III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

2023-02-03 25
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В IV классе вспомогательной школы завершается курс под-., гбтрвительных грамматических упражнений,, и учащихся готовят к следующему этапу обучения русскому языку - к усвоению элементарных теоретических сведений по грам­матике. В соответстваи-_с_.этим_здесь ставится задала -си­стематизировать и закрепить те практические речевые, уме-.  > ния,' которые учащиеся приобрели на предыдущем этапе

0^'А^1'Я.--Сп.рдкт11Ч-е-СК11...у.своен11ые элементы фонетики, мор­фологии и синтаксиса).

Первой темой, здесь является „Звуки и буквы родного языка". Вводный урок по этой теме может быть представлен в4'тиком примерно виде.

с/._.Постановка учебной задачи.

—   Дети, вы учились составлять предложения, разбирать,,
что обозначают разные слова, из каких букв и звуков со­
стоят отдельные слова. На этом уроке мы повторим, что вы
знаете о звуках и буквах.

2. Звуки и буквы как основные элементы слова,-

—   Послушайте, я скажу вам слово кошка. Повторите это
слово. Скажите, из скольких слогов состоит слово кош-ка. Из
каких звуков состоит первый слог? второй слог?

Надо это слово составить на наборном полотне. Назовите первый звук этого слова. Значит, какую первую букву надо поставить? Поставьте.

Таким образом последовательно ставятся все буквы дан­ного слова.

—   Прочитайте, какое слово получилось.

Теперь надо составить слово собака. Назовите по порядку звуки этого слова. Берите букзы и составляйте это слово. Прочитайте, что получилось.

Дети, скажите, из чего вы составляли эти слова? (Из букв.) Можно ли составить из букв другие слова?

Вызываются 2—3 ученика, которые составляют слова по своему желанию.

—   Дети, вы видите, что из букв можно составить любое-
слово. Все слова состоят из букв, запомните это.

;Э. Алфавитное расположение букв.\

—   Дети, бот у меня карточки, на которых напечатаны все
букзы. Надо сосчитать, сколько всего букв в русском языке.
(Вузвацкын ученик вслух пересчитывает буквы.)

—   Чтобы легче заходить буквы в азбуке или на таблице,
они располагаются з определённом порядке. Вот так. (Выве­
шивает таблицу с алфавитом.) Прочитайте все буквы по по­
рядку на этой таблице.

Дети, когда буквы расположены в таком порядке, они со­ставляют алфавит. Прочитайте это . слово вверху на этой. таблице. Это слово вам надо запомнить.

Составьте алфавит из букв на наборном полотне. Прочи­тайте все буквы по порядку.

Теперь составим список учеников нашего класса в алфа­витном порядке. У кого из вас фамилия начинается на букву А? Запишем эту фамилию.

В таком порядке составляется список всех учащихся, при­чём вторая буква фамилии пока не учитывается.

4. Основные категории букв.

—   Дети, буквы нашего алфавита разделяются на группы.
Посмотрите, вот эти группы.

Учитель открывает нижнюю часть таблицы, на которой написано:

'Гласные буквы: а,у, о, ы, и, е, ё, я, Ю, э. (Полугласная: и. О с т а л ьн ы е буквы, кроме ъ и ь,— согласные.

—   Прочитайте таблицу.

5. Заключительная часть урока.

—   Дети, теперь я проверю, как вы усвоили материал этого
урока.

Ответьте на вопросы:

а)    Из чего составляются слова? (Из букв.)

б)    Назовите буквы в алфавитном порядке (по таблице).

в)    На какие группы разделяются буквы? (Прочитать по
таблице.)

-— Дома напишите все гласные буквы и заучите их.

Таблица с алфавитом русского языка должна..остаться вы­вешенной в классе как справочное пособие. -Заучивания наизусть порядка, букв алфавита требовать от учащихся не следует. Достаточно-будет провести-ряд упраж­нений, требующих использования справочной таблицы: выпи­сывание, из текста слов в алфавитном, порядке, составление алфавитных списков, словариков и т. п.

Необходимо также упражнять учащихся в различении гласных и согласных букв в словах, причём гласные буквы до^лтТы'""быть~''заучены. Материалом для этих упражнений должны послужить соответствующие задания из учебника по русскому языку („Русский язык" для IV класса Е. Н. Гру-зинцева).

Вторая тема по данному разделу — „Слог как часть слова", ""Приведём конспект урока ио этой теме.

'- /. Постановка учебной задачи.

— Дети, вы знаете, что слова можно делить на слоги и • что слоги,составляются из букв. На этом уроке мы будем разбирать, какие бывают слоги и как они составляются.

