Модификация методики Дембо-Рубинштейн. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

2023-01-16 48
Модификация методики Дембо-Рубинштейн. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: "рост", "доброта", "ум", "справедливость", "смелость", "честность", "хороший товарищ" (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: "Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой."

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

 

    1. Методика А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить учебное задание в письменной форме по русскому языку и математике. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей листочков ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

– совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

– характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

– устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы[17].

2 этап:

Данная методика представляет собой модифицированный вариант детского личностного вопросника, предназначенного для детей в возрасте 8–12 лет.

Личностный опросник состоит из 12 факторов(шкал), которые помогают определить направленность формирования личности и вследствие этого определить возможные «слабые места», чтобы вовремя предпринять меры по их коррекции.

Каждая шкала рассматривает определенное личностное качество в протяженности между его крайними проявлениями, например замкнутый-доверчивый, и измеряет его в стенах-единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным-10 и средним - 5.5 балла. Соответственно, исследуемое качество характеризуется биполярно, по крайним значениям на которые указывают знаки «+» или «−››, находящиеся справа и слева от буквы алфавита, обозначающий фактор.

Данная методика построена таким образом, чтобы вопросы, ее составляющие, были понятны для школьников всех категорий.

Детский личностный вопросник включает в себя 120 вопросов, которые охватывают практически все сферы жизни детей: отношения внутри семьи с родными и близкими; отношения в школе, классе, со сверстниками; поведение в различных социальных контекстах; социальные установки, самооценку, уровень мотивации.

Вопросник состоит из двух частей, в каждой из которой находится по шестьдесят вопросов. Вопросы теста имеют по два варианта ответа, кроме фактора В, имеющего три варианта.

Все шкалы, а их всего 12, содержат по 10 вопросов (по пять в каждой части), а каждый значимый ответ оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки – «стены». Крайние варианты ответов-1 и 10 встречается крайне редко. Однако, как показали исследования, данная методика позволяет составить адекватное представление о половозрастных особенностях школьников и обладает высокими дифференцирующими возможностями.

Данные вопросника могут искажаться и давать недостоверный результат в следствие наличия в бессознательном у испытуемого какой-либо установки или желания «быть хорошим», «понравиться» экспериментатору или доказать, что «он лучше, чем о нем несправедливо думают». Для того чтобы данную вероятность ошибки свести к минимуму, вопросы сформированы максимально нейтрально и равновесно, так, чтобы положительные и отрицательные ответы давали равный вклад в счет шкал. Эта методика направлена на изучение характера. И значит, здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. При оценке результатов исследования используется ключ, который накладывается на опросный лист, причем обе части теста идентичны для обработки. Каждый фактор на шаблоне имеет буквенное обозначение, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. После этого баллы первой и второй частей суммируются вместе по каждому фактору. Полученная сумма баллов является предварительной «сырой» оценкой, которая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. После этого предварительные оценки переводятся в стандартные.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.