Принципы, функции, виды, методы и этапы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Принципы, функции, виды, методы и этапы

2022-12-30 46
Принципы, функции, виды, методы и этапы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

планирования

Планирование – составная часть управления, разработка и практическая реализация планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств их достижения. Оно является органической частью процесса управления, включает установление целей и задач, разработку стратегий, программ и планов для достижения целей, определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам.

К принципам планирования можно отнести:

 1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия. Планирование должно быть целевым, т.е. направленным на достижение определенных целей.

2. Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целостную систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия.

3. Принцип объективности реальности. Планирование должно быть объективным и реальным, т.е. основываться на достаточной и объективной информации и быть достижимым.

4. Принцип многовариантности. Планирование должно носить многовариантный ситуационный характер в целях обеспечения принимаемых и выполняемых решений, позволяющих быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям.

5. Принцип динамичности и непрерывности. Планирование должно исходить из условия динамичности, т.е. постоянного динамического неравновесия, постоянного движения переменных внутренней и внешней среды. При этом необходимо рациональное сочетание различных видов и направлений планирования, например, согласования перспективного и текущего планирования.

6. Принцип эффективности. Реализация плана должна принести определенный эффект (экономический и/или социальный).

К функциям плана относят:

1. Распределительную. Любой план предполагает распределение ограниченных ресурсов для достижения определенного результата.

2. Адаптивную. Любой план, чтобы быть реальным, исходит из состояния внешней среды, т.е. привязывает проект (бизнес) к существующей ситуации.

3. Координационную. Одной из ключевых задач любого плана является координация усилий различных подразделений и ресурсов, т.е. использование управленческой функции планирования.

 4. Организующую (объединительную). План предполагает реализацию системы мер, действий, усилий различных работников и ресурсов, что невозможно без иx грамотной организации, объединения для достижения поставленной цели.

Планирование является функцией управления, поскольку в любом управленческом решении всегда есть ответы на вопросы: кто и что должен сделать, сколько и когда. На практике применительно к понятию «планирование» добавляют прилагательные «стратегическое», «долгосрочное», «краткосрочное», «среднесрочное», «текущее» и «оперативное». Каждое из них имеет свои сферы применения, формы и методы обоснования. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют следующие виды планирования: перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планирование охватывает период от пяти лет и более и определяет общую стратегию предприятия в рамках «продукт-рынок». При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек, прогнозируются изменения в номенклатуре продукции, и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 5 лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Среднесрочные планы являются тактическими, содержащими действия и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

Оперативное планирование предполагает разработку и принятие решений в краткосрочном периоде – от месяца и менее. Оперативные планы связаны с решением конкретных вопросов и задач в краткосрочном периоде, характеризуются узкой направленностью и высокой степенью детализации.

Суще­ствуют следующие методы планирования:

1. Программно-целевой метод. Использование данного метода предполагает, что задается некая конеч­ная цель и разрабатывается ряд программ ее достижения.

2. Расчетно-аналитический метод. Это один из наиболее распространенных мето­дов. Его суть состоит в том, что при разработке плана учитывается достигнутый уровень за предыдущий период (он принимается за базу) с учетом возможных изменений в плановом периоде.

3. Графический метод. В основе данного метода лежит составление планов при помощи графиков и номограмм, что позволяет обеспечить наглядность процессов планирования и использования оптимизации разрабатываемых планов.

Графики и номограммы помогают наглядно представить изменение показателей в плановом периоде. Однако этот метод в чис­том виде имеет ограниченное применение в связи с тем, что часто возникают трудности техниче­ского характера, связанные с оформлением графиков и наличием информации для них.

4. Графоаналитический метод. Он представляет собой соединение 2 методов (графического и анали­тического) и позволяет упростить сложные расчеты при достаточной степени точности планируемых показателей путем графического изображения.

5. Экономико-математический метод (ЭММ). Предусматривает широкое исполь­зование при разработке планов современных достижений математики и ЭВМ, таких как математическая статистика, теория вероятности, линейно-динамическое программи­рование.