2. Разбор различных слогов по их буквенному составу.

Учитель последовательно произносит слова: ухо, рука, утка, жук, вилка, дерево.

Учащиеся анализируют эти слова по их звуковому составу, записывают на классной доске с послоговой разбивкой {у-хо,

рука и т. д.).

— Рассмотрите записанные слова и скажите, сколько сло­гов в каждом из этик слов,

Дети, вы видите, что слово может состоять из одного

'■ слога. Найдите такое слово на классной доске. (Жук.) Есть

слова из двух слогов. Найдите их. (У-хо, ру-ка и др.) Бывает

и больше слогов в слове. Найдите такое слово на классной

доске. (Дерево.) Придумайте сами слово из трех слогов.

Запищите его.

Теперь подчеркните в этих словах гласные буквы, По­смотрите и скажите, сколько гласных в каждом слоге.

(Одна.)

Разберём по буквам каждый слог в этих словах. Делайте

это так: сначала читайте слог целиком, потом называйте

в нём гласную букву и, наконец, называйте согласные буквы.

•; .   Учащиеся в очередном порядке разбирают слоги в данных

словах в указанном учителем порядке.

— Проверим, что вы узнали о слогах. Отвечайте на мои

вопросы:

На какие части делятся слова? (На слоги.)

Сколько слогов может быть в слове? (Один, два, три.)

Сколько гласных бывает в каждом слоге? (Одна.)

Сколько может быть согласных в слоге? (Ни одной, одна, •

две )

Отвечая на вопросы, учащиеся приводят образцы из разо­
бранных СЛОВ. ;

3. Ознакомление учащихся с правилами переноса части слова при письме.

— Дети, вы знаете, что когда слово не помещается' в ' строке, надо переносить часть его 'на другую строку. Вы это делали с моей помощью, а теперь вам надо выучить правило переноса части слова.

Подумайте и скажите, сколько слогов в слове сирень. ,.:•

Как перенести часть этого слова — какой слог оставить и какой перенести?

Значит, переносить надо слогами. Запишем это.

Прочитайте, какое правило у нас получилось. К этому правилу надо сделать добавление: нельзя оставлять и пере­носить одну букву. Запишем, и это. Теперь прочитайте пра­вило целиком. Это правило надо запомнить.

После этого проводится разбор — как можно по частям перенести слова нога, голова, уши, плечи, шея.

4. Заключительная часть урока.

— Проверим, как вы усвоили правило переноса. Отвечайте на мои вопросы:

а)    Как надо переносить часть слова при письме? (Целые
слоги.)

б)    Какой первый слог нельзя оставлять? (Если этот слог
состоит из одной буквы: у-хо, у-тюг.)

в)    Какой последний слог нельзя переносить? (Если он со­
стоит из одной буквы ше-Яу мо-ю.)

В дополнение к этому уроку следует провести с учащи­мися ряд упражнений с заданием написать слова по слогам и разделить их на части для переноса, например: кры-ша, ком-на-та, сто-ло вая.

Далее следует тема „Ударение в слове^ Тема эта до­вольно трудная, и к планированию.. работы^ио'уней. следует относиться особенно внимательно и вдумчиво.

" I Прежде всего необходимо на.конкретных примерах       дать

у^ац111м_с.Я..цредс1авлеиие. о том,...-лт.о .одни., слог в - слове    про­
износится сильнее (громче) других слогов.;. Исходным момен­
том здесь может послужить урок, разработанный примерно
в таком виде.

/. Постановка учебной задачи.

—   Дети, вы знаете, что слова делятся на слоги и умеете'
составлять слоги из букв. На этом уроке мы будем разби­
рать, как произносятся (выговариваются) слоги в словах.

(2. Различение ударного и безударного слоги.

—   Дети, здесь на классной доске помещены две картинки.
Они пока закрыты. Я открываю первую картинку. Посмо­
трите и скажите, что здесь нарисовано. (Кружки.) Повторите
это слово. Запишите его под картинкой. Скажите, сколько
слогов в слове кружки? Разделите это слово чертой по
слогам.

В таком же порядке проводится работа и по второй кар­тинке, на которой изображены кружки. Далее идёт сопоставление.

— Скажите, сколько картинок мы разобрали. Одинаковы ли эти картинки по содержанию—одинаковые ли вещи нари­сованы на первой и второй картинке? Сравните эти два слова по буквам, есть ли здесь разница? (Разницы нет, буквы оди­наковые.)

Да, по буквам эти слова одинаковы, а по смыслу? (Оди­наковые ли предметы овч обозначают?)

