Физиологические и психологические признаки стресса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Физиологические и психологические признаки стресса

2022-12-30 29
Физиологические и психологические признаки стресса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А сейчас выполним задание. Прошу вас заполнить таблицу «Признаки стрессового состояния». Их можно разделить на две группы: физиологические изменения и психологические изменения.

Учитель называет признак, учащиеся записывают в соответствующий столбик.

Признаки стрессового состояния  
психологические изменения физиологические изменения
· тревога, · страх, · напряжение, · неуверенность, · растерянность, · подавленность, · беззащитность, · паника · бледность или краснота, · учащение пульса, · дрожь, · потливость, · сухость во рту, · затруднение дыхания, · расширение зрачков, · мышечная скованность, · трудности глотания, · желудочный спазм

А теперь проверим, насколько успешно вы выполнили задание.

При проверке следует обратить внимание учащихся на все признаки стресса и на то, что по ним возможно определить это состояние.

5. Дискуссия - «Способы преодоления стресса»

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями характера и темперамента по-разному реагируют на одинаковые психологические ситуации. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. (Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел также хорошо приготовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту».) У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение. Это «стресс кролика».

В ходе данного рассказа проходит демонстрация рисунка «Стресс кролика и стресс льва». Учащимся предлагается в ходе дискуссии описать состояние человека, испытывающего «Стресс кролика» и «Стресс льва», на доске фиксируются признаки этих двух способов поведения в стрессовых ситуациях.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего - от психологической устойчивости человека, включающей умение быстро оценивать обстановку навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуация. Такой опыт наверняка есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом.

Предлагаю сейчас провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?».

Проводится мозговой штурм. Учитель записывает на доске или листе ватмана все способы борьбы со стрессом, предложенные участниками. Как правило, ребята в том или ином объеме называют следующие способы:

· поспать;

· принять душ или ванну;

· пойти погулять одному или с друзьями;

· заняться любимым делом;

· послушать музыку;

· поиграть в активные спортивные игры;

· включиться в выполнение физической работы;

· поплакать;

· посчитать до десяти;

· вспомнить что-то приятное;

· громко покричать и т.п.

Если в качестве способов борьбы со стрессом учащиеся называют прием успокоительных лекарств или алкогольных напитков, следует отреагировать на эти заявления и включиться в обсуждение возникшей проблемы. Основная мысль такого обсуждения должна сводиться к следующему; для нахождения выхода из экстремальной ситуации и мобилизации всех сил организма необходимо трезво оценивать происходящее, уметь прогнозировать свои действия, быстро принимать решения.

Хорошо. Вы назвали свои способы преодоления стресса. Смотрите, сколько их получилось! А теперь я хочу пополнить ваши знания и опыт тем, что расскажу еще о нескольких способах снятия напряжения и преодоления негативных последствий стресса. Я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека и обсудить способы преодоления стресса.

Учитель может раздать памятки «Способы выхода из стресса». Учащиеся обсуждают эти способы в группе:

· несколько глубоких вдохов;

· использование методов мышечного расслабления с закрытыми глазами, в состоянии лежа или сидя;

· использование какого-то успокаивающего движения или действия,

например, наблюдение за текущей струйкой воды, выполнение упражнения

«Маятник» (стоя на одном месте, покачаться вперед-назад с пятки на мысок);

· выполнить какой-либо ритуал, например, заварить чай или разложить свою

коллекцию;

· заняться любым делом (в качестве отвлечения);

· заняться каким-либо видом спорта или физическим трудом;

· попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации;

· мысленно проиграть предстоящую ситуацию заранее;

· попытаться переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную;

· сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы

реальные последствия оказались менее травмирующими;

· включиться в оказание помощи другим попавшим в сложную

ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся

меньшими;

· найти возможность проговорить о сложившейся ситуации с близким

человеком или другом.

6. Работа в группах по отработке навыков использования способов преодоления стресса

Итак, мы с вами разобрали ряд способов преодоления стрессовых ситуаций. Нельзя заранее определить, вызовет ли какая-либо ситуация стрессовое состояние человека. Но его поведение в ней будет зависеть не только от личностных особенностей, но и, в частности, от того, как он научился применять на практике изученные нами способы поведения.

А теперь я предлагаю вам потренироваться в умении выбирать тот или иной способ поведения для преодоления стресса. Для этого нам необходимо разбиться на подгруппы.

Группа разбивается на подгруппы случайным образом (например, считалочкой или разделением на первый-второй-третий). Количество человек в подгруппах должно быть приблизительно одинаковым, а число подгрупп зависит от общего числа учащихся. Каждой подгруппе дается время на подготовку следующего задания: необходимо придумать героя, оказавшегося в сложной, экстремальной для него ситуации. Подгруппа должна продумать и описать возможные варианты действия героя в данной ситуации и их результат. После рассказа о своем герое каждой подгруппой необходимо дать возможность членам других подгрупп высказать свое собственное мнение о данной ситуации и, возможно, предложить свои варианты ее решения, Обращать внимание здесь следует на умение учащихся решать проблему множеством способов и способность оценить преимущества и недостатки каждого способа.

Вы замечательно выполнили задание. Надеюсь, и в трудных жизненных ситуациях вы сможете выйти победителями.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.