Алессандро Калиостро (Джузеппе Бальсамо) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Алессандро Калиостро (Джузеппе Бальсамо)

2023-01-16 23
Алессандро Калиостро (Джузеппе Бальсамо) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1743–1795)

 

Мистик и авантюрист Джузеппе Бальсамо, ставший известным как граф Калиостро, родился в семье мелкого торговца сукном Пьетро Бальсамо и Фелиции Браконьери в Палермо. За строптивый нрав родители отдали его на перевоспитание в бенедиктинский монастырь в Кальтаджироне. Там монах-аптекарь, увидев, что мальчик увлекается химией, взял его к себе в ученики. Но вскоре Джузеппе уличили в мошенничестве и изгнали из монастыря. В Палермо Джузеппе занялся изготовлением «чудодейственных» снадобий, подделкой документов и продажей простакам якобы старинных карт с указанием кладов. Затем он перебрался в Мессину, где в честь своей тетки взял псевдоним Калиостро.

 

Калиостро дает сеанс магии в Париже. Гравюра 1886 г.

 

Вместе с алхимиком Альтотасом совершил путешествие в Египет и на Мальту. В Риме женился на красавице Лоренце Феличиати. Промышляя мелкими мошенничествами, они скитались по Италии и Пиренейскому полуострову, в Лиссабоне встретились с некоей англичанкой, отправились с ней в Лондон, а оттуда – в Париж. Там пришлось конкурировать со значительно более образованным графом Сен-Жерменом. Калиостро, уверявший, что живет уже много сотен лет, продавал легковерным «эликсир молодости» с инструкцией по применению: «…приняв две крупицы этого снадобья, человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он, впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает третью и последнюю крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают зубы и волосы. Все они вырастают снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком…»

В 1777 году он вторично прибыл в Англию и стал распускать о себе слухи, будто легко вызывает души умерших, превращает свинец в золото и читает мысли. Калиостро рассказывал, что побывал внутри египетских пирамид и встретился с тысячелетними бессмертными мудрецами, хранителями тайн самого бога алхимии и тайного знания Гермеса Трисмегиста. Его решили использовать в своих целях английские масоны, которые, в свою очередь, рассказывали сказки, что к ним прибыл «Великий Копт», адепт древнего Египетского устава, посвященный в мистические тайны древних египтян и халдеев. Масоны финансировали рекламную кампанию вступившего в ложу Калиостро. Он же в свою очередь придумал новое учение египетского масонства, якобы основанное на учении египетских жрецов, причем все алхимические и каббалистические тайны доступны только трем верхним градусам масонства. А всего в кгипетском масонстве Калиостро разработал 90 градусов посвящения – больше, чем в любой другой масонской системе. Доверчивым слушателям он рассказывал, что родился 2236 лет назад, в год извержения Везувия, и вобрал в себя силу вулкана, что постиг тайну философского камня и создал эссенцию вечной жизни. Калиостро уверял, что много веков путешествует по миру и беседовал с великими правителями древности.

В Лондоне он занимался изготовлением драгоценных камней и угадыванием выигрышных номеров лотерей, что приносило немалый доход. Но когда выяснилось, что в лотерее процент попаданий в выигрышные номера невелик, лондонцы чуть не линчевали Калиостро. Он попал в тюрьму по обвинению в мошенничестве, но был выпущен за недостатком улик. По описанию одного из очевидцев, граф Калиостро обладал гипнотическими способностями и был «смуглолицым, широким в плечах человеком средних лет и невысокого роста. Говорил он на трёх или четырёх языках, притом на всех, без исключения, с иностранным акцентом. Держался таинственно и напыщенно. Щеголял перстнями, украшенными редкими драгоценными камнями. Называл их «безделицами» и давал понять, что они – собственного производства».

Из Лондона Калиостро направился в Гаагу и Вену, оттуда в Гольштейн, Курляндию и в Петербург. Туда он прибыл в 1779 году под именем графа Феникса, работал лекарем и близко сошелся с Иваном Елагиным и Григорием Потемкиным. Императрица Екатерина II рекомендовала придворным общаться с графом Фениксом для «пользы во всяком отношении». Калиостро «изгнал дьявола» из юродивого Василия Желугина и вернул к жизни новорождённого сына князя Гагарина. Впоследствии мать новорожденного заподозрила подмену младенца, а Екатерине не понравилось тесное общение Потёмкина с Лоренцой, которой он подарил немало бриллиантов, и графу Фениксу пришлось срочно покинуть Россию и отправиться в Париж.

