Основные виды проекций карт, используемых в навигации. Масштаб  карты. Чтение морских навигационных карт. Специальные и вспомогательные морские карты, назначение, использование. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные виды проекций карт, используемых в навигации. Масштаб  карты. Чтение морских навигационных карт. Специальные и вспомогательные морские карты, назначение, использование.

2022-12-30 26
Основные виды проекций карт, используемых в навигации. Масштаб  карты. Чтение морских навигационных карт. Специальные и вспомогательные морские карты, назначение, использование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Картой принято называть изображение на плоскости в определённом масштабе части или всей земной поверхности. Картой называется такое изображение земной поверхности на плоскости, в котором искажения подчинены определённым законам. Положение каждой точки на земной поверхности определяется её географическими координатами − широтой и долготой.

Способ, применённый для условного изображения на плоскости сетки меридианов и параллелей, обоснованный определённым математическим законом, называется картографической проекцией, а полученная при данной проекции система координатных линий − картографической сеткой.

Масштабом карты в какой-либо точке A называется предел отношения длины какого-либо отрезка ab, взятого на проекции от данной точки A по определённому направлению, к длине существующего отрезка AB на земной поверхности, т.е.

.

Масштаб С носит название частного масштаба, и изменяемость его служит характеристикой искажений, получающихся на данной картографической проекции.

В заголовке карты указывается шлавный масштаб, обычно близкий к среднему значению частных масштабов в районе карты или равный частному масштабу какой-либо определённой линии или точки карты. Отношение частного масштаба карты в данной точке по данному направлению к главному носит название увеличения или модуля масштаба:

,

где C0 − главный масштаб карты.

На картах меркаторской проекции частный масштаб изменяется с широтой и главный масштаб указывается для определённой параллели.

Меркаторская проекция представляет собой равноугольную нормальную цилиндрическую проекцию. В ней меридианы и параллели изображаются взаимно перепендикулярными прямыми линиями. На такой проекции локсодромия (линия постоянного курса) изображается прямой.

Расстояние по меридиану на меркаторской проекции между двумя параллелями, выраженное в экваториальных минутах, называют разностью меридианальных частей (РМЧ). На меркаторской проекции 1 м. миля изображается различными по длине отрезками мридиана в зависимости от широты − является переменной. Длина отрезка меридиана на меркаторской карте, соответствующая 1 м. миле в натуре называется меркаторской милей. Параллель карты, на которой масштаб соответствует главному масштабу (указанному в заголовке), называют главной параллелью.

Стереографическая проекция. Карты в меркаторской проекции изготавливают только до параллели 85°, т.к. околополярные районы на такой проекции получают очень  большое искажение площадей, а полюса не могут быть изображены. Поэтому карты для этих районов выполняют в других проекциях, одной из которых является стереографическая.

Стереографическая проекция  принадлежит к одному из видов азимутальных (перспективных) проекций, когда расстояние между точкой зрения и центром Земли равно радиусу R. Масштаб в любой точке стереографической проекции одинаков по всем направлениям, т.е. она равноугольна. Однако при переходе от  одной точки к другой масштаб изменяется. Исключительно важным свойством данной проекции является то, что карта не слишком большого района имеет незначительные искажения. Кроме того, все окружности, лежащие на поверхности Земли изображаются окружностями − ценно для радионавигации. Недостаток − локсодромия изображается кривой линией. Различают нормальную, поперечную и косую стереографические проекции. Наиболее часто применяют нормальную стереографическую проекцию, у которой центр совпадает с полюсом.

Центральная (гномоническая) проекция является разновидностью азимутальной (перспективной) проекции, когда точка зрения совпадает с центром Земли. На гномонической проекции по мере удаления от центра  искажения возрастают гораздо быстре, чем на стереографической. Изобразить целое полушарие в гномонической проекции невозможно, но главным её достоинством для навигации является то, что ДБК на ней изображается прямой линией. В зависимости от расстояния между центральной точкой проекции и полюсом различают нормальную (полярную), поперечную (экваториальную) и косую гномонические проекции.