6. Балансовый метод. Он предполагает обеспечение равенства между потребностями предприятия и используемыми ресурсами. Выделяют одно-, много- и межпродуктовые балансы, сводные, комплексные, материальные, натуральные, стоимостные балансы. Балансовый метод может быть использован на всех этапах и уровняx планирования, однако наибольшую популярность он получил при финансовом планировании.

7. Нормативный метод (метод технико-экономического обоснова­ния). Он используется при разработке планов на основе обоснованных норм и нормативов, для чего необходимо иметь хорошую нормативную базу.

8. Социологический метод. Он широко используется в сфере об­служивания.

Планирование представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы по результатам анализа внешней среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов.

Процесс планирования включает следующие этапы:

· определение целей и задач;

· поиск альтернативных вариантов решения целей и задач;

· сбор информации об альтернативных вариантах;

· оценка эффективности реализации каждого из альтернативных вариантов и выбор наилучшего (оптимального);

· формирование плановой документации;

· реализация планов.

Определение целей и задач. Управление транспортной системой требует определения: совокупности целей и задач, которые она должна решать постоянно; ассортимента услуг, предлагаемых на рынке; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения. Установление целей является важнейшим исходным моментом процесса управления. Многообразие целей приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов, что является основой формулирования задач, которые необходимо решить в соответствии со стратегией развития организации. Целями могут быть перспективы роста объемов продукции, повышение производительности труда, развитие техники и технологии производства и т.д.

Главной целью существования транспортного предприятия является его миссия. Она определяет основное предназначение предприятия или концепцию его бизнеса. Миссия не должна учитывать фактор времени, не должна зависеть от текущего состояния предприятия, форм и методов его работы, в ней не принято указывать в качестве цели получение прибыли. Например, миссия транспортной компании может быть сформулирована следующим образом: «Наша цель – предоставление широкому кругу потребителей доступных и качественных транспортных услуг с учетом их интересов и пожеланий».

Миссия служит основой для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, организация работы транспортных средств, финансы, персонал и т.п.). Если целеполагание – начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения целей.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и сохранение своих активов. Для достижения намеченной цели определяются конкретные задачи — производство и продажа определенного вида продукции, оказание определенной услуги и т.п.

Поиск альтернативных вариантов. Для достижения поставленной цели необходимо осуществить поиск альтернативных вариантов — какой продукт производить, из каких материалов, по какой технологии, определить рынки сбыта продукции и т.п.

Сбор информации об альтернативных вариантах. На данном этапе осуществляется сбор всех видов информации (конструкторской, технологической и т.п.) для осуществления расчетов по оценке эффективности реализации каждого из альтернативных вариантов и выбора оптимального варианта.

Основу экономической информации составляют плановые данные за предшествующие периоды времени, данные о нормах и нормативах, оперативно-техническая документация, учетная информация, данные отчетов.

Оценка эффективности реализации каждого из альтернативных вариантов и выбор наилучшего (оптимального) необходима для доказательности принимаемых решений относительно будущего состояния объекта планирования. Для этого анализируют значения плановых показателей по альтернативным вариантам планов и по одному или ряду показателей (критериев) принимается решение в пользу того или иного варианта.

После выбора оптимального варианта достижения поставленной цели составляют конкретный план деятельности организации на соответствующий период времени. Формирование плановой документации представляет собой набор творческих и формальных процедур, целью которых является представление плана в виде документа, который может быть использован для реализации плановых решений.

Реализация планов представляет собой заключительный этап планирования и состоит во внедрении в практические действия плановых решений. При этом существует определенная вероятность того, что отдельные плановые решения могут потребовать внесения корректировки, поэтому данный этап еще называют этапом регулирования плановых решений.

 

4.2. Основные планируемые показатели работы транспорта

Важное место в планировании занимает разработка систем показателей, с помощью которых оценивается работа подразделения и предприятия в целом, а также результаты труда каждого отдельного работника.

К основным планируемым показателям работы всех видов транспорта относятся следующие.

