Движение на подходах и через легкие горные перевалы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Движение на подходах и через легкие горные перевалы

2023-02-03 34
Движение на подходах и через легкие горные перевалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Передвижение в горах отличается целым рядом особенностей и трудностей. На пути альпиниста встают преграды в виде бурных рек, ледников, отвесных скал, высоких перевалов. Для преодоления этих препятствий существуют специальные технические приемы, в своей совокупности составляющие технику альпинизма.

Наименьшую сложность представляет преодоление так называемой «культурной» зоны, к которой относятся переходы по горным долинам с постоянными селениями и наличием подъездных путей.

Выше долин расположена зона лесов, а еще выше — зона альпийских пастбищ. Здесь также не требуется для движения особенно сложных приемов, но уже могут встретиться крутые склоны, трудные для преодоления.

Выше пастбищ располагаются зоны скал, ледников, фирна и снега. Это самая трудная часть пути, и здесь необходимо применение сложных приемов техники для передвижения.

В зависимости от поставленных задач передвижение в горах может осуществляться различными группами. В одном случае небольшая спортивная группа, составленная из подготовленных физкультурников, имеет своей целью совершение восхождений на вершины гор.

В другом случае передвижение по горам имеет учебный характер и ставит целью обучение технике альпинизма.

Третий типичный случай — передвижение в горах значительной группы людей; сюда следует отнести проведение массовых восхождений, походов и переходов воинских частей.

В соответствии с указанными задачами особенности в технике и тактике передвижения для различных групп сводятся к следующему:

1. Движение спортивной группы (или небольшой военно-разведывательной группы), составленной из подготовленных участников, производится быстрее, вследствие наличия возможностей чередования ведущего в связке, попеременного выхода на расстояние двойной веревки (при движении с охранением), и вследствие удобства маневрирования небольшой группой.

2. Учебно-альпинистская работа целиком подчинена требованиям безопасности движения. Всякого рода случайности в учебной работе должны быть исключены. Все технически сложные или опасные приемы проходятся при обязательном и действительном охранении занимающихся, на специально подготовленных местах.

3. Массовое передвижение проводится всегда в сопровождении опытных альпинистов по самому легкому, безопасному и подготовленному пути.

Условия движения не только требуют применения различных технических приемов, но очень часто заставляют применять по-иному один и тот же прием. Каждый ледник, каждая скала имеют свои особенности; различные высоты над уровнем моря, разное время года или дня также требуют специально приспособленных приемов. От всех других видов спорта альпинизм отличается одновременно и большим разнообразием движений и постоянной сменой внешних условий, в которых выполняются эти движения.

Кроме выполнения определенных приемов для движения в различных условиях, альпинист должен иметь навыки походной жизни, уметь разбираться и ориентироваться в окружающей обстановке, выбирать путь, пользоваться картой и компасом.

Необходимость переносить груз в рюкзаке также накладывает свой отпечаток на выполнение технических приемов движения.

Техника альпинизма не приспосабливается целиком к определенному спортивному сезону (такое приспособление может иметь место только при проведении учебной работы и восхождений на трудные вершины, которые совершаются в наиболее удобных и безопасных условиях). В течение года обстановка в горах значительно меняется и в свою очередь требует соответствующих технических приемов и специального снаряжения.

Переходы по ущельям и долинам вплоть до подножья вершин или горных перевалов составляют первую часть техники альпинизма.

Транспорт в горах

При наличии проезжих дорог могут быть использованы автомобиль и гужевой транспорт. Большое значение при передвижении по грунтовым дорогам имеет состояние погоды до и во время движения. Даже летом дождь может сделать дороги труднопроходимыми для колесного транспорта. В зимний период снежные заносы и обвалы также могут послужить причиной задержки движения, поэтому следует предусмотреть сопровождение транспортных средств вспомогательными группами с необходимым снаряжением для исправления пути.

