Ил. 93. Когтеобразный изгиб большого пальца — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ил. 93. Когтеобразный изгиб большого пальца

2023-01-02 29
Ил. 93. Когтеобразный изгиб большого пальца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Доминирование флексора большого пальца вызывает когтеобразный изгиб пальцев.

1. Длинный флексор большого пальца (заканчивается у дистальной фаланги большого пальца).

2. Дистальная фаланга большого пальца.

3. Проксимальная фаланга большого пальца.

4. Кость плюсны.

5. Короткий флексор большого пальца.

Такой же механизм действия длинных флексоров больших пальцев.

 

Для правильного распрямления ноги в танце длинные флексоры пальцев и сухожилия должны быть сбалансированы так, чтобы пальцы составляли ровную линию без копьеобразной стопы (ил. 92, 93).

Малые внутренние мышцы стопы начинаются в плюсне и поэтому не оказывают влияния на голеностопный, таранно‑пяточный суставы и область лодыжки. Здесь выделяются две мышечные группы: сильные мышцы, начинающиеся в пяточной кости, и малые мышцы, начинающиеся в плюсне.

Сильные подошвенные мышцы, которые начинаются в пяточной кости, прикрепляются к базальным суставам пальцев, сезамовидной кости под большим пальцем и проксимальным фалангам других пальцев (ил. 94).

Они прижимают пятку к полу, оказывая сопротивление икроножным мышцам, которые поднимают пятку с помощью ахиллесова сухожилия. При сокращении малых внутренних мышц стопы пятка и базальные суставы пальцев сближаются. Таким образом, эти мышцы поднимают и укрепляют продольный свод стопы.

Вторая группа малых внутренних мышц начинается в костях плюсны и заканчивается в проксимальных фалангах 2‑го и 3‑го пальцев. Они могут раздвигать пальцы и соединять их вместе.

Малые внутренние мышцы стопы также включают соединения между длинными флексорами и тензорами. Эти соединения, червеобразные мышцы, имеют огромное значение для баланса мышц, которые прикрепляются к дистальным фалангам пальцев. В свою очередь этот мышечный баланс очень важен для танца на пуантах (см. ил. 92).

Для танцора важно, что обе группы малых внутренних мышц прижимают пятку к полу, не вызывая когтеобразный изгиб пальцев, т. к. они не заканчиваются в дистальных фалангах как длинные флексоры пальцев.

 

Ил. 94. Противодействующее влияние коротких флексоров пальцев и ахиллесова сухожилия

 

1. Короткие мышцы стопы. Они поддерживают продольный и поперечный своды стопы и прижимают пятку к полу перед отрывом.

2. Ахиллесово сухожилие. Оно поднимает пятку при отрыве.

 

г) Стопы ног в танце

 

Анатомические особенности должны всегда приниматься во внимание при работе стоп. Независимо от нагрузки на стопу нужно следить, чтобы медиальная сторона стопы была сбалансирована с латеральной.

Когда стопа расположена на полу, она одинаково покоится во всех положениях на трех точках: шаровидная часть большого пальца, шаровидная часть мизинца и пятка (см. ил. 81). Равное распределение веса гарантируется балансом медиальных и латеральных мышц стопы, стабилизаторов. Поэтому когда пятка неподвижно стоит на полу, она не должна латерально смещаться или подниматься. Латеральное смещение предотвращается латеральными сухожилиями, которые, как крепкие нити, билатерально прикрепляют пяточную кость к плюсне (см. ил. 91). Короткие подошвенные мышцы прижимают пятку к полу без когтеобразного изгиба пальцев, т. к. они заканчиваются в области базальных суставов пальцев. Они являются антагонистами икроножной мышцы, поднимающей пятку (ил. 94.) Пальцы разгибают поддерживающую поверхность головок плюсны. Для того чтобы пальцы оставались прямыми, длинные флексоры и тензоры пальцев должны быть сбалансированы.