Во Франции Калиостро безбедно жил до 1786 года, когда был выслан из страны за участие в афере с мнимой покупкой королевой Марией-Антуанеттой бриллиантового ожерелья графини Дюбарри (обвинение, скорее всего, было ложным). С 1789 года Калиостро обосновался в Риме, но уже в сентябре того же года был арестован по обвинению в принадлежности к масонству. Его предал один из трех членов основанной им в Риме новой ложи. Калиостро обвинили также в чернокнижии и мошенничестве. Показания против него дала Лоренца. Но ее все равно приговорили к пожизненному заключению в монастыре, где она вскоре умерла. Калиостро инквизиция приговорила к публичному сожжению, но казнь заменили пожизненным заключением. 7 апреля 1791 года в церкви Санта-Мария состоялся ритуал покаяния. Калиостро, босой, в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении. На площади перед церковью были сожжены его магические книги и волшебный инвентарь. Затем Калиостро был препровожден в замок Сан-Лео в горах Эмилии-Романьи. Чтобы исключить побег, он был помещен в камеру, где дверью служило отверстие в потолке. Калиостро умер 26 августа 1795 года.

 

Семен Иванович Гамалея

(1743–1822)

 

Русский поэт, видный масон, розенкрейцер.

Семен Иванович Гамалея родился в Китайгороде Полтавского полка (ныне – село Царичанского района Днепропетровской области) в семье священника. С 1755 по 1763 год учился в Киевской академии. Дальнейшее образование получил в Академическом университете в Петербурге.

 

С.И. Гамалея. Портрет конца XVIII в.

 

С 1769 года Гамалея преподавал латынь в Императорском сухопутном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1774 году был назначен управителем канцелярии белорусского наместника и масона графа Захария Григорьевича Чернышёва, с 1782 года был начальником канцелярии З.Г. Чернышева уже как московского генерал-губернатора. Гамалея стал одним из учредителей Типографской компании в Москве. 21 октября 1782 года в Москве Гамалея основал ложу «Девкалион», в которую вошли 15 человек. В речи на открытии ложи Гамалея, будучи Мастером стула, подчеркивал: «Роскошь, гордость, корысть, леность – суть тираны, держащие в узах бедного человека, самоизвольно предающегося их власти. Область их пространна, весь мир порабощен ими». Он пользовался большим авторитетом среди московских масонов и мартинистов из окружения Николая Новикова. Гамалея входил в состав главного капитула московских масонов, был основателем и великим мастером масонской ложи в Туле, сотрудничал с другими провинциальными ложами, в частности в Могилеве и Казани. В 1784 году, после смерти Чернышева, вышел в отставку, всё имущество раздал нищим, заслужив репутацию «божьего человека». Узнав, что ему назначается пожалование 300 душ крепостных за хорошее исполнение должности в Белоруссии, он отказался от них, сказав, что с одной собственной душой не знает, как управиться, как же принять еще 300 чужих на свое попечение. Гамалея говорил, что каждая побежденная привычка есть «шаг к свету».

После ареста Новикова в 1792 году Гамалея почти безвыездно проживал в селе Авдотьино Бронницкого уезда Московской губернии, где и умер 10/22 мая 1822 года.

Гамалея переводил с латинского, польского, немецкого и французского языков. Перевел все 22 тома сочинений немецкого оккультиста Якова Бёме (1575–1624), но перевод до сих пор остается неопубликованным. активно участвовал в создании вместе с Новиковым «Герметической библиотеки» из почитаемых масонами трудов.

Гамалея развивал идеи о существовании человека одновременно в трех мирах: «огненном», когда происходит стремление к действию, владению; «наружном», пекущемся об имуществе, и «светлом» – о духе Христовом. Он писал о суете мирской, о пользе молитвы, о кротости и смирении, о своей воле, о свете мирском и Божественном.

Вместе с Новиковым Гамалея собирал подписи на прошение в Берлинский розенкрейцерский капитул о принятии русских масонов в розенкрейцерство, а затем способствовал учреждению ордена Злато-Розового Креста в Москве, где имел имя Eliomas и был главным надзирателем.