При крутых подъемах на значительной высоте и в разреженной атмосфере грузоподъемность автомашин используется не в полных пределах (примерно на 75%); то же следует сказать и в отношении гужевого транспорта.

Применение в горах самолета как транспортно-вспомогательного и разведывательного средства вполне оправдало себя и получило надлежащую проверку в крупных альпинистских мероприятиях последних лет (альпиниады РККА,Памирская экспедиция 1937г., Западно-Сибирская альпиниада 1935 года). Самолет, проникая всюду, где проходит альпинист, может сбросить на парашюте необходимое снаряжение и питание.

Устройство посадочных площадок для самолета возможно во многих горных долинах. Применение самолета позволяет в течение нескольких часов производить переброски, требующие месяцев в условиях труднопроходимых горных районов.

Когда кончаются колесные дороги, дальнейшее передвижение обычно продолжается по тропам. Здесь, а также и дальше на ровном течении ледников, для передвижения людей и грузов широко используются верховой и вьючный транспорт.

При подборе лошадей для каравана нужно брать местные породы. Лошади, приведенные с равнины, плохо справляются с тяжелой, непривычной работой и часто погибают из-за отсутствия привычки и осторожности, необходимой для движения по горной тропе. При удачном подборе лошадей необходимый груз корма может быть сведен к минимуму (из нашего опыта можем указать на 30- 60-дневные рейды конного каравана на Алтае и Тянь-Шане, когда альпинистские экспедиции брали с собой запас зерна только на дни передвижения по ледникам).

Лошади должны быть здоровыми, с крепкими копытами и без болезненных наминок на холке, спине и под подпругами.

Перед отправлением в путь лошади должны быть подкованы. Очень часто лошадей куют легкими, гладкими подковами. Если маршрут похода включает переходы по ледникам или снежные перевалы, необходимы подковы с шипами, значительно облегчающие передвижение по льду, а также и переходы по осыпям и моренам.

Горные лошади по своему типу могут быть разделены на вьючных и верховых. Верховая лошадь имеет более крупный шаг и может быть несколько слабее, поскольку под всадником ей идти легче, чем под грузом. Но вьючная лошадь должна быть крепкой, спокойной и обладать мелким и плавным шагом, что предохраняет ее от наминок. При подборе каравана эти особенности лошадей должны быть учтены.

Для ухода за лошадьми в пути необходимо иметь специальных рабочих — «караванщиков», в обязанности которых включается также вьючка и ведение вьючных животных. На обычном пути один верховой караванщик ведет за собой трех вьючных лошадей, на трудных местах пути лошади проводятся по одной. Иногда приходится разгружать лошадь и проводить ее без вьюка, который переносится на руках сопровождающими людьми.

Во время движения каравана следует постоянно наблюдать за состоянием пути. На ледяных склонах альпинистам иногда следует рубить для лошадей ступеньки — бороздки шириной 30-50 см; на снежных склонах надо вытаптывать дорогу для каравана. Внимательное отношение к животным и к состоянию пути обеспечит сохранение лошадей и быстрое передвижение каравана.

Быстрота движения вьючного каравана в горах — 40-50 км по дороге, 30-35 км по тропе и около 20 км в день по доступным ледникам.

Лошади и ишаки могут быть использованы в самых различных условиях пути. Верблюды не идут по ледникам, моренам и могут быть использованы лишь для движения по хорошей дороге.

При устройстве бивуака необходимо учитывать наличие поблизости пастбища. В походе следует соблюдать не только режим в части нагрузки и величины переходов, но и в части своевременной выстойки и своевременного питания лошадей.

В различных горных районах существуют различные правила ухода за лошадьми каравана. Приводим для примера правила, принятые в горах Тянь-Шаня.

Рабочий день каравана начинается возможно раньше и представляет собой 8-часовой переход с получасовым перерывом в середине. Если лошади были хорошо накормлены, лучше обходиться вовсе без перерыва. В перерыве лошадям дают немного попастись, не развьючивая их.