Теперь послушайте, одинаково ли эти слова читаются. .Я прочитаю первое слово, а вы сообразите, какой слог в этом слове выговаривается громче, сильнее.

Учитель произносит слово целиком с акцентом на первом слоге и добивается выделения этого слога как ударного.

— Да, в этом слове первый слог произносится громче, с ударением. Повторите этот ударный слог (Кру.,.) Такая же работа проводится и со вторым словом. Далее проводится обобщение.

—■ Дети, мы с вами разобрали два слова — кружки и кружка. Оказывается, что по буквам эти слова одинаковы, но по смыслу и при чтении они различны, неодинаковы. Скажите, на какой слог падает ударение в слове кружки. Прочитайте это слово с правильным ударением. На какой слог падает ударение в слове кружки} Прочитайте правильно это слово. /3. Упражнение, в определении ударного слога в словах,

—   Дети, теперь я буду говорить слова, а вы слушайте
внимательно и находите в этих словах ударный слог.

Учитель последовательно показывает две картинки, говоря

при этом:

—   Это стрелки, а это стрелки. Укажите ударный слог в
первом и во втором слове. Запишите эти слова на классной

\ доске. Подчеркните ударные слоги. Прочитайте эти слова. Далее даются пары слов:

полы — пблы село — село стоит — стбит

•Каждая пара слов разбирается в таком порядке:

а)    выясняется значение каждого слова (в тексте);

б)    сравнение слов по буквенному составу;

в)    определение ударного слога в одном и другом слове;

г)    запись слов с выделением ударного слога;

д)    чтение записанных слов с соблюдением ударения.

Умение слышать и различать ударные слоги в словах вырабатывается у умственноотсталых школьников с большим "затруднением. Здесь необходимы длительные упражнения, построенные в "определённой системе.

На основе опыта мы предлагаем руководствоваться в -данном случае следующими соображениями.

1.    Сначала в качестве учебного материала целесообразно
/.' брать 'двуслоговые слова, в которых слоги состоят из одной

"$ двух букв, например: Аня, шея, ноги и т. п. После того как учащиеся поупражняются в одредедешш ударного слога в таких словах, следует перейти к анализу слез той ;: ■структуры, по с ударением на втором слоге: <;■..:, ж/-.\ г..; -и др.

При проведении этих упражнений можно. испольоОБать следующие виды заданий:

а) — послушай, как я скажу слово, повтори его и назови • •ударный слог;

б)    — прочитай слово вслух и назови в нём ударный слог;

в)    — прочитай слово про себя и сообрази, какой слог в нём.
■стоит под ударением.

Далее для упражнений используются слов?, разных ти­пов: одни с первым, другие со вторым ударным.слогом. .Здесь Учащимся раздаются карточки „с.номерами 1 и 2; ..учащиеся, выслушав слово, поднимают ту или иную карточку в зави­симости от того, па какой слог в данном слове падает уда­рение.

Следующий этап — аналогичная работа с двусложными словами типа солки, сапог, спина, крыша.

"4. И, наконец, уберутся слова трёхсложные с ударением на различных слогах: дерево, корова, голова и т. и,

Проведя с учащимися достаточное количество упражнений в определении ударного слога в словах,, следует.„соо.бщнть, что ударение отмечается.особым .значком () и что этот зна­чок ставится над гласной буквой в. ударном .слоге. Отсюда выводятся термины: „ударная гласная" (если, на неё падает •ударение) и „безударная гласная" (если на неё не падает

ударение).

" В заключение путём разбора конкретных ноимерев .уча­щиеся знакомятся с тем, что при изменении формы слова '•.■^дарение переходит с одной гласной на другую (коза—ко­зы, голова — головы и т. д.).

Вслед за перечисленными темами, составляющими эле-

• ментарный курс фонетики, ставятся орфографические темы—

. правописание безударных гласных и правописание глухих и

-звонких согласных. Основные указания по поводу системы

,', упражнений по этим темам изложены в предыдущей главе,

где речь шла о выработке у учащихся орфографических

навыков.

Пополнив .и приведя.всистему сведения по   фонетике, полученные учащимися за предшествующий период обучения, следует сделать это и по разделу морфологии, т. е. в отно-шснии основных категорий слов (слова, обозначающие пред-_ меты, действия,..качества).

Цикл упражнений но этому разделу можно начать сле­дующим уроком.

(1. Постановка учебной задача.

—   Дети, в предыдущих классах вы изучали слова, обо­
значающие название предметов, действий и качеств. На этом
уроке я проверю, как вы умеете различать эти слова по
вопросам.  " \,-     

2. Распределение данных слов на три категории.

