ЭВОЛЮЦИЯ ПО ДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ЭВОЛЮЦИЯ ПО ДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

2023-01-16 30
ЭВОЛЮЦИЯ ПО ДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет«Информационно-экономические системы»

Кафедра «Экономика, менеджмент и логистика в строительстве»

 

 

К.э.н., доц. Ж.А. Василенко

 

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине

«Теория управления стоимостью предприятия»

для обучающихся по направлению подготовки

38.03.01 «Экономика»

профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций»

 квалификация выпускника «Бакалавр»

 

 

Ростов-на-Дону

2019

ЭВОЛЮЦИЯ ПО ДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Предприятие как агент современной экономики

Базовые концепции стоимостно-ориентированного управления предприятием

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

Модели выявления факторов стоимости бизнеса

Матрица рыночных позиций структурных хозяйственных единиц (СХЕ).Построение схемы факторов стоимости СХЕ.Обобщенная модель рынка и рыночные барьеры приращения стоимости.Анализ деятельности корпорации по целевым установкам увеличения приращения стоимости бизнеса.Иерархия навыков персонала и ее влияние на цепочку создания стоимости.Упрощенные цепочки создания стоимости. Основные категории ключевых элементов стоимостной цепочки

В качестве рыночной стоимости берется математическое ожидание цены, т.е. рычаги создания стоимости:

1. Стоимость как критерий управления. Цикл управления стоимостью бизнеса;

2. Матрица рыночных позиций структурных хозяйственных единиц (СХЕ). Построение схемы факторов стоимости СХЕ;

3. Обобщенная модель рынка и рыночные барьеры приращения стоимости;

4. Анализ деятельности организации по целевым установкам увеличения приращения стоимости бизнеса;

5. Иерархия навыков персонала и ее влияние на цепочку создания стоимости;

6. Упрощенные цепочки создания стоимости. Основные категории ключевых элементов стоимостной цепочки.

Неэффективность нынешней российской экономики нельзя счи­тать следствием исключительно 70-летнего периода жизни страны по принципам, отличным от рыночных. С этим связана лишь часть проблем, которые по мере удаления от момента на­чала рыночных преобразований в России все больше отходят на второй план и теряют актуальность.

Постепенное смещение целей бизнеса в направлении всестороннего удовлетворения интересов потребителей ,сопровождающееся все большим распространением частной собственности в среде экономических субъектов, не гарантирует победы бизнеса в конкурентной борьбе. Большой пластпроблем лежит всфере управленияроссийским бизнесом.

Преодоление негативных тенденций экономического разви­тия последних лет должно происходить параллельно с повсе­местным внедрением современных управленческих технологий и процедур. Этого же настоятельно требует все возрастающая конкуренция российского и иностранного бизнеса во всех секторах рынка.

Применение новых, перспективных методов принятия управленческих решений хотя и не гарантирует беззаботного существования бизнеса в рыночной среде, но все-таки дает ему шанс сохранить и упрочить свои позиции и одновременно обеспечивает стабильность его функционирования в будущем.

Мировая практика управления бизнесом и финансами все в большей мере ориентируется на такую экономическую категорию, как стоимость экономического субъекта (бизнеса). Несмотря на многозначность данного термина, в большинстве случаев он означает рыночную стоимость собственного капитала.

Сегодня отчетливо прослеживаются тенденции, направленные насближение западных стандартов бухгалтерской финансовой отчетностисо стандартами оценки, базирующееся на более активном включении понятиярыночной стоимостив управлении

Еще одинаспект,непосредственно влияющий на эффективность управления, - выделение бизнес-единиц из системы бизнеса.Их стоимость интерпретируетсякак один из наиболее значимых факторов повышения стоимости бизнеса.

Внедрение концепции управления стоимостью посредством воздействия на формирующие ее факторы, несомненно, может обеспечить современный бизнес перспективным и эффективным инструментом оценки его текущего и будущего состояний. Хочется верить, что это будет способствовать его скорейшей модернизации, устранению сложившихся диспропорций в хозяйственной деятельности, созданию объективных предпосылок роста эффективности и повышения стабильности функциониро­вания российской экономики в целом.