В конце рабочего дня на привале лошади развьючиваются, затем, чтобы не застудить разгоряченные спины (с ослабленными подпругами) лошади связываются в «пакеты» —попарно, головами в разные стороны: уздечки закрепляются так, чтобы животные не могли достать траву и не могли разбежаться. Лошади должны выдерживаться в «пакетах» около двух часов. После этого их расседлывают и выпускают на пастбище.

Важным условием для бесперебойной работы вьючного каравана являются хорошее состояние седел и правильная вьючка. Все седла должны быть снабжены мягкими потниками из толстой кошмы. Потники необходимо просушивать и периодически выколачивать, чтобы в них не скоплялась пыль и войлок оставался мягким. Специальные вьючные седла представляют пустотелую металлическую раму, снабженную парой крюков с каждой стороны, на которые навешивается вьюк. Это седло наиболее удобно для вьючки и хорошо предохраняет бока и спину лошади от наминок.

Туземные вьючные седла представляют собой деревянную раму без крючков. Вьюки на них должны быть связаны между собой.

Для работы в горах все седла должны быть снабжены нагрудниками и подхвостниками, чтобы вьюк не сползал на подъемах и спусках. Верховых лошадей не следует обременять значительным грузом; можно закреплять позади седла небольшие переметные сумы или аккуратно и прочно закрепленный пакет со спальным мешком или с другими необходимыми предметами.

Подготовка к походу всегда включает упаковку предметов снаряжения и питания в соответствующую тару для удобной транспортировки. Если маршрут допускает доставку грузов на колесном транспорте вплоть до места основного лагеря, то форма и размеры упаковки не имеют особого значения.

В другом случае, когда в маршрут включены вьючные перевозки, это обстоятельство должно быть своевременно учтено. Лучше всего заблаговременно подготовить весь груз в виде отдельных пар тюков или ящиков, по весу и форме удобных для вьючки. Это поможет составить правильное представление о количестве необходимых лошадей и сократить работу по подготовке каравана в поход.

Наиболее рациональный вьюк должен представлять собою два равновесящих тюка, сумы или ящика. Очень удобны специальные вьючные сумы или чемоданы, снабженные кольцами для навешивания на крюки. Для них не нужна дополнительная обвязка, занимающая много времени. Ящики небольших размеров допустимы, но требуют наблюдения в пути, так как их твердые углы не должны соприкасаться с кожей животных.

Навешенные вьюки в свою очередь должны быть привязаны к лошади с помощью толстой и мягкой веревки, чтобы была исключена возможность болтания.

Нельзя навешивать на лошадь большое количество мелких предметов, например, несколько рюкзаков. С таким вьюком всегда много хлопот, и к концу пути рюкзаки окажутся дырявыми, с рваными лямками. Специально для перевозки рюкзаков удобно применять большие и прочные мешки, в которые укладывается и увязывается по 2-3 рюкзака. Такие тюки удобны для вьючки, но надо всегда проверять соответствие веса в паре тюков.

Расположение вьюков должно быть таким, чтобы они не разбалтывались и лошади было удобно их нести. Поэтому следует избегать нагромождения на седло поверх пары основных тюков еще дополнительных. Только очень легкие предметы не нарушают устойчивости вьюка. Слишком высокий или неравномерный вьюк излишне раскачивается на шагу лошади и при малейшем недосмотре переворачивается.

Движение на подходах

Очень часто обстоятельства заставляют альпиниста переносить груз на себе, для чего служат рюкзаки. Необходимо, чтобы рюкзак был достаточно просторен и правильно уложен. Когда пытаются заполнить большим количеством вещей маленький рюкзак, он распухает, как шар, нести его тяжело и неудобно, так как он катается по спине и сильно тянет назад. Однако можно правильно уложить даже небольшой рюкзак, соответствующим образом переложив вещи.

При укладке рюкзака соблюдают следующие правила:

1. В спину не должны упираться жесткие предметы, следовательно, сторону, прилегающую к спине, прокладывают чем-либо мягким.