Дети, здесь вывешено наборное полотно. Посмотрите и скажите, на сколько колонок разделено это полотно? (На трп колонки.) Я ставлю заглавия в этих колонках, прочитайте их. (Предметы, действия, качества.) Скажите, какие вопросы надо поставить под каждым из этих заглавий? Поставьте эти вопросы (учащимся предлагаются карточки с вопросами).

А вот на этих карточках напечатаны слова. Эти слова нужно расставить на наборном полотне по колонкам; сообра­зите, на какие вопросы они отвечают.

Учитель вызывает одного ученика и предлагает ему:

—   Скажи, какие слова нужно поставить в первой колонке.
На какие вопросы эти слова отвечают? (В случае затруднений
следует обратить внимание на заглавие первой колонки.)

Значит, тебе нужно отобрать слова, обозначающие пред­меты. Отбирай эти слова и проверяй их по вопросам, а затем ставь в первой колонке.

Ученик берёт по одной карточке, читает напечатанное на ней слово, ставит к нему вопрос, а остальные учащиеся подтверждают правильность выбора слова или отмечают ошибку. После этого карточка помещается на наборном полотне. По окончании работы учитель предлагает:

—   Прочитай всё, что помещено в первой колонке (загла­
вие, вопросы, слова).

Размещение слов во второй и третьей колонках прово­дится в таком же порядке.

В заключение проводится обзор всей получившейся таб­лицы.

—   Дети, посмотрите, какая таблица у нас получилась."
Скажите, на сколько колонок мы распределили слова. Какие
слова вошли в>первую колонку? На какие вопросы отвечают
эти слова? Прочитайте всё в первой колонке.

Такая же работа проводится и с остальпыми двумя кате­гориями слов.

3, Выделение слов различных категорий из текста.

—   Дети, я вывешиваю таблицу, на которой напечатан,
короткий рассказ. Прочитайте его.

Сначала учащиеся читают текст рассказа про себя, а затем один из учеников читает его вслух.

—   Из этого рассказа выберите слова, обозначающие
предметы, затем качества к ним и действия. Когда будете

•выбирать слова, проверяйте их по вопросам.

Учитель вызывает одного ученика и предлагает ему:

—   Читай этот рассказ про себя, выбирай название пред­
метов и говори их вслух с вопросами.

Остальные учащиеся следят за работой вызванного уче­ника и, если это нужно, вносят поправки. " .,, Таким же образом другие ученики, вызываемые по оче­реди, выбирают слова, относящиеся к другим категориям.

: 4. Выписывание слов различных категорий.

—   Дети, мы разобрали этот рассказ устно. Теперь вы
выпишите из него слова отдельными группами: сначала напи­
шите название предметов, затем — названия действий и на-

- звания качеств. Пишите внимательно1

После такого вводного урока следует провести ряд упраж­нений с.. каждой..из..осдовных^<атегорин слов в отдельности. Здесь, во-первых, могут быть предложены различные задания, способствующие дальнейшему обогащению с уточнением словаря учащихся. Так, например, организуя работу со словами, обозначающими предметы, можно использовать \' следующие-, за да кия:

а)    перечислить возможно большее количество предметов,
которые можно найти в классе,  в мастерской, на улице,

" в лесу и т. д.;

б)    классифицировать данные предметы по различным при­
знакам (местонахождение, материал, из которого они сделаны,
назначение и пр.);

) ■" в) ряду предметов дать общее (родовое) название и, на-: оборот, подобрать ряд названий предметов, подходящих под. данное родовое понятие;...

г! назвать основные.части данных предметов (автомобиль— ; мотор, кузов, колёса и т. п.);

д) образовать уменьшительное-или ласкательное название предмета (стол —столик,.соловей—соловушка).   ,

Со. словами, обозначающими качества Предметов, воз­можны также упражнения:

а) подобрать возможно большее количество слов, обозна­чающих различные качества данного предмета;

"б) определение предмета по данному ряду качеств;

в)    противопоставление качества различных предметов
(например, слон большой, а мышка ...);

г)    постепенное нарастание или убывание степени качества
(холодный, тёплый, горячий; огромный, большой, маленький).

Упражнения со словами, обозначающими действие, орга­
низуются по системе, предложенной дли предыдущей кате­
гории слов. *

Во-вторых, здесь же учащиеся будут упражняться в изме­нении формы слов различных категорий при введении их в текст по вопросам.

Материал для всех этих упражнений имеется в учебнике русского языка, а дополнительный может быть подобран учителем.

В целях углубления представления учащихся о различных категориях слов родного языка и подготовки к изучению морфологнческого состава слов, которое будет -._ проводиться в следующем классе; необходимо дать учащимся -■': первоначальное понятие о родственных словах, обратив вни­мание на их близость по конкретному значению (лес— лес-' ник— лесной; стол — столовая, настольный).

