Внимательность к ментальным объектам — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Внимательность к ментальным объектам

2023-01-16 27
Внимательность к ментальным объектам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Внимательность к ментальным объектам может показаться новым видом медитативной практики, однако это просто другой способ описания практики прозрения, которую вы уже выполняете. Ментальными объектами называются мысли, что в данном случае означает сознательные ментальные активности. Мысли делятся на несколько категорий: оковы, препятствия, пять совокупностей существования, факторы просветления, а также Четыре благородные истины. Они могут возникать в любом порядке.

В ходе сидячей медитации, сосредоточиваясь на выбранном объекте, таком как дыхание, вы быстро развиваете внимательность к любым возникающим мыслям, например, к препятствию сомнения или какому‑то аспекту одной из совокупностей. Этот ментальный объект, мысль, становится новым, временным объектом вашей медитации. Вы просто замечаете ментальный объект и наблюдаете, как он исчезает. Если же это неблагой объект, который никак не отступает, вы делаете всё необходимое, чтобы от него избавиться. Когда ментальный объект исчезает, вы замечаете, что он характеризуется непостоянством, отсутствием удовлетворения и отсутствием собственного «я». Затем вы пытаетесь вернуть внимание к дыханию или другому выбранному объекту медитации. Когда возникает следующая мысль, вы повторяете этот процесс.

Обратите внимание, что вы не решаете заранее, с какими ментальными объектами будете иметь дело в ходе медитации. Кроме того, вам не нужно делить объекты на категории, думая, например: «Я наблюдаю оковы». Наблюдая благие ментальные объекты, такие как радость, делайте всё возможное, чтобы подобные мысли возникали чаще, одновременно продолжая наблюдать непостоянство, отсутствие удовлетворённости и отсутствие «я» в таких состояниях.

Однако, как мы уже говорили, практика медитации внимательности не ограничивается подушкой для медитации. Что бы вы ни делали, какую бы позу ни принимали, вы можете осознать любую ментальную активность в момент её возникновения. Благодаря вашим попыткам ежедневно поддерживать непрерывную внимательность, неблагие ментальные активности в конечном итоге будут возникать всё реже, а благие – всё чаще. Поскольку вы всё реже теряетесь в негативных мыслях, вам всё проще сохранять бдительность в отношении действий вашего ума.

Если вы тренируетесь поддерживать внимательность большую часть дня, то в один прекрасный день увидите, что ваша внимательность стала сильной и стабильной. Ваш ум становится совершенно ясным, и вы начинаете видеть, что все ваши переживания отражают Четыре благородные истины. Когда это происходит, объектом вашей внимательности становятся Четыре благородные истины. Вы можете обратиться к примеру наблюдения Четырёх благородных истин, приведённому в разделе «Внимательность к искусному пониманию», относящемуся ко второму шагу пути.

Когда ваша внимательность усиливается, вы естественным образом начинаете замечать факторы просветления: качества ума, необходимые для достижения цели пути. Будда практиковал на протяжении многих жизней, чтобы довести эти факторы до абсолютного совершенства и стать Буддой. Семь факторов просветления – это внимательность, исследование, усилие, радость, умиротворение, сосредоточение и равностность. Вы всё время развивали эти факторы. Когда ваша внимательность усиливается, они просто достигают более высокого уровня. Семь факторов просветления традиционно приводятся в том порядке, в котором они возникают, поскольку развитие каждого следующего фактора зависит от предыдущего.

Когда внимательность устойчива и сильна, вы замечаете её силу, и она становится вашим объектом медитации. Вы знаете, что внимательны. Внимательность становится ментальным объектом. Осознание внимательности проливает свет на ваши переживания формы, чувств, восприятий, ментальных образований и сознания, так что вы видите их ещё яснее. Вдохновлённые этим осознанием, вы продолжаете тренировку внимательности. Двигаясь вперёд по пути Будды, вы всё время практиковали внимательность. Внимательность – один из важнейших факторов пути. В конечном итоге, после того как вы проделаете серьёзную работу, наступит момент, когда ваша внимательность станет глубже, яснее и сильнее, и вы будете знать, что она стабилизировалась. Тогда ваша внимательность достигает уровня фактора просветления.

При помощи внимательности вы начали отличать благие объекты от неблагих. Вы наблюдали характеристики объектов своих переживаний и обнаружили, что эти характеристики: непостоянство, неудовлетворённость и отсутствие «я». В процессе такой тренировки вы развивали привычки к исследованию истины. Благодаря усилению внимательности возникло благое желание беспристрастно исследовать все возникающие переживания. Вы осознаёте это. Тогда вашим ментальным объектом становится исследование любых явлений жизни. Возросшая внимательность действует подобно фонарику, освещающему находящиеся в темноте объекты.

