Осведомленность в основных областях знаний — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Осведомленность в основных областях знаний

2023-01-16 21
Осведомленность в основных областях знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ современных дошкольных программ позволил констатировать, что знания в них выделяются как необходимый компонент образования. Авторы различных программ вкладывают в понятие «знание» разный смысл. В большинстве программ знания понимаются как

информация о различных сферах действительности; в некоторых – как средства развития. Но знания могут выступать в качестве средства только тогда, когда они выполняют ориентировочную функцию.

В традиционной системе дошкольного образования детей знакомят с элементами математики, художественной литературой, дают сведения об окружающем мире, особое внимание уделяют развитию речи. Перечисленные аспекты связаны с формированием осмысленного и систематизированного знания о мире. Само по себе знание не является целью; образ мира (в самом широком смысле) есть адекватная ориентировочная основа для практической деятельности человека.

Представления об окружающем мире охватывают широкий круг вопросов: мир человека, природы (живой и неживой), рукотворный мир. Круг этих вопросов составляет культурную рамку компетентности старшего дошкольника. Ребенку данного возраста необходимо знать свои имя, фамилию, возраст, имена близких родственников; иметь представление о строении человеческого тела (голова, руки, ноги и т. д.); назначении предметов окружающего мира и правилах обращения с ними. Старшему дошкольнику вполне доступны представления о своей стране, родном городе (селе), государственной символике, а также о различных профессиях, культурно‑бытовых учреждениях и правилах поведения в них. Знание мира живой и неживой природы, представления о сезонных изменениях, о диких и домашних животных, местах их обитания и особенностях поведения, экологическая культура обеспечивают полноценное восприятие ребенком окружающего мира и осознание в нем собственного Я.

Компетентность ребенка включает в себя и речевой аспект , предполагающий овладение диалогической и монологической формами речи в соответствии с ее фонетикой, семантикой, грамматикой, выразительностью. Эта работа включает также ознакомление с художественной литературой. В традиционно сложившейся системе образования ребенка знакомят с лучшими произведениями детской мировой литературы, с различными литературными жанрами (рассказами, сказками, стихотворениями, загадками, пословицами, поговорками и т. д.).

Формируя у детей элементарные математические представления, им дают сведения о количестве, величине, числовом ряде (в пределах десятка), о временных и пространственных отношениях.

Основные сферы действительности, выделенные в программах, явились основанием для разработки методического инструментария, который предусматривает раздел в анкете для педагога и диагностические методики.

Вопросы анкеты направлены на констатацию осведомленности детей в основных областях знаний. Педагогу предлагается оценить речевое развитие детей, знание ими произведений художественной литературы, их представления об окружающем мире, о временных, пространственных и математических отношениях.

Диагностические методики позволяют объективно оценить уровень овладения детьми основными знаниями. Методика 1 выявляет знание детьми числового ряда в пределах 10; методика 2 – умение ориентироваться в пространстве; методики 3 и 4 позволяют определить умение ориентироваться в звуковой стороне речи; методики 5 и 6 – представления о профессиях, орудиях труда, различных материалах, из которых сделаны предметы; методика 7 выявляет представления дошкольников о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Результаты обследования заносятся в карту развития дошкольников и дают педагогу возможность увидеть субъективную (анкетирование) и объективную картины (диагностические методики) уровня овладения детьми основными знаниями в различных сферах действительности, увидеть индивидуальные различия дошкольников в усвоении знаний, осуществлять в дальнейшем обучении индивидуальный подход.

 

Виды деятельности

 

Под руководством взрослого ребенок проходит длительный путь развития. Вместе с тем он не является пассивным объектом обучающего воздействия взрослого. Движущей силой психического развития является собственная активность ребенка в различных видах деятельности. В деятельности развиваются мотивационная и операциональная стороны детской психики.

Однако не все виды деятельности ребенка занимают одинаковое место в его жизни. Одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. В психологии принято выделять ведущую деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность.

 

Игровая деятельность

 

Игровая деятельность влияет на развитие общих способностей. В процессе игры происходит ориентация детей в смыслах человеческой деятельности.

В психолого‑педагогической литературе выделяются сюжетно‑ролевая игра и игра с правилами. Сюжетно‑ролевая игра предполагает развернутую воображаемую ситуацию. Ее характерная особенность состоит в принятии ребенком на себя какой‑либо роли, отражающей человеческие отношения. Сюжетно‑ролевая игра развивается от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником, а затем к развернутой коллективной игре с несколькими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.

Игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. Для этих игр характерна определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Дети учатся подчиняться правилам. Умение выражать принятую игровую позицию, устойчиво ее удерживать и действовать, сообразуясь с ней, начинает формироваться в сюжетно‑ролевой игре. В этом проявляется генетическая преемственность сюжетно‑ролевой игры и игры с правилами.

Освоение игр с правилами важно для формирования предпосылок учебной деятельности. В них ребенок начинает сознательно подчиняться правилам. Эта особенность игры с правилами ведет к развитию произвольности и создает предпосылки для подчинения активности ребенка учебным целям. Именно в играх с правилами ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на сам результат.

Обследование развития игровой деятельности детей проводится с помощью анкеты, направленной на выявление умения играть в сюжетно‑ролевые игры (проявлять инициативу, принимать и сменять роль, комбинировать сюжеты, владеть игровыми действиями) и игры с правилами (проявлять инициативу, использовать правила, владеть игровыми средствами и др.).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.