1. Объем перевозок – это масса перевезенного груза в тоннах и количество перевезенных пассажиров (чел.). Объем перевозок на всех видах транспорта постоянно изменяется, так как тесно связан с ростом и спадом производства продукции промыш­ленностью и сельским хозяйством. Постепенное перераспределение объема перевозок грузов по отдельным видам транспорта происходит в связи с появлением но­вых видов транспорта (трубопроводного) и развитием автомобиль­ного и морского. Изменение объема перевозок пассажиров по отдельным видам транспорта объясняется развитием воздушного транспорта, а также значительным ростом автобусных перевозок в междугородних сообщениях и сельской местности.

2. Грузооборот и пассажирооборот транспор­та – транспортная работа, измеряемая в тонно-километрах при пе­ревозке грузов и пассажиро-километрах при перевозке пассажиров. Грузооборот зависит как от объема перевозок, так и от расстоя­ния, на которое перевозятся грузы. В связи с развитием автомобильного и трубопроводного транс­порта растет их доля в грузообороте.

3. Среднее расстояние перевозок обычно оп­ределяют как частное от деления грузооборота (пассажирооборота) на объем перевозок. Среднее расстояние перевозки грузов в Российской Федерации составляет около 180 км. По видам транспорта среднее расстояние перевозок составляет следующие значения:

· железнодорожный транспорт – 800 км;

· морской транспорт – 3250 км;

· речной транспорт – 500 км;

· автомобильный транспорт – 13 км;

· в сельском хозяйстве – 26,2 км;

· воздушный транспорт – 1300 км;

· трубопроводный транспорт – 650 км.

4. Скорость доставки (скорость сообщения) – средняя скорость движения грузов или пассажиров от места отправления до места назначения, учитывающая все простои и ос­тановки, погрузки и разгрузки. Скорость сообщения зависит от многих факторов и, прежде всего, от конструктивной скорости подвижного состава, совершен­ства организации транспортного процесса и расстояния перевозок. Если принять за 100% скорость доставки груза на железнодо­рожном транспорте, то для других видов транспорта она будет составлять:

· воздушный транспорт – 150…300%;

· автомобильный (междугородний) транспорт – 180...200%;

· речной транспорт – 60...70%;

· трубопроводный транспорт – 40...50%.

При малых расстояниях перевозки скорость доставки грузов на автомобильном транспорте выше, чем на любом другом.

5. Среднесуточный пробег – показывает интенсивность использования транспортных средств при перевозках.

6. Техническая скорость – средняя скорость подвижного состава за время движения.

7. Эксплуатационная скорость – средняя ско­рость подвижного состава за время движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными опе­рациями.

8. Себестоимость перевозок – является обобщающим показателем, который зависит от многих факторов и может колебаться для одного вида транспорта в значительных пре­делах в зависимости от расстояния перевозки, вида груза и экс­плуатационных условий. Средняя себестоимость перевозок для всех видов транспорта Российской Федерации, если принять себестоимость нефтетрубопроводного транспорта за единицу, составляет:

· нефтетрубопроводный – 1,0;

· морской – 1,3;

· речной – 2,3;

· железнодорожный – 2,4;

· газотрубопроводный – 4,6;

· автомобильный – 61,0.

При увеличении расстояния перевозки себестоимость уменьша­ется, так как расходы на начальную и конечную операции раскла­дываются на большее количество тонно-километров. При увеличении расстояния с 10 до 1000 км себестоимость пе­ревозки снижается:

· на автомобильном транспорте – на 30...40%;

· на железнодорожном транспорте – в 12...16 раз;

· на речном транспорте – в 40...50 раз.

9. Производительность транспортных средств – объем транспортной работы, выполняемый единицей подвижного состава за единицу времени. Производительность транспортных средств зависит, прежде всего, от их грузоподъемности (пассажировместимости) и скорости движения.

10. Производительность труда работников транспорта. Она зависит от производительности транспорт­ных средств, степени автоматизации и механизации транспортных процессов, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных операций.

