Социальная система управления и ее признаки — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социальная система управления и ее признаки

2023-02-03 30
Социальная система управления и ее признаки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система - это взаимодействие различных элементов, которые находятся во взаимной связи и представляют собой единое целое.

Социальная система - это система, созданная человеком. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы необходимы для решения многоцелевых задач.

Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия и образует организационную структуру управления.

Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.

В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.

Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.

3 Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.

Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.

Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.

Каждая социальная подсистема самоуправляема и испытывает как внутреннее, так и внешнее влияния. С помощью информации происходит связь управляющей и управляемой подсистем. Каждая подсистема имеет свои цели и задачи, которые в свою очередь подчинены глобальной цели всей системы.

Для эффективного социального управления необходимо использовать законы и закономерности управленческого воздействия, построение моделей управляемых объектов и субъектов, обеспечение системного подхода и целостности в социальном управлении.

Для изучения проблем социального управления выделяют некоторые подходы:

Конкретно-исторический. Он позволяет изучить социальное управление в динамике развития социальных отношений, находящихся под влиянием различных факторов.

Комплексный подход. Здесь изучение отношений социального управления проходит во взаимосвязи различных подходов (правового, экономического, социально-психологического).

Аспектный подход. При использовании данного подхода рассматривается только одна сторона отношений социального управления, которая исследуется какой-либо социальной наукой (философией, психологией, социологией и т. д.).

Системный подход. Здесь управляемая и управляющая подсистемы рассматриваются как целостная структура, пронизанная общей целью. И на основании этого выделяются её свойства и связи.

Основой социального управления, создания системы социального управления является взаимодействие субъекта и объекта управления. Противоречия в отношениях между ними ведут к кризису управления.

Под субъектами управления обычно понимают элементы, которые обеспечивают целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек.

Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)

По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).

По характеру: массовый, системный, эпизодический.

по уровню активности участия людей в общественных вопросах.

По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).

По содержанию, характеру социальных ситуаций.

По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

Кроме понятия "ресурсы" используют тождественные понятия "резервы" и "потенциал".

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы:

- мотивационные;

- интеллектуальные;

- информационные;

- коммуникативные;

- социально-психологические;

- соревновательные;

- демографические;

- социально-экологические;

- деятельностные;

- инновационные;

- стратегические;

- кадровые;

- организационные;

- управленческие;

- научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы.

В связи с этим сейчас одной из важных задач перед обществом является необходимость определить творческий потенциал каждой личности, использовать задатки и способности их в определённых руслах (в том числе и в управлении) для достижения целей на благо общества.

Поэтому, в идеале, общество должно делать установку на творческую, одарённую личность, на использование её таланта в о всех сферах общественной жизни, так как данная установка вдёт к процветанию общества.

Для этого необходима система образования, направленная на развитие способностей и талантов личности. В противном случае деградация общества неизбежна.

В связи с вышесказанным следует отметить, что в центре системы управления стоит личность со своими профессиональными и личностными качествами, которые находят своё изучение в рамках социального управления.

В настоящее время следует отметить тенденцию к усложнению объекта управления, динамичность общественных процессов - всё это предъявляет большие требования к управленческим отношениям внутри управленческой системы.

Сама система управления включает в себя: "специалистов, объединённых в органы управления; организационную и вычислительную технику; связи между органами управления; используемый комплекс методов управления; связи объекта с внешней средой; потоки управленческой информации; материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей".

Также в систему управления входят социальные организации, следящие за исполнением управленческих решений и обеспечивающие обратную связь.

Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Итак, система управления включает в себя взаимоотношение субъекта и объекта управления. Где субъект управления целенаправленно воздействует на объект, который в свою очередь контролирует выполнение управленческих решений и обеспечивает обратную связь, тем самым, определяя целостность управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности.

13. Основные свойства социальной системы

1) Целостность – система – это элемент социальной действительности. В то же время она представлена элементами и связями между ними, упорядоченными и формализованными. Целостность характеризуется силой сцепления или силой связи между элементами системы и, прежде всего, силой связи между субъектом и объектом управления. Целостность сохраняется до тех пор, пока сила связи элементов внутри системы превышает силу связей этих же элементов с элементами других систем. Пример: текучесть кадров (человек уходит из организации когда сила связей уменьшается, или миграция) сила связи – отчужденность.

2) Структурность - внутреннее строение ч-либо, расположение ее элементов, порядок. Структура сохраняет основные свойства системы при различных внутренних и внешних изменениях. Соц. Структура включает в себя деления по профессиональным, квалификационным, статусно-должностным признакам (профессионально-квалификационным) а также поло-возрастным, национальным, культурным и другим признакам ( социально-демографическим признакам). Структурность представляет расчленение системы и взаимосвязь или функциональную зависимость. Это и определяет свойства системы в целом.

3) Иерархичность. Иерархия – принцип структурной организации сложных, многоуровневых систем, обеспечивающий упорядоченность взаимодействия и взаимоотношения между уровнями системы. Необходимость иерархического построения систем обусловлен тем, что процесс управления связан с получением, переработкой, использованием больших массивов информации. Происходит распределение информационных потоков «по этажам» и функциональным службам управленческой структуры (пирамиды). В социальных системах иерархия – это система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения от низших к высшим. И соблюдением субординации между ними. Строгой системой субординации характеризуются бюрократические организации ( с жестко центролизованной организационной структурой). Иерархичность построения системы управления определяет следущие задачи:

А) Четко определять иерархию цели в концепции и практике управления (дерево целей)

Б) Отслеживать и постоянно корректировать меру централизаций и децентрализаций (меру зависимости и автономности) между уровнями управления.

