Финансовая база пенсионного обеспечения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Финансовая база пенсионного обеспечения

2023-01-15 25
Финансовая база пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основу финансовой системы обязательного пенсионного страхования составляют средства бюджета ПФР, которые являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства России федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии должно будет осуществляться исходя из расчета сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица [6, 7].

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является тот же объект налогообложения, что и для ЕСН. Налоговая база по ЕСН установлена гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, непосредственно направляются в соответствии с законодательными нормативами на финансирование выплаты текущих трудовых пенсий (государственных пенсионных обязательств) и одновременно учитываются на его индивидуальном лицевом счете, а частично направляются на формирование
накопительной части трудовой пенсии для соответствующих категорий граждан.

Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования по формированию их пенсионных прав определены гл. III Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Бюджет ПФР формируется за счет:

· страховых взносов;

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

· иных источников, не запрещенных российским законодательством.

Система пенсионного обеспечения государства выполняет множество задач, наиболее важной из которых можно назвать обеспечение высоких стандартов текущего потребления, имеющих определенное социально- пенсионное положение, граждан страны. В современном мире за рубежом данное право гарантировано накопленными в процессе активной трудовой деятельности активами, а также определенными мероприятиями по поддержке нормального уровня жизни пенсионеров. В России же данный процесс обеспечивается, в первую очередь, существующими инструментами распределительно-страховой системы и распределением между различными поколениями, принципами всеобщности и добровольности [15].

Рассмотрим показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации в таблице 1.

Таблица 1. – Показатели пенсионного обеспечения в России

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Темп роста. %
2018 к 2013 2018 к 2017
Число пенсионеров, тыс. чел. 40162 40573 41019 41456 42729 43865 108,1 102,6
Число пенсионеров, приходящееся на 1 тыс. населения 281 283 286 288 292 297 104,9 101,3
Величина назначенных пенсий, в среднем за год. руб. 9040,5 9917,5 10786,0 12386,0 14100,9 14100,9 171,9 113,8
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 5123 5998 6617 7965 9123 8846 172,6 0,96

Таблица 2. - Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014-2018 гг.

Доходы

2014

2015

2016

2017

2018

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Прогнозируемый объем доходов (всего): 6289958 100% 7146806 100% 7528833 100% 8363498 100% 8333288 100%
Межбюджетные трансферты:                    
-из федерального бюджета: 2448180 38,9% 3004013 42,0% 3184764 42,3% 3783309 45,2% 3345850 40,2%
-из бюджетов субъектов РФ: 4471 0,1% 3900 0,1% 3009 0,04% 3227 0,04% 3323 0,04%
Темп прироста (всего): -   13,62%   5,35%   11,09%   -0,36%  

Результаты, полученные в ходе проведенного анализа, показывают, что в 2014 году происходит снижение доходов бюджета ПФ, что было обусловлено значительным сокращением объемов безвозмездных поступлений. В 2015-2016 гг. доходы бюджета характеризуются стабильным ростом, чему в значительной мере поспособствовало проведение правительством РФ пенсионной реформы в 2015 году. Объем доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2017 году составил 8,6 трлн. руб., что на 0,7 трлн. руб. превысило запланированный показатель, но оказалось на 1,5 трлн. руб. меньше полученных в предшествующем году доходов.

Более 98% расходов бюджета Пенсионного фонда направлено непосредственно на совершенствование социальной политики государства. Большая часть этих расходов (около 80%) приходится на пенсионное обеспечение, остальные расходы бюджета направляются на реализацию социального обеспечения населения страны (6-8%). В 2017 году расходы бюджета ПФ достигли 9,2 трлн. руб., что превысило сумму полученных доходов. Причиной роста расходов стало повышение пенсий более чем 41,5 млн. пенсионерам. В целом уровень пенсий вырос на 8,6%. В 2017 году из бюджета ПФ было направлено на 161,6 млрд. руб. больше, чем в 2016 г. Материнский капитал в 2017 году составил 453026 руб., его рост составил 5%. Приведенный на рисунке 2.4 график показывает, что на протяжении 2014-2017 гг. наблюдается рост как доходов, так и расходов бюджета Пенсионного фонда России. В условиях постоянно растущей инфляции государство вынуждено повышать уровень прожиточного минимума пенсионеров, проводя индексацию пенсионных выплат, вследствие чего происходит увеличение расходов на пенсионное обеспечение граждан. В 2014 году наблюдалось сокращение расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 3%, в связи с сокращением расходов по накопительной части бюджета. В 2015 году доходы бюджета выросли на 25%, толчком к чему послужила пенсионная реформа 2015 года. Уровень прожиточного минимума пенсионеров в Российской Федерации установился в 2017 году на уровне 9123 рублей.

