Моделирование с использованием стихов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Моделирование с использованием стихов

2023-01-01 29
Моделирование с использованием стихов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Строя модели своих любимых стихов, дети воспроизводят свое понимание каждого произведения или части его. Малыши изображают предметы и их взаимодействия с помощью маленьких человечков. Но они не могут построить настроение человека, его чувства. В этом случае детям нужна помощь.

 

Помогите им придумать символы, изображающие настроение, чувства и другие нефизические процессы.  

 

Вместо послесловия

 

Как вы уже убедились, это удивительная книга. Она вводит читателя в волшебный мир детских фантазий, знакомит со способами работы с ребенком, которые, основываясь на естественном стремлении детей к познанию мира, позволяют формировать у них творческое воображение и, главное, основы диалектического мышления. Написана книга добрыми, тонко чувствующими душу ребенка авторами. Помогали авторам сами дети, живущие в Норильске, Находке, Риге (Латвия) и других городах.

В этой книге содержится один из возможных ответов на вопрос, волнующий многих родителей: почему ребенок, поражавший окружающих своими бесконечными вопросами и нестандартными суждениями, взрослея, часто теряет интерес к познанию? Ответ таков: ребенка с детства необходимо учить способам действий, которые позволяют самостоятельно совершать открытия, формируют одно из основных качеств творческого человека – любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного.

Логика изложения материала в книге следует основным положениям новой, не столь давно появившейся научной дисциплины, которая шифруется аббревиатурой ТРИЗ. Вы уже знаете, что ее создателем является Генрих Саулович Альтшуллер, известный читателю как писатель-фантаст, пишущий под псевдонимом Г. Альтов. ТРИЗ первоначально создавалась в помощь инженерам-изобретателям. В настоящее время она превратилась в разветвленную научную дисциплину, включающую в себя разделы, в которых изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Сегодня ею пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы, представители других специальностей.

 

Основным достоинством теории, как это ни парадоксально звучит, является ее максимальная практическая ориентированность, технологичность. При этом с помощью ТРИЗ решаются не только технические и жизненные проблемы.  

 

Как мы уже отмечали, в теории предлагаются способы формирования талантливого системного мышления, когда человек обучается видению той или иной системы в ее пространственных и временных взаимосвязях с другими системами, образующими надсистему. Временные связи системы отражают тенденции ее развития, основу которых составляет процесс возникновения и разрешения противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние. Внимательный взрослый читатель в этом перечислении, конечно же, узнал некоторые элементы, составляющие суть диалектики как способа познания мира. Этот перечень приведен здесь не случайно. Все эти положения представлены в ТРИЗ.

 

Врагом творчества номер один является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.  

 

Приведем простой пример. Попросите своих знакомых ответить на такой вопрос: «Что должен сделать глухонемой человек, чтобы ему в хозяйственном магазине продали молоток?» В ответ вам постучат кулаком по столу. После этого ответа сразу, не задерживаясь ни на мгновение, задайте этому человеку другой вопрос: «Вслед за глухонемым в этот же магазин заходит слепой человек. Что он должен сделать, чтобы ему продали ножницы?» Многие из ваших собеседников воспроизведут жест безымянным и средним пальцами, словно эти пальцы являются режущими поверхностями ножниц. Но ведь слепой человек может говорить… В данном случае внешне сходная форма вопросов вызывает стереотипную ответную реакцию.

 

Творческое мышление характеризуется умением преодолевать влияние стереотипов. Способы, помогающие преодолеть инерцию мышления, вы также найдете в этой книге.  

 

Так, в частности, с помощью так называемого «морфологического ящика» можно изобретать самые разные игры, в которых используются клюшка и мяч. Причем в эти игры могут играть не только люди, но и, к примеру, слоны.

В ТРИЗ есть понятие ресурсов, т. е. невостребованных возможностей системы. Важным ресурсом книги является то, что ее персонажи несут в себе большой нравственный заряд. Решая те или иные проблемы, они никогда не переступают допустимые границы нравственных норм. Более того, они всегда готовы прийти на помощь тем, кто попадает в беду.

Особое внимание хочется обратить на главы, в которых рассказывается об игре «Маленькие человечки». Известно, что процесс познания совершается в основном опосредствованно. Ведущий способ опосредствованного познания – моделирование, в процессе которого выявляются структура и взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира, формируются общие способы разрешения проблем. Игра «Маленькие человечки» хороша тем, что разговор с ребенком о сложных структурных связях материального мира ведется на ее языке. Способ познания здесь органично соединяется с ведущей для малыша деятельностью – игровой. Дети узнают о том, что все предметы и явления суть системы, имеющие свою структуру. Такой же системой может быть представлена и обыкновенная сказка. Следовательно, у каждой сказки есть своя структура. И если познакомить ребенка с принципом взаимосвязи структурных элементов в классической сказке, научить его в этих элементах разбираться, то это оказывается достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно смог подобные сказки сочинять.

