Роль стереотипов в межкультурной коммуникации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Роль стереотипов в межкультурной коммуникации

2022-12-20 34
Роль стереотипов в межкультурной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стереотипы жестко встроены в систему человеческих ценностей, они обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. В каждой ситуации межкультурного взаимодействия используются эти предельно общие, культурно специфические схемы и оценки собственной группы и других культурных групп.

Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам решает, какие факты и в каком свете оценивать. Это существенно влияет на характер коммуникации с представителями других культур. Пример: разговор оживленно жестикулирующих итальянцев и немцев, привыкших к разным стилям общения. Итальянцы могут приобрести стереотип о холодности и сдержанности немцев, немцы – об экспрессивности и неорганизованности итальянцев.

Cтереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными качествами, на основе чего можно прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль. В зависимости от способов и форм использования стереотипов, они могут быть полезны или вредны для коммуникации. Эффективная стереотипизация помогает людям понять ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда мы ошибочно относим людей не к тем группам, некорректно описываем групповые нормы, смешиваем стереотипы с описанием конкретного индивида и когда нам не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте.

 

3.14 Объясните сущность понятий «этноцентризм», «ксенофобия» и «аккультурация» и назовите основные формы их проявления

Этноцентризм – психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, а другие недооцениваются.

Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Ценности других культур оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

При наличии этнического конфликта между общностями этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах. При таком этноцентризме, получившем название воинственного, люди не только судят о чужих ценностях с точки зрения своих, но и навязывают последние другим. Воинственный этноцентризм выражается, как правило, в ненависти, недоверии, обвинении других групп в собственных неудачах.

Аккультурация – процесс освоения чужой культуры, адаптации к ней; в связи с этим - изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, ценностнях установок индивида. Термин «аккультурация» используется, таким образом, для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (рецепиенты) перенимают ценности и традиции другой (у культуры-донора).

Основные формы (стратегии) аккультурации:

Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает нормы и ценности другой культуры, при этом отказываясь от своих норм и ценностей.

Сепарация – отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей. В этом случае представители недоминантной культуры предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители доминантной культуры, это называется сегрегацией.

Маргинализация – означает потерю идентичности с собственной культурой, но при этом и отсутствие идентичности с культурой большинства (возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность в силу внешних причин и отсутствия интереса к культуре большинства или дискриминации со стороны этой культуры).

Интеграция – идентификация как со старой, так и с новой культурой.

Ксенофобия – это одна из форм предрассудков, неприязнь к иностранцам.

Ксенофобия — ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.

По подсчетам социолога Льва Гудкова, в России вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75—80 %, таким образом среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «чёрных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, даже геев или представителей иной субкультуры, достаточно того, что перед ним — чужой (инакомыслящий).

Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, также могут испытывать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.

 

3.15 Назовите базовые ожидания, определяющие характер повседневного общения между людьми

1.Ожидается, что участники взаимодействия должны обнаруживать ситуационную уместность, т.е. знание о том, как вести себя в конкретных социальных ситуациях. Если кто-либо нарушает или не обнаруживает ситуационного знания, его поведения объясняют неуклюжестью, усталостью и т.д. Если объяснений недостаточно, человеку приписывают душевную болезнь.

2.Ожидается, что участники взаимодействия a priori уважительно относятся друг к другу. Уважительное отношение к окружающим подразумевает использование одобренных обществом средств и путей его выражения, то есть соответствующее поведение. Такая манера держаться не свидетельствует об истинном отношении участников взаимодействия, речь идет именно о базовых ожиданиях, в основе которых – признание необходимости сосуществования разных людей.

3.Ожидается, что люди открыты для общения друг с другом. Вместе с тем они должны точно оценивать уровень вовлеченности во взаимодействие. Вовлеченность д.б.адекватной ситуации (необходимость «приноровиться» к ситуации; не привлекать чрезмерное внимание попытками войти в доверие ко всем собравшимся, но и не пытаться подчеркнуто избегать общения с ними). Вовлеченность означает способность индивида к гибкому поведению.

