Гаятри-таттва (часть вторая) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Гаятри-таттва (часть вторая)

2023-02-03 34
Гаятри-таттва (часть вторая) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Браджабаси дас

Почему к мантре добавляются дополнительные слова «ом бхур бхувах свах»?

Это предписывают множественные дхарма-шастры и грихья-сутры (например, «Ашвалайана-грихья-сутра» 3.2.3-4, «Ману-смрити» 2.78, и др.). Такое предписание содержится не только в смрити, но также и в изначальных шрути, только не в таком прямом виде, а скорее в зашифрованных формулировках. Например, в «Таиттирийа-аранйаке» (2.11) описаны пять обязательных ежедневных видов жертвоприношений (панча-маха-ягья), последней из которых является брахма-ягья, изучение Вед. Во время брахма-ягьи предписано повторение савитри-мантры в размере гайатри из «Ригведы» (это и есть наша знаменитая «брахма-гайатри», 3.62.10), но предварив ее священным слогом ом и тремя вйāхр̣ти — мистическими словами «бхӯр-бхувах̣-свах̣» и уже в таком виде мантра гайатри содержится в «Ваджасанейи-самхите» (36.3) из «Шукла-яджур-веды». Вйāхр̣ти буквально означает «призывание», «произнесение». Почему эти магические слова стали так называться объясняется в «Курма Пуране»:

бхӯр-бхувах̣-свас татхā пӯрвам̇ свайам эва свайамбхувā
вйāхр̣тā джн̃āна-дехена тасмāт вйāхр̣тайах̣ смр̣тāх̣

«Поскольку слоги ’бхӯр-бхувах̣-свах̣’ были когда-то призваны самим самосущим Господом Брахмой, чье тело состоит из чистого знания, то они стали известны под названием ’вйāхр̣ти’».

«Таиттирийа-аранйака» (2.11) объясняет, что пранава или ом является высшим из всех слогов (парамам-акшарам), символом трех Вед и трех уровней существования (земля, пространство между землей и небесами и сами небеса), а три мистические вьяхрити — суть всех трех Вед и ведического знания, которые также указывают на эти три уровня бытия, но уже более явно, чем омкара.

 

Что такое бхувах̣?

Если слова бхӯр и свах̣ достаточно понятные, так как указывают на землю и райские планеты, то с бхувах̣ не всегда все понятно. Что представляет собой эта часть вселенной? Что это за «пространство между землей не небесами»?

Это вкратце описано в «Шримад-Бхагаватам» 11.24.11-12:

со ’ср̣джат тапасā йукто раджасā мад-ануграхāт
локāн са-пāлāн виш́вāтмā бхӯр бхувах̣ свар ити тридхā

«Господь Брахма, душа вселенной, наделенный гуной страсти, по Моей милости и благодаря силе своей аскезы создал три вида планет – Бхӯр, Бхувар и Свар, вместе с их повелителями.

 

девāнāм ока āсӣт свар бхӯтāнāм̇ ча бхувах̣ падам
мартйāдӣнāм̇ ча бхӯр локах̣ сиддхāнāм̇ тритайāт парам

Сварлока стала обителью богов, бхуварлока – обителью безтелесных духов, а бхурлока — обителью смерных людей. Но обители достигших совершенства живых существ находятся за пределами эти трех систем».

 

Слава вьяхрити

Из приведенного в «Бхагаватам» описания бхуварлоки как обители духов можно сделать вывод, что ее упоминание неблагопритяно, но «Курма Пурана» (2.14.51-54) устраняет эти опасения, не оставляя оснований для подобных выводов:

ом̇-кāрам āдитах̣ кр̣твā вйāхр̣тис тад анантарам
тато ‘дхӣйӣта сāвитрӣм экāгра-ш́раддхайāнвитах̣

«Повторив вначале слог ом и сразу после него – вьяхрити, нужно повторить савитри-мантру («брахма-гайатри»), с сконцентрированной верой.

 

пурā-калпе самутпаннā бхӯр-бхувах̣-свах̣-санāтанāх̣
махā-вйāхр̣тайас тисрах̣ сарвāш́убха-нибархан̣āх̣

Вечные слоги бхӯр, бхувах̣, свах̣ возникли в прошлые времена. Они есть великие вьяхрити, устраняющие все неблагопритяное.

прадхāна-пурушах̣ кāло брахма-вишн̣у-махеш́варāх̣
саттвам̇ раджас тамас тисрах̣ крамāд вйāхр̣тайах̣ смр̣тāх̣

Эти священные слоги вьяхрити представляют собой по очереди: материальную энергию, Верховного Господа и время; Брахму, Вишну и Шиву; благость, страсть и невежество.