Модель управления стоимостью бизнеса базируется на системном подходе. В качестве критерия оценкисостояния системы бизнесаиспользуется стоимость, что определяет преимущество перед другимичасто используемымикритериями:

• разработать модели приращения стоимости бизнеса на этапах внутренних и внешних улучшений, финансового конструи­рования цикла управления стоимостью;

• подкрепить теоретическими выкладками предложенныйподход к выявлению факторов управления стоимостью бизнеса;

• по результатам анализа чувствительности стоимости к ее фак­торам, их управляемости и изменчивости сформулировать подходы к управлению стоимостью путем воздействия на факторы;

• создать практические алгоритмы нахождения коэффициентов чувствительности стоимости к факторам;

выразить стоимость бизнеса через стоимость составляющих его бизнес-единиц;

конкретизировать подход к повышению стоимости на основе анализаее чувствительности применительно к базовым бизнес-единицам, входящим в состав бизнеса промышленного предприятия, банка и коммерческой фирмы;

• дать конкретные рекомендациипо определению возникающегопри реорганизации одного или нескольких бизнесов синергетического эффекта;

• описать правила оценки стоимости бизнесов, перекрестно участвующих в капитале друг друга;

• разработать порядок оценки величины разрыва между рыночной и внутренней (фундаментальной) стоимостью бизнеса, сформулировать правила его устранения;

обосновать критерии принятия решения о переходе от текущих процедур управления к реструктуризации и банкротству бизнеса;

построить денежные потоки, рассчитать стоимость и коэф­фициенты ее чувствительности к факторам для промышленного предприятия (отделов закупок, продаж, финансирования и производственного отдела), банка (депозитного, кредитного, расчетного и хозяйственного подразделений) и коммерческой фирмы (отделов закупок, продаж и финансового отдела);

• предложить методыоценки нестандартных активов бизнеса, таких, как незавершенное строительство, аренда, лизинг, кре­диты, финансовые и производственные циклы;

• проанализироватьотдельные аспекты управления рисками бизнесана основе результатов расчета надбавок за риск к ставке дисконта для кумулятивной модели.

1- проведено выделение системы бизнесаиз экономической среды с описанием необходимого набора связей между ними. Особое внимание уделено такому понятию теории систем, как критерий. Сформулирован тезис обадекватности современной структуры бухгалтерской и финансовой отчетности целям развития системы бизнеса и среды с позиции рынка.

По мере развития теории и накопления практического опыта появится новый критерий управления стоимостью, и не исключено, что им может стать критерий, базирующийся на разных методах.

Поскольку российское государство вряд ли будет существовать вне рамок мировой экономической и политической системы, у него остается единственно возможный путь развития – сделать цели своего существования более согласованными с целями всего мирового сообщества, сместить экономические приоритеты в направлении повышения благосостояния граждан.

Поскольку его рост невозможен без всеобъемлющего развития в стране разнообразных видов бизнеса, то задача нахождения путей его наиболее эффективного ведения должна стать первостепенной заботой государства.

Способствовать подъему бизнеса будет использование наиболее предпочтительного крите­рия его оценки — стоимости бизнеса для собственников.

Управление бизнесом по критерию стоимости для собствен­ников базируется на использовании основного балансового уравнения:

V, =Et + Bt,

где V,- стоимость инвестированного капитала (случайная величина) в период t;

Et - стоимость бизнеса (случайная величина) в период;

В,- стоимость долга (случайная величина) в период t.

Требования к бизнесусо стороны прочих его участниковпереводятся в разряд ограничений, налагаемых на отдельные параметры его хозяйственной деятельности.

Поскольку на практике нельзя узнать заранее точные значения стоимостей инвестированного капитала, долга и бизнеса, изменяющиеся под влиянием факторов среды, окружающей бизнес, топравомерно говорить об этих стоимостях как о случайных величинах.Несмотря на их случайный характер, балансовое уравнение носит фундаментальный характер и не нарушается ни при каких обстоятельствах.

Принцип замещения гласит: когда у рационального покупателя есть выбор, то он не станет платить за собственность больше минимальной цены, взимаемой за другую собственность такой же полезности. Из данного принципа, закладывающего основу сравнительного подходаоценки бизнеса, следует, что стоимость объекта имеет некую привязку к стоимостям других сходных объектов собственности и тяготеет к среднерыночному уровню.