4.Ожидается, что каждый из участников взаимодействия способен передавать свои сообщения доступным для понимания другого образом и в свою очередь понимать то, что передано ему самому.

5.Ожидание взаимности (необходимо помогать тем, кто помогал нам; нельзя причинять вред тем, кто оказывал нам помощь - и т.д.)

 

3.16. Перечислите важнейшие эффекты межличностного восприятия и дайте краткую содержательную характеристику каждому из них

Восприятие – процесс отбора, орг-ции и интерпретации чувственных данных.

Эффекты межличностного общения (нижеописанные эффекты относятся к первому впечатлению):

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека завися от таких качеств оценивающего как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников уверен, что его суждение о другом точно соответствует действительности, то он не будет заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Большинство из нас не раз переживали такую ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки». Неважно, что Вы делаете или говорит – другой человек не реагирует на ваше поведение, он уже сделал о Вас выводы, повлиять на которые невозможно.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые на самом деле присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Эффект ореола. Тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнёра: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Сущ. неск-ко типов запуска эффекта ореола:

- схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнёров в той илиь иной сфере, при этом неравенство должно быть действительно значимым для воспринимающего. Люди склонны переоценивать тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру.

- Если человек нам нравится внешне, то мы склонны переоценивать его психологические характеристики

- Ещё одна схема – проявление фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто оносится к нам плохо.

4. Стереотипизация. Соц. стереотип – устойчивый стереотип о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Соц. стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация - главный механизм этого процесса. Любой соц.стереотип явл-ся порождением опр. группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда явл-ся конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функций стереотипа часто пытаются идти от индивидуальных особенностей человека это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы – следствие ограниченного опыта, невежества и пр. Везде, где существуют группы есть стереотипы, определяющие понятие групп друг о друге. Адекватно использоваться они могут только в межгрупповом общении для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей разных групп.

3. 17 Управление эмоциями и чувствами в общении

Чувства – устойчивое эмоц. отн-ние чела к явл-ям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, мотивами, потребностями, отражающий в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедея-ти.

Осознание эмоций – 1. Отчётливая фиксация человеком своего состояния, что позволяет ему учитывать его в своих практических действиях. 2. Способность выразить этот факт в знаковой форме.

Эмоции и чувства – важнейшие психические процессы, регулирующие наше индивидуальное поведение и отношения с другими людьми. Основное отличие между чувствами и эмоциями связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Управление чувствами и эмоциями предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении управление эмоциями предполагает как контроль за собственными переживаниями, так и способность распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнёров по общению. Когда мы говорим, что человек осознаёт то или иное своё состояние, мы имеем в виду: то, что у человека некоторый факт запечатлелся настолько отчётливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях. То, что он способен выразить этот факт в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть разной. Человек может знать, что он нечто переживает.

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своём состоянии в словесных категориях. Именно на этом уровне возникает контроль за эмоциями, а именно:

способность предвидеть их развитие и понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия

Эмоц. процессы осознаются не всегда, особенно это касается тех процессов, которые формировались в раннем детстве, а также чувства, ставшие привычными, к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь.

Основной показатель зрелой, нормальной эмоции – её произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления её выражением, переживанием и порождением. Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, изменённой или подавленной реакции – всё это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не прямо, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация (когда эмоция называется словами) и владение предметной областью эмоций (т.е. когда определённый предмет вызывает определённую эмоцию).

Существует противоречие между требованиями культуры (субкультуры) и необходимостью проявлять эмоции определённым образом в процессе межличностного взаимодействия. Поиск меры и осознание ценности подлинных чувств и их выражения – основа эффективности межличностного общения.

