Джихад в ваххабитской идеологии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Джихад в ваххабитской идеологии

2023-01-01 24
Джихад в ваххабитской идеологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, мы подошли к наиболее характерной черте ваххабитского движения, отличающегося от всех предыдущих мусульманских ортодоксов и их последователей – это отношение к джихаду и непримиримость в определении противников. Само слово “джихад” в переводе с арабского означает "проявление усердия", в религиозном значении употребляется как "священная война" на пути Аллаха. Хотя существует и другая трактовка этого понятия, которая будет рассмотрена во второй главе.

Наряду с идеями равенства членов мусульманской общины и ее единства, и возврата к истинному исламу, свободному от поздних наслоений, Ибн Абд аль-Ваххабом была провозглашена необходимость священной войны против всех многобожников, в первую очередь всех мусульман - не ваххабитов, то есть тех, в действиях которых присутствовало какое-либо проявление ширка (многобожия), и которые продолжали придерживаться подобных убеждений после разъяснения им ложности последних. Противопоставление себя фактически всем остальным мусульманам сплачивало последователей Ибн Абд аль-Ваххаба, убежденность в ведении джихада воодушевляла их (согласно Корану и Сунне, человек, погибший в джихаде на пути Аллаха, достигает высшей степени в Раю).

Брат Ибн Абд аль-Ваххаба Сулейман, который долгое время возглавлял антиваххабитские выступления во многих оазисах Неджда, сказал однажды своему брату: "Сколько столпов ислама, о Мухаммад?" Тот ответил: "Пять". Он сказал: "Нет же, ты сделал шесть, а шестой - кто не последовал за тобой, тот не мусульманин. Это для тебя шестой столп ислама".[67]

Эти слова характеризуют, на наш взгляд, всех ваххабитов, как того времени, так нынешних. Однако, отвечая на подобные обвинения, Муххамад Ибн Абд аль-Ваххаб пишет: "Что касается высказываний противников о том, что я считаю неверующими невежественных мусульман, до которых не дошли доказательства, то это великая клевета, которая используется для того, чтоб отпугнуть людей от религии Аллаха и его Посланника "[68]. В другом письме в ответ на обвинение в том, что он считает неверующими всех, кто не следует за ним, и тех, кто жил до него, Шейх Ат-Тамими отвечает: "Это - великая клевета. Призываю в свидетели Аллаха, знающего то, что в наших сердцах. Тот, кто соблюдает таухид (единобожие) и отказывается от ширка (многобожия) и его приверженцев, является мусульманином, когда и где бы он ни жил”. И далее: "Мы считаем неверующими только тех, кто придает Аллаху сотоварищей в поклонении после того, как ему доказана ложность ширка”.[69]

В своем письме шерифу Мекки Ибн Абд Аль-Ваххаб отвечает на вопросы о причинах войны против мусульман и обвинения их в неверии: “Столпов ислама - пять, первый из них - свидетельство веры (шахадат). Мы же сражаемся только против тех, в чьем неверии нет сомнений, то есть отвергающих первый столп ислама. Неверными же мы считаем только тех людей, которые отвергли единобожие после разъяснения его им. Существует несколько видов наших врагов:

- тот, кто познал религию единобожия (таухид) и признал так же, что все эти убеждения относительно святых, камней и деревьев, распространенные среди большинства людей, есть не что иное, как язычество (ширк). Однако он сам не следует таухиду и не оставляет ширк. Это - неверный, и мы сражаемся с ним по причине его неверия, ибо он познал истину, но не следует ей и познал язычество, но не отказался от него, хотя он и не проявляет ненависти к религии Аллаха и ее последователям, и не хвалит язычество и не призывает к нему;

- тот, кто признал единобожие, но вместе с тем стало очевидным его богохульство и восхваление тех, кто поклоняется Юсуфу, Ашари, Абу Али (праведники), и он отдает им предпочтение перед единобожниками. Это страшнее предыдущего, и о них сказал Всевышний: “…так когда пришло к ним то, что они знали, они не уверовали в это. Проклятие же Аллаха над неверующими!” (сура 2, аят 89) А так же: “А если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу религию, то сражайтесь с имамами неверия, - ведь нет клятв для них, - может быть, они удержаться!” (сура 9, аят 12);

- тот, кто познал таухид и полюбил его и следует ему, и познал ширк и отказался от него, однако он ненавидит тех, кто последовал таухиду и любит тех, кто пребывает в ширке. Такой человек так же является неверным (кафиром), и это о них сказал Всевышний:

“А те, кто не уверовал, пусть гибнут! И обратятся тщетой их дела.