2. В низ рюкзака и ближе к спине укладывают наиболее тяжелые предметы. Таким образом достигают сближения центров тяжести рюкзака и альпиниста в целях лучшего равновесия.

3. Из тех же соображений при заполнении рюкзака ему придают форму плоского пакета, облегающего спину.

4. Если некоторые предметы не умещаются внутри, то наиболее громоздкие из них следует плотно свернуть и привязать под дном рюкзака. Более легкие из них можно закрепить сверху, но ближе к спине альпиниста.

5. Для удобства доставания из рюкзака наиболее ходовые предметы одежды скатывают в трубку и укладывают вертикально так, чтобы их концы были видны при открывании рюкзака.

Величина груза, который может нести альпинист на себе, зависит от его сложения (для мужчин — в пределах 16-32 кг, для женщин —10-20 кг). Лучше брать с собой меньший груз; в этом может помочь альпинисту применение легкого снаряжения, правильный подбор ассортимента и расчет потребности в продовольствии.

Во время движения на подходах является немаловажным условием, чтобы одежда альпиниста соответствовала обстановке. В жару она должна быть легкой, в холод — теплой, при ветре — непродуваемой, при дожде — непромокаемой. Один какой-либо костюм не может отвечать всем требованиям. Поэтому альпинисты обычно имеют с собой запас различной одежды, отвечающей различным превратностям погоды. Желательно добиться, чтобы каждый из предметов одежды был возможно более легкого веса и в наилучшей степени выполнял свои функции: непромокаемый плащ действительно не должен промокать, свитер должен греть и т. п. Кроме того желательно иметь одежду такого типа, чтобы в случае надобности различные предметы надевались один сверх другого по методу «капустных листьев». Короткие, выше колен, брюки («тирольки») являются наиболее удобными на подходах в теплую погоду.

Темп движения альпиниста с грузом в рюкзаке не должен быть слишком замедленным. Надо помнить, что усталость появляется не только от величины километража пройденного пути, но также и от количества времени, в течение которого альпинист несет тяжелый рюкзак на спине. Из этих соображений лучше ускорить темп движения. Частые остановки вредны; лучше делать 10-минутный отдых после каждых 50 минут марша (сняв рюкзак).

Быстрота пешего движения с рюкзаком, в зависимости от качества и профиля пути, колеблется от 3 до 4 км в час. Длина дневных переходов обычно бывает не более 30 км. При наличии вьючного каравана быстрота движения и размеры дневных переходов соответствуют скорости движения вьючных животных и в случае необходимости могут быть доведены до 40-50 км.

Подходы к горам почти всегда могут быть использованы в тренировочных целях. Движение по дорогам, тропинкам, подъемы по травянистым склонам, осыпям, ледникам предоставляют альпинистам возможность втянуться в спортивную работу и в известной мере подготовиться к восхождениям. Движение должно быть подчинено задачам тренировки.

Существует неверное, предвзятое мнение, что техника ходьбы альпиниста в том случае, когда он не лазает, а шагает, заключается в карикатурно медленном движении с частыми остановками. На самом деле особенности техники ходьбы альпиниста заключаются в подчеркнутой экономичности затрачиваемых усилий. Здесь, как и в любом ином виде спорта с продолжительной нагрузкой, с работой на испытание выносливости, особенно остро стоит задача освобождения от лишних движений и выравнивания прилагаемых усилий. Носка груза (рюкзака) на спине также накладывает свой отпечаток на технику ходьбы.

В горном походе нельзя заставлять людей шагать в ногу. Неровная дорога и различные физические данные участников будут нарушать необходимую для продолжительной работы равномерность прилагаемых усилий.

Узкая извилистая тропинка требует построения при ходьбе колонной по одному.

Во время движения каждый альпинист старается сохранить ровный и спокойный шаг. Выравнивание прилагаемых усилий создается ускорением темпа движения на спусках и замедлением на подъемах.