Способы контроля за проявлением чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом взаимодействии – пространственное отделение сторон, формализация поведения, стереотипизация и обезличенность – приводят к нейтрализации, подавлению, вытеснению эмоций из отношений или формированию исключительно отрицательных эмоций и чувств, лишая эти отношения собственно межличностной окраски.

4.1. МК в современном обществе.

МК - это производство, распространение и восприятие сообщений большими массами людей, распределенными в пространстве и времени, с помощью технических средств

Современные СМК: книги, печать (газеты и журналы), радио, телевидение, фото, кино видео, интернет (сми, инфо агентства, радио + собственные интернет ком).

Всего в мире – 2 млрд. инет-пользователей. В России – более 50 млн.

1 место – США и канада, 2 - Австралия, 3 – Европа (особенно Великобр-я), 4 - Азия Африка.

Совр.мир после окончания холодной войны и двухполюсного противостояния находится в поиске между однополюсной и многополюсной моделей развития. В МК всех стран много общего, хотя имеются различия и особенности регионального и национально-культурного свойства. Глобальные соц-пол изменения сопровождаются и стимулируются информационно-коммуникационной революцией, связанной с созданием сети Интернет. Создается основа для формирования единого информационного общества. Смк разделились на традиционные и нетрадиционные. Соотношение между ними будет постепенно меняться в пользу Интернета как глобального электронного СМК. Интернетизация – ядро, мэинстрим, процесса информационно-коммуникативной глобализации., имеющей содержательные и технологические аспекты. Содержательная сторона связана с формированием гражданского общества и публичной сферы, технологическая предполагает развитие коммуникационной инфраструктуры. Ведущую роль в этом процессе играют развитые страны, США. На современ рынке более значительную роль играют транснациональные медиакорпорации. Сегодняшнее лицо информационного мира определяют несколько десятков ТНК, входящих в тысячу самых крупных корпораций. Национальные СМК испытывают возрастающую зависимость от мирового медиарынка. Но эта тенденция глобализации сталкивается с национально-культурной локализацией. Даже если небольшая газета в России, тиражом в неск тысяч экз, делает свой сайт в Интернете, она уже превращается в глобальное СМК. Причем перевод на английский не всегда обязателен, потому что люди разных национальностей во всем мире получают возможность читать ее на своем языке. На этом примере хорошо видно, как глобализация не отменяет регионализацию. Интернет позволяет осуществлять связь между глобальным и российским пространством, а также между общероссийскими и местными информационными структурами. Российская часть Интернета – Рунет – играет интегрирующую роль в плане доступа к индивидуальной и массовой информации. Традиционные СМК используют Интернет для своего распространения как в мире, так и в регионах в аудиовизуальной и текстовой формах. Возникли и принципиально новые СМК – электронные газеты. Они постоянно обновляются, материал делается сверхоперативно – одновременно с событием. Развиваются информационные агентства (публицистические – Regnum, отраслевые - Neftegaz.Ru, Oilru.com, RWAY.Ru - информационно-аналитический портал о недвижимости, остальные - AK&M, Associated Press (США), Dailystroy.ru, Интерфакс, Москва, Итартас и др.). Движение к информационно-коммуникативному обществу сдерживается трудностями доступа к средствам связи, к компьютерам и Интернету, связанными с разными потребностями и возможностями населения.

Россия: Развитие рос СМК шло под одновременным воздействием революционных социальных и технических изменений. Вместо вертикальной партийной системы СМК возникла горизонтальная плюралистическая структура. Распалась командно-административная система управления. Возникли автономные издания, радио, телеканалы. По форме собственности СМК: госуд и частные. Возникли бесплатные информационные издания. Появилось новое деление прессы на элитную, качественную, и массовую, бульварную. К первой относятся – финансово-экономические издания, ко второй – пресса с эклектическим набором информации и желтая пресса. На лидерские позиции выдвинулось телевидение. Становится все более нужной для аудитории и рекламодателей местная пресса. Реклама и ПР стали важной частью всех видов СМК прежде всего как источники финансирования. В медиакомпаниях возникли новые рекламные и пиаровские отделы, социологические службы. Происходит дифференциация СМК по интересам социально-демографических групп. Растет численность электронных изданий в Интернете. Расширение средств информации за последние 10-20 лет вызвало уменьшение объема политической информации, укрупнение организаций СМИ, возросшие тенденции к сенсационности. Источник – Яковлев, методичка, современные теории массовых коммуникаций.