 

ом̇-кāрас тат-парам̇ брахма сāвитрӣ сйāт тад акшарам
еша мантро махāбхāга сāрāтсāра удāхр̣тах̣

Слог «ом» – это Верховная Абсолютная Истина и савитри-мантра также является Ею, нетленной истиной. Эта мантра, о удачливый, является сутью самой сути».

Так что, все три вьяхрити очень благоприятны и устраняют все неблагоприятное влияние.

 

Слава гайатри с омкарой и вьяхрити

В «Ману-смрити» (2.76-77) о пранаве и вьяхрити сказано следующее:

 

а-кāрам̇ чāпй у-кāрам̇ ча ма-кāрам̇ ча праджāпатих̣
веда-трайāн нирадухад бхӯр-бхувах̣-свар итӣти ча

«Господь Брахма, повелитель всех существ, выдоил из трех Вед три буквы а, у, м и три священных слога «бхӯр-бхувах̣-свах̣».

трибхйа эва ту ведебхйах̣ пāдам̇ пāдам адӯдухат
тад итй р̣чо’сйāх̣ сāвитрйāх̣ парамешт̣хӣ праджāпатих̣

«Господь Брахма, повелитель всех существ, пребывающий в высочайшей обители, выдоил из каждой из трех Вед по одной строчке мантры Савитри, начинающейся со слова «тат». (Эти же стихи приводятся и в «Вишну-смрити» 55.10-11).

Таким образом, после омкары и вьяхрити произносится савитри-мантра (брахма-гайатри), в которой выражается просьба о том, чтобы превосходнейшее и избавляющее от тьмы сияние Савиты (о том кто здесь имеется в виду мы поговорим позже) «запустило» наш разум либо в ритуальной деятельности (карма), в праведной жизни (дхарме), в медитации на Него (дхйане) или в поклонении Ему (упасане) — в зависимости от адхикары повторяющего.

Одна из древних дхарма-шастр «Баудхайана-дхарма-сутра» (2.5.8.13) цитирует утверждение, в котором весь этот комплекс брахма-гайатри описан как очищающий брахмана от греха:

 

пран̣аво вйāхр̣тайах̣ сāвитрӣ чаитй эте пан̃ча брахма-йаджн̃ā ахар-ахар брāхман̣ам̇ килбишāт пāвайанти

«Слог ом, три вьяхрти и савитри (брахма-гайатри) — эти пять видов брахма-ягьи (жертвоприношений Вед) ежедневно очищают брахмана от греха».

Многократное повторение савитри-мантры вместе с вьяхрити (тысячу раз, например, или многократное ежедневное повторение на протяжении месяца), сопровождаемое пранаямой, предписывается во многих дхарма-шастрах в качестве могущественной прайашчитты за различные грехи, которые могли совершить дваждырожденные.

В «Ману-смрти» (2.81) утверждается:

ом̇-кāра-пӯрвикāс тисро махā-вйāхр̣тайо’вйайāх̣
трипадā чаива сāвитрӣ виджн̃ейам̇ брахман̣о мукхам

«Нужно понимать, что три вьяхрити, приводящие к нетленным результатам, и савитри-мантра из трех строк, предваренные священным слогом «ом», являются устами Вед (ведь с них начинается постижение Вед), а также вратами к достижению Верховного Господа, Высшего Брахмана».

Шрила Мадхвачарья в свойственной ему (как и Шри Чайтанье Махапрабху) традиции объяснять связь всего с Господом Вишну и Его величием, в мангалачаране к своему комментарию к «Ригведе» раскрывает мантру гайатри вместе с омкарой и вьяхрити как непосредственные указания или даже описания Верховного Господа:

ом аш́еша-гун̣āдхāра ити нāрāйан̣о ’пй асау
пӯрн̣о бхӯти-варонанта-сукхо йад вйāхр̣тӣритах̣

«Слог ом есть вместилище бесчисленных добродетелей, он является Самим Нараяной. Вьяхрити также указывают на Него — полного в Себе (бхӯр), обладающего величайшим могуществом и богатствами (бхувах̣) и исполненного безграничного счастья (свах̣)». (Перевод сделан в соответствии с расшифровкой закодированных слов Мадхвы, данной его комментатором Джаятиртхой).

Комментируя эти слова Мадхвы, Джаятиртха также пишет:

пран̣авāртхā вйāхр̣тайа ити вачанāт… вйāхр̣тй-артхатвāд гāйатрйāх̣

«Ибо сказано, что вьяхрити объясняют слог ом… И поскольку гайатри является объяснением смысла вьяхрити».

