Дополнительные ресурсы информации для оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Дополнительные ресурсы информации для оперативно-розыскной деятельности

2023-01-16 27
Дополнительные ресурсы информации для оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Используя ИПС оперативно-розыскного назначения, ОРО при организации и проведении ОРМ одновременно используют достоверную и актуальную информацию:

- о гражданах РФ, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории РФ;

- об иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ.

Как отмечено в Концепции создания системы персонального учета населения РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 748-р, персональные данные указанных лиц необходимы органам государственной власти в числе прочих задач для обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время учет населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе регистрации и постановки на учет населения в следующем порядке:

- регистрация ОВД и органами местного самоуправления населения по месту жительства и пребывания;

- постановка налоговыми органами налогоплательщиков на учет;

- регистрация территориальными органами Пенсионного фонда РФ застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования;

- регистрация органами Фонда социального страхования РФ населения, нуждающегося в социальной защите и состоящего на учете в органах занятости, а также населения, застрахованного в системе обязательного социального страхования, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- регистрация территориальными фондами обязательного медицинского страхования населения в системе обязательного медицинского страхования;

- воинский учет территориальными органами Минобороны призывных и мобилизационных людских ресурсов;

- регистрация муниципальными образованиями, воинскими частями, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями избирателей.

В целях повышения эффективности сбора персональных данных и их использования созданы государственные, ведомственные и муниципальные автоматизированные информационные системы учета населения.

Например, в г. Москве создано более 30 городских автоматизированных информационных систем, осуществляющих ведение персональных данных тех или иных категорий населения, в том числе:

- автоматизированная система учета населения (АСУН) г. Москвы и Московской области;

- многоуровневая автоматизированная информационная система "ЗАГС" г. Москвы;

- автоматизированная система "Территориальный военно-учетный орган";

- автоматизированная информационная система жилищных субсидий и возмещения выпадающих доходов от льгот;

- автоматизированные информационные системы медицинских учреждений различных типов;

- автоматизированная информационная система налоговой службы по г. Москве (АИС "Налог 2 Москва");

- автоматизированная информационная система учета и идентификации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних;

- другие АИС.

В Концепции поставлена задача обеспечить единый порядок сбора и использования персональных данных, а также создать систему персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем учета в рамках единого информационного пространства.

Данная задача осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65.

Для информационного обеспечения ОРД важное значение имеет Положение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденное Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609.

Положением определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего РФ, а также ведения его личного дела в соответствии со ст. 42 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с указанным Положением.

В соответствии со ст. 15 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" на основе персональных данных гражданских служащих в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ формируются и ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры гражданских служащих.

Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных ФЗ случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, - к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

К сведениям о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих относятся:

- декларированный годовой доход;

- перечень объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

- перечень транспортных средств и суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности.

Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186 утверждено Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ.

В соответствии с Положением центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въезжающих в РФ, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ и выезжающих из РФ, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации в РФ.

Центральный банк данных является федеральным информационным ресурсом.

В центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные/выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы РФ и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания.

Федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы (структурные подразделения), осуществляющие учет иностранных граждан, обрабатывают и передают в центральный банк данных информацию об иностранных гражданах, поступающую от органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих учет иностранных граждан, находящихся на их территории, а также от органов местного самоуправления и организаций, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству РФ.

Срок предоставления информации об иностранных гражданах, формы документов, образцы бланков отчетности и порядок заполнения учетных документов устанавливаются МВД, ФСБ и МИД России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет иностранных граждан или являющимися пользователями центрального банка данных.

Информация об иностранных гражданах, содержащаяся в центральном банке данных, защищается от несанкционированного доступа в порядке, установленном законодательством РФ.

Важнейшим ресурсом для добывания оперативно-розыскной информации являются, например, сведения, сосредоточенные в аналитических отделах и редакциях издательств и телеканалов, а также непосредственно публикации в периодической печати, теле- и радиопередачи. Широчайшие возможности извлечения информации открываются при компьютерной обработке публикаций, радио- и телепередач, представляемых в электронном виде в Интернете.

