Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля

2023-01-16 43
Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушение электропроводки на автомобиле чревато серьезными последствиями, вплоть до возникновения пожара. Поэтому при экс­плуатации автомобиля следует соблюдать следующие правила.

Нельзя допускать попадания на жгуты, соединители, отдельные провода воды, масла, топлива или электролита.

Следует периодически очищать изоляцию проводов от грязи, проверять проводку на наличие разрушения изоляции и изолиро­вать поврежденные места либо заменять поврежденный провод.

Необходимо следить, чтобы провода не контактировали с нагре­тыми деталями двигателя, проверять затяжку винтовых соединений, предотвращать коррозию в штекерных и соединениях.

Неоднократное рассоединение штекерных соединений может привести к падению напряжения в них. Все соединения должны на­ходиться в защитных чехлах.

При отказе потребителя прежде всего следует убедиться, нет ли нарушения в его питающей линии. Для этого надо измерить напря­жение на потребителе вольтметром. Место обрыва провода или лю­бого другого элемента цепи можно определить шунтированием. Для этого конец дополнительного провода соединяют с выводом потре­бителя, а второй конец подсоединяют последовательно к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Включение по­требителя фиксирует нарушение контакта в цепи, шунтируемой до­полнительным проводом. Следует проверить также соединение по­требителя с «массой». Место обрыва можно определить контроль­ной лампой, вольтметром или измерив сопротивление тестером. В основном неполадки в электропроводке происходят из-за наруше­ния контакта в штекерных соединениях, поэтому желательно пери­одически их проверять.

В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, в местах оголения наконечников возможны замыкания проводов на «массу». Место короткого замыкания можно опреде­лить, измерив сопротивление тестером. При срабатывании предо­хранителя, прежде всего, следует выяснить причину срабатывания, и лишь потом менять предохранитель.

В плавких предохранителях запрещается устанавливать нестан­дартные вставки. Запрещается также принудительно удерживать кнопку биметаллического предохранителя при проверке цепи на ко­роткое замыкание, так как перегрев может привести к потере упру­гих свойств биметалла.

Проверку реле или контакторов можно произвести, подсоеди­нив контрольную лампу через их контакты и подведя напряжение к обмотке. Отключение лампы у реле с размыкающими контактами или ее загорание указывает на их исправное состояние. Подгорание контактов реле или контакторов можно устранить, зачистив их мел­кой шлифовальной шкуркой и промыв бензином или спиртом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие правила необходимо соблюдать при подключении электропотребителей в сеть?

2. Что обеспечивает система «Стоп-старта»?

3. Какими правилами регулируется применение цветных проводов на автомобиле?

4. Какая защитная аппаратура применяется в автомобилях?

5. Какие бывают предохранители?

6. Какие работы выполняются при техническом обслуживании бортовой сети автомобиля?

 

Тема 14: Коммутационная аппаратура, устройства для снижения радиопомех

План

1. Коммутационная аппаратура

2. Мультиплексная система электропроводки

3. Маршрутный компьютер

4. Устройства для уменьшения радио- и телепомех

6. Высоковольтные провода

 

Коммутационная аппаратура

 

Коммутационная аппаратура связывает электропотребителей и бортовую сеть и делится на коммутационную аппаратуру прямого действия (выключатели, переключатели, кнопки) и аппаратуру дис­танционного действия (реле, контакторы).

Рисунок 9. Централь­ный переключатель света 2003.3769

 

Аппаратура прямого действия может объе­диняться в комбинированные многофункцио­нальные устройства.

Отличаются они типом привода контакт­ного узла и характером взаимодействия кон­тактов. Контакты бывают скользящие и раз­мыкающие.

По конструктивному исполнению выклю­чатели и переключатели делятся на поворотные (рис.9), в том числе со съемным ключом, а также кнопочные, клавишные, рычажные.

Поворотные конструкции переключателей применяются в зам­ках-выключателях зажигания и подрулевых переключате­лях указателей поворота, фонаря заднего хода, а в некоторых случа­ях для фар головного света и радиоприемника.

Основой выключателя является контактный узел выключателя зажигания с оборудованным противоугонным устройством, блоки­ровкой от повторного включения стартера и сигнализацией об оставленном ключе зажигания. В таком случае повторное включе­ние стартера возможно лишь после возврата выключателя в нулевое положение.

Он является основным коммутационным устройством на авто­мобиле и обеспечивает включение первичной цепи системы зажи­гания, контрольно-измерительных приборов, стартера, электродви­гателя стеклоочистителя, радиоприемника и других устройств. На автомобилях с карбюраторным двигателем замок-выключатель на­зывают выключателем зажигания, а на автомобилях с дизелем — выключателем приборов и стартера. В замках-выключателях приме­няются скользящие размыкающие контакты.

В последнее время широко применяются замки-выключатели (рис. 10), которые, кроме основных функций выполняют роль противоугонного устройства. Панель 2 с выводами 7 крепится в корпусе 3 стопорным кольцом. Коммутация выводов осуществляет­ся контактным устройством с контактами 4.

