Глава 3. Социальная позиция «Я в обществе» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 3. Социальная позиция «Я в обществе»

2023-01-16 39
Глава 3. Социальная позиция «Я в обществе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Само понятие «личность» - это социальная характеристика индивида, которая взаимосвязана с его генетическими и биологическими задатками.

Психологи определяют личность как устойчивую систему всех социальных качеств, приобретенных и развитых в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под социальными качествами личности принято понимать те из них, которые способствуют достижению общественно значимых целей. Единой классификации таких качеств не существует, но, тем не менее, условно их можно разделить на интеллектуальные и психосоциальные.

К интеллектуальным следует отнести такие мыслительные качества, которые влияют на познавательную деятельность: самосознание, способность к аналитической и синтетической деятельности, самооценке, восприимчивость к новому, способность выделять риски. В эту группу качеств входят и речевые способности: ясность, точность, правильность, выразительность и логичность изложения мысли. К психологическим социальным качествам личности относятся:

· эмоциональные (например, достоинство, честь);

· поведенческие (воля, целеустремленность);

· коммуникативные (открытость, толерантность);

· творческие способности личности.

Одно из важнейших социальных качеств личности – это самосознание. Эта сложная характеристика включает в себя принятие себя и людей такими, какие они есть в действительности; умение полагаться не на мнение других людей, а на свой опыт, чувства и разум; способность оценивать жизненные ситуации беспристрастно, брать на себя ответственность в любых жизненных ситуациях. Сюда же можно отнести и готовность к восприятию критики, умение преодолевать сопротивление, прилагая максимум усилий для того, чтобы достигнуть поставленных перед собой целей.

Важно понять, что социальные качества личности не передаются генетически, по наследству. Они вырабатываются и изменяются на протяжении всей жизни. Механизм формирования социальных качеств личности довольно сложен. Психологи называют его емким словом социализация. Ее этапы условно совпадают с этапами возрастного развития человека, при этом они связаны как с освоением первичных представлений о мире и характере человеческих взаимоотношений, так и с овладением специальными знаниями и навыками, адаптацией к профессиональной субкультуре.

С другой стороны, на формирование социальных качеств личности определяющим образом влияет ее структура. В психологии существует несколько подходов к ее описанию. В частности, известный ученый К.К.Платонов в основу структурирования личности положил биологически и социально обусловленные черты. Нижний уровень - это темперамент, возрастные и половые свойства личности, особенности нервной системы. На следующем уровне расположены различные психические процессы: мышление, память, восприятие и другие врожденные способности. Затем следует уровень опыта личности в процессе его социальной активности. На вершине этой условной пирамиды находится направленность человека, особенность его характера и мировоззрения, а также самооценка. По мнению К.К.Платонова, все эти уровни и формируют целостную структуру личности.

Структура личности позволяет человеку играть определенную роль в обществе, занимать конкретное социальное положение. Социальные качества личности изменяются, поскольку ее социальное окружение не может быть неизменным. Есть, конечно, факторы социализации, ценность которых неизменно сохраняется на протяжении жизни человека: национальная принадлежность, ментальность, государственное устройство, природно-географические условия (доказано, что они также влияют на становление личности). Другие факторы не так стабильны в своем влиянии на личность. Это семья, сверстники, учебные учреждения и производственные предприятия, средства массовой коммуникации, принадлежность к различным субкультурам. На протяжении жизни они могут трансформироваться.

Таким образом, индивид становится личностью исключительно в процессе социализации, взаимодействия, общения с другими людьми. Вне социума этот процесс происходить не может.

В социальной позиции «Я в обществе» у обучающего младшего школьного возраста реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди других, самореализации.

«Я и общество» – это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Ставя себя в позицию «Я в обществе», ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать себя как субъект.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

-При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

-Учить слушать других;

-Воспитывать чувство сопереживания;

-Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

-Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

-Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

-Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

-Вовлекать учащихся в коллективную работу;

-При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

- Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

 

Заключение

 

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием длявыявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании и состоянии ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября в нашей школе была проведена стартовая диагностика, которая была составлена совместно с психологом школы. Она основывалась на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Была проведена диагностика одаренности учащихся. Результаты диагностики позволили поставить педагогические задачи на адаптационный период.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования, социальной адаптации и развития личности каждого ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в портфолио учащихся.

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. – 380 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968. – 339 с.

3.   Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.

5. Божович Л.И Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – С. 122–131.

6.  Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1986. - С. 62-68. 23

7.  Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

8. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Терра, 1992.

9. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.

11.   Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. - 1994. - N 1. - С. 16-18; N 8. - С. 4-8.

12. Давыдов В.В.М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – 601 с.

13. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

14.   Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М., 1978.

15.  Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981.

16.  Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.

17. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2010

18. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991

19. Жане П. Психологический автоматизм. – М.: Изд-во А. Портнякова, 1913, – 141 с.

20.   Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. - М., 1993.

21.   Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. - М., 1991.

22. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения, Феникс, 2009.-281 с.

23. Колесникова Г.И. и др. Специальная психология и педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

24. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников «Просвещение», Москва, 1976 г.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература, 1975.

26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, – 584 с.

27. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

28. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. – 583 с. – с. 471.

29. Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

30. Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007

31. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2002.

32. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

33. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000

34. Осорина М.В., 1999

35. Петровский А.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1976 – 479 с.

 

 

Приложение

Индивидуальные характеристики личности

1. Дух соперничества.

2. Креативность, способность к творчеству.

3. Способность критически мыслить.

4. Любознательность.

5. Озабоченность материальным успехом.

6. Порядочность.

7. Честность.

8. Доброта.

9. Независимость.

10. Интеллектуальная развитость.

11. Потребность выполнять правила для учащихся.

12. Предприимчивость.

13. Открытость.

14. Наличие собственных убеждений.

15. Уравновешенность.

16. Организованность.

17. Чувство юмора.

18. Эмоциональность.

19. Искренность.

20. Социальная адаптивность.

21. Воспитанность.

22. Овладение общеучебными знаниями, умениями и навыками, определенными стандартами.

23. Умение различать хорошие и плохие поступки людей.

24. Прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию (учению).

25. Потребность в здоровом образе жизни.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.