Согласнопринципу ожиданияполезность собственности (бизнеса) зависит от стоимости прогнозируемой будущей выгоды от нее и является основой применения доходного подхода.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования собственности связан с существованием разумного варианта ее применения, который обеспечивает ей наивысшую те­кущую стоимость на дату оценки. Этот принцип лежит в основе метода управления стоимостью, направленного на ее максимизацию и базирующегося на анализе различных факторов, влияющих на нее.

Все перечисленные принципы, составляющие общую методологическую базу управления стоимостью бизнеса путем воздействия на факторы, раскрываются и конкретизируются в стан­дартах оценочной деятельности, создающих понятийную основу оценки, и служат в дальнейшем главным организующим нача­лом работ по оценке. Стандарты, будучи документами довольно общего содержания, не включают описания конкретных мето­дов и процедур определения стоимости. Эти описания нашли отражение в многочисленных публикациях теоретического и практического характера. Наибольший опыт в оценке стоимости и управлении ею накоплен западными специалистами-оценщиками. Современные исследования практики применения конкретных методов оценки в России и за рубежом выявили их отличительные особенности1.

В соответствии с существующими стандартами при оценке стоимости любого объекта собственности молено использоватьтри подхода: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный.Под каждым из них согласно ст. 5 постановления Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 "Об утверждении стандартов оценки"понимают совокупность методов оценки стоимо­сти объекта оценки, основанных на:

определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения данного объекта, с учетом его износа (затратный подход);

сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в от­ношении которых имеется информация о ценах сделок с ними (сравнительный подход);

определении ожидаемых доходов от объекта оценки (доходный подход ).

Что касается оценки бизнеса, то, уместнее говорить о применении имущественного, а не затратного подхода.Это связано с тем, что в формировании стоимости бизнеса участвуют имущество и обязательства, стоимость которых мо­жет определяться с использованием не только затратного, но и доходного и сравнительного подходов. Кроме того, затратный подход лишь один из подходов к оценке самих активов и обяза­тельств.

В рамках каждого подхода существует определенный набор методов расчета стоимости объекта оценки (ст. 6 постановления Правительства РФ № 519

Приведем выдержку из определения рыночной стоимости, содержащегося в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и раскрывающего суть этого понятия: "...подрыночной стоимостью объекта оценки понимают наиболее вероятную цену,по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства"'. Упо­минание в определении наиболее вероятной цены допускает два варианта нахождения рыночной стоимости:

1) из всего набора реализуемых цен выбирается наиболее вероятное значение, которое и принимается за рыночную стоимость;

в качестве рыночной стоимости берется математическое ожидание цены.

Само упоминание наиболее вероятной цены в определении рыночной стоимости дает прямое указание на случайный харак­тер стоимости и допускает прямой выбор из всего множества цен, существующих на рынке, в качестве рыночной лишь той единственной, которая встречается чаще других (наиболее вероятна). В результате из поля зрения выпадают другие цены из числа представленных на рынке.

Напротив, выходя на рынок, покупатель или продавец долж­ны определить, по какой цене может быть совершена сделка купли-продажи, причем не обязательно, что это будет наиболее распространенная цена. Тем самым в полной мере учитывается случайный характер цены. Поскольку на рынке одновременно наблюдается целый ряд цен, речь должна идти о применении понятия математического ожидания из теории вероятности.

Таким образом, рыночную стоимость следует определять как математическое ожидание цены.

Содержание понятий фундаментальной и внутренней стоимостей бизнеса:

Фундаментальная стоимостьлюбого объекта, в том числе бизнеса, – этоего фундаментальная характеристика, определяемая посредством оценки рыночной, инвестиционной или иной стоимости объекта методами доходного, сравнительного или затратного подхода.

Внутренняя стоимостьбизнеса – этостоимость, которой он обладал бы на рынке в случае полного информирования последнего обо всех аспектах и перспективах его деятельности при отсутствии каких-либо барьеров для совершения операций с собственным капиталом бизнеса. Иными словами, внутренняя стоимость отражает оценку фундаментальной стоимости очень хорошо информированным инвестором, возможно менеджментом бизнеса.Подобное определение внутренней стоимости не исключает некоторого отличия ее значения от истинной величины фундаментальной стоимости, что является следствием недоучета каких-либо значимых факторов всеми субъектами рынка.