Кроме того, при движении выравнивается путь, проходимый центром тяжести альпиниста. Опускание и поднимание тела, к тому же обремененного рюкзаком, требует большой затраты усилий и должно быть сведено к минимуму. Достигается это тем, что путем тренировки альпинисты добиваются некоторой «независимости» движения своего корпуса от движения своих ног. В то время как корпус передвигается более или менее равномерно, по более или менее прямой линии, ноги опускаются и поднимаются, переступают, обходят препятствия, затормаживают или ускоряют движение, работают выпрямленными или согнутыми, помогая сохранению спокойного движения корпуса. Этот момент является основой техники ходьбы, и владение им настолько же важно для альпиниста, как, например, владение «скользящим шагом» для лыжника.

 

Рис. 36. Техника ходьбы с рюкзаком. Выравнивание пути движения центра тяжести альпиниста

Другой момент, также имеющий большое значение для экономии затрачиваемых при ходьбе усилий, заключается в правильной постановке стопы.

Неровности почвы создают самые разнообразные площади опоры. Если при ходьбе не обращать на них внимания, каждый шаг принесет новое, часто трудное и неудобное положение стопы в момент опоры. В одном случае стопа найдет удобную горизонтальную площадку, а в другой вся опора перенесется на концы пальцев или на пятку. Альпинист должен всегда внимательно смотреть, куда ставить ногу, и выбирать наиболее удобные уступы, чтобы опора по возможности приходилась на всю площадь стопы. В то же время опора всегда должна быть надежной. Альпинист мягко опускает на нее ногу всей плоскостью стопы, как бы пробуя ее прочность, и лишь затем перекладывает на нее свой вес. На цельном и плотном грунте это не имеет особого значения, но весьма важно при ходьбе по камням, осыпям, моренам.

Прямое и горизонтальное положение стопы в момент опоры является наиболее удобным. Однако из-за неровностей пути от него часто приходится отступать. В таком случае поворот стопы наружу, а иногда и внутрь, почти всегда позволяет найти удобную площадь для опоры.

Организация движения

Вовремя отдыха следует снять рюкзак или же принять вместе с ним удобное сидячее положение, упираясь на него спиной. Разминку освобожденных от нагрузки суставов ног, а также затекающих во время движения рук и освобожденных от давления лямок плеч, производят легким вращением в суставах и подниманием кверху рук и ног. Затем альпинист продолжает отдых сидя (рис. 37). В это время лучше всего оставить суставы согнутыми примерно на 90°; ложиться на короткое время не следует.

 

 

Рис. 37. Отдых сидя

 

Рис. 38. передышка стоя

Очень часто в пути бывают незначительные задержки. В таких случаях не надо садиться и снимать рюкзак, но совершенно необходимо освободить ключицы от давления лямок. Для этой цели лучше всего поставить рюкзак на какой-нибудь выступ или же подпереть его снизу ледорубом (рис. 38). Иногда той же цели можно достигнуть при помощи значительного наклона корпуса вперед, опираясь на ледоруб руками и толчком подняв рюкзак немного кверху. Таким приемом переносится давление веса рюкзака с ключиц на крестец.

В середине дневного перехода полезно сделать часовой перерыв, который используется для отдыха и завтрака. В случае организации обеда перерыв должен быть не менее 2 часов. В жаркие дни иногда бывают полезны и более длительные перерывы. В такое время лучше всего передвигаться в утренние или в вечерние часы. Все это относится целиком только к подходам. В высокогорной обстановке необходимо максимальное использование дневного освещения, ввиду чего избегают длительных остановок в середине дня; лучше сделать более раннюю остановку на ночлег, совместив время приготовления пищи с разбивкой палаток, заготовкой дров. Поздний привал всегда сопряжен с рядом неудобств, которые приносит темнота.