Этой теме в учебнике русского языка посвящен особый раздел упражнений. Но прежде чем приступить к этим упражнениям, необходимо подвести учащихся к пониманию смыслового значения термина „родственные слова".

Вот примерный урок, рассчитанный на разрешение этой задачи.

/. Постановка учебной задачи.

—   Дети, вы умеете подбирать слова по вопросам, а на
этом уроке вы будете подбирать слова, близкие по смыслу.

2. Установление смыслового сходства данных слов.

На классной доске вывешивается картинка, а под ней соот­ветствующий её содержанию текст.

„Вот лес. Между деревьями вьётся лесная дорожка. По ней идбт лесник.*

Выделенные слова напечатаны красной краской. Учитель обращается к классу.

—   Дети, рассмотрите эту картинку. Прочитайте, что под

ней напечатано. Прочитайте ещё раз первую строчку. Како/ слово здесь напечатано красной краской^ (Лес.)

Прочитайте вторую строчку. Про что говорится здесь? (Про дорожку.) Покажите эту дорожку па картинке. Какая это дорожка? (Лесная.) Почему она так называется? (Ока в лесу.) Покажите слово, которое напечатано красной краской. Прочитайте это слово.

Прочитайте третью строчку. Про кого здесь говорится? (Про лесника.) Покажите его на картинке. Почему он так называется—лесник? (Он сторожит лес.) Прочитайте, как здесь назван "этот лесной сторож. (Лесник.)

Прочитайте все слова, которые напечатаны красной крас­кой. (Лес, лесная, лесник.)

—   Дети, все эти слова — лес, лесная, лесник,— близкие по
смыслу, все они похолгл на слово лес. Можно сказать, что
это родственные слова. Запишем это название.

Учитель пишет на классной доске: Родственные сло^а. Затем он вызывает ученика и предлагает ему выписать ил текста иод картинкой выделенные слова, располагая их в одну колонку под записью, сделанной учителем. Затем всё это прочитывается.

3. Распределение данных слов на две группы по признаку их родства.

—   Дети, вот здесь карточки, на которых напечатаны слова
{стол, цветок, столовая, цветёт, цветник, столяр, столик,
цветочница). Читайте эти слова хором.

Учитель показывает карточки в указанном выше порядк-е, -а учащиеся читают напечатанные на них словз.

—   Из этих карточек надо составить два столб;1:; ■ г,::- -.-
ных слов. Я поставлю на наборном полотне дз-; ■/зртпнлн,
они помогут вам выполнить моё задание.

Учитель ставит две картинки.

Цветок (Рисунок)

Стол (Рисунок)

— Что нарисовано на первой картинке? (Стол.) Найдите это слово на карточке. Поставьте его под первой картинкой..

Что нарисовано на второй картинке? (Цветок.) Найдиге это слово на карточке. Поставьте его под второй картинкой.

Теперь, дети, надо поставить остальные слова под этими картинками так, чтобы в каждом столбике были родственные слова.

-Вызывается один ученик. Он по предложению учителя бе­рёт по одной карточке, читает напечатанное слово, а класс решает, в какую колонку надо поставить это слово.

пнпммим

В заключение проводится беседа. —■ Дети, сколько столбиков родственных слов мы с вами- ■ поставили?[/Два столбика.) Под какой картинкой стоит пер-, вый столбик слов? Прочитайте эти слова. Под какой картин­кой стоит второй столбик слов? Прочитайте эти слова.

4. Письменные упражнения.

Учитель даёт текст под картинкой: Это возчик. Он везёт, сено. Посмотрите, какой большой воз!

Предлагается рассмотреть картинку и прочитать помещён­ный под ним текст, а затем выписать родственные слова.

На последующих уроках проводятся упражнения на мате­риале, данном в соответствующем разделе учебника.

- Последним в системе, практических грамматических .упраж­нении "является раздел, посвященный синтаксису простого; предложения.

* Здесь следует начать е обобщения сведений и умений, по­лученных учащимися, по. этой теме на предшествующих годах' . обучения, на основе чего может быть сформулировано опре­деление предложения. ,

Занятия по данному разделу в IV классе-вспомогательной школы возможно предварить постановкой следующего урока.

''      У. Постановка учебной задачи.

—* Дети, вы знаете, что из букв можно составить разные слова, а из слов—разные предложения. На этом уроке мы с вами разберём, как надо составлять предложения.

'2. Составление предложений и разбор их^'

На классной доске вывешивается картинка с вопросами, по­мещёнными под ней.