Хотя отдельные аспекты и условия, присущие внутренней и фундаментальной стоимостям, не полностью отражены в приведенных определениях, основные свойства данных экономических категорий охарактеризованы в той мере, в какой это необходимо для изучения вопросов управления стоимостью бизнеса.

Фактор этомомент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Широта данной трактовки понятия фактора позволяет не ограничиваться одной или несколькими его характеристиками, а открывает доступ ко всему существующему спектру факторов.

Приведенное определение хорошо сочетается с понятиемпараметрасистемы, которое является более узкимпо отношению к фактору. Необходимыми условиями отнесения характеристик системы к числу параметров считаются их наблюдаемость и измеримость. Из всего множества факторов выбираются лишь те, которые имеют конкретное численное выражение.

В случае определения стоимости предприятия (бизнеса) российскоезаконодательство допускает проведение оценки следующих объектов:

предприятия как бизнеса (предпринимательская деятельность),которым занимается хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо), которому принадлежит предприятие как имущественный комплекс; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынках капитала;

активов,находящихся в собственности хозяйствующего субъекта и составляющих предприятие как имущественный комплекс либо являющихся его частью; стоимость активов зависит от условий хозяйственного использования предприятия в целом;

доли в бизнесе(в рыночной стоимости капитала участников общества или товарищества) или в рыночной стоимости предприятия как имущественного комплекса.

Будем различать оценку бизнеса отдельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, и оценку предприятия как имущественного комплекса. "'Оценка бизнеса охватывает все предприятия, принадлежащие субъекту предпринимательской деятельности (их может быть несколько) со всей совокупностью лежащих на нем прав и обязательств, с учетом имеющихся разрешений и лицензий .

Стоимостью бизнеса– стоимость прав, сопутствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, понятию стоимости бизнеса во многом эквивалентны понятия стоимости собственного капитала, стоимости для акционеров и стоимости для собственников.

Термин"стоимость предприятия"будет соответствовать второй трактовке и по "наполнению" правами во многом совпадать с терминами "стоимость инвестированного капитала" и "стоимость имущественного комплекса".

Кратко рассмотрим подходы и методы оценки стоимости бизнеса.

1. При использовании затратного подхода стоимость объекта в большинстве случаев определяется методами замещенияивосстановления.В случае оценки методом замещения находится стоимость объекта, имеющего характеристики, аналогичные оцениваемому. Этот объектдолжен быть создан по современному проекту, с применением современных технологий, из современных материалов с использованием цен, устано­вившихся на дату оценки. Когда определяется восстановительная стоимость, то за основу берется первоначальный проект оцениваемого здания и необходимые для его полного восстановления цены на материалы и работы пересчитываются в текущие цены.

Оценка стоимости бизнеса с применением затратного (имущественного) подхода имеет свои особенности: необходимо знать стоимость конкретных активов и обязательств, в свою очередь определяемую на основе затратного, доходного и сравнительного подходов.

2. Доходный подходсодержит целую группу сходных между собой методов и моделей оценивания и связан с дисконтирова­нием будущей выгоды:

• дивидендов(DDM, DGM)';

• прибыли(EDM)~;

• денежных потоков (CFDM);

• свободных денежных потоков (FCFDM);

• избыточной прибыли(ЕВО)и ее частного случая – экономической прибыли (EVA) .

Все перечисленные методы доходного подхода имеют в своей основе общее фундаментальное экономическое содержание, выражающееся в требовании получения инвесторами определенной выгоды от владения бизнесом с учетом риска такого владения.

Использование на практике методов доходного подхода сопряжено с рядом ограничений. В случае переходной экономики России, характеризующейся неликвидным фондовым рынком, неустойчивой национальной валютой, флуктуирующей учетной ставкой ЦБ РФ, часто ошибочно принимаемой за безрисковую, информационной непрозрачностью эмитентов, искажениями в бухгалтерской отчетности и т. д., применение этих методов становится затруднительным.

Относительная "молодость" российского фондового рынка и его крайняя неустойчивость не позволяют получить стабиль­ный и стационарный коэффициент бета акций, большинство из которых не имеет значительной ценовой истории. Испытывающие сильнейшие колебания темпы инфляции не позволяют использовать номинальные процентные ставки, что создает трудности и при определении прогнозных значений реальных ставок.