Плановые показатели работы по видам транспортных

Систем

Основными показателями оценки работы любых транспортных предприятий, осуществляющих перевозки грузов, являются объем перевозок и грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот, доходы, расходы и прибыль, производительность труда. Однако на каждом виде транспорта существуют свои особенности формирования системы плановых показателей. Различия заключаются как в выбранных единицах измерения, так и в использовании специфических показателей, присущих только данному виду транспорта, а также конкретизации общих показателей, приведенных выше.

1. Железнодорожный транспорт.

Основными показателями стратегического плана железной дороги являются:

· объем перевозок (отправление) грузов, млн.т;

· грузооборот, млрд. тарифных т-км;

· пассажирооборот, млрд. пасс-км;

· себестоимость перевозок, млн.руб.;

· расходы по перевозкам, млн.руб.;

· доходы от перевозок, млн.руб.;

· прибыль, млн.руб.;

· рентабельность перевозок, %;

· производительность труда, приведенные.т-км на 1 работника;

· объем инвестиций, в том числе привлеченных, млн.руб.

В стратегическом плане указывают также ряд расчетных и информационных показателей, таких как: доля железных дорог на транспортном рынке, размеры амортизационных отчислений, лимиты численности работников и выработки на 1 работника по видам деятельности, объемы проектных работ, отцеп вагона, производительность подвижного состава, уровень качества транспортного обслуживания и др. Отдельно разрабатываются специальные программы развития отрасли (дороги), нового строительства, модернизации подвижного состава, жилищно-коммунального хозяйства.

Учитывая территориально-отраслевой принцип управления на железнодорожном транспорте, выделяют четыре уровня разработки стратегических планов работы:

· корпоративный – для сети РЖД;

· территориально-производственный – для отдельных железных дорог;

· функциональный – для функциональных служб дорог (движения, локомотивной, вагонной, пути и т.д.);

· линейный – для разработки стратегии и тактики работ отраслевых и линейных предприятий.

Показатели для каждого уровня планирования отличаются по количеству и содержанию. Основными показателями использования основных фондов являются фондоотдача, фондоемкость продукции, фондовооруженность.

Для успешной и бесперебойной работы предприятий железнодорожного транспорта планируются оборотные средства.

Выручка (доход) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета состоит из следующих групп доходов:

· доходы от обычных видов деятельности,

· прочие операционные доходы,

· прочие внереализационные доходы,

· прочие чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от грузовых перевозок, выручка от пассажирских перевозок, выручка от прочих видов деятельности.

Прочими операционными доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· поступления от продажи основных средств и иных активов;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· курсовые разницы;

· суммы дооценки активов и др.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии), страховые возмещения и др.

Выручка (доходы) от перевозок грузов подразделяется по видам сообщений на:

· выручку (доходы) от перевозок грузов в местном сообщении;

· выручку (доходы) от перевозок грузов в прямом сообщении.

К выручке (доходам) от перевозок грузов в местном сообщении относится выручка (доходы) от перевозок грузов в пределах одного филиала – железной дороги. Выручка (доходы) от перевозок грузов в прямом сообщении включает в себя выручку (доходы) от перевозок грузов в пределах двух и более дорог. В составе выручки (доходов) от перевозок грузов в прямом сообщении учитывается:

· выручка (доходы) от внутригосударственных перевозок грузов;

· выручка (доходы) от международных перевозок грузов (с подразделением по видам таможенных режимов на экспорт, импорт, транзит).

Выручка (доходы) от грузовых перевозок учитывается по следующим статьям:

· провозные платежи,

· дополнительные сборы,

· дополнительные услуги клиентуре,

· плата за пользование грузовыми вагонами и контейнерами.

Выручка (доходы) от пассажирских перевозок представляет собой суммы, начисленные за перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, а также за дополнительные операции, связанные с перевозками пассажиров, и признается по моменту оформления проездных и перевозочных документов на уровне филиалов ОАО «РЖД». Выручка (доходы) от пассажирских перевозок классифицируется по следующим видам:

· выручка (доходы) от перевозок пассажиров в пригородном сообщении;

· выручка (доходы) от перевозок пассажиров в дальнем следовании;

· выручка (доходы) от перевозок багажа;

· выручка (доходы) от перевозок почты.