I      I-—■  

Читающий мальчик (Рисунок)

       .1

Кто? Что делает? — Рассмотрите эту картинку. Прочитайте вопросы иод. картинкой. По этой картинке и по вопросам надо составить предложение. Подумайте хорошенько, и когда вы обдумаете предложение, скажите его словами вслух. (Мальчик читает.)-Учащиеся обдумывают задание, затем поднимают руки, а учитель спрашивает трёх-четырёх учеников.

— Теперь запишем это предложение под картинкой. Далее вывешивается другая картинка:

Мама моет ребенка. (Рисунок)

Кто? Что делает? Кого0

—   Рассмотрите эту картинку. Прочитайте вопросы, обду­
майте предложение к этой картинке. (Мама мост ребёнка.)
Запишите это предложение под второй картинкой.

После этого следует обобщение.

Дети, сколько предложений вы составили к этим кар­тинкам? Прочитайте их. О ком вы выразили мысль в первом предложении? (О мальчике.) О ком вы выразили мысли во втором предложении? (О маме и ребёнке.)

Теперь я подумаю и запишу свои мысли.

Учитель пишет на классной доске: Сияет солнч:ико птич­ки весело щебечут.

Прочитайте про себя, что я написал на классной доек;:. Сообразите, сколько мыслей я здесь выразил? (Лае.) Значит, •сколько здесь предложений записано? (Два.) Как надо разде­лить их? (Поставить после первого предложении точку, •• второе начать с большой буквы.) Сделаем это. (Учитель раз­деляет предложения точкой и в слове Птичка пишет про­писную букву.)

Прочитайте первое предложение. О ком здесь говорит­ся? Прочитайте второе предложение. О ком говорите-:! в этом предложении?

Дети, вы видите, что в каждом предложении вырл,к и • своя мысль. Запомните это.

Теперь я запишу ещё одну свою мысль. Учитель пишет Почтальон носит....

—   Прочитайте, что у меня получилось. Понятна ли здесь
до конца моя мысль? (Нет ) Да, здесь мысль не закончена.
Добавляю ещё одно слово, чтобы закончить мысль. Прочи­
тайте это предложение в законченном виде.

Помните, дети, что в каждом предложении должна быт;. выражена законченная мысль, иначе не получится предложе­ния. Чтобы вы не забыли это, запишем на классной доске: слова, в которых выражена законченная мысль, называют­ся предложением. Прочитайте, что я написал. Перепишите это в свои тетради.

3. Разбор предложений по их словарному составу.

—Теперь, дети, рассмотрите составленные нам предло­жения и посчитайте, сколько слов в каждом из них.

Учащиеся выполняют задание и говорят, что в двух пред­ложениях по два слова, а в двух других по три слова.

—   А сколько слов в таком предложении: Папа подарил
Мише коньки.

Учащиеся подсчитывают слова и говорят:

В этом предложении четыре слова.

Вот видите, дети, по числу слов предложения бывают разные — в два, три, четыре слова. Бывает и ещё больше слов в предложении. Вам это надо знать.

Ещё вы знаете, что предложение надо составлять складно. Разберём, как это делать. Возьмём первое из этих предло­жении: Мальчик читает. Какое первое слово? (Мальчик.) Вто­рое слово? (Читает.) А если переставить эти слова (учи­тель пишет на классной доске: читает мальчик), тоже будет складно? (Нет.) Почему? (Слова стоят не по порядку.)

Да, мы уже говорили раньше, что слова в предложении? должны стоять в определённом порядке. Это вам следует твёрдо помнить.

(4. Письменные упражнения.'-,

На классной доске вывешивается таблица с текстом сти­хотворения:

Травка зеленеет солнышко блестит ласточка с весною в сени к нам летит

—   Дети, прочитайте, что напечатано на этой таблице. (Чи­
тают 1—2 ученика.) Вы видите, что это стихотворение не

• разделено на предложения. Прочитайте его про себя и посчи­тайте, сколько в нём предложений. (Три предложения.) Про­читайте вслух первое предложение... второе... третье.

Спишите это стихотворение, ставя в конце каждого пред­ложения точку, а после точки начинайте писать с большой буквы. Повторите, как вы должны работать. Пишите.

На последующих ..уроках учащиеся выполняют, несколько'

заданий по построению предложений и различению их в тексте*

после чего они упражняются в распространении данных им

учителем коротких предложений. Начать эти упражнения

. можно с такого урока.

,      /. Постановка учебной задачи.

— Дети, мы с вами изучали предложение. Скажите, что называется предложением? Как надо составлять предложение* чтобы оно было складным? Как надо записывать предложе­ние? (С какой буквы начинать писать предложение? Какой знак ставить на конце?)