В) Прорабатывать организационно-правовые нормы, рассредоточение ответственности и власти.

Г)Создавать условия и прорабатывать навыков самоорганизации в рядовых звеньях.

Д) Выявлять и учитывать иерархию потребностей и мотивов сотрудников различных структурных звеньев системы.

Е) Анализировать иерархию ценностей, разделяемых различными группами персонала для разработки и реализации программы «организационная культура».

Ж) Учитывать в практике управления иерархическую весомость, т.е. значимость и авторитетность отдельных групп и личностей в структуре неформальных отношений.

4) Энтропийность. Энтропия – мера неопределенности в поведении и состоянии системы а также мера необратимости реальных процессов в ней. Под термином Энтропия понимается также степень неупорядоченности системы, т.е. низкий уровень внутренней организованности. Такое состояние связано прежде всего с дефицитом организующей информации, с асимметричностью информационного обмена между субъектом и объектом управления. Именно информация выполняет важнейшую социальную функцию. Она ориентирует поведение людей вообще и организационное поведение в частности. Хорошо налаженный информационный обмен уменьшает неопределенность или энтропийность поведения индивидов и системы в целом. В социологии и психологии такое поведение называется девиантным – отклоняющимся, и порождает нарушения порядка всистема, в последствии ведет к разрушению системы. Это реально существующая в каждой системе тенденция. И поэтому необходимы конкретные управленческие действия по ее локализации. Для этого рекомендуются 4 вида социального контроля:

А)Прямой внешний контроль с применением, по необходимости, санкций.

 Б) Внутренний контроль (самоконтроль человека). Культивирование личностных норм и ценностей, соответствующих данной организационной культуре.

В) Косвенный контроль. Связан с идентификацией отдельного человека с референтными группами, личностями.

Г) Расширение возможностей, для удовлетворения жизненно значимых потребностей людей в рамках конкретной системы.

 

Свойства продолжение:

Д) Самоуправление и самоорганизация. Общее состояние системы напрямую зависит от качества управления, что и обеспечивает ее способность к самоуправлению и самоорганизации. Любая соц.система для своего выживания и функционирования и развития самоорганизуется и самоуправляется. Эти свойства организуются под влиянием объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы: Потребность общества, отраслей народного хозяйства, различного масштаба поселений, трудовых организаций или отдельного человека. Законы, указы, уставы и другие нормативные акты. Уровень развития производительных сил. Пространство и время, как объективно действующие организационные факторы. Социальные роли, как модели ожидаемого поведения. Принципы управления, традиции и другие культурные универсалии.

Субъективные факторы: Цели и идеи, которые разделяют люди, их организующий потенциал. Полезность совместной деятельности (общность интересов). Доверие между людьми, особенно между руководителем и исполнителями. Личность руководителя, его организаторские способности и лидерские качества. Инициативность, предприимчивость индивида или группы людей. Совокупность этих объективных и субъективных факторов воспроизводит сеть функциональных связей, обеспечивает порядок и создает условия для развития системы. Иными словами «удерживает систему в состоянии «подвижного равновесия»».

Е) Адаптивность. Имея относительную автономность, каждая система зависима от окружающей среды и ее изменений. Поэтому в процессе управления необходимо использовать внешнюю адаптацию системы и, прежде всего, путем внутренней ее интеграции всех ее элементов, адекватную в внешней среде. Важно, чтобы внутренняя перестройка была достаточно эластичной, то есть сохраняла функциональную устойчивость системы. В связи с этим заслуживает внимание концепция структурно-функционального анализа Парсонса. Ключевая идея концепции – «категория равновесия». Под равновесием понимается обеспечение равновесия во взаимодействия системы с внешней средой. Это равновесное состояние обеспечивается след факторами:

1) Способность системы адаптироваться к внешней среде и ее изменениям.

2) Целеполагание. Выработка целей жизнедеятельности системы и мобилизация ресурсов для их достижения.

3) Внутренние интеграции. Поддержание внутреннего организационного единства и упорядоченности, ограничение возможных отклонений в организационном поведении.

4) Поддержание ценностных образцов, воспроизводства в управлении значимых для индивида и системы ценностей, норм, правил, традиций. Воспроизводство социокультурных компонентов системы.

На равновесность по-разному влияют все социально-демографические (пол, возраст, образование, СП, национальность) группы и профессионально-квалификационных групп (должность, квалификация, стаж). Степень влияния каждой группы зависит от того, насколько ее представители признают зависит от отношений и как регулируют. При недостаточном уровне самоуправления возникает необходимость управляющего воздействия властных структур системы.

Ж) Саморазвитие. Прогрессивное развитие – изменение состояния элементов системы которые характеризуются упрочением связей между элементами. Локализации энтропийных явлений, что повышает внутреннюю организованность системы и поддерживает с внешней средой состояние равновесия. Прогрессивное саморазвитие обеспечивается наличием в системе движущих сил, понимающим необходимость этого процесса и способных делать управляемым.

15. Ценности и нормы социальной системы

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони
рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза
тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;
религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;
политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ
ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
"Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы он относился к


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.