Памятники ст сл письменности. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Памятники ст сл письменности.

2023-01-01 33
Памятники ст сл письменности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Евангелия (радостная весть) – содержит рассказ о жизни и учении Иисуса Христа

А) четвероевангелия Иоанн, Матвей, Марк, Лука

Б) служебная Евангелия отрывки из четвероевангелия по неделям

В) остромирово евангелия – написали для Новгородского посланика астрамира. 1056-1057гг.

Глаголические памятники

Киевские листки представляют собой отрывок католической обедни, что указывает на Моравское происхождении текста. От текста сохранились лишь семь листов он считается самым древним из дошедших до нас глаголических памятников написанных в 10 веке. Название памятника связано с Киевской духовной академии, собрании которой он и был открыт в 1874 году Срезневским.

Зографское евангелие получило свое название от зографского монастыря на Афоне, где оно в течение длительного времени хранилось. В памятники имеются позднейшие ставки и приписки сделаны с Кириллицей. Объем текста 304 листа время его написания 11 век.

Маринское евангелие получило свое название от монастыря святой богородицой марии на Афоне, где этот памятник хранился в течение длительного времени и был найден в 1842 году Григоровичем. Мариинское евангелие написано в 11 веке. Объем памятника 173 листа.

Ассеманиево евангелие представляет собой опрокос то есть сборник евангельских чтений по христианскому календарю. Свое название памятник получил по имени востоковеда Ассемани, вывезшего эту рукопись в 18 веке из Ирусалима. Памятник относится к 11 веку и содержит 158 листов.

Сборник клоца состоит из 14 листов и представляет собой отрывки из сборника поучений 12 листов были найдены видным славянским филологом Копитаром в Триенте в библиотеке графа Клоца (откуда и название этого памятника). Памяник относится в 11 веку

Псалтырь(песни) – собрание церковных песен, приписывают Давиду. Синайская псалтырь хранится в монастыре святой екатерины на синайском п-ве откуда и получило свое название. На основании содержания и особенностей языка этот памятник считают связанным с кирилло-мефодиевской эпохой.

Боянский палимпсест- так назван смытый глаголический текст по которому написано недельное евангелие в 13в,

Требник – для служб в церкви на самые разные случаи жизни. Синайский требник (эвхологий- сборник молитв и служб на все случаи жизни) был обнаружен и хранится в монастыре святой екатерины на синае.

Минея (месяц) книга для чтения в церкви на каждый день месяца. Новгородская минея 11 век.

Миссал (обедня) молитва открыта в Киеве относится к 10 веку. Представляет собой листки без переплета.

 

Азбуки ст сл письменности.

 Старейшие из сохранившихся славянских текстов написаны двумя азбуками, одну из которых называют глаголицей, другую – кириллицей. Азбуки эти по начертанию букв, по характеру письма очень не похожи одна на другую. В середине 19в. было высказано мнение о более древнем происхождении кириллицы по сравнению с глаголицей. Однако дальнейшие открытия заставили многих исследователей отказаться от этого мнения и признать глаголицу более древней системой славянского письма. Этой точки зрения сейчас придерживается большинство языковедов-славянистов (памятники, написанные глаголицей, как правило, более архаичны по языку, чем кириллические тексты, что должно указывать на их связь с первыми славянскими переводами; в кириллице используется ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, которые могли появиться у славян лишь с конца 9-нач. 10 в.). Кириллица использует почти все буквы греческого унциала, в том числе и такие, которые не были необходимы для передачи славянских звуков. Поскольку в славянской речи были звуки, отсутствующие в греческом языке, для их обозначения использовались буквы, не заимствованные из греческой азбуки, а взятые из какого-то другого источника. Потому можно сказать, что кириллица – греко-византийский унциал, дополненный стилизованными глаголическими буквами, необходимыми для обозначения на письме специально славянских фонем, отсутствующих в греческом языке. Источники глаголицы вызывают много споров. Были попытки сблизить её с греческим скорописным письмом, которое обычно использовалось при составлении деловых документов. Однако более или менее удовлетворительно с византийской скорописью сближаются очень немногие буквы глаголицы. Кроме того, глаголическое письмо существенно отличается от греко-византийской скорописи по совей манере:

для греческой скорописи было характерно наличие элементов букв, выступающих за верхнюю или нижнюю линию строки, слитные или связные написания букв, запетление букв с целью ускорения письма; для глаголицы характерна случайность элементов, выступающих за линии строки, раздельное написание букв, использование петель как графических элементов букв. Это указывает на появление глаголицы в результате сознательной творческой деятельности вдумчивого филолога, знакомого, в частности, с различными восточными системами письма. Именно этим человеком и был Константин Философ.Возникновение старославянского языка тесно связано с борьбой средне-дунайских славянских княжеств против Карла Великого. В 862 году (по др.версиям в 863) – моравский князь Ростислав решил обособиться от Римской империи, и обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать проповедников, которые бы смогли растолковать новую религию местным славянам на их языке. Среди проповедников оказались два брата Кирилл (Константин) и Мефодий. Оба были детьми провинциального византийского военачальника, жили в Фессалониках (совр. Салоники). В 860 году Кирилл побывал в Херсонесе, где познакомился с евангелием и псалтырями, написанными на русском языке. Научившись читать эти книги, по возвращению домой, Кирилл начал создавать славянскую азбуку. В 864 году братья отправились в Моравию (совр. Чехия). Там они убедились, что язык в Моравии почти не отличается от речи южных славян. Кирилл и Мефодий начали обучать народ славянской азбуке, и немецкая церковь обвинила их в ереси. Вскоре Кирилл заболел и скончался в 869ом году. Незадолго до смерти он постригся в монахи и был причислен к святым. После смерти моравского князя Ростислава, старославянский язык стал постепенно вытесняться латинским, который поддерживал новый князь. Мефодий скончался в 885 году, после его смерти ученики братьев были изгнаны из Моравии, но не смотря на запреты старославянский язык продолжал распространяться. Ученики Кирилла и Мефодия отправились в Болгарию, где в конце IX-начале X века старославянский язык стал активно развиваться.

 

Вопросы происхождения письменности у славян.

 

Древнейшим славянским письмом признается кириллица, названная по имени своего изобретателя, а возникновениеглаголицы как славянской тайнописи относится к более позднему времени, когда славянская письменность подвергается гонению со стороны католического духовенства (И. Добровский,И. И. Срезневский, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский). В настоящее время эта теория мало кем разделяется, так как большинство ученых считает доказанной бблыпую древность глаголицы по сравнению с кириллицей.

Сторонники другой точки зрения, отстаивающие вместес тем предположение о существовании славянской письменности до Кирилла и Мефодия, рассматривают в качестве докирил-ловского письма более древнюю глаголицу, а кириллицу такжесвязывают с именем Кирилла (В. И. Григорович, П. Я. Черныхи др.).

Ученые, отрицающие существование славянской письменности до Кирилла и Мефодия, приписывают создание глаголицы как древнейшей славянской азбуки Кириллу, а создание кириллицы — его ученикам: или Клименту Охридскому (И. В. Ягич, В. Н. Щепкин, А. М. Селищев и др.), или Константину Болгарскому (Г. А. Ильинский).

Наконец, существует теория, признающая древнейшим письмом кириллицу, поскольку этот алфавит является исторически заимствованным от греков. Глаголицу же ученые этого направления считают изобретением Кирилла (Е. Георгиев, Е. Э. Гранстрем).

 

В современной науке самыми распространенными и авторитетными являются теории, связывающие изобретение глаголицы с именем Кирилла. Рассмотрим доводы, позволяющие с определенными поправками и уточнениями признать наиболее убедительными именно эти теории.

 

В самом начале Сказания о письменах, древнейшего исторического свидетельства о возникновении письменности у славян, автор его монах Храбр сообщает, что у славян до Кирилла и Мефодия не было книгъ, т. е. письменности. Но в то время, когда славяне были еще язычниками — погани суще, они чрьтами и рѣзами считали и гадали. По принятии же христианства в течение многих лет славяне употребляли латинские или греческие буквы, но безъ оустроениiа, что само собой разумеется, так как ни греческий, ни латинский алфавиты не были пригодны для передачи многих звуков славянской речи. При помощи этих алфавитов нельзя было, как сообщает Храбр, написать, например, такие славянские слова, как животъ, чаiание, широта и под. Потом же человеколюбець богъ послал славянам Константина Философа, который создал — сътвори — для них азбуку.