3. Методы, формирующие сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса, как было сказано ранее, основываются на сравнительном анализе предприятий и компаний. При их применении оцениваемое предприятие сравнивается с аналогичными предприятиями, рыночная стоимость и отдельные параметры деятельности которых известны и могут быть сопоставлены с параметрами объекта оценки.

К методам сравнительного подхода относятся:

• сравнительный анализ фундаментальных коэффициентов;

• разработка и анализ факторных моделей.

Сравнительный подход является описательным в отличие от "объясняющего" метода дисконтирования будущих доходов.

На практике процедура оценки сводится к выбору структуры факторной модели и входящих в нее факторов, выделению из них значимых и решению полученного регрессионного уравне­ния. Факторная модель стоимости бизнеса может быть записана, например, в следующем виде:

Е = Е (товар, цена, заработная плата, налоги, ...).

Стоимость согласуется с циклом управления следующим образом.

1. На первомэтапе идентифицируют текущее состояние бизнеса и среды с использованием в качестве критерия стоимостибизнеса. При этом определяют:

а) рыночную стоимость бизнеса. В российских условияхопределение ее для большинства компаний – довольносложная и в большинстве случаев неразрешимая задача попричине узости рынка акций, отсутствия аналогов и котировок акций бизнеса;

б) внутреннюю стоимость бизнеса. Она рассчитываетсяпо данным внутреннего финансового и управленческого учета в основном с применением экстраполяционных методов.Обязательным условием здесь выступает сохранение существующих тенденций деятельности бизнеса без учета каких-либо значительных возмущений, вызванных, например, реализацией новых проектов.

2. На втором этапепроводят сравнение текущего состояниябизнеса с эталонным, основываясь на условии максимизации(минимизации) значения критерия стоимости. В рамках данногоэтапа осуществляют:

а) сравнение рыночной и внутренней стоимости бизнеса.Делают вывод об адекватности оценки бизнеса рынком и онеобходимости принятия дополнительных мер по доведениюдо рынка более полной информации о состоянии бизнеса.Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны неадекватной оценкой менеджментом текущего состояния делвнутри самого бизнеса, что потребует принятия соответствующих мер;

б) разработку проектов. Пересчитывают стоимость бизнеса с использованием данных, заложенных в бизнес-планыпроектов. Кроме того, определяют изменение отдельныхпоказателей деятельности бизнеса, например выручки, себестоимости и т. д.;

в) сравнение стоимости бизнеса, полученной ранее с учетом внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешнейреорганизации (продажа отдельных направлений бизнеса, развитие новых направлений деятельности за счет слияния и присоединения других бизнесов, выделение частей бизнеса в самостоятельные экономические субъекты). Решение о целесообразности проведения конкретных реорганизационных процедурпринимают исходя из анализа роста стоимости бизнеса;

г) изменение структуры и форм финансирования бизнеса.На этом шаге, связанном с финансовым конструированием,кроме структуры и форм исследуют возможности влияния наобъем долга и его стоимость.

3.На третьемэтапе управления для полученных значений критерия стоимости прогнозируют будущие значения показате­лей деятельности бизнеса, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния – выбирают наиболее важные направления управляющих воздействий.

4. И наконец,на четвертом этапереализуют план мероприятий. В процессе его выполнения или по его окончании вновь происходит переход к первому этапу, и цикл замыкается. В зависимости от размеров бизнеса, располагаемых ресурсов и сектора рынка, в котором действует бизнес, длительность цикла может варьироваться и составлять один день, неделю, месяц, год и т. д. Более короткие циклы характерны для сектора рынка услуг, банковского сектора, более продолжительные – для производственного сектора.

Шаги, обозначенные буквенными индексами, лежат в основе механизма управления бизнесом и используют в качестве кри­терия его стоимости для акционеров. Иными словами, речь идет об управлении стоимостью бизнеса.

В ряде изданий зарубежных авторов цикл управления стои­мостью бизнеса изображают в виде пятиугольника (рис.).

Принципиальной разницы между циклами управления стоимостью бизнеса, один из которых описан выше, а другой изображен на рис. в форме пятиугольника, нет.