План-прогноз работы подвижного состава разрабатывается отдельно для грузового, хозяйственного и пассажирского движения и по видам тяги. На основе объемных показателей определяют качественные показатели работы подвижного состава:

1. Определение пробега груженых и порожних вагонов.

2. Определение тонно-километровой работы брутто и ее распределение по категориям поездов.

3. Определение пробега поездов и локомотивов.

4. Определение эксплуатируемого парка поездных локомотивов.

5. Определение рабочего парка вагонов.

6. Определение качественных показателей использования подвижного состава.

Объемные или количественные показатели работы подвижного состава можно разделить на следующие группы:

· пробеги подвижного состава (вагоно-километры, поездо-километры, локомотиво-километры);

· затраты времени подвижного состава (вагоно-часы, поездо-часы, локомотиво-часы) на различные технологические операции;

· показатели, отражающие выполненный цикл работы (количество погруженных за сутки вагонов, суточная сдача вагонов на соседние подразделения, выполненная тонно-километровая работа брутто, и т.п.).

Основными качественными показателями использования грузовых вагоновявляются следующие:

· статическая нагрузка, т;

· динамическая нагрузка груженого вагона, т;

· динамическая нагрузка вагона рабочего парка, т;

· коэффициент порожнего пробега к общему;

· оборот грузового вагона, сут.;

· среднесуточный пробег, км;

· среднесуточный полезный пробег, км;

· среднесуточная производительность, т-км нетто;

Качественные показатели использования локомотивов в грузовом движении:

· средняя масса поезда брутто, т;

· масса поезда нетто, т;

· средний состав поезда, ваг.;

· техническая скорость движения поездов, км/ч;

· среднесуточный пробег локомотива, км;

· среднесуточная производительность локомотива, тыс.т-км брутто.

Основные показатели использования подвижного состава в пассажирском сообщении:

· средний состав поезда, вагонов в пригородном сообщении или дальнем следовании;

· населенность пассажирского вагона, чел./ваг. в пригородном сообщении или дальнем следовании;

· скорость, км/ч: техническая, участковая;

· проследование пассажирских поездов по расписанию, % в пригородном сообщении или дальнем следовании.

2. Морской транспорт.

Планирование перевозок. Планирование работы транспортного флота осуществ­ляется в тесной связи с разработкой плана морских перевозок. В свою очередь план работы флота является основой для расчета потребностей в рабочей силе, материалах, топливе, перегрузочных средствах, базах технического обслуживания и т.п.

План перевозок грузов (в тоннах) морским транспортом разрабатывается на осно­ве заявок на каботажные и экспортно-импортные перевозки и дополнительных расче­тов потребности народного хозяйства в перемещении грузов с учетом провозной спо­собности транспортного флота и пропускной способности морских портов.

План каботажных перевозок по отправлению в целом по пароходствам формиру­ется на основе обработки заявок грузоотправителя и анализа отчетной корреспонден­ции перевозок грузов в каботажном плавании.

План перевозок грузов в заграничном плавании и доходов в иностранной валюте от этих перевозок составляется по перевозкам экспортно-импортных грузов иностран­ных фрахтователей (ГИФ).

План перевозок ГИФ и доходов в иностранной валюте от них определяется и вклю­чается в план перевозок грузов в заграничном сообщении с учетом провозной способности флота, конкретных условий, складывающихся на мировом фрахтовом рынке.

Планирование перевозок экспортно-импортных грузов и доходов в иностранной валюте от них осуществляется на основе заявок внешнеторговых организаций и объе­динений на планируемый год и анализа отчетной корреспонденции по перевозкам в загранплавании за ряд предыдущих лет.