Путевой режим полезно строить следующим образом:

4 ч. — подъем,

4-5 ч. — свертывание лагеря и завтрак,

5 - 9 часов — движение,

9 -10 ч. — отдых и завтрак,

10-14 ч. — движение,

14-16 ч. — устройство лагеря, приготовление обеда,

16-16 ч. 30 м. — обед,

16 ч. 30 м. -17 ч. 30 м. — отдых,

17 ч. 30 м. -20 ч. — свободное время,

20 ч. — отбой.

Таким образом в наилучшей степени используются удобнейшие для движения утренние часы и выделяется достаточное и удобное время для устройства лагеря.

При необходимости ускорить передвижение и наличии для этого нужных условий (хорошей подготовленности участников и облегченных рюкзаков) путевой режим дня может быть построен для 10-часового движения:

4 ч. — подъем,

4-5 ч. — свертывание лагеря и завтрак,

5-11ч. — движение с остановкой на 30 м в середине перехода для того, чтобы передохнуть и закусить,

11-13 ч. — отдых в наиболее жаркое время дня; второй завтрак,

13-17 ч. — движение,

17-18 ч. 30 м. — устройство лагеря и приготовление обеда,

18 ч. 30 м. -20 ч. — обед, чай и отдых,

20 ч. — отбой.

Режим может быть сохранен во время проведения восхождений. Особенное значение приобретает использование для движения утренних часов. Вечерние часы для движения могут быть использованы только в благоприятной метеорологической обстановке и при соответствующем профиле пути. При необходимости подъем производится на 2-3 ч. раньше и соответственно изменяется остальной распорядок дня. Для ускорения сборов в поход альпинисты часто отказываются от приготовления завтрака перед выходом, перенося его на время первого отдыха после 3-4 ч. движения.

Следует заметить, что свернуть лагерь и позавтракать в течение одного часа можно только при наличии дежурных, которые встают раньше других и готовят пищу.

Особенно много времени отнимает неумелая вьючка лошадей. Поэтому надо позаботиться с вечера о том, чтобы груз не разбрасывался. Определенные лица должны отвечать за состояние прикрепленных к ним вьюков. Определенный груз вьючится на ту же самую лошадь. Такая система позволяет хорошо управлять громоздким караваном в несколько десятков вьючных лошадей.

При выходе в поход с утра или после дневного отдыха нельзя сразу брать полный темп. Вначале дается более медленный марш, постепенно достигающий нормы (через 15 минут движения). Непосредственно перед остановкой также полезно снижать темп ходьбы. Это очень благоприятно сказывается на самочувствии участников похода, которые подходят к привалу не запыхавшись и, освободившись от груза, сразу могут заняться необходимыми делами.

Экономия сил, на основе которой строится техника ходьбы альпиниста, получается в результате:

а) чередования расслабления и напряжения мышц,

б) выравнивания пути движения центра тяжести альпиниста,

в) правильной и удобной постановки стопы,

г) правильного и своевременного отдыха,

д) правильного режима движения на всем маршруте.

Во время движения, особенно в жаркую, сухую погоду, высыхание слизистых оболочек дыхательных путей вызывает большую жажду. С другой стороны, жажду вызывает обильное потение, обезвоживание организма. Естественно, что первым желанием альпинистов является удовлетворение потребности в воде: все начинают пить из ручья или опустошают взятые с собой фляги. Но жажда бывает иногда так велика, что ее трудно удовлетворить даже большим количеством воды. Выпитая вода немедленно вызывает обильное потение и связанную с ним потерю солей организмом.

Пешеход чувствует себя «разваренным», ослабевшим. Излишек выпитой воды создает усиленную нагрузку для сердца и быстрое утомление всего организма. Поэтому совершенно необходимо соблюдение некоторого воздержания от употребления воды во время движения.

Чтобы меньше высушивать слизистые оболочки дыхательных путей, необходимо дышать через нос. Занятия альпинизмом исключают значительную кратковременную нагрузку, вследствие чего дыхание через рот вообще нежелательно.

Полезно пить не чистую воду, а сладкую или подкисленную; особенно рекомендуется брать с собой компот.