 

Николай Иванович Новиков

(1744–1818)

 

Российский журналист, издатель и общественный деятель, масон, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения.

Родился в родовом имении Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы Московской губернии. Отец – Иван Васильевич Новиков (1699–1763), сын полковника и капитан-полковник флота, мать, дворянка Анна Ивановна Павлова. Новиков учился в Московской дворянской гимназии при Московском университете, откуда его исключили за прогулы.

 

Н.И. Новиков. Художник Д.Г. Левицкий. 1797 г.

 

В 1767 году Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового уложения». В 1768 году именным указом он был выпущен из гвардии в армию поручиком с назначением в Муромский пехотный полк Севской дивизии, однако продолжал служить при комиссии. В 1769 году по завершении работы комиссии Новиков вышел в отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень», где критиковал крепостное право, коррупцию, несправедливые судебные решения, затрагивая высокие придворные сферы. Но уже в следующем году издание пришлось прекратить под угрозой закрытия. В 1772 году удалось наладить издание другого сатирического журнала – «Живописец». Новиков также издал «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), серию «Древняя Российская вивлиофика» (1773–1776) – издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, а также в серии «Древняя Российская идрография» (1773) – описание Московского государства, составленное при царе Фёдоре Алексеевиче, и другие исторические материалы. В 1778 году издавал журнал «Утренний свет».

С 1779 года Новиков переехал в Москву, где взял в аренду университетскую типографию и издавал «Московские ведомости». За три года он напечатал больше книг, чем вышло в университетской типографии за предыдущие 24 года. Новиков наладил московскую книготорговлю и продавал в год до 200 тысяч экземпляров книг.

В 1781 году Новиков женился на племяннице князя Трубецкого – Александре Егоровне Римской-Корсаковой, которая 10 лет спустя умерла.

В 1785 году вышло распоряжение составить изданиям Новикова опись и передать их на рассмотрение московского архиепископа Платона, который должен был также испытать в вере самого Новикова. В своём донесении он разделил издания Новикова на три разряда: одни считал весьма полезными при бедности нашей литературы; другие, мистические, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные французскими энциклопедистами, считал зловредными. О вере Новикова архиепископ писал: «Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков». Из 460 изданий лишь 23 были признаны «могущими служить к разным вольным мудрованиям». шесть из них как масонские были запечатаны, а 17 запретили продавать.

В 1787 году во время неурожая и возникшего вследствие этого массового голода Новиков помогал крестьянам своего имения Авдотьино и соседних деревень, потратив на это до 50 тысяч рублей.

13 апреля 1792 года московскому главнокомандующему князю Александру Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковной печати. 22 апреля в спальню Новикова ворвались гусары и провели обыск, невзирая на то что хозяин был болен. Они перевернули дом вверх дном, но никаких подозрительных книг или писем не нашли. Новикова вытащили из постели, посадили в кресло и перенесли в карету. По указу императрицы его без суда заключили на 15 лет, так как никаких улик против него найдено не было. Новиков просидел лишь 4,5 года и был освобожден по восшествии на престол императора Павла. За время заключения все его имущество было продано с аукциона. Новикову удалось добиться возвращения лишь имения Авдотьино, которое тут же пришлось заложить за неимением средств. Оставшиеся годы больной Новиков прожил там, более никакой общественной деятельностью не занимаясь. Он построил для крестьян четырёхквартирные кирпичные дома, которые называл «домами связи». Такое название было дано, потому что Новиков считал, что цивилизация разрушила былую естественную связь между людьми. Он мечтал возродить связь человека с природой, занимался садоводством, разбил в имении фруктовый сад, много времени проводил в парке. 31 июля (12 августа) 1818 года 74-летний Николай Иванович Новиков умер от инсульта.

Новиков первоначально в 1775 году вступил в елагинскую систему масонства, в ложу «Астрея», но в конце концов предпочел ей систему Райхеля, в которой, как полагал Новиков, «было все обращено на нравственность и самопознание». Он был сразу принят в четвертую степень масонства, поскольку его считали полезным для масонского дела как просветителя. Елагинская система не нравилась Новикову, так как там слишком много ели и пили на заседании ложи, а не работали над собой. Вместе с Райхелем Новиков в 1776 году основал новую ложу, главной задачей которой должно было явиться нравственное совершенствование. Работой новой ложи должно было стать искание света, тогда как в елагинских ложах искали разгадки масонской тайны. «Душа и дух да будут единственными предметами нашими», «величие человеческой личности, его преизящество и благородство», «противодействие модным философам, подобным блеску сусального золота» – так Новиков понимал основные задачи масонов. Он был убежден, что «истинное масонство – в том просвещении, к которому можно прийти, идя по стезям христианского нравоучения», и всю жизнь следовал этому принципу.