Как уже отмечалось, глобальная компьютерная сеть Интернет, вобравшая в себя практически все известные пороки современного общества, являясь как средой, так и инструментом преступной деятельности и уже генерируя новые виды преступлений, одновременно представляет собой еще далеко не оцененную и практически не освоенную "кладовую" оперативно-розыскной информации и, таким образом, один из важнейших ее ресурсов.

К ресурсам оперативно-розыскной информации следует отнести и множество электронных банков данных как государственных организаций, так и частных предприятий. В первую очередь это банки данных различных служб правоохранительных органов, налоговых и таможенных служб, регистрирующих органов, фондов медицинского и социального страхования, медицинских учреждений, банков и финансовых компаний, транспортных предприятий, авиа- и железнодорожных касс и др.

Важным ресурсом ОРД является Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, образованная в соответствии с частью 1 статьи 14.1 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Правоохранительные органы оснащаются все более мощными информационными системами, которые способны содержать и обрабатывать огромные массивы данных, выполнять определенные аналитические функции, осуществлять визуальный анализ связей между объектами.

Говоря о современных и перспективных технологиях и технических средствах добывания оперативно-розыскной информации, необходимо иметь в виду возможности самых наукоемких сфер деятельности, например аэрофотосъемки и космической разведки. В настоящее время имеется уникальный опыт использования воздушных и космических аппаратов для выявления посевов культур, являющихся сырьем для производства наркотиков, выявления подпольных производств, в частности по переработке нефтепродуктов на территории Чеченской Республики. Чрезвычайно перспективным представляется использование в оперативной практике космических систем навигации, например для выявления маршрутов перемещения наркотиков или контрабанды.

Специфика современного анализа оперативно-розыскной информации обусловлена как применением современных логико-аналитических технологий, так и наличием огромного количества структурированных данных и сведений, содержащихся в электронной форме в компьютерных системах, которые используются в самых разнообразных сферах деятельности, а также наиболее прогрессивными мультимедийными технологиями визуализации и озвучивания, открывающими путь не только к логическому анализу, но и к образному восприятию.

Один из ощутимых результатов развивающейся информационной революции - создание и использование множества электронных банков данных, содержащих структурированные сведения, т.е. сведения, которые представлены в форме, готовой для применения математических методов анализа.

Умение ориентироваться в океане самых разнообразных сведений, представленных в электронном виде, освоение технологий доступа в нужные банки данных и получения требуемых сведений, разработка и применение эффективных методов их сопоставления - качественно новое направление в извлечении информации, позволяющей решать оперативные задачи.

Другая особенность современной аналитической работы с оперативно-розыскной информацией, выделяющая ее в самостоятельный вид деятельности, - наличие эффективных приемов решения аналитических и синтетических задач и задач редукции, основанных, в частности, на применении математических методов моделирования. Ряд таких методов, позволяющих выявлять латентные связи между объектами и по выявленным связям оценивать роль и статус того или иного члена преступного сообщества, уже используется информационно-аналитическими подразделениями полиции.

Применение современных методов корреляционного, факторного и регрессионного анализа, методов аналитического и имитационного моделирования, методов, включающих представление сложных социальных систем, состоящих из отдельных элементов с индивидуальными свойствами, связями и состояниями, позволяет не только извлекать собственно оперативно-розыскную информацию, но и прогнозировать развитие различных ситуаций в ОПФ.

Это, в свою очередь, позволяет реализовать не только обеспечивающее, но и воздействующее назначение оперативно-розыскной информации. Прогнозирование развития ситуаций в ОПФ в результате тех или иных действий ОРО открывает возможность планировать и оказывать на них целенаправленное информационно-психологическое воздействие в ходе как ОРМ, так и уголовного судопроизводства.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.