Таблица 3. - Динамика расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014-2018 гг.

тыс. руб 2014 2015 2016 2017 2018
Общегосударственные вопросы 101 293 209,0 110 338 800,2 108 448 143,7 112 521 402,7 117 186 293,6
Образование. 71 250,0 112 674,5 108 592,2 102 076,7 98 818,9
Социальная политика: 6 315 043 873,1 7 507 693 876,8 7 595 344 543,6 8 471 306 688,8 8 322 576 644,3
-пенсионное обеспе­чение 5 537 669 033,4 6 145 824 536,6 6 518 869 087,5 7 239 812 058,6 7 254 528 750,0
-социальное обеспече­ние населения 474 689 262,5 489 471 579,1 499 766 780,1 535 306 357,7 534 830 400,2
-охрана семьи и детст­ва 300 809 405,7 344 256 010,3 304 060 824,7 330 084 641,5 341 387 404,4
-прочее 1 876 171,5 528 141 750,8 272 647 851,3 366 103 631,0 191 830 089,7
ПФР 6 416 408 332,1 7 618 145 351,5 7 703 901 279,5 8 583 930 168,2 8 439 861 756,8

Динамика (темп цеп. прироста)

Общегосударственные вопросы - 8,93% -1,71% 3,76% 4,15%
Образование - 58,14% -3,62% -6,00% -3,19%
Социальная политика: - 18,89% 1,17% 11,53% -1,76%
-пенсионное обеспе­чение - 10,98% 6,07% 11,06% 0,20%
-социальное обеспече­ние населения - 3,11% 2,10% 7,11% -0,09%
-охрана семьи и детст­ва - 14,44% -11,68% 8,56% 3,42%
-прочее - Рост в 281 раз -48,38% 34,28% -47,60%
ПФ РФ - 18,73% 1,13% 11,42% -1,68%

В среднем, как следует из данных таблицы 3, общие расходы бюджета ПФР за последние 5 лет выросли на 7,4%. Интересным представляется факт роста прочих расходов в 2015 году в 281 раз, что связано с ростом раздела «других расходов в области социальной политики»: в 2014 сумма составляла 1746171,5 тыс. руб., а уже в 2015 она была 528069850,8 тыс. руб. В частности, за счет роста целевой статьи расхода 3582 «Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», которая в 2014 была нулевой, а в 2015 равнялась 525947920,2 тыс. руб. 

Ухудшение ситуации в области функционирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации в последние годы становится все более заметным. Это обстоятельство стало следствием наступления финансового и экономического кризиса в государстве. Действующая в настоящее время в России система пенсионного обеспечения характеризуется значительным числом существенных недостатков, что привело к тому, что в ближайшее время государство не в состоянии гарантировать в полной мере исполнения своих обязательств перед населением по обеспечению пенсионеров. Частично ситуация с задержкой выплат пенсий, назначенных государством, была решена, однако проблема несоизмеримости пенсионных выплат с социальными нуждами пенсионеров, стоит очень остро до настоящего момента. Многие категории пенсионеров до сих пор не обеспечены пенсионными выплатами даже на уровне прожиточного минимума – так, для пенсионеров по потере кормильца сумма назначенной пенсии составила всего лишь 7924,9 руб. в 2017 г., а для социальных пенсионеров - 8302,4 руб. в то время, как прожиточный минимум для пенсионеров в 2017 г. был зафиксирован на уровне 9123 руб.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.