Гаятри-таттва (часть первая) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Гаятри-таттва (часть первая)

2023-02-03 34
Гаятри-таттва (часть первая) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Браджабаси дас

В качестве очередной статьи на тему «Рамаяны» я хотел написать о том, как в ее тексте чудесным образом закодирована мантра гаятри, слоги которой служат маркерами для каждой тысячи стихов этой великой поэмы о деяниях Господа Рамы. Но, приступив к работе, я понял, что вначале нужно объяснить некоторые технические моменты касающиеся гаятри-мантры, а прежде всего — количества ее слогов. Работая над ними, я обнаружил, что важных для объяснения подтем становится все больше, в результате чего появилась очередная серия статей. Надеюсь, она будет полезной и интересной тем, кто имеет счастливую возможность повторять эту сокровенную мантру и тем, кто интересуется тонкостями ведических писаний.

 

Что означает «гайатри»?

Гāйатрӣ это поэтический размер состоящий из двадцати четырех слогов в трех строках, по восемь слогов в каждой. Это самый короткий размер в Ведах, то есть именно в ведийских самхитах, которые обычно известны как «четыре Веды» (в более поздней литературе, например, в кавйе, изредка можно встретить размеры еще меньше). Хотя по частоте употребления в мантрах «Ригведы» размер гаятри уступает размеру триштуп (4 строки по 11 слогов), тем не менее именно он стал самым священным размером Вед. Его статус подтверждается славой гаятри, как «матери Вед», описанной в Ведах и Пуранах и а также прямым утверждением Самого Господа Кришны в «Бхагавад-гите» (10.35):

гāйатрӣ чхандасāм ахам

«Из размеров Я — гаятри».

Хотя гаятри — это общее название размера, к которому относится огромное количество стихов и мантр, оно стало нарицательным именем одной из них — самой известной мантры Вед, приведенной в «Ригведе» 3.62.10:

тат савитур варен̣йам̇
бхарго девасйа дхӣмахи
дхийо йо нах̣ прачодайāт

«Мы медитируем на превосходнейшее сияние Господа, Савиты (о том, кто имеется в виду — ниже). Пусть оно побудит наш разум к действию».

Помимо «Ригведы» эта мантра также содержится во множестве других шрути. Она несколько раз приводится в «Таиттирийа-самхите» и «Ваджасанейи-самхите», принадлежащим к «Яджур-веде», а также в «Сама-веде» (2.812) и в различных брахманах и упанишадах.

То, что именем «гаятри» называют именно эту мантру среди множества других мантр в этом же размере гаятри можно сравнить с происхождением одного из названий лотоса – панкаджа. Буквально оно означает «рожденный из ила». Из ила может расти много разных растений, но среди них именно лотос (падма), раскрывающийся днем, стал известен как панкаджа, тогда как даже разновидность лотоса, который раскрывается ночью (кумуда), не называют именем панкаджа. Это пример значения слова, в котором соединяются этимологическое и устоявшееся значения (йога-рӯд̣хи). Подобно этому, хотя гаятри – это целая категория гимнов или стихов в определенном размере из 24 слогов, только один из них имеется в виду, когда речь идет о «гаятри-мантре».

Эта мантра также известна как «сāвитрӣ-мантра», по имени божества, к которому она обращена. Более подробно о Савите мы поговорим позже.

Она также известна как «брахма-гаятри», очевидно из-за того, что с незапамятных времен ассоциируется с брахманами, которые начинают свой день с медитации на нее. Некоторые грихья-сутры, древние трактаты по самскарам, допускают возможность, чтобы другие два высших сословия, кшатрии и вайшьи, также получали эту мантру во время упанайаны, но остальные (судя по всему, большинство) при этом предписывают для этих варн другие мантры — в размерах триштубх (4х11 слогов) и джагати (4х12 слогов) соответственно, в соответствии с утверждением из шрути гāйатрйā брāхман̣ам аср̣джата тришт̣убхā рāджанйам джагатйā ваиш́йам — «Творец создал брахманов размером гаятри, правителей — триштубхом, а вайшьев — при помощи джагати».