И это им за то, что откровения Господни ненавидят, - Он сделает бесплодными дела их”; (сура 47, аяты 8-9)

- тот, кто свободен от всего вышесказанного, однако его соотечественники объявили о своей враждебности таухиду (единобожию) и его последователям, и о своей приверженности ширку и сражаются с нами. Он же, оправдывая себя трудностью покинуть родину, сражается с ними в одном ряду, жертвуя имуществом и жизнью. Этот - так же является неверным. Ведь если бы они заставляли его отказаться от поста в Рамазан или жениться на своей матери, то он непременно покинул бы их, так как это противоречит религии. Но участвует с ними в сражении против мусульман, в то время как это намного страшнее и грозит отходом от религии вовсе. Об этих Всевышний сказал:

“Средь них вы и других найдете,

Которые хотят быть верными

И вам, и своему народу.

 

Но всякий раз, когда их призывают к смуте,

Они (с готовностью) ввергаются в нее.

 

И коль они от вас не отойдут,

Вам мира не предложат и не удержат рук,

То где бы вы их не нашли,

Хватайте их и предавайте смерти -

Мы вам над ними доставляем власть!”

(сура 4, аят 91)

“Что же касается лжи и клеветы, возводимой на нас, в частности, что мы, якобы, обвиняем в неверии всех, кто не присоединился к нам и обязываем к совершению хиджры (переселения), и обвиняем в неверии всех, кто не обвиняет в неверии остальных и не сражается, то все это - явная ложь и инсинуации, целью которых является отвращение от религии Аллаха. Ведь если мы не обвиняем в неверии того, кто поклоняется могиле Абд аль-Кадира и других по причине их невежества, то как же мы будем обвинять в неверии тех, кто не придает никого в сотоварищи Аллаху только лишь из-за отказа совершить хиджру, сражаться и обвинять в неверии. Воистину, “ хвала Тебе (О Аллах), это - великая клевета!” (сура 24, аят 16) Мы считаем четыре указанных вида людей неверными лишь по причине их явной вражды Аллаху и Пророку и его последователям.”[70]

Несмотря на обоснованность предъявляемых обвинений, непримиримость и агрессивность в отношении не разделяющих их взгляды всегда присутствовала в ваххабитских общинах и особенно проявлялась у рядовых членов и чем меньшим количеством знаний обладал человек, тем непримиримее был он в отстаивании своих взглядов. Это прослеживалось на всех этапах и во всех местах возникновения ваххабизма. Хафиз Вахба, говоря о реформаторском движении в Аравии начала ХХ в., жаловался, что "возможно, самое большое несчастье, с которым столкнулось ваххабистское реформаторское движение, был энтузиазм, с которым эти невежественные люди приняли ваххабизм”[71].

И все же в основе своей движение опиралось и опирается на возврат к чистоте ислама, что всегда находит приверженцев, особенно в малоимущих слоях общества, агрессивность же зачастую вызывается резкой негативной реакцией со стороны традиционного ислама данной территории, что, в свою очередь обуславливается рядом факторов, которые будут рассмотрены во второй главе.

В Китаб ат-Тавхид в числе причин, приведших к вражде и сопротивлению призыву Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, приводится также то, что "противники ухватились за то, что некоторые бедуины, последователи призыва, в определенное время проявили жестокость и грубость, что привело к несправедливому осуждению всех, кто принял призыв шейха в любое время"[72]. Мухаммад Рашид Рида писал: "Причина того, что их обвиняли в ереси и неверии, была чисто политической, для того чтобы отпугнуть от них мусульман, поскольку они уже овладели Хиджазом. Кроме того, турки боялись, что они создадут арабское государство. Народ неистово выступал против них, когда возмущалось государство, и молчал, когда усиливался ветер политики"[73].

И все же важнейшая черта, объединяющая ваххабитов с их последователями во всем мире, и в частности, в Дагестане - это непримиримость и абсолютное неприятие иного мнения. По любому вопросу они признавали свое мнение единственно правильным, а мнение остальных - абсолютно неверным, совершенно исключая возможность собственной ошибки.[74]


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.