 

4.2. Этапы и теории информационного процесса в СМК.

Инф. процесс имеет 4 этапа: отбор инф-ции(selection); создание сообщ-й(creation); распростр-е(dissemption); восприятие ауд-ей(perception).

В соотв-ии с дан этапами выдел осн теор инф пр-са.

1.теория привратника (Курт Левин). Опис-ет пр-сс отбора инф-ции, кот станет сообщ-ем. Селекция-такой пр-сс отбора инф-ции, в рез-те кот из множ-ва sms т-ко небольш их часть поступит в СМК. Факторы, влияющ на отбор инф-ции: невозможно разместить все sms в силу пространственно - времен огранич-ти СМК; Субъективная оценка людей, отбирающих инф-цию, интерес аудитории (не м иметь одинаковый интерес ко всем sms). Привратник - кто пропускает/не пропускает инф-ю. Сущ 5 субъектов/уровней отбора: интерес и вкусы издателей/редакторов (личн факторы); технологич ф-р (технич возмож-ти и практика - интересно/нет); уровень орг-ции с ее нормами и правилами; соц среда-окружение влияет на процесс отбора; соц с-мы об-ва с их нормами, цен-тями, представл-ями. Сущ агенты влияния, влияющ на инф-ю: 1.пол агенты (власть, чинов-ки) - влияние с пом позитив и негат санкций.2.экономич-е- собственники СМК-владеют кап-лом-влияние через офиц пол-ку комп-ии и прямое администрирование;спонсоры и рекламодатели.3.источ-ки инф-ции-добыв инф и передают ее СМИ(инф аг-ва).4.производители новостей-рук-ли СМИ-опред-ют новостн пол-ку компании,в т.ч. и рядов журн-ты.5.агенты открыт насилия-рук-ли силов ведомств и криминал стр-ры(похищ-е,уб-во жур-тов).

2.теория повестки дня (создания новостей) - выявлено влияние стр-ры новостей в СМК на стр-ру мнений/представл-й у ауд-ии на эти новости. С т.зр жур-тов, подходы массов ком-ров влияют на оценку соб-я общественностью. Создатели - М.Маккомб, Д.Шоу(68-72 г). Тогда счит, что СМИ слабо влияют на рез-ты выборов. Выявлены тенденц: влияние повестки дня (=стр-ры sms) в разн видах СМК на разн группы людей; пов-ка дня сильнее дейст-ет на нац ур-не, слабее на регионал; наиб сильн возд-е оказ обсужд-е проблем в СМК в теч 8-10 нед,а перв эффекты-спустя 5-7 нед с нач сообщ-я.Обсужд-е темы в теч месяца м поднять интерес к ней с 0 до высокого; последнее по врем-ни sms игр более важн роль; корреляция- связь со значимостью проб-мы (чем более значима для ауд-ии, тем более обсужд-ся). За послед 10-летия-4 результата:1).нек-е больше/меньше фильтруют инф-ю,различ по степени критичности и любознател-ти,но влияние все-таки есть.Более подверж влиянию люди нужд в ориентации относит жизнен интересов,наиб авторитет источ-ки влияют наиб сильно.2).пов-ка дня ауд-рии формир-ся пов-кой дня СМК,бол-во людей акцентир вним-е на 3-5 новостн темах.3).СМК более эффект формир-ют интерес к определен темам(о чем думают),чем к точкам зрения на них(как думают)-техн-гия медиа-фрейма-формир-интереса к теме:дается опред-е сути проблемы,причины ее появления,моральн оценка,рекомендация для ее решения.4).Фрейминг привод к тому, что СМК не т-ко привлек вним-е к вопросу, но и формир т.зр и способ реш-я. В этом заключ 3-х компонентн мощь СМК: интерес к темам, нов дня, неизбежн формир-е т.зр на них, способ реш-я. Формир-е стр-ры сообщ-й пов-ки дня - неск-ко способов: 1.привлеч-е вним-я к соб-ю через ознакомл-е с ним. 2.установление приоритетности - больш/меньш значим-ти соб-я через место в печати/тв,графику. 3.повторение сообщ-й.