Чтение карт. Под чтением карты подразумевается её изучение с целью получения объективной информации об изображенной на ней местности. Для чтения карты необходимо знать значения основных условных знаков и сокращений. Заголовок карты начинается с её названия, которое обычно составлено из наименования района и названия конкретного участка акватории, для которого сделана карта. Под названием приводят данные о масштабе карты, принятом нуле глубин и высот и магнитном склонении.

Предупреждения и примечания представляют собой текстовые дополнения к карте, содержащие исключительно важные сведения об обстановке в районе, описываемом данной картой: о режиме плавания, обнаружении новых навигационных опасностей, действии течений, дополнительных условных знаках, данные о  точности и достоверности картографического изображения, погрешности положения на данной карте отдельных объектов и т.п. Зарамочные надписи помещают под нижней рамкой карты: в левом углу (правее адмиралтейского номера карты) − данные о дате, на которую составлена карта; в правом углу (левее номера карты) − данные о материалах, по которым составлена карта; посередине нижнего зарамочного поля − сведения об организации, издавшей карту, и о датах издания и корректуры карты.

Специальные карты, как и навигационные предназначены для графического решения задач судовождения при использовании особых технических средств или при плавании в особых условиях (для быстроходных судов при плавании в шхерах и узкостях и т.п). Спецкарты обычно издают в масштабах генеральных и путевых, реже − частных карт.

Карты-сетки предназначены для счисления пути судна и определений его места при плавании в открытом море. Такие карты не содержат никаких изображений, кроме сетки меридианов и параллелей в нормальной или поперечной проекции Меркатора или в центральной (гномонической) проекции, оцифрованных только по широте. Для северного полушария параллели оцифровывают по западной рамке в прямом изображении, а по восточной − в обратном. Такая оцифровка позволяет использовать одну и ту же карту-сетку в любых долготах данного широтного пояса к северу и к югу от экватора.

Карты для прокладки ДБК в центральной (гномонической) проекции составляют в мелких масштабах (1: 10 000 000).

Бланковые карты служат облегчённой и мелкомасштабной географической основой для составления различных картосхем и сборных листов.


Notices to Mariners. Содержание извещений мореплавателям. Правила корректуры навигационных карт.(

Notices to Mariners (Извещения мореплавателям) являются основным видом корректурных документов, с помощью которых судоводитель поддерживает на уровне современности судовую коллекцию карт и книг. Гидрографическим Офисом Британского Адмиралтейства публикуются следующие Извещения Мореплавателям:

1. Annual Summary of Admiralty Notices to Mariners (Ежегодный Сборник Адмиралтейских Извещений Мореплавателям), который содержит:

o корректуру для Адмиралтейских Таблиц приливов;

o список официальных агентов по распространению Адмиралтейских изданий;

o информацию по безопасности торговых судов Великобритании в зонах бедствий и войн;

o информацию по поиску и спасению судов и самолётов в море (в этом разделе приведены процедуры составления и передачи сигналов бедствия, обязанности капитанов судов по поиску и спасению терпящих бедствие, использование вертолётов в спасательных операциях);

o информацию о порядке проведения учений военноморского флота и военной авиации в море;

o информацию и свод сигналов о связи между военными кораблями Великобритании и бывшего СССР за пределами территориальных  вод;

o информацию, касающуюся подводных лодок (связь с ними, районы боевых учений, сигналы подводных лодок, оказание помощи подводным лодкам, терпящим бедствие);

o информацию о порядке корректуры Адмиралтейских карт и пособий, принципы отбора информации для передачи в Извещениях Мореплавателям;

o информацию о районах боевой подготовки и порядке проведения военно-морскими флотами учений по тралению и постановке мин;

o информацию о границах территориальных вод, исключительных экономических и рыболовных зон прибрежных государств Мира;

o информацию о Всемирной Службе Навигационных Предупреждений и Всемирной Метеорологической Организации;