Планирование перевозки грузов в прямых и смешанных сообщениях. Перевозка грузов в таком виде сообщений очень удоб­на для грузовладельцев, т.к. сокращаются сроки доставки и повышается сохранность гру­зов, совершенствуется организация работы перевалочных пунктов, создаются условия для организации перевозки грузов от «двери до двери».

Перевозка грузов в прямых смешанных и смешанных сообщениях включается в общий план перевозок по соответствующей номенклатуре грузов. Планирование пере­возок этого вида осуществляется в основном в той же последовательности, что и пла­нирование каботажных и экспортно-импортных перевозок.

Планирование перевозок грузов в прямом водном сообщении. Перевозки грузов в прямом водном сообщении осуществляются совместно морскими и речными пароходствами с перевалкой грузов из речных судов в морские и наоборот. В последнее время широко практикуются такие перевозки на судах смешанного типа «река-море».

Планирование перевозок в прямом водном сообщении осуществляется в той же последовательности, что и планирование перевозок грузов в прямых смешанных со­общениях.

Планирование пассажирских перевозок. В общем объеме перевозок морским транс­портом преобладающая роль принадлежит грузовым перевозкам. Однако пассажирс­кие перевозки в суммарном объеме транспортной работы имеют большое значение, т.к. призваны удовлетворять потребности населения страны в перемещении при надлежа­щем качестве перевозок в отношении скорости и комфортабельности. Планирование перевозок пассажиров осуществляется по видам сообщений: местное, каботажное и заграничное.

Планирование работы флота. План работы флота включает баланс флота, бюд­жет времени флота, показатели использования флота. Расчет баланса флота, бюджета его времени и показателей использования произ­водятся раздельно для сухогрузного, наливного и грузопассажирского флота, причем выделяют специализированные суда – лесовозы, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, балкеры, газовозы, паромы, рефрижераторные и др. Баланс позволяет установить количество и тоннаж судов к началу планового периода, а также размер тоннажа в сред­негодовом исчислении. К балансу прилагают список судов с указанием их основных технико-эксплуатационных характеристик.

Планирование работы морских транспортных судов. Рейсовое планирование. Морское транспортное судно является основной производ­ственной единицей пароходства, непосредственно осуществляющей транспортировку грузов и пассажиров в различных видах плавания. Поэтому планирование работы су­дов представляет составную часть планирования работы флота пароходства. С учетом планов работы судов разрабатывают планы перевозок грузов и пассажиров и планы работы флота в целом.

На каждое судно разрабатывается план с разбивкой по годам. Показатели плана являются основой для дальнейшей оценки дея­тельности экипажа судна и базой для разработки годовых планов его работы. План работы судна содержит следующие показа­тели: бюджет времени, календарный период, эксплуатационный и внеэксплуатацнонный периоды, объем перевозок, доходы, расходы, чистую выручку, общие доходы, об­щие расходы, финансовый результат.

Планирование работы порта. Основными показателями, характеризующими про­изводственную деятельность порта, являются грузооборот, судооборот, пропускная спо­собность, объем грузовой работы порта, коэффициент перевалки. План работы порта разрабатывается исходя из плана погрузочно-разгрузочных работ. В плане погрузочно- разгрузочных работ определяют грузооборот в тоннах с подразделением на каботаж­ные и экспортно-импортные грузы по установленной номенклатуре. Судооборот исчисляют отдельно по прибыли и по отправлению судов. Пропускную способность порта рассчитывают с учетом уровня механизации пе­регрузочных работ.

Объем грузовой работы порта в тонно-операциях определяют как произведение тонн груза на количество перевалок их в порту по основным вариантам работ (судно-вагон, судно-склад, судно-причал, вагон-склад и обратно). Коэффициент перевалки находят как отношение тонно-операций к количеству тонн переработанного груза за определенный период.

В плане погрузочно-разгрузочных работ рассчитывают по установленной номенк­латуре грузов общее количество тонно-операций с выделением выполняемых комплек­сно-механизированным способом, коэффициент перевалки и процент охвата погрузочно-разгрузочных работ комплексной механизации (на основе плана механизации).