В этой связи стоит также упомянуть одну интересную деталь. У каждой ведической мантры есть девата, ее божество, и риши, который увидел ее в медитации и передал людям (именно поэтому риши ведических мантр не являются их авторами, как считают мирские ученые, а лишь «провидцами», которым мантры открываются в глубоком трансе — р̣шӣх̣ мантра-драшт̣ā). Примечательно, что риши брахма-гаятри-мантры, ставшей одним из главных символов брахманической культуры, является Вишвамитра, родившийся в семье кшатриев, но обладавший качествами брахмана.

У слова гаятри есть еще одно этимологическое объяснение, которое поясняет почему эта мантра известна просто как «гаятри»:

гāйантам̇ трāйате йасмāт гāйатрӣ ту татах̣ смр̣тā

«Из-за того, что она освобождает повторяющего ее, она известна как «гаятри». (Этот стих есть во многих шастрах: «Сканда Пурана», Каши-кханда 9.53, «Вишну-дхармоттара Пурана» 1.65.9, «Гаятри-калпа» в «Вахни Пуране», «Вьяса-смрити»).

Существует множество различных тайных гаятри-мантр, посвященных различным божествам. Они описаны в эзотерических трактатах по поклонению определенным божествам (тантрах и паддхати), но при этом, как правило, описаны непрямо, а при помощи метода который называется мантроддхара, букв. «извлечение мантры» или «выведение мантры». В нем постепенно перечисляются отдельные слоги или слова мантры, а также упоминаются биджи и необходимые падежи для каждого слова. Из таких сокровенных гаятри-мантр для гаудия-вайшнавов самые важные и применяемые в садхане четыре: савитри-гаятри («брахма-гаятри», используется только среди последователей Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура), гуру-гаятри, гаура-гаятри и кама-гаятри. Последняя из них — неотлична от своего деваты, Самого Господа Кришны.

 

Вишванатх Чакраварти Тхакур и 24½ слога кама-гаятри

Мы все знаем, что «Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья 21.125-128) описывает кама-гаятри мантру как состояющую из двадцати четырех с половиной слогов. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами отождествляет ее с обликом Господа Кришны, где каждый из ее слогов соответствует луноподобным частям тела Господа. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур составил книгу под названием «Мантрартха-дипика», в которой он объяснил каждую букву кама-биджи и каждый слог кама-гаятри. В самом конце этой книги он описывает проблему, возникшую у него относительно этого утверждения Кавираджа Госвами о двадцати четырех «с половиной» слогах — ведь если посчитать все слоги в кама-гаятри, то получится двадцать пять слогов! Почему же Кавирадж Госвами говорит, что их должно быть двадцать четыре с половиной и где эта половина слога вместо целого? Вишванатх Чакраварти пишет, что этот вопрос долгое время не давал ему покоя и он совершенно не мог понять как такое возможно. Он просмотрел все доступные ему трактаты по грамматике и метрике, но нигде не нашел даже намека на то, чтобы какой-то из слогов можно было посчитать за половину. Даже если за половину слога принять последнюю букву т в слове прачодайат, то нарушится порядок в котором Кавирадж Госвами описал четыре полных луны в лице Кришны и половину луны в виде Его лба, а затем описал двадцать полных лун в ногтях пальцев рук и ног. Вишванатх Чакраварти был настолько обеспокоен тем, что не способен найти ответ на этот вопрос, что оставил еду и питье и просто сидел на берегу Радха-кунды, намереваясь так оставить свое тело. Он рассуждал, что если человеку не проявлены слоги мантры, которой он поклоняется, то как тогда ему проявится Божество этой мантры? Видя такую решимость Вишванатхи, ночью к нему пришла Сама Шримати Радхарани и сказала, что все написанное Кавираджем Госвами – правда, ибо он – Ее близкая спутница и поэтому знает самые сокровенные тайны. Без Ее милости никто не может их узнать. Затем Шримати Радхика указала Вишванатхе на редкую книгу под названием «Варнагама-бхасват», в которой он сможет найти ответ на мучивший его вопрос. Когда Вишванатха вернулся во внешнее сознание, он нашел эту книгу и обнаружил в ней подтверждение такому объяснению Шримати Радхарани и словам Кавираджа Госвами – слог йа перед слогом ви считается за половину слога («кама-девайа видмахе»). Вот так все сошлось.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.