Вы знаете, что предложения могут быть короткими и рас­пространёнными. На этом уроке вы будете распространять короткие предложения, добавляя слова по вопросам.

2. Упражнение в распространении предложений.

К классной доске вызывается ученик, обращаясь к нему,, учитель говорит:

— Возьми на моём столе один из пакетиков. Вынь из это­го пакетика карточку с красной каёмочкой. Прочитай, что написано на этой карточке (допустим, Ребята идут... (ку­да? зачем^) Сколько слов в этом предложении? Сколько вопросов поставлено к этому предложению?

Дети, по каждому из этих вопросов надо добавить по од­ному слову. Достаньте из пакетика остальные карточки. Прочитайте написанные на них слова.-(Лес, грибы.) Сообрази­те, какое предложение получится, если вы добавите эти слова по вопросам куда? зачем? (Ребята идут в лес за гриба­ми.)

Запишите это распространённое предложение на классной доске.

Прочитайте, какое короткое предложение написано на кар­точке с каёмочкой. Прочитайте, какое распространённое предложение получилось у вас на классной доске.

В таком лее порядке проводится работа и по распростра­нению ещё трёх-четырёх предложений, данных на карточ­ках.

,3. Письменные упражнения.

На классной доске даётся текст:

ВЕСНОЙ.

(После чего?)... наступает весна. Солнце греет (как?).... Снег (к а к?)... тает. Бегут (какие?)... ручьи. Почки (на чём?)... набухают. Птицы возвращаются (о т к у д а?).... Они вьют (чтог)....

Текст задания разбирается устно* а затем учащиеся спи­сывают его, вводя соответствующие слова вместо вопроса (после зимы, сильно, быстро, быстрые, на деревьях, с юга, гнёзда).

]г!а_ дальнейших уроках проводится ряд повторительных упражнений в восстановлении нарушенного порядка слов в-предложениях,- в распространении ■предложений.и в установ­лении связей между словами в предложениях по вопросам.

Материал для этих упражнений имеется в учебнике рус­ского языка, а' дополнительно может быть подобран самим учителем.

После проведения повторительных упражнении, -указанных
выше, учащихся следует познакомить с гладными члена-
м^п1цп^1^1^2^^  одлежащи м^тг с к а з^е\Гы м.

Знакомя учащйхс^^стТод^ж^щи^^ стве данного_ члена предложения брать сначала названия одушевлённых предметов, а затем уже и предметов неоду* теплённых. Таким образом, первый урок по этому разделу возможно построить 11 таком виде.

• /. Постановка учебной задачи.

—   ,Чети, вы научились разбирать, что обозначают разные
слот — название предметов, название действий, название
качеств. Теперь мы с вами будем разбирать, что показывают
отдельные слова в предложении.

2. Ознакомление учащихся с подлежащим как словом, обозначающим предмет высказывания.

—■ Лети, придумайте предложение про рабочего.

Е-*"»-: у~"-—.'•■".?С5 составят нераенространённое предложение, дозчгп::.:. ?с.5;ч~■'- ргЗочгает, то нужно предложить им рас-прос7р;.шгъ вто предложение, ответить на вопрос где он работает? После этого предлагается задание записать состав­ленное предложение на классной доске.

Далее' занятия ведутся в таком плане:

—   Прочитайте записанное предложение. Скажите, про кого
говорится в этом предложении. Найдите это слово в пред­
ложении и подчеркните его. Сообразите, на какой вопрос
отвечает слово рабочий. Надпишите этот вопрос над словом
рабочий.

Дети, мы с вами установили, что слово рабочий показы* вает, о ком говорится в этом" предложении. Ш грамматике такое слово называется подлежащим. Чтобы "вы запомнили, я запишу это на классной доске (пишет: Подлежащее пока­зывает,"о ком говорится в предложении). Прочитайте.

Скажите, на какой вопрос отвечает подлежащее? (Про­читайте вопрос над подчеркнутым словом в предложении.) Запишем и это (пишет на классной доске: Подлежащее от­вечает на вопрос к т о?)

Прочитайте вей, что у нас получилось. Спишите в свои тетради.

Далее учащиеся по заданию учителя составляют предло­жения о белочке, о птичке, о муравьях, выделяют в каждом из этих предложений подлежащее и ставят к нему вопрос.

3. Наблюдение, на каком месте в предложении может стоять подлежащее.