Планы по грузообороту, объему грузовой работы порта и механизации, а также по судообороту служат основой для расчета других разделов годового плана: по труду, фи­нансам, материально-техническому снабжению, себестоимости и др.

3. Внутренний водный транспорт.

Основными планируемыми показателями работы внутреннего водного транспорта являются объем перевозок и грузооборот. Эти показатели, также как и на морском транспорте, служат основой расчета ряда других важных величин. С их помощью можно определить необходимую потребность в транспортных средствах, затраты на содержание транспортного флота, потребность в людских ресурсах и др.

Плановые показатели работы судоходной компании.

Объем перевозок грузов рассчитывается из заявок клиентуры, на базе которых формируется корреспонденция грузопотоков.

G = ∑ ∑ Gjk,

                                                       j ϵ J k ϵ К

(4.1)
где G -

объем перевозок грузов, т;

  j -

индекс грузопотока, j ϵ J, где J – множество индексов j;

  k -

индекс рода груза, k ϵ К, где К – множество индексов k;

  Gjk -

объем перевозок k -го рода груза на j -м грузопотоке, т.

         

Объем перевозок по установленной k -й номенклатуре грузов:

Gk = ∑ Gjk.

                                                           j ϵ J

(4.2)
где Gk -

объем перевозок по установленной k -й номенклатуре грузов, т;

         

Грузооборот на каждом j -м грузопотоке c k -м родом груза:

Ajk = Gjk ∙ l jk,

(4.3)
где Ajk -

грузооборот на каждом j -м грузопотоке c k -м родом груза, т-км;

  l jk -

расстояние перевозок грузов на j -м грузопотоке k -го рода груза, км.

         

Грузооборот на перевозках k -го рода груза:

Ak = ∑ Ajk,

                                                                j ϵ J

(4.4)
где Ak -

грузооборот на перевозках k -го рода груза, т-км.

         

Суммарный грузооборот:

A = ∑ Ak = ∑  ∑ Ajk,

                                              k ϵ К   j ϵ J k ϵ К

(4.5)
где A -

суммарный грузооборот, т-км.

         

Средняя дальность перевозки одной тонны груза:

L = A / G,

(4.6)
где L -

средняя дальность перевозки одной тонны груза, км.

         

Количество перевезенных пассажиров:

Ч = ∑ Ч z,

                                                           z ϵ Z

(4.7)
где Ч -

количество перевезенных пассажиров, чел.;

  z -

индекс пассажирской линии, z ϵ Z, где J – множество индексов z;

  Ч z -

количество перевезенных пассажиров на z -й пассажирской линии, чел.

         

Пассажирооборот:

П = ∑ П z,

                                                           z ϵ Z

(4.8)
где П -

пассажирооборот, пасс-км;

  П z -

пассажирооборот на z -й пассажирской линии, пасс-км;

П z = Ч z ∙ lz,

(4.9)
где lz -

средняя дальность поездки одного пассажира на z -й линии, км.

         

Экономические показатели работы судоходной компании.

К экономическим показателям относятся следующие:

· доходы от перевозки грузов и пассажиров;

· расходы на перевозки грузов и пассажиров;

· прибыль от перевозок грузов и пассажиров;

· рентабельность перевозок и основных фондов;

· производительность труда.

Доходы от перевозок грузов в судах i -го типа на j -м грузопотоке:

Дгр ij = d гр ij ∙ Gij,

(4.10)
где Дгр ij -

доходы от перевозок грузов в судах i -го типа на j -м грузопотоке, руб.;

  d гр ij -

средняя доходная ставка перевозок грузов в судах i -го типа на j -мгрузопотоке, руб./т.

  Gij -

объем перевозок в судах i -го типа на j -м грузопотоке, т.

         

Доходы от перевозок грузов в судах i -го типа:

Дгр i = ∑ Дгрij.

                                                      j ϵ J

(4.11)
где i -

индекс типа судна, i ϵ I, где I – множество индексов i;

  Дгр i -

доходы от перевозок грузов в су


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.