Рисунок. Цикл управления стоимостью бизнеса

 

Кажущиеся отличия возникают вследствие единственного обстоятельства: на рисунке нумерованные вершины – это моменты оценки стоимости бизнеса (расчета значения критерия), а нами перечислены шаги по управлению стоимостью, включенные в общий цикл управления бизнесом. В последнем случае соответствующие шаги могут требовать определения стоимости (все, кроме шага 2а)или не требовать (шаг 2а). Для удобства и сохранения преемственности терминологии, применяемой в других источниках, в дальнейшем будем пользоваться представлением о цикле управления стоимостью в виде пятиугольника.

Понятие цикла достаточно условно, поскольку совершенно не обязательно, чтобы мероприятия по финансовому конструи­рованию начинались лишь после завершения шагов по внутрен­нему и внешнему улучшению. Они могут проводиться и непо­средственно после сравнения рыночной и внутренней стоимости или одновременно с другими мероприятиями.

Формальная модель цикла управления, изображенная на рис., записывается следующим образом:

Е = Е, + АЕп + АЕ/п + AElv + AEV ,

где Е — стоимость бизнеса (случайная величина) в конце цикла управления;

Е, — рыночная стоимость бизнеса в начале цикла управ­ления;

П — разрыв между рыночной и внутренней стоимостью;

АЕШ — приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений;

— приращение внутренней стоимости в результатевнешних улучшений;

ЛЕУ — приращение внутренней стоимости в результатефинансового конструирования.

 

Разрыв между рыночной и внутренней стоимостью связан с разницей в восприятии состояния бизнеса менеджментом и рынком. В действительности разрыв, учтенный в выражении с помощью одного параметра, является ком­плексным показателем, который учитывает различие в восприятии внутренних и внешних улучшений и результатов финансового конструирования.

Последовательность шагов, способная привести к максимальному увеличению стоимости, такова:

1) устраняется раз­рыв в восприятии бизнеса рынком;

2) проводятся мероприятия по внутреннему улучшению бизнеса;

3) выполняется финансо­вое конструирование;

4) осуществляется внешнее улучшение бизнеса.

Рисунок. Соответствие критериев оценки управленческим функциям

 

Вместе с тем мы настоятельно рекомендуем использовать экономическую прибыль вкупе с дисконтированным денежным потоком в качестве ориентиров для подведения итогов деятельности и вознаграждения на уровне деловых единиц.

Экономическая прибыль – это показатель одного периода, основанный на данных бухгалтерского учета и имеющий две важные черты: с одной стороны, он связан с созданием новой стоимости, с другой – легко поддается измерению. Однако при установлении нормативов экономической прибыли надо ориентироваться на долгосрочную перспективу, представленную дисконтированным денежным потоком. Экономическая прибыль может иметь отрицательное значение в годы, когда создается новая (положительная) стоимость, – это особенно характерно для проектов запуска или коренного преобразования компаний. Например, у зарождающихся быстро растущих предприятий в первые годы становления может быть отрицательная экономическая прибыль, поскольку возникновению денежных потоков должны предшествовать крупные капиталовложения. Чем быстрее растут такие предприятия, тем больше создают они новой стоимости, но тем большее отрицательное значение имеет их экономическая прибыль.

Слишком жесткая система вознаграждения и поощрения или та, в которой не используется дисконтированный денежный поток для соответствующих корректировок целевых нормативов экономической прибыли, может дать осечку на уровне деловых единиц.

Ниже уровня деловых единиц редко составляют полные финансовые отчеты (отчеты о прибылях и убытках и балансы), на которых можно было бы строить оценку. Для менеджеров низшего звена главными являются оперативные факторы стоимости. Их необходимо детализировать настолько, чтобы привязать к фактическим оперативным решениям, относящимся к компетенции этих менеджеров.

В этих условиях стоимость компании следует рассматривать как оптимальный критерий эффективности деятельности, который может и должен:

1. учитывать долгосрочные перспективы;

2. управлять балансом компании.

Только оценка стоимости по дисконтированному денежному потоку (или многолетней экономической прибыли) в достаточной мере отвечает обеим целям. Компании, сосредоточенные исключительно на чистой прибыли за данный год или норме прибыли, страдают близорукостью. Им также свойственно пренебрегать важными деловыми возможностями, заключенными в балансе, такими как улучшение использования оборотных средств или повышение эффективности капитальных затрат. Выбор критерия результатов деятельности может оказать большое влияние на принятые решения.

Таким образом, подобно любым крупномасштабным изменениям, внедрение стоимостных принципов – это длительный и многогранный процесс, содержание которого составляет выработка компромиссов между относительно простыми организационными и сложными стратегическими задачами, а также доскональный анализ дисконтированных денежных потоков для оценки стоимости.