—   Разберём пример. Я напишу на классной доске одно
предложение: Волк из лесу в деревню забежал. Прочитайте
это предложение. Найдите в этом предложении подлежащее.
(Волк.) Почему вы считаете, что это слово — подлежащее?'
(Это слово показывает, о ком говорится в этом предло­
жении, и отвечает на вопрос кто?) Подчеркните подлежащее
в этом предложении.

В таком же порядке разбираются следующие предложе­ния:

Рано весной колхозники пашут поле. На ветвях деревьев щебечут птички.

Дети, сколько предложений мы с вами разобрали? (Три-предложения.) Прочитайте первое предложение. Назовите в нём подлежащее. На каком месте в этом предложении стоит подлежащее? (На первом месте, вначале.) Прочитайте второе предложение. Назовите подлежащее. На каком месте в этом предложении стоит подлежащее? (В середине пред­ложения.) Прочитайте третье предложение. Назовите подле­жащее. На каком месте стоит подлежащее в этом предло­жении? (На конце.)

Вы видите, дети, что подлежащее может стоять и в начале, и в середине, и в конце предложения. Это надо запомнить.

4. Составление предложений, с данными подлежащими,

—   Дети, составьте предложение с подлежащим лётчик.
Скажите это предложение отчётливо вслух. Какое же слово
в этом предложении есть подлежащее? Как вы объясните,
что это — подлежащее? Запишите это предложение. Под­
черкните подлежащее в этом предложении. Скажите, на ка­
ком месте в этом предложении стоит подлежащее.

Далее учащиеся составляют предложения с подлежащими-врач, ласточка, лисица, разбирают их (выделяют подлежа­щее) и записывают в тетрадях.

_По проведении этого урока учащиеся в целях закрепле­ния "у~них представления об изучаемом главном члене пред­ложения упражняются в определении подлежащего в данных предложениях путём смыслового разбора и постановки во­проса кто?

.Следующий этап в работе по этой теме — это ознакомле­ние учащихся с подлежащим, показывающим о .чР

зэится в предложении и отвечающим на вопрос что? Занятия в данном случае "организуются по схеме урока,-приведённого, выше. В результате формулируется вывод: Подлежащее_ показывает,^ чём говорится в предложении" и" отвечает'на вопрос что.

Для закрепления этого вывода следует провести ещё.. один-два урока, посвящаемых грамматическому разбору пред­лагаемых ученикам предложений. 3_атем_11а„сдециадьно отве-' денном уроке два частных определения подлежащего, сфор­мулированных' в процессе, предыдущих занятий, обобщаются. Этот урок может быгь разработан в таком виде.

/. Постановка учебной задачи,

—■ Дети, на предыдущих уроках вы познакомились с под­лежащим и учились находить подлежащее в разных предло­жениях. На этом уроке нам нужно записать, •* какое слово в предложении называется подлежащим.

2. Составление обобщённого определения подлежащего.

— Разберём пример. Я напишу на классной доске пред­ложение. (Учитель пишет: Белка прыгает по веткам.) Про­читайте это предложение. Найдите в этом предложении под­лежащее. (Белка.) Почему вы считаете, что слово белка — подлежащее? (Здесь говорится о белке.) Значит, получается так: Слово, которое обозначает о ком, говорит­ся в предложении, называется подлежащим. За­пишем это на классной доске. (Записывает.) Прочитайте.

Возьмзм другой пример: Автомобиль мчится по улице. Прочитайте это предложение. Найдите подлежащее. (Авто­мобиль.) Почему слово автомобиль вы назвали подлежащим? (Здесь говорится про автомобиль.) Значит, но этому примеру •о подлежащем можно записать так: Слово, которое обозначает, о чЬ( говорится в предложении, называется подлежащим. Запишем и это. (Пишет это -определение подлежащего под первой записью.) Прочитайте.

Дети, мы сделали две записи о подлежащем. Прочитайте их. Надо эти две записи соединить вместе. Подумайте, как это сделать.

Если учащиеся не смогут сделать это сами, учитель объяс­няет, что для этого надо вычеркнуть во второй записи слова, которые есть в первой записи, а оставшиеся слова соединить, сделав вставку:' слово, которое обозначает, о ком .или о чём говорится в предложении, называется подле­жащим.

— Запишите это в своих тетрадях.

—■ Дети, прочитайте ещё раз первое предложение па класс­ной доске. Назовите в нём подлежащее. (Белка.) На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?) Прочитайте второе пред­ложение. Назовите в нем подлежащее. (Автомобиль.) На ка­кой вопрос отвечает это слово? (Что?) Значит, подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Я запишу это на класс­ной доске, а вы запишите в своих тетрадях. Прочитайте всё, что вы записали о подлежащем. Это надо запомнить.

3. Письменные упражнения.

На классной доске даётся ряд вопр


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.