Не надо пить сразу очень много: один-два глотка через некоторые промежутки времени принесут больше пользы. Следует воздерживаться от снеговой и ледниковой воды. Самое лучшее — вовсе не пить во время движения. В большую жару полезно освежать лицо и голову холодной водой и носить на голове широкополую шляпу.

Во время движения альпинист ничего не несет в руках, кроме ледоруба. Даже ледоруб может быть положен на вьюк, если альпинисты идут с караваном. Когда нет каравана, альпинист несет с собой все свое снаряжение.

Помощь ледоруба во время походов требуется сравнительно редко. Не нужно и даже вредно применять ледоруб на ровных участках пути вместо тросточки, так как напрасно тупится штычок и устает рука.

Придвижении колонной всегда нужно соблюдать основные правила носки ледоруба, иначе он может представить опасность для спутников. Наиболее удобные в этом отношении положения для носки ледоруба показаны на рис. 39. Альпинист держит ледоруб за клюв штыком кверху в опущенной руке. Древко стоит почти вертикально за плечом и придерживается локтем той же руки, слегка касаясь спины и рюкзака.

В другом случае альпинист держит ледоруб в опущенной руке за верхнюю часть древка, штыком вниз. (Недопустимо ношение ледоруба в горизонтальном положении при движении в колонне).

Положения эти особенно удобны при спокойной ходьбе и подъемах. На быстром спуске имеет значение свободное качание рук, способствующее сохранению общего равновесия и относительной неподвижности корпуса.

 

Рис. 39. носка ледоруба в походе

Наиболее удобное положение ледоруба во время быстрого спуска (рис. 40): одна рука крепко охватывает голову ледоруба, а другая придерживает его возле штычка; руки с ледорубом, естественно, находятся впереди корпуса, и в такт движению раскачиваются из стороны в сторону. Указанное положение ледоруба удобно и потому, что не требует специальной изготовки в случае потери равновесия и необходимости опоры на штычок. Это положение в наилучшей степени отвечает задаче использования ледоруба для самоохранения на спуске. При траверсировании склонов также сохраняется указанное положение, причем штычок должен быть обращен к горе.

 

Рис. 40. Положение ледоруба во время спуска

Переход через реки

В горах много воды. Очень часто она представляет труднопроходимые препятствия в виде бурных рек.

Основное правило для перехода горных рек вброд — использовать для этого раннее утро, 5-6 ч., когда уровень воды наиболее низок; к вечеру в реках больше всего воды, и они труднее для перехода.

Наиболее удобное место для перехода вброд представляет широкий разлив реки или разделение основного потока на несколько меньших. Очень важно иметь представление о характере дна. Мелкие камни на дне удобнее для перехода; по крупным камням пройти очень трудно. Мутная вода не позволяет видеть дно, и его профиль определяется состоянием поверхности потока; над мелкими камнями вода пробегает более или менее ровно, над крупными вздымается буграми: чем больше водяные бугры, тем крупнее камни на дне.

Удобнее всего переходить реки вброд на лошадях. Высокая длинноногая лошадь имеет в этом случае преимущество перед малорослой.

Меры предосторожности заключаются в том, что лошадей пускают рядом, причем верховые и высокие идут выше по течению, прикрывая малорослых и тяжелонагруженных вьючных лошадей от ударов волн.

Без лошадей переправа через горные реки глубиной выше колена становится затруднительной и опасной. Необходимо применять охранение с помощью веревки. В начале переправляется один альпинист, другой его охраняет, стоя выше по течению. Затем веревку натягивают поперек реки и, придерживаясь за нее, переправляются остальные. Возможно применение подобного охранения и для лошадей. В лесу можно устроить переправу через поток с помощью сваленного поперек него дерева. При переходе через бурные реки не рекомендуется разуваться: ботинки дают лучшую опору, и ноги не так быстро мерзнут. После переправы, разумеется, необходимо переобуться, надеть сухие носки, высушить ботинки.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.