 

 

Рисунок 10. Замок-выключатель ВК347: / — вывод; 2 — панель; 3 — корпус; 4 — контакт; 5— запорный стержень; 6— выступ; 7— пружина

 

Противоугонное устройство запирает колесо рулевого механиз­ма при определенном положении механизма, если в замке отсутст­вует ключ. В таком положении запорный стержень 5 под действием пружины 7 входит в паз вала рулевого механизма, обеспечивая его запирание. Выступ 6 гарантирует правильную ориентацию зам­ка-вычислителя при его установке.

Выводы рассматриваемых замков-выключателей обычно имеют цифровые обозначения. К выводам «30» и «30/1» подключаются ис­точники питания, к выводу «15» — система зажигания, к выводу «50» — цепь включения стартера, к выводу «75» — приборы и до­полнительное оборудование. Вывод «16» свободный, на нем появля­ется питание только во время пуска двигателя.

Клавишные выключатели и переключатели широко используются на автомобилях. Выключатели имеют два, а переключатели три фиксированных положения. В конструкции, показанной на рисунке 11, при нажатии клавиши пружинный толкатель перекидыва­ет контактную пластину 3, замыкающую контакты.

В конструкции ползункового переключателя (рис. 12) толка­тель перемещает контактную пластину. При этом происходит само­очищение контактов. Падение напряжения на контактах выключа­телей и переключателей не должно превышать 0,1 В.

Подрулевые переключатели имеют несколько отдельных кон­тактных узлов управляемые рукоятками. Переключатель наружного освещения и световойсигнализации управляет

 

 

Рисунок 11. Клавишный выключа­тель 84.3709 (а) и его конструкция (6): 1 — клавиша; 2 — толкатель; 3 — контактная пластина; 4 — корпус; 5 — лампа подсветки.

 

Рисунок 12. Ползунковый переклю­чатель: / — подвижной контакт; 2 — клавиша; 3 — корпус; 4 — лам­па подсветки; 5 — перекидная пла­стина; б — подвижные контакты.

 

переключением фар с ближнего на дальний свет и обратно, указателями поворота, сто­яночными огнями. Переключатель стеклоочистителя изменяет ре­жим работы стеклоочистителя ветрового стекла: работа на большой или малой скорости, прерывистый режим, включение омывателя, а также включение стеклоочистителя заднего стекла и его омывате­ля. Положения выключателя могут быть фиксированными и не­фиксированными, например, для включения омывателя ветрового стекла.

В рукоятки элементов коммутационной аппаратуры прямого действия в ряде случаев встраиваются лампы со светофильтрами, цвет которых зависит от функционального назначения аппаратуры: красный — предупреждает о необходимости принятия мер для пред­отвращения аварийной ситуации; оранжевый — указывает на необ­ходимость принятия мер для обеспечения нормальной работы; зеле­ный — констатирует нормальную работу; синий — оповещает о включенном дальнем свете и о том, что двигатель находится в хо­лодном состоянии. Лампы подсветки имеют синий цвет. Условные обозначения, поясняющие функциональное назначе­ние включаемого устройства, стандартизованы и имеют разную конфигурацию. Конструкция кнопочных выключателей общепринятая. Нажатие кнопки переводит подвижный контакт из одного положения в дру­гое. Кнопочный выключатель без фиксации замыкает контакты, ко­торые отжимаются затем пружиной. В системах электрооборудования автомобиля применяются электромагнитные и электронные реле для защиты переключателей от перегрузок. На выходе электронного реле обычно устанавливается реле элект­ромагнитное.

Современные электронные реле, как правило, выполняются с использованием интегральных микросхем. На рисунке 13 приведена схема реле-прерывателя 493.3747 указателя поворота на микросхеме КР1055ГП1.

Для удобства обслуживания реле и предохранители современ­ных автомобилей располагаются в едином блоке. Блок реле и предо­хранителей представляет собой центральное распределительное устройство, связанное через штекерные разъемы и жгуты проводов со всеми элементами бортовой сети автомобиля.

Печатный монтаж осуществляет электрическое соединение в блоке. Блок заключен в пластмассовый корпус, на крышке которого нанесены символы функционального назначения располагающихся под ним элементов. Блоки отличаются друг от друга числом и назначением входящих в них элементов.

 

К выключателю зажигания

через выключатель

аварийной сигнализации

К нагрузке прерывателя 49а

«Масса»

 

 

Рисунок 13. Реле-прерыватель 493.3747 указателя поворота на микросхеме КР1055 ГП1

 

 

Функциональные монтажные блоки объединяют в единое устройство, например, функциональный блок 174.3722 (рис. 14), предназначенный для коммутации цепей, содержит блоки, реле на­ружного освещения и сигнализации, реле сигнализации, реле до­полнительного электрооборудования, блок электроснабжения и блок полупроводниковых диодов.

 

Рисунок 14. Монтажный блок 174.3722 (крышка снята): / — реле включения очистителей фар; 2 — реле времени работы омывателя заднего стекла; 3 — реле-прерыватель указателей поворота и ава­рийной сигнализации; 4 — реле стеклоочистите­ля; 5— контактные перемычки реле контроля ис­правности ламп; 6 — реле включения обогрева заднего стекла; 7 — запасной предохранитель; 8 — реле включения дальнего света фар; 9 — реле включения ближнего света фар; 10 — предохра­нитель; // — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; 12 — реле включения звукового сигнала

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.