Мощный луч внимательности, сосредоточенный на вашем переживании объекта, позволяет исследовать и обнаруживать непостоянство в природе объекта. Когда исчезает один объект, возникает другой, также обнаруживающий истину непостоянства, неудовлетворённости и отсутствия «я». Когда возникает следующее переживание, вы можете решить: «Уж это‑то будет постоянным!» Однако пристальное исследование показывает, что и это переживание меняется. Продолжая искать истину и обнаруживая, что все переживания обладают одними и теми же тремя характеристиками, вы делаете своё исследование фактором просветления.

Обнаруживая эту истину во всём, что вы исследуете, вы ощущаете горячее желание увидеть больше. Ум наполняется энергией. В этот момент ваша внимательность словно кристаллизуется и становится мощной. До сих пор вы непрестанно прикладывали усилия: чтобы развить внимательность, устранить неблагие состояния, поддержать благие состояния и усердно трудиться на каждом шаге пути. Теперь ваша готовность прилагать усилия даёт плоды: возникает энергия как фактор просветления.

Вы ощущаете энергичную готовность ума к любой задаче, и энергия становится ментальным объектом вашей внимательности. Ум остаётся активным и одновременно расслабленным. Возникает благое желание порождать в уме это качество энергии снова и снова. Теперь вы продолжаете исследовать все объекты, возникающие в уме, с мощной внимательностью, мощным исследованием и мощной энергией, вновь и вновь видя три характеристики объектов. Чем больше вы наполняете себя энергией, чтобы увидеть истину, тем более радостными и даже восторженными становитесь. Вы чувствуете эту радость, поскольку больше не спорите с реальностью. Таким образом, объектом внимательности становится фактор просветления под названием радость.

Радость порождает удовлетворённость, ведущую к счастью. Счастье дарит спокойствие и умиротворение. Так возникающее умиротворение становится фактором просветления. Продолжая видеть эту истину на всех возможных уровнях, во всех мыслимых переживаниях, вы расслабляетесь. Когда‑то ум постоянно пребывал в возбуждённом состоянии и колыхался подобно флагу на вершине горы. Теперь беспокойность отступила. Пришло спокойствие. Возникло глубокое и мощное сосредоточение. Возможно, прежде вы уже достигали состояний глубокого, мощного сосредоточения – это состояние им сродни. Однако теперь ум начал созревать, и у вас появилась возможность использовать это сосредоточение для достижения стадий просветления. Так сосредоточение становится фактором просветления.

Все факторы: внимательность, исследование, энергия, восторг, умиротворение и сосредоточение – идеально гармонизированы. Все они сбалансированы. На этом этапе на первый план выходит фактор просветления под названием равностность. Когда мы видим всё возникающее с беспристрастным, устойчивым отношением, равностность очищает все остальные факторы. Прежде всегда присутствовало лёгкое желание, чтобы всё было иначе, чем есть. Например, вы могли думать: «Как бы мне хотелось, чтобы это прекрасное переживание продлилось подольше». Когда ум приходит в состояние равностности, это тонкое желание прекращается.

Когда становится очевидным непостоянство, вы перестаёте надеяться, что следующий момент будет постоянным. Когда становится очевидной природа вещей, в которой заложено отсутствие удовлетворённости и страдание, вы перестаёте желать того, чтобы следующий момент принёс вам удовлетворение. Когда становится очевидной безличная, неподвластная вашему контролю и не содержащая никакого «я» природа вещей, вы перестаёте ожидать, что в следующий момент что‑то будет иначе. С развитием равностности в уме не остаётся и следа желания видеть вещи иначе, чем они есть на самом деле. Ум полностью объединяется с истиной. Так Четыре благородные истины синхронизируются с семью факторами просветления. Вы видите страдание именно так, как есть. Вы видите причину страдания именно так, как есть. Вы видите прекращение страдания именно так, как есть. Кроме того, вы видите именно так, как есть, тот путь, по которому следовали всё это время.

Если какой‑то из факторов просветления не возникает, вы это осознаёте. Когда же они возникают, вы также это осознаёте и развиваете их до тех пор, пока они не достигают совершенства. Когда все семь факторов просветления совершенны, мы достигаем просветления, совершенного счастья, совершенного покоя. Мы можем достичь этой цели уже в теперешней жизни. Когда это произойдёт, страдание полностью прекратится. Не останется никаких вопросов. Тревога, волнение, страх и напряжение исчезнут и больше не вернутся. Не останется ни страстного желания, ни цепляния за что бы то ни было. Наша жизнь становится совершенно гармоничной, совершенно сбалансированной. Все наши чувства обостряются. Мы по‑прежнему едим, пьём, разговариваем, ходим и пользуемся своими телом и умом, но делаем это с полной осознанностью, с полной внимательностью. Мы не ощущаем морального превосходства над кем бы то ни было. Наше сосредоточение не заставляет нас восхвалять себя и принижать других. Наша мудрость порождает в нас совершенную любящую доброту, совершенное сострадание и совершенное сорадование. Пребывая в совершенной равностности, мы больше не тревожимся по поводу жизненных взлётов и падений.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.