o информацию о возможности получения Адмиралтейских Извещений Мореплавателям в портах Мира;

o информацию об использовании карт и Таблиц Приливов при расчёте запаса воды под килём;

o информацию, касающуюся защиты затонувших судов, представляющих историческую ценность;

o информацию о зонах разделения движения и изменениях в них;

o требования к перечню навигационных публикаций, которые должны находиться на борту судна;

o сведения о совместимости спутниковых систем навигации и Адмиралтейских карт;

o информацию об акваториях, непосредственно прилегающих к нефтяным платформам и др. сооружениям в открытом море;

o сведения о требованиях к перечню находящихся на борту карт и руководств для плавания, при плавании в водах Канады;

o сведения о требованиях к перечню находящихся на борту карт и руководств для плавания, и другие требования по обеспечению безопасности мореплавания при плавании в водах США;

o сведения о скоростных судах и список скоростных паромов, работающих в водах Великобритании;

o сведения о возможных опасностях, связанных с поднятием подводных кабелей и повреждением подводных трубопроводов;

o временные и предварительные Извещения Мореплавателям (Temporary and Preliminary Notices to Mariners), находящиеся в силе на 1 января текущего года;

o корректуру на Адмиралтейские лоции, находящуюся в силе на 1 января текущего года.

2. Small Craft Edition of Admiralty Notices to Mariners (выпуск Адмиралтейских Извещений Мореплавателям для маломерных судов). В это издание включены извещения, относящиеся к водам Британских островов и европейским водам от реки Жиронда (Фр) до реки Эльба (Германия) с глубинами менее 7 м. Издание публикуется ежеквартально.

3. Weekly Edition of Admiralty Notices to Mariners (еженедельные выпуски Адмиралтейских Извещений Мореплавателям).

Для правильного изображения символов и нанесения надписей на карты необходимо использовать издание «Символы и условные обозначения Адмиралтейских карт».

Сведения, содержащиеся в предварительных и временных извещениях, а также сведения об изменениях навигационной оюстановки, полученные из источников иных чем Адмиралтейские Извещения Мореплавателям (например по Навигационным Предупреждениям), наносятся на карты  только карандашом. Номера предварительных и временных извещений записываются в левом нижнем углу карты также карандашом. После номера предварительного или временного извещения необходимо ставить букву P  или T соответственно и указывать год (пример: 241 P /99 или 241 P (1999)). Для этих записей рекомендуется карандаш НВ или 2В. Когда подобные извещения аннулируются, корректура по ним должна быть стёрта с карт мягкой резинкой.

Вся остальная корректура Части II Еженедельных выпусков Извещений Мореплавателям (постоянные извещения) наносится на карты водостойкими фиолетовыми чернилами. Такими же чернилами записывают номера извещений в левом нижнем углу карты. Для удаления информации с карт (её зачёркивания на картах) рекомендуется изограф с толщиной стержня 0.25 мм, а для нанесения информации − стержень 0.15 мм.

Все записи в «Журнале учёта корректуры» должны делаться карандашом, исключение может быть сделано только для записи даты издания карты.

При удалении информации с карт запрещается стирать или «замазывать» корректором что-либо на карте. Для удаления информации с карты, как нанесённой при печати карты, так и по предыдущим корректурам, эту информацию необходимо зачёркивать фиолетовыми водостойкими чернилами.

При выполнении корректуры карт следует придерживаться следующего порядка действий:

♠ проверить, не пропущены ли извещения на данную карту (номер последнего предыдущего извещения, указанный в тексте нового извещения и на кальке (tracing), должен совпадать с последним записанным номером в левом нижнем углу карты);

♠ нанести новую информацию на карту, используя текст извещения и (если есть) кальку (tracing);

♠ удалить с карты старую информацию, используя текст извещения и кальку (tracing);

♠ проверить сделанные исправления;

♠ если исправления сделаны верно, записать год (если это первая корректура в этом году) и номер извещения в левом нижнем углу карты.


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.