 

Классическое положение

 

В классическом положении ноги находятся в ан деор, т. е. обращены наружу от тазобедренного сустава. Наружная часть стоп обращена назад, а внутренняя – вперед. Это положение дает возможность переката, что означает поднятие внешнего края стопы. Пяточная кость латерально смещается под таранную и наклоняется наружу. При этом стопа покоится на большом пальце, передняя часть стопы сгибается, медиальный продольный свод опускается. В результате нарушается мышечный баланс, и стопа теряет стабильность (см. ил. 86). Поэтому поворачивать стопу наружу дольше, чем позволяет тазобедренный сустав – серьезная ошибка. Когда стопа насильно выворачивается наружу из‑за неправильного ан деор в тазобедренном суставе, это создает лишь видимость правильного ан деор. То, что стопы повернуты наружу, но передняя и задняя часть стопы лежат в одной оси, а это приводит к опасному дисбалансу. Контроль за мышечным балансом возможен, когда пятки твердо стоят на полу. Когда вес в стопе распределяется на шаровидную часть мизинца, ось стопы выравнивается и продольный свод обеспечивает лучшую поддержку.

 

Деми плие и прыжок

 

В деми плие бедро и колени сгибаются, а лодыжки вытягиваются (ил. 95 а). Чем глубже деми плие, тем сильнее проксимальные фаланги пальцев прижимаются к полу, и тем сложнее удерживать дистальные фаланги вытянутыми. Существует тенденция чаще использовать длинные флексоры пальцев, а именно длинный сгибатель большого пальца, чем короткие внутренние мышцы. Это вызывает когтеобразный изгиб пальцев и сжатие стопы. Медиальная часть стопы, наиболее задействованная в деми плие, вытянута и оказывает сильное давление на шарообразную часть большого пальца. В результате нарушается мышечный баланс в месте прикрепления мышцы к сезамовидной кости под большим пальцем.

Правильное положение стопы в деми плие, особенно в глубоком, возможно, если хорошо развиты малые подошвенные мышцы. Постоянное нарастающее давление на шарообразную часть большого пальца вызывает боль в сухожилии длинного сгибателя большого пальца вдоль медиальной стороны стопы и вокруг медиальной лодыжки. Сухожилие здесь проходит по границе с ахиллесовым, поэтому боль часто диагностируется как боль в самом ахиллесовом сухожилии. Конечно, лечение ахиллесова сухожилия не приносит облегчения. Растяжение сухожилия длинного сгибателя большого пальца (Ил. 18) может привести к воспалению сухожильного влагалища, которое сужается, ограничивая действие мышцы до такой степени, что дистальный сустав большого пальца остается зафиксированным в согнутом положении («крючковатый палец»). Только исправление техники исполнения, равное распределение веса между большим пальцем и мизинцем облегчит сильную хроническую боль и снова позволит танцевать!

 

Ил. 95 а, б, в

 

Ил. 95 г

Ил. 95. Рентгеновский снимок стопы профессиональной 40‑летней танцовщицы (вид сбоку):

 

а) В деми плие: распрямление стопы происходит в голеностопном суставе.

б) При деми пуантэ: стопа поднята (согнута) так, что кости плюсны образуют единую линию с бедренной костью. В основном эта подошвенная флексия происходит в голеностопном суставе. Использование поперечно‑тарзального и клиновидно плюсневого суставов минимальное. Пальцы расположены под прямым углом.

в) При пуант: подошвенная флексия стопы такая же, как в деми пуантэ, большой палец остается прямым, благодаря сбалансированным действиям длинного сгибателя пальца и сухожилий. Второй палец, будучи короче большого, слегка согнут.

г) Ступня той же танцовщицы в пуант. Для этого снимка был слегка нарушен баланс. В результате мы видим согнутую ступню и когтеобразный изгиб пальцев.