Таким образом, по Храбру, в истории возникновения письменности у славян следует различать три периода: I — период примитивного письма типа «черт и резов», применявшихся славянами для счета и гадания, т.е. для совершения языческих обрядов, II — период употребления для письма не приспособленных для передачи всех славянских звуков греческого и латинского алфавитов, III — период «устроенного» Константином-Кириллом славянского письма. Этому вполне соответствуют данные из жизнеописаний Кирилла и Мефодия, «Повести временных лет» и некоторых других памятников. Причем в Житии Кирилла совершенно определенно утверждается, что до Кирилла славяне не имели собственной азбуки. На вопрос Кирилла, имеют ли славяне боукви въ iазыкъ свои, отправлявший его в Моравию византийский император Михаил III ответил отрицательно.

 

Сведения о происхождении письменности у славян, почерпнутые из славянских источников, не расходятся с другими историческими данными. Так, все свидетельства иностранцев о наличии письменности у славян относятся ко времени после деятельности Кирилла и Мефодия. Например, сообщения некоторых арабских ученых и путешественников о письменности у восточных славян относятся к X в. Таковы сообщения 921 г. Ибн-Фадлана, Эль-Масуди, умершего в 956 г., и Ибн-Эль-Недима, который в рассказе, относящемся к 987 г., привел не только сведения о наличии у восточных славян письменности, но даже и образец ее. Однако по своей графике она не только отлична от глаголицы и кириллицы, но и не похожа на другие виды письма. Точно так же и все известные нам глаголические и кирилловские памятники, даже самые древние, написаны значительно позднее периода деятельности солунских братьев.

 

Все эти факты делают убедительной традицию, по которой Кирилл и Мефодий признаются создателями славянской письменности. Не колеблет ее и то сообщение о корсунских книгах, писанных русьскыми писмены, которое содержится в VIII главе Жития Кирилла. Эти книги, евангелие и псалтырь, найденные Кириллом в Корсуни во время его хазарской миссии в 860 г., вряд ли могут считаться памятниками докирилловского восточнославянского письма лишь на том основании, что письмо их названо «русским».

 

Перевод богослужебных книг, какими являются евангелие и псалтырь, предполагает существование христианской общины и церкви. Однако о существовании в IX в. славянской епархии в Северном Причерноморье ничего не известно. Более того, достоверно известно, что до 860 г. и даже значительно позже среди восточных славян христианство массового распространения не имело. Поэтому вопрос о наличии у них в это время евангелия и псалтыри на своем языке, безусловно, отпадает.

7.Основные особенности ст сл яз. Числовые значение букв. Диакритические знаки.

Древние славянское письмо было сплошным: слова в строке не выделялись заглавные буквы употреблялись в начале глав, но не предложении. Конец главы обычно обозначался комбинации и точек и черточек.

Буквы ст сл азбук служили не только для обозначения звуков, но и для обозначения чисел. В тех случаях, когда буквы надо было обозначить число, над нее ставился надстрочный знак титло, а с двух сторон – точки. Например, ·а· =1, в=2. Девятью буквами обозначались единицы, девятью – десятки и девятью – сотни. Как и в современной системе числовых обозначений цифрами, десятки добавлялись к единицам, а сотни к десяткам слева.

 

Исключение составляли числа второго десятка: здесь сначала ставился знак единицы, а затем справа, знак десяти.

 

Для обозначения тысяч использовались те же буквы, что и для обозначения единиц, но в этом случаи слева в низу добавлялся специальный значок тысячи.

 

Титла употреблялись при обозначении чисел. Однако указания на числовое значение букв не было единственной или даже основной функции титл. Значительно чаще титла использовались для указания на сокращенное написание слова. Необходимость экономии такого дорогого писчего материала, как пергамент а также экономии времени приводило к тому, что наиболее употребительные слова писались сокращенно. При этом для указания на сокращенное написание слова над ним ставился знак титла: Б ъ =БОГЪ.

Иногда, под титлом вписывалась над строкой одна из пропущенных букв, в этом случаи титло писалось в виде дужки: БЫ=БЫСТЪ. Для обозначения Ъ и Ь использовался особый надстрочный знак S, получивший название паерок. К ТО=КЪТО

Специальный надстрочный знак напоминающий современный апостроф использовался для указания на мягкость согласных.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.