Далее Мадхва вкратце передает смысл каждой строки гайатри:

гун̣аис татах̣ прасавитā варан̣ӣйо гун̣оннатех̣
бхā-рати-джн̃āна-рӯпатвāд бхарго дхйейо ’кхилаир джанаих̣
прерако ’ш́еша-буддхӣнāм̇ са гāйатрй-артха иритах̣

«Господь, отец всего мироздания (Савита), исполненный всех достояний (тат), является объектом поклонения (варен̣йа) из-за возвышенности Своих добродетелей. Из-за того, что Он излучает сияние, любит развлекаться и исполнен знания, Он известен как Бхарга (каждый слог этого слова указывает на качества Господа: бха = сияние, р = развлечения, га = знание). На Него должны медитировать все люди. Он — побуждает бесчисленные разумные существа. Он является значением гайатри-мантры».

В другом месте Шри Мадхва, ссылаясь на неизвестное в наше время произведение «Сат-таттву», объясняет, что даже само слово «гайатри» также является одним из имен Господа Вишну:

тан-них̣ср̣татвāд ведāнāм̇ гāйакас трāти чāкхилам
ато гāйатри-нāмāсау вāсудево парах̣ пумāн

«Гайатри — это имя Высшего мужчины, Господа Васудевы, потому что Он — певец (гайака) Вед, так как они изошли из Него, а также Он спасает (трати) всех без остатка». (Цитата из «Сат-таттвы», приведенная в комментарии к «Чхандогья-упанишад 3.12.1»).

Итак, все три составляющие гайатри-мантры — омкара, вьяхрити и сама гайатри являются описанием Верховного Господа с разной степенью лаконичности, среди которых каждое описание является объяснением предыдущего.

В соответствии с знаменитым утверждением из «Гаруда Пураны» гāйатрӣ-бхāшйа-рӯпо’сау, «Шримад-бхагаватам» является комментарием на мантру гайатри. Самый первый его стих напрямую связан с ней и точно соответствует ее словам.

 

К кому обращена савитри-мантра (брахма-гайатри)?

Хотя из приведенного выше объяснения Мадхвачарьи ответ на этот вопрос уже получен, тем не менее, я хотел бы подробноее остановиться на этом. К кому же все-таки обращена эта мантра — к богу солнца или к Господу Вишну?

Слово савитā (савитр̣) имеет значение «производящий», «приводящий в движение». Оно происходит от корня сӯ, имеющего значения «производить», «начинать», «творить», «побуждать», «запускать в движение», «оживлять». В Ведах этим именем часто называют солнце, Сурью, чье имя также связано с этими видами деятельности — в «Махабхашье» Патанджали (3.1.114) слово сурья объясняется следующим образом:

саран̣āт вā сувати вā карман̣и ити сӯрйах̣

«Сурья [так зовется] из-за того, что движется или из-за того, что побуждает к деятельности».

Относительно этих двух имен солнца Сайана Ачарья в своем комментарии к «Ригведе» (5.81.4) объясняет:

удайāт пӯрвабхāвӣ савитā удайāстамайавартӣ сӯрйа ити

«До восхода солнце известно как Савита, а после восхода и до заката — как Сурья».

Вопрос, к кому обращена мантра гаятри когда-то давно, в самом начале Кали-юги, задал правнук Господа Кришны своему гуру Маркандейе в «Вишну-дхармоттара Пуране»:

хотавйе вишн̣у-даиватйе сāвитрӣ ме твайодитā
хома-карман̣ӣ сандехо махāн ме бхр̣гу-нандана

«О Маркандейа! Ты рассказал мне о савитри-мантре [гаятри-мантре], которую нужно повторять во время огненного подношения посвященного Господу Вишну. О радость династии Бхригу! У меня возникло большое сомнение относительно совершения такого жертвоприношения.

савитā даиватам̇ тасйāх̣ сāвитрӣтй учйате татах̣
татхā катхам̇ ту картавйам̇ хома-карма ча ваишн̣авам

Божество этой мантры — Савита, солнце, и поэтому она называется «савитри». Как же тогда можно совершать огненное подношение Вишну с этой мантрой?»

В ответ на такой вопрос Ваджры Маркандейа сказал:

са вишн̣ур бхуванāдхāро йасйедам̇ сакалам̇ джагат
варен̣йам̇ тач ча савитур бхарга-вāчйам̇ ту йогинāм
дхйейам̇ парам̇ тад уддишт̣ам̇ бахир-анташ́ ча йāдава

«Он, Господь Вишну, — основа всех миров. Ему принадлежит вся вселенная. Он лучший из всех (варен̣йа), тот изначальный Савита, источник всего, на которого указывает слово «сияние» (бхарга), — высший объект медитации для йогов, описанный как пребывающий вне и внутри всего, о потомок династии Яду.

дхӣ-ш́абда-вāчйам̇ брахмāн̣ам̇ прачодайати йах̣ садā
ср̣шт̣й-артхам̇ бхагавāн вишн̣ух̣ савитā са ту кӣртитах̣

Господь Вишну всегда побуждает Брахму, на которого [в гаятри] указывает слово дхӣ («дхийо…»), к творению материального мира. Поэтому Он известен как Савита».