Условия совершенного управления стоимостью (улучшение результатов деятельности, опора на стоимость, управление снизу вверх и сверху вниз, двусторонний обмен информацией, стимулы к самосовершенствованию, низкие издержки)

Поскольку управление стоимостью требует от людей, принимающих решения на всех уровнях организации, полной смены типа мышления, это длительный и сложный процесс, на который обычно уходит около двух лет. В течение первого года менеджеры осваивают инструментарий управления стоимостью, и особенно — факторы стоимости. В течение второго года они глубже и основательнее познают новые подходы, и когда у них появится уверенность в том, что инструменты управления стоимостью в самом деле работают, они могут переключиться на системы поощрения, основанные на стоимости.

Гексаграмма, изображенная на рис. 4.8, поможет менеджерам представить себе полную картину изменений и их последствий, ибо по ней легко определить нынешнее положение компании с точки зрения управления стоимостью. Шесть характеристик организации показывают, насколько глубоко укоренилось в ней управление стоимостью: в какой степени организации свойственны

- стремление к улучшению результатов деятельности;

- опора на стоимость;

- управление снизу вверх и сверху вниз;

- двусторонний обмен информацией;

- стимулы к самосовершенствованию;

- низкие издержки.

Эти характеристики, вместе взятые, охватывают как фундаментальные, так и гибкие элементы управления стоимостью. Цель состоит в том, чтобы, пользуясь гексаграммой, установить положение вашей организации по каждому из этих параметров, а также определить, какое расстояние отделяет ее от внешних границ шестиугольника. Сегодня еще мало компаний, достигших этой высшей цели, но многие стремятся к ней. Проиллюстрируем, как гексаграмма помогает понять, что нужно для внедрения системы управления стоимостью, на примере компании А.

Компания А уже взяла курс на высокий результат. Исполнительный директор тратил значительную часть своего времени на подведение итогов работы деловых единиц, сравнивая их с показателями внешних конкурентов, а также с собственными показателями за разные годы, чтобы проследить за их прогрессом. Руководители деловых единиц, не сумевшие достичь обещанного уровня производительности, подвергались жесткой критике, однако мало кто из менеджеров был уволен. Вместо этого приостанавливалось их продвижение по служебной лестнице или их переводили на другие должности.

К несчастью, в компании А процесс принятия решений не опирался на стоимость. Все свое внимание компания сосредоточила на выполнении целевых нормативов прибыли от основной деятельности. Менеджерам деловых единиц часто приходилось переживать ужас четвертого квартала, когда к окончанию финансового года требовалось кардинально улучшить показатели прибыли. Как правило, им удавалось успешно справиться с этой задачей – за счет сокращения расходов на рекламу или на НИОКР за четвертый квартал и, следовательно, в ущерб долгосрочной рыночной позиции своей компании. Понимая недальновидность подобной ориентации на ближайшее будущее, компания А решила внедрить у себя управление стоимостью и в качестве основного показателя результатов своей деятельности принять стоимость для акционеров. Одновременно компания осознала, что управление стоимостью должно опираться на оценку результатов и пронизывать всю организацию вплоть до самого низового уровня принятия решений. Это подводит нас к третьему необходимому условию.

Совершенное управление стоимостью должно иметь двоякую направленность – снизу вверх и сверху вниз. Это значит, что менеджеры низшего звена должны понимать, какие из множества оперативных решений, относящихся к их компетенции, оказывают наибольшее влияние на стоимость компании. Это – оперативные факторы стоимости. Компания вряд ли извлечет большую пользу из осознания высшим руководством того факта, что повышение прибыли от основной деятельности или ускорение оборачиваемости активов создает стоимость для акционеров. Это слишком общие факторы стоимости. Высшее руководство не в состоянии принимать тысячи повседневных решений, влияющих на оперативные факторы стоимости. (Например, операторы бумагоделательных машин в целлюлозно-бумажной компании долгое время ставили перед собой задачу повысить скорость прогона бумаги через протяжный механизм, которая выражается в футах за секунду. Однако когда они поставили во главу угла создание стоимости, то поняли, что высокая скорость прогона приводит к частым поломкам оборудования и высокому проценту б


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.