайте определение ОАО, ЗАО в чем отличия между ними
44. Дайте определения дочерней компании и зависимого общества.
45. Какими юридическими документами руководствуется в своей деятельности АО
46. Акционерное общество это субъект или объект юридических отношений.
47. Понятие корпорации в российской и западной экономической практике.
48. Определение акционерного общества и его правовое положение.
49. Поясните понятие «ответственность АО» и «ответственность акционеров»
50. Сформулируйте требования, предъявляемые к АО по наименованию и его адресным данным.
51. Как распространяются акции ОАО. Может ли ОАО проводить закрытую подписку на акции.
52. Как распространяются акции ЗАО. Модель ситуаций.
53. Определите смысл понятия «подписка на акции»
54. Каким образом в соответствии с законом создаются АО. Как они учреждаются, кто является учредителями АО.
55. Кто является высшим органом управления в акционерном обществе, как защищаются его права.
56. Что такое исполнительный орган АО: состав, кто назначает, за что отвечает
57. Что такое «Устав АО» и какие положения он определяет.
58. Как осуществляется изменение Устава АО, как меняется величина уставного капитала.
59. Что представляет из себя процесс реорганизации АО, каковы его юридические особенности.
60. Определите процессы слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования и ликвидации АО.
61. Какие основные этапы должен содержать процесс ликвидации.
62. Как осуществляется распределение имущества между акционерами.
63. Ценные бумаги АО. Условия эмиссии, оплаты, ограничения эмиссии.
64. Совет директоров, полномочия, процедура избрания.
65. Общее собрание акционеров, полномочия, процедура принятия решений.
66. Дробление и выкуп собственных акций. Правовые и экономические основы.
67. Определение заинтересованности и крупные сделки
68. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО и отчетность
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!