3.теория культивации (стадия распростр-я инф-ции). Джордж Гербнер-67 г.Выявил:1).устойчив образы содержания СМК и сравнил их с реал-тью. Теория рассматр СМК как сис-му повторяющ образови представл-й, воздейств на людей, возд-е в теч длит врем-ни прив к тому, что это станов нормой.2).конструирование виртуальн реальности (СМК дают версию реал-ти). Осн метод кул-ции, воздейст-я на людей- рассказывание историй - телевид-е - массов произв-во образов и сообщ-й - люди усваив доминирующ нормы.3).мэинстрим - пр-сс усвоения общих значений(норм), ценностей и уменьш-е различий м/у людьми в мыслях и поведении, mainstriming - процесс культивир-я образов в СМИ (теория мифа). Культивация - постоян, длительн и динамичн возд-е текстов СМК и ауд-рии. Этим объясняется эффект резонанса-кто чаще общается со СМИ, на того оказ-ся большее влияние. В рамках теор культ-ции рассматр-ся: 1).теор 2-х ступенчат распростр-я инф-ции-на людей оказ влияние речь лидера мнений. 2).теор диффузий - распростр-е нового (в науке, жизни, иск-ве). Сущ неск-ко стадий распределения и принятия ч-л нового: стадия узнавания нового группой людей, узнает лидер мнений, начин влиять на др людей. 3).теор усиления-СМИ усиливают сущ-щие у чел-ка позиции.

4.теории эффектов МК. Связана с восприятием сообщений, что выражено в эффектах воздействия на сознание людей. Эф-ты: когнитивные(форм-е установок, определение пунктов повестки дня), аффективные (связаны с формированием эмоций), поведенческие (активизация деятельности или уход от нее, направленность действий)структура эф-та: знакомство с сообщением, интерес – оценка сообщения – проверка на прочность и подкрепление, принятие и удержание. Маккуэл – типология эф-в по времени и направленности: планируемые краткосрочные, непланируемые краткосрочные, планируемые долгосрочные, непланируемые долгосрочные.

Теория ограниченного влияния СМИ – СМК действует автоматически и становится причинной поведения людей. Теория ограниченного влияния требует проведения конкретных эмпирических исследований для выявления причинного или факторного воздействия СМК. Теория активной аудитории делает акцент на зрителях, читателях, слушателях, выбирающих интересующие их программы. СМК как фактор, но не причина поведения людей. 1. Теория зависимости эффектов СМК от удовлетворения потребностей – теория о факторах воздействия на эффекты. Лассвел, 3 функции: наблюдение за средой, анализ событий, передача социального опыта. Коммуникационные потребности: обращение человека к СМК является процессом удовлетворения коммуникативных потребностей – потребность получения сообщения от СМК для поддержания себя в норме (наблюдение за жизнью, за новостями, обсуждение это с друзьями, стремление к разнообразию). Зависимость СМК от потребителей: Кац, Блумлер, Гуревич – взаимозависимость СМК и потребностей. СМК отражают потребности, но структурируют их по-своему. Затем эти подправленные потребности культивируются в общественном сознании, оказывая влияние на людей, которым приходится подправлять свои потребности с учетом их значимости в СМК. 2. Теория социального обмена. Основана на силе взаимности и равноправности со СМИ. Если баланс нарушается, то возник-т напряженность. 3. Теория социального обучения (подражания): человек обращает внимание на чье-то поведение – поведение привлекает – желание подражать – ведет себя по-новому.4. Теория разрыва в знаниях или инф/ дефицита: с увеличением информационных потоков в обществе через СМИ люди с более высоким соц-эконом статусом и уровнем образования получают эту инф-ю, чем люди с более низким статусом. МК может способствовать усилению неравенства. 5. теория мотивов и конечных состояний коммуникации: анализирует 4 состояния: Когнитивная стабильность, когнитивный рост, аффективная стабильность, аффективный рост.

