Религиозная ситуация в Аравии перед появлением “ваххабизма” — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Религиозная ситуация в Аравии перед появлением “ваххабизма”

2023-01-01 28
Религиозная ситуация в Аравии перед появлением “ваххабизма” 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Надо сказать, что иностранное присутствие в Аравии к тому времени было ликвидировано: в середине XVII в. португальцы были изгнаны из Омана, который они захватили в XVI в., Османская империя была занята своими проблемами, а что касается англичан и французов, то их колониальная экспансия относится больше ко второй половине XVIII в.[31] Все оттенки ислама в Аравии мирно уживались с культом святых, широко распространенным по всему полуострову, и даже с пережитками идолопоклонства.

Арабский историк Ибн Ганнам так описывает верование аравийских жителей. “В те времена (когда появился “ваххабизм”) большая часть людей погрязла в скверне, она стали предаваться поклонению святым праведникам и забросили единобожие и религию. Люди приходили к святым и их могилам и требовали совершить какое-либо доброе дело или избавить их от несчастья. Они обращались с подобными призывами к живым и мертвым (все это, с точки зрения дагестанских “ваххабитов”, имеет место и в Дагестане). Многие верили, что такие вещи, как камни и деревья, смогут "принести пользу или причинить вред". С их умами играл шайтан. В своем неверии они превысили жителей джакилийи (доисламской Аравии)”[32]. В оазисах Неджда[33] было много таких дел, и каждый предавался им. Сам Неджд был "пастбищем" для всякого рода небылиц и порочных вероубеждений, противоречащих истинной религии. Существовало несколько могил, которые предположительно были могилами сподвижников Пророка (м.е.и б.), и люди совершали к ним паломничества, прося у них то, в чем они нуждались, и молясь им для защиты от своих горестей.[34]

В городе Манвуха росла пальма Фахль ан-Нахль. Люди были убеждены, что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкам выйти замуж. Вокруг пальмы совершали шествие и вешали на нее украшения[35] (что напоминает завязывание ленточек на могилах "святых" в Дагестане).

Около ад-Дир’ийи находилась священная пещера называемая "Пещерой дочери Эмира", где оставляли хлеб и мясо. Согласно легенде, однажды несколько нечестивцев хотели обесчестить дочь эмира, но она призвала на помощь Аллаха, и раскрылась пещера, которая и стала местом преклонения. В Эль Харадже, недалеко от ад-Дир'ийи, жил знаменитый "святой" по имени Тадж. К нему обращались за благословением, просили сотворить добро, отвратить беду. Ему за это платили.[36] В Мекке был мавзолей Абу Талиба, могилы некоторых жен Пророка (м.е.и б.). С громкими криками мужчины и женщины обращались к могилам со своими просьбами. То же происходило у могилы Абдаллаха ибн Аббаса в ат-Таифе. На могилах святых приносили жертвы[37]. По утверждению арабских историков того времени культ святых и поклонение могилам существовали и за пределами Аравии. Арабы в те времена совершали жертвоприношения духам (джиннам) и просили у них избавления от болезней. "Накануне появления ваххабизма жители Джауфа (в Северной Аравии), подобно жителям всего полуострова, впало в полуязычество и поклонялось местному джинну”, - писал французский путешественник У. Пэлгрев.[38]

Все исследователи Аравии отмечают также, что ислам плохо прививался среди бедуинов, этих "аристократов пустыни". Если у полукочевых и оседлых племен еще сохранились достаточно устойчивые исламские традиции, то отношение бедуинов к исламу характеризовалось от чисто номинального до совершенного неприятия. Вот что пишет французский энциклопедист и путешественник К.Ф. Вольней: "Бедуины, живущие на границе с турками, из политических соображений делают вид, что они мусульмане, однако они столь мало религиозны и их набожность настолько слаба, что их считают обычно неверными, не имеющими ни закона, ни пророка".[39] По сообщению И. Буркхарда, известного английского путешественника, “до ваххабизма многие бедуины зачастую вообще не знали ислама”.[40] У. Пэлгрев утверждал, что "в массах кочевого населения ислам на протяжении 12 веков произвел очень мало или никакого эффекта... Ориентируясь во время перекочевок по небесным светилам, бедуины создали культ солнца, луны и звезд. Бог для бедуинов - это вождь”.[41] Офицер российского генштаба Давлетшин писал: "Религиозностью кочевые арабы совершенно не отличаются, и к религии примешивают много своеобразных обычаев и преданий, которые идут совершенно вразрез с учением ислама”[42].

У бедуинов сохранился культ предков. Кочевники приносили жертвы предку или Аллаху через посредничество предка. В набегах (газу, араб.) часто участвовали ясновидцы и колдуны, дававшие советы военачальникам.

Что касается направления, которого придерживались арабы, соблюдающие ислам, то в Аравии в то время наряду с ханбалитским мазхабом, распространенным в основном в оазисах Неджда, находили благоприятные условия и различные "еретические" течения, например хариджиты и их подразделения 'ибадиты. Долгое время в районе аль-Хасы существовало сильное государство карматов со своеобразной общественной структурой. Что касается других районов полуострова, то в Омане большая часть населения принадлежала к секте 'ибадитов, а в Йемене - к умеренной ши'итской секте зейдитов. В восточных и северо-восточных районах полуострова, связанных с Южным Ираком и Ираном, многие арабы исповедовали шиизм. В городах и районах Хиджаза преобладали мусульмане различных правоверных толков.[43]

Таким образом, мы можем отметить, что в Аравии накануне появления ваххабизма была широкая гамма цветов и оттенков ислама - от ханбалитов через ортодоксальных суннитов других толков к зейдитам, ши'итам и 'ибадитам, широко распространился культ святых; а рядом, переплетаясь с исламом или подменяя его, существовали домусульманские религиозные верования и культы - колдовство, идолопоклонство, поклонение солнцу, фетишизм, культ предков.

Кроме того, важно отметить политическую децентрализацию аравийских племен и отсутствие единой власти. При формальном подчинении Османской империи, под ее властью фактически находились лишь Мекка и Медина. Сами же арабы презирали турок за их заносчивость и изнеженность, что усиливало стремление выйти из-под их власти. Национализм всегда имел место среди арабов, в рассматриваемый же период он усиливался слабостью и прогрессирующим разложением Османской империи.

Таково было духовное наследие, на основании которого складывались взгляды Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, и среда, в которой он жил.

§2. Религиозно-политическое содержание ваххабизма, роль джихада в ваххабитской идеологии


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.