[Такой же стих содержится в разделе посвященному славе гайатри под названием «Гайатри-калпа» в «Вахни Пуране», известной также как «Агнейа Пурана» или «изначальная Агни Пурана»]

сарва-лока-прасаванāт савитā са ту кӣртйате
йатас тад-дева-даиватйā сāвитрӣтй учйате татāх̣
гāнāд вā трāйате йасмāд гāйатрӣ вā тадā смр̣тā

Так как Он сотворил все миры, Его называют Савитой («творцом»). Поэтому мантра, обращенная к Нему, как к своему божеству, называется «савитри-мантрой». Либо же ее знают как «гайатри», потому что она освобождает когда ее поют». (Вишну-дхармоттара Пурана», 1.165.1,2,6-9).

Поэтому «Савита» в высшем смысле, в своем первоначальном значении, это не кто иной как Господь Вишну, творец всего и побуждающий всех к действию. Уже потом, как вторичный творец и побудитель, под именем «Савита» известен и Сурья.

Это касается не только Савиты — изначально все имена полубогов это имена Господа Вишну и в своем высшем, первоначальном смысле они все указывают на Него. Лишь во вторичном значении, вызванном необходимостью практической стороны существования материального мира, они указывают на полубогов. В этой связи уместно будет рассмотреть похожий пример с именем Агни, который также непосредственно связан с гайатри.

 

Агни как девата размера гайатри

Во многих местах в шастре утверждается, что божеством размера гайатри из 24 слогов является Агни (например, «Шатапатха Брахмана» 1.3.5.4, принадлежащая к «Йаджур Веде» говорит: гāйатрам вā агнеш́ чхандах̣). Не удивительно поэтому, что именно в «Агни Пуране» и «Вахни Пуране» (Вахни — это другое имя Агни) содержится подробное объяснение гайатри-мантры. Не будет излишним в данном контексте упомянуть, что имя «Агни» это не только имя бога огня, но прежде всего (как и все остальные имена богов) является именем изначального источника всех богов, наделившего их всех частью Своего могущества, полномочиями и именами — Господа Вишну. В «Ригведе» (10.82.3) сказано:

йо нах̣ питā джанитā йо видхāтā дхāмāни веда бхуванāни виш́вā
йо девāнāм̇ нāмадхā ека эва там̇ сампраш́нам бхуванā йантй анйā

«Тот, кто является нашим отцом (защитником) и родителем, щедро раздающий и повелевающий, который знает все обители и всех существ, дающий богам имена, единственный — к Нему обращаются другие живые существа с вопросами».

С имени «Агни» и с мантры в размере гайатри, обращенного к Агни, начинается «Ригведа». Последний гимн «Ригведы» также посвящен Агни и потом всем богам. Объясняя первое слово «Ригведы» в своем комментарии к ней, Шрила Мадхвачарья приводит следующие толкования имени «Агни»:

агни-ш́абдо ‘йам агра эвāбхипӯджйатāм
агрйатвам агра-нетр̣твам аттим-ан̇гāганетр̣тāм

1) «тот, кого нужно почитать в первую очередь» (агре āбхипӯджйатāм),
2) «первейший из всех или превосходящий всех» (агрйатвам),
3) «первопричина или перводвигатель всего» (агра-нетр̣твам),
4) «поглощающий все» (аттим),
5) «приводяший в движение все тела» (ан̇га-нетр̣тāм)
6) «приводящий в движение всю вселенную» (ага-нетр̣тāм).

Подобное же толкование имени Агни как изначального имени Вишну Мадхва приводит в 14 местах своих комментариев. Еще в 7 других местах он показывает, как «Агни» может указывать на Лакшми, Ваю, Брахму и Гаруду.

Как видно из этих объяснений (на самом деле это не просто толкования, а этимологии, которые Джайатиртха в своем подкомментарии подтверждает правилами санскритской грамматики), эти значения подходят как полубогу огня Агни, так и Верховному Господу Вишну, но Агни обладает описанными качествами в ограниченном количестве, тогда как в Господе Вишну они неограничены, поэтому «Агни» это прежде всего имя Вишну и только потом имя бога огня.

Аналогичным образом, Савита и Сурья — это прежде всего имена Господа Вишну, и только потом имена полубога солнца. Поэтому мантра гаятри обращена прежде всего к изначальному Господу Вишну, творцу и вдохновителю всех и всего.

Если кому-то интересно узнать больше свидетельств того, что мантра гайатри обращена к Верховному Господу Вишну, то стоит обратиться к «Таттва-сандарбхе (22) и «Параматма-сандарбхе» (105) Шрилы Дживы Госвами, а также к его отдельной работе посвященной гаятри-мантре — «Гайатри-вйакхйа-виврити», представляющей собой его комментарий на толкования гаятри-мантры из «Агни Пураны».

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.