 

4.3 Взаимодействие СМК и аудитории: прямые и обратные связи

Прямая связь:

Печать, радио и телевидение.

Печать Почему?. +Информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников», спо­собствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прес­сы и аудитории (возможность быстрого, обзорного ознакомле­ния со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что дает возможность легко ориентироваться в информации; возможность «отложенного чте­ния» — 1 р прочитал, отложил, потом вернулся и более подробно, можно делать пометки, хранить, фото.– малая оперативность информирования, доступна только грамотному человеку.

Радиовещание Что произошло?»: плюсы: оперативность; широкое распространение; эмоциональность. Минусы: лишь 20% информации поступает по слуховому каналу; нестабильность аудитории

ТВ - преимущества оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места собы­тия, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», по­скольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и за­действованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспе­чивает создание более прочных связей с аудиторией.

У аудитории во время контактов с разными коммуникационными средствами складываются свои предпочтения и мотивации: пресса - стрем­ление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в законо­мерностях жизни, затем — желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время; Радио удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы; Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио. Раз­ница - на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.

Кратко: каналы коммуникации: радио (отвечает на вопрос «Что произошло?»), ТВ («Как?), печать («Почему?»).

ТВ – плюсы: эмоциональность; заразительность; достоверность. Минусы: слабая аналитичность.

Печать – плюсы: аналитичность; прочность воздействия; стабильность аудитории. Минусы: недостаточная оперативность; недостаточное распространение.

Обратные связи:

Условия обеспечения обратной связи:

- Широта тематики (чем шире и разнообразнее тема, тем больше получателей ее получат)

- Обеспечение включенности реципиента в коммуникационную ситуацию.

- Виды обратной связи:Опросы, рейтинги.Предпочтения получателей сообщения (переключает канал, если не нравится).Разнообразные акции протеста (Сандрин Панер выдвинула запрет на публикацию информации о своей семье. Когда же она увидела статью о своей дочери, ее реакция была следующей – она свалила нечистоты перед дверьми редакции.

- Экономические и юридические санкции

- Продукты массового сознания – анекдоты, слухи.

Яковлев:

1) теория сильного влияния СМИ на ауд-ю - теория «магической пули», в том числе

2) теория ограниченного влияния – 40-е гг. – Пол Розельфельд обнаружил, что далеко не все попадают под влияние информации =>появилась 2-хступенчатая модель: СМИ и я (если что-то непонятно, мы идем к лидеру мнений)

3) теория активной аудитории - влияние аудитории на сми,

4) теория соц. ответственности (проблема ответственности сми - мы не должны заказывать такую инфу, как сплетни).

 

4.4 Методы социологических исследований в СМК. Рейтинги СМК.

Контент-анализ - метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово "контент" (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, кот могут быть объектом коммуникации. "Текст"- нечто написанное, видимое или произнесенное, кот выступает как пространство коммуникации. Это книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

С целью получения количественного описания символического содержания текста исследователь использует в контент-анализе объективный подсчет и систематически фиксирует получаемые данные.