 

Правильное деми плие – основное требование для каждого прыжка (см. также «Прыжок»). Импульс к прыжку исходит от подошв стоп. Для подготовки к дальнейшему сокращению мышцы подошвы в стопе должны расположиться на полу во всю ширину. Сила икроножной мышцы передается в переднюю часть стопы. Пальцы, в частности большой палец, совершает заключительный толчок при отрыве стопы от пола. Сила стопы, как мы уже увидели, зависит и от малых внутренних мышц стопы и от длинных сгибателей пальцев. Сгибатель большого пальца, прижимавший палец к полу, сейчас действует как главная пружина. Икроножные мышцы, которые используются при сгибании лодыжки, и сила подошвенных мышц связаны между собой.

 

Релеве и тандю

 

При релеве стопа сгибается в голеностопном суставе, т. к. передняя часть стопы опускается. При этом поднимается пятка. Главным образом, это движение обеспечивает икроножная мышца. Она дает 90° силы, необходимой для сгибания стопы. Т. к. икроножная мышца не только опускает стопу, но и обращает ее вовнутрь, латеральная стабилизация особенно важна при всех сгибательных движениях стопы. Движениям тандю, как вперед, так и в сторону, следует уделить особое внимание. Если длинные сгибатели пальцев не участвуют в завершении движения, пальцы изгибаются когтеобразно.

При неправильном использовании длинных сгибателей пальцев в релеве и тандю возможны проблемы – растяжение сухожилия длинного сгибателя большого пальца. Правильное использование стоп в релеве обеспечивает баланс медиальных и латеральных мышц стопы при работе в деми пуантэ.

 

Деми пуант

 

Передняя часть стопы в деми пуантэ вытянута до предела, пятка поднята. Нога согнута в голеностопном суставе (ил. 95 в). При необходимости в сгибании могут участвовать поперечно тарзальный и клиновидно плюсневый отделы.

Продольные своды стопы укреплены, пальцы максимально вытянуты в плюснево‑фаланговых суставах. Передний поперечный свод становится совершенно плоским, а кости плюсны разворачиваются от второй плюсны. Это образует совершенно новую поперечную часть подошвы передней части стопы, состоящую из головок костей плюсны и пальцев. Голеностопный и таранно‑пяточный суставы должны быть стабилизированы длинными мышцами так, чтоб не возникало латерального смещения стопы. Правильное положение деми пуантэ требует, чтоб пальцы, а особенно большой палец, мог распрямляться в базальном суставе хотя бы на 70°.

Чтобы правильно сгибать стопу каждый танцор должен использовать голеностопный, поперечно‑тарзальный и клиновидно плюсневый суставы в соответствии со своим телосложением. Эти суставы составляют особенную форму стопы каждого танцора. Так как движение исходит из голеностопного сустава, любое ограничение его движений – серьезная проблема для танцора. Ограничение движений может быть вызвано переломом лодыжки, разрывом связок или долгой иммобилизацией в гипсе. Даже при возможной в наши дни внутренней хирургической фиксации при переломе голеностопного сустава (osteosynthesis) и лечении связок в движении связок без иммобилизации, небольшое ограничение движений остается. Это не особенно важно для людей, не занимающихся танцами, но опасно для карьеры танцора.

У заднего отростка таранной кости два бугорка: медиальный и латеральный. Если латеральный бугорок не соединяется с телом таранной кости, он образует отдельную кость (osttigonum). Это неважно для людей, не занимающихся танцами, но у танцоров эта маленькая косточка вызывает болезненные ощущения при деми пуантэ. Косточку можно удалить хирургическим путем. Следует заметить, что важное сухожилие мышцы большого пальца проходит между двумя бугорками таранной кости.

 

Пуант

 

Танец на пуантах – самое сложное задание для стопы. До принятия положения пуант должны быть соблюдены следующие требования:

– Мышцы стопы должны быть подготовлены.

– Верхняя часть туловища должна находиться в правильном положении.