Книгу вполне можно использовать как хорошее учебное пособие и практическое руководство по интеллектуальному развитию ребенка.

Закончить хотелось бы книгу словами Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним, тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки».

Удачи вам, всем тем, кто любит странствовать сложными и запутанными путями познания! Пусть каждый из вас отыщет свою путеводную звезду.

 

В. Н. Макаревич, доктор психологических наук

 

Большое удовольствие писать статью о такой замечательной книге. Это уже не первое издание, что само по себе свидетельствует о том, что книга нашла своего читателя.

Особую актуальность этой удивительной книге придает оригинальный подход авторов к развитию творческих способностей детей. Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» – это учебник для малышей, где главный герой – сам малыш, другие действующие лица – остальные дети в группе. Вместе они читают о поучительных приключениях Колобка и принимают в них участие.

 

Избранный способ подачи материала в значительной мере связан с тем, что авторы – ученики и последователи замечательной школы Генриха Сауловича Альтшуллера, изучающей способы развития творческих способностей и умений взрослых для решения реальных изобретательских задач.  

 

Совершенно понятно, что работа с детьми намного труднее. Здесь требуется существенная модификация методических приемов для развития детской фантазии. Невероятно, но авторы справились с этой задачей и с успехом развивают избранное направление. Хочется заметить, что в наши дни проблемы развития инициативы и творческих возможностей детей России приобретают особую актуальность, определяя перспективы и скорость выхода страны на новый образовательный уровень.

К сожалению, большинство книг для детей, предназначенных для развития их творческих способностей, малоконструктивны. И если в них говорится о том, что надо сделать, то совсем не говорится о том, как это сделать. «Наука думать для больших и маленьких, или Новые приключения Колобка» выгодно отличается от этих книг тем, что она глубоко продумана с методической стороны и систематически побуждает ребенка делать собственные открытия, указывая ему пути к достижению поставленной цели.

Данное издание пополнилось новыми главами, в каждой из которых опубликованы ответы детей, решавших приведенные в книге задачи. Эти задачи взяты из тех занятий, которые проводились во время авторских семинаров в разных регионах нашей страны. Кроме того, теперь в каждой главе предусмотрена защита от помехи ребенку со стороны читающего ему книгу взрослого, так как диапазон ответов детей, как правило, перекрывает возможные варианты ответов зрелых людей. Особенно интересно, что способы решения каждой проблемы после ее анализа закрепляются построением моделей и исполнением песен с ответами детей, найденными во время поиска решения.

 

Опыт практической работы авторов показывает, что представляемая книга постепенно становится для малыша другом, с которым он не желает расставаться.  

 

Неоднократно наблюдалось, что ребенок настолько не хочет откладывать ее до следующего дня, что берет ее с собой, когда идет спать. Восприятию книги очень способствуют прекрасные иллюстрации, выполненные с учетом психологических особенностей детского мышления.

 

Нет сомнения, что книга может стать прекрасным путеводителем для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и видеть задачу с многих сторон.  

 

Поэтому естественно, что книга может быть не только хорошим помощником для родителей, занимающихся развитием своих детей, но и апробированным рабочим пособием для воспитателей и педагогов начальных классов современной школы.

 

Р. М. Грановская, профессор, доктор психологических наук

 

 

А теперь для взрослых

Азбука диалектики

 

 

 

Уважаемые родители, бабушки и дедушки и просто взрослые!

Вы вправе спросить у нас, где же тот самый перечень понятий и элементов такой непростой науки как диалектика?

Сразу же отвечаем – этого в нашей книге нет. Мы и не ставили перед собой такую задачу. Диалектика сложна и многогранна. В работе с детьми мы постарались подвести их к пониманию только некоторых элементов. Скажем так: показали «аз» и «буки» – буквы из букваря науки диалектики. Чтобы легче было ориентироваться, ниже приводим таблицу, в которой указано как раскрывается в главах азбука диалектики.

 

Таблица 1

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

Примечание

Данная таблица предназначена тем, кого интересует весь материал по конкретному методу или элементу ТРИЗ.

По горизонтали указаны основные приемы анализа и решения задач.

По вертикали дается перечень глав книги.

В самой таблице указываются фрагменты практического использования предлагаемого материала, и где находится краткая информация о методе или элементе ТРИЗ.

 

 


[1] Ю. Слатов.

 

[2] А. Туктаров.

 

[3] Л. Сергеев.

 

[4] А. Туктаров.

 

[5] Р. Сеф.

 

[6] Р. Сеф.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.