Существует 3 осн класса методов сбора информации: Наблюдение, Анализ документов, Опросы, которые делятся на два подкласса: интервью, анкетный опрос

Анализ документов. +Экономичен;позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих;объективный характер. Но есть ограничения, связанные с качеством такой информации: учетная и отчетная информация не всегда достоверна, часть этой информации устаревает; цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в исследовании.

Наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. + позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения; исследователь не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

Типы наблюдения: контролируемое и неконтролируемое, включенное (когда исследователь просто наблюдает за происходящим) и невключенное (когда наблюдатель является одним из его участников), полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д.

Опрос – устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание кот представляет изучаемую проблему, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Есть письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется: изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации; предмет исследования недоступны для наблюдения; предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д

Рейтинг СМК. Свобода выбора в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Для принятия решения недостаточно внутренних оценок и зачастую необходима оценка независимых экспертов. Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения или свертывания сотрудничества. Таким образом, присваивая рейтинг компании, агентство одновременно создает портрет этой фирмы, написанный независимым и объективным наблюдателем. Рейтинг – аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей старше 4 лет. числитель: кто смотрит в данный момент, знаменатель: потенциально возможная ау-я от 4 лет. Доля - % зрителей программы от общего числа людей, в данный момент смотрящих ТВ. Числ: кто смотрит, знаем – кто смотрит в данный момент старше 4х.

Рейтинги сми или смк:

1) простой - сколько человек заходит на сайт

2) сложный – дробь. Числитель - сколько человек реально смотрят, знаменатель – сколько потенциальных. Чем больше рейтинг, тем эффективнее воздействие. Дробь не может быть больше 100 % или единицы.

В России - максимально 30-40 % на самые популярные.

Доля всегда больше, чем рейтинг!

3) Эксперты рассматривают что-то по показателям и выносят свой вердикт.

 

5.1. Каковы особенности массовой коммуникации?

МК – процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация – опосредованное общение. Посредниками являются:

· Радио (что произошло) – кто-то слышит рационально, кто-то иррационально.

· Телевидение (как произошло) – для всех иррациональная сфера сознания.

· Пресса (почему произошло) – кто умный-рационально.

· Интернет

У каждого есть свои плюсы и минусы:

  плюсы минусы
Радио · Оперативность · Эмоциональность · Возможность получать инф в фон режиме · Информация плохо воспринимается
Телевидение · Оперативность · Эмоциональность и заразительность · Эффект присутствия · Некритичность информации · Отвлекание внимания от главной темы сообщения · Слабая аналитичность канала
Пресса 1. Самый аналитичный канал 2. Прочность воздействия 3. Канал направлен на сознание (воздействие на сознание). 4. Самая устойчивая аудитория 5. Менее оперативный 6. неэмоциональный

Особенности МК:

1. Коммуникатор МК = творческий коллектив + технический персонал + администрация канала + заказчик

Коммуникатор всегда коллективен.

2. Односторонняя связь, так как обратная связь затруднена – невозможно получать ответ от всех.

3. Коммуникатор активен, обладает большей информацией, а реципиент – пассивен.

4. Так как коммуникатор коллективен, то МК представляет собой социально-ориентированное общение. Социально-ориентированное общение – общение людей, как представителей социальных групп.

5. Коммуникатор не может передавать свое отношение к объекту. В сообщении передаются социальные установки, стереотипы, мнения, убеждения коммуникатора, которые влияют на отношение к объекту. Аудитория получает информацию в контексте социального одобрения или порицания.

Функции массовой коммуникации:

· Социализация

· Информирование

· Формирование группового сознания

· Социальный контроль

· Функция психотерапии

· Ф-ция отдыха и развлечения.

Отличия МК от межличностной:

Отличия МК МЛК
Хар-р общения Опосредованное, всегда есть технические средства неопосредованное
Коммуникатор коллективен индивидуален
Ориентация общения Социально-ориентирован Личностно-ориентирован
Реципиент масса 1 или несколько чел. (не больше 5)

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.