 

Иоганн Георг фон Гердер

(1744–1803)

 

Немецкий писатель, философ, историк и теолог, масон.

Иоганн Георг Гердер родился в Морунгене, Восточная Пруссия, в лютеранской семье школьного учителя. Его мать происходила из семьи сапожника, а отец был церковным звонарем. В 1762 году Гердер отправился в Кёнигсбергский университет с намерением изучать медицину, но вскоре перешел на теологический факультет, который окончил в 1764 году. Там он слушал лекции Иммануила Канта (1724–1804) по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, а также брал уроки языков у Иоганна Георга Гамана (1730–1788). Здесь же он увлёкся идеями Жан-Жака Руссо (1712–1778). Кант называл Гердера «бушующим гением». В 1764 году Гедер уехал в Ригу, где при содействии Гамана занял место преподавателя в соборной школе, а после сдачи в следующем году богословского экзамена также сделался пасторским адъюнктом. В 1767 году Гердер получил выгодное предложение в Петербурге при дворе, но отказался его принять, хотя и увлекался «Наказом» Екатерины и мечтал сблизиться с ней. Увлеченность идеями Просвещения привела Гердера к конфликту с рижским духовенством и отставке в 1769 году.

 

Иоганн Гердер. Гравюра XVIII в.

 

Два года Гердер путешествовал по Европе, в Париже познакомился с Дидро и Даламбером, а в 1770 году познакомился в Страсбурге с молодым Гёте и приобщился к идеям литературного движения «Буря и натиск». В 1771–1776 годах Гердер служил советником консистории в Бюкебурге, а в 1776 году переселился в Веймар, где благодаря содействию Гёте получил должность генерального суперинтенданта, то есть главы лютеранской церкви в герцогстве Саксен-Веймар, и оставался на этом посту до конца жизни. В 1788–1789 годах он совершил большое путешествие по Италии. В 1802 году Гердер был возведен в дворянское звание курфюрстом Баварии Максимилианом IV Иосифом (1756–1825).

Главный труд Гердера – «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791). Он также написал «Фрагменты по немецкой литературе» (1766–1768), «Письма для споспешествования гуманности» (1793–1797) и «Адрастею» (1801–1803).

Высшим идеалом для Гердера была вера в торжество всеобщей гуманности, под которой он понимал осуществление гармонического единства человечества во множестве автономных индивидов, каждый из которых достиг максимальной реализации своего уникального Божественного предназначения. А в человеке философ больше всего ценил способность к сотворению нового. В эпоху торжества гуманности разумные способности людей можно будет сделать разумом; данные человеку природой чувства удастся реализовать в искусстве; а влечения личности можно будет сделать свободными и красивыми. Животных же Гердер считал для человека «меньшими братьями».

Гердер считал, что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории должен иметь литературу, проникнутую национальным духом. Он был первым, кто выдвинул идею современного национального государства, которая возникла из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Имперское государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас, поскольку оно разрушало сложившиеся национальные культуры. Он утверждал: «Природа воспитывает семьи, и, следовательно, самое естественное государство – то, где живёт один народ с единым национальным характером… Государство одного народа – это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени». По Гердеру, человечество переживает периоды молодости и дряхлости; с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. Но золотой век человечества, как считал философ, следует искать не в прошлом, а в будущем.

Гердер вступил в масонскую ложу «К мечу» («Zum Schwerte») в 1766 году в Риге. Он увлекся масонством из-за идеала «гуманности», под которым понимал «чистую любовь к людям и великодушие». Но Гердер осуждал масонство за излишнюю политизированность и религиозность, от которых, по его мнению, следует отказаться во имя «светлых идеалов будущего». Под влиянием Гердера масоном стал Гёте.

Иоганн Готфрид Гердер умер 18 декабря 1803 года в Веймаре.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.