– Таз должен быть зафиксирован во всех позициях.

– Колени должны быть прямыми.

– Положение в деми пуант должно быть идеально устойчивым.

В положении пуант, в большей степени, чем в деми пуантэ. участвует не только стопа и нога, но и особым образом все тело (ил. 95 в, г). Важно, чтобы верхняя часть тела оставалась в прямом вертикальном положении. Верхняя часть тела должна быть в линии гравитации так, чтобы ось не смещалась при совершении поворотов. Таз должен быть стабилизирован.

Поверхность, выдерживающая вес, очень мала в пуант. Молодые танцоры должны научиться поддерживать баланс длинных сгибателей и сухожилий пальцев так, чтоб большой палец оставался прямым продолжением костей плюсны в пуант. При правильном балансе не возникает неправильного давления на пальцы.

 

Ил. 96. Схематическое изображение положения большого пальца при работе в пуант:

 

а) Правильное: большой палец прямой. Длинный сгибатель пальца и сухожилия сбалансированы. Вес тела в основном покоится на кончике большого пальца и части поверхности сгибателя дистальной фаланги.

б) Неправильное: большой палец согнут во внутрифаланговом суставе. Вес тела покоится на поверхности разгибателя дистальной фаланги, на ногте большого пальца и внутрифаланговом суставе. Постоянно сокращающийся длинный сгибатель большого пальца перенапряжен. Симптомы проявляются в сухожилии.

 

 

Ил. 97. Схематическое изображение типичных изменений в большом пальце с когтеобразно изогнутыми пальцами из‑за танца на пуантах: дистальная фаланга большого пальца смещена латерально.

 

Под ногтем большого пальца скапливается кровь: он коричневого цвета и часто неправильной формы. Существует риск врастания ногтя в медиальный ногтевой валик, что может вызвать хроническое воспаление. С медиальной стороны есть утолщение мягких тканей (мозоли, слизистая сумка, ганглиальный пузырь, экзостоз) над внутрифаланговым суставом.

Если в пуант сгибается большой палец, происходит деформация, поражение ногтя и болезненное растяжение длинного сгибателя большого пальца (ил. 96 б).

К сожалению, это вызывает частые проблемы у танцовщиц и танцоров (ил. 97). Эта ошибка должна быть исправлена на ранней стадии занятий балетом. Мой опыт показывает, что в дальнейшем на это нет времени.

 

Только при выполнении всех вышеупомянутых требований стопа может принять положение   пуант    (ил. 96 а).

 

Нельзя назвать точный возраст, когда нужно начинать работать на пуантах. Крепости мышц стопы предшествуют годы занятий. Возраст с 11 до 12 лет нельзя назвать подходящим. Молодые люди, посещающие всего одно занятие в неделю, никогда не достигнут этой стадии. Надеюсь, преподаватели все чаще будут следовать этому правилу. Если девочка становится на пуанты слишком рано, до достижения голеностопным суставом равновесия, латеральное смещение гарантировано, в этом положении стопа постоянно отклоняется наружу. Это то же самое, что получить растяжение, оступившись. Подобные мелкие растяжения следуют одно за другим и вызывают постоянное повреждение латеральных связок голеностопа. В свою очередь это может привести к потере равновесия в таком важном суставе и к преждевременному артрозу со всеми вытекающими последствиями (ил. 98).

Кроме того, возможны необратимые деформации пальцев и костей плюсны. Так как стопа участвует во всех танцевальных движениях, правильная техника исполнения и правильное распределение веса при работе на пуантах гарантирует танцору избежать травм. Танец доставит удовольствие, а не болезненные воспоминания (ил. 99).

 

Пуанты

 

Правильно подобранные пуанты очень важны для правильного положения пальцев и стопы в пуант. Болевые ощущения, травмы стопы и даже несчастные случаи могут стать результатом неправильно подобранных пуантов. Мы обозначим несколько основных правил.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.