Уровни и функции управления транспортными системами — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Уровни и функции управления транспортными системами

2022-12-30 37
Уровни и функции управления транспортными системами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научно-технический прогресс (НТП) вызвал крупные изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности. Он усилил необходимость расширения государственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт, обострил потребности в ускорении доставки сырья, материалов, готовой продукции, без чего крупные затраты на развитие и внедрение новой техники и технологии в отраслях материального производства оказались бы недостаточно эффективными.

Ежегодно в нашей стране перевозится примерно в 4 раза больше грузов, чем производится продукции. А это говорит о многократности перегрузок, что вызывает гигантскую дополнительную работу и снижает скорость доставки грузов, которая не превышает 5-7км/ч. Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта. Однако главным и подчас единственным возможным способом роста скорости доставки и качества перевозок остается совершенствование управления транспортом, улучшение взаимодействия различных его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы страны.

Основными вещественными элементами этой системы являются:

1) Пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами связи.

2) Транспортные средства (подвижной состав) разных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т.п.).

3) Погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, а также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой.

4) Материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу тяговой техники и подъемно-транспортных машин.

5) Промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для производства и содержания ОФ транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, судов, самолетов, погрузочно- разгрузочных машин и другой техники).

Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются производительными. Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта.

Предметом науки управления на транспорте является управление в широком смысле, т.е. управление как интегративная информационная функция, включающая в свой состав руководство, планирование, организацию, управление (в узком смысле), регулирование и контроль.

Руководство заключается в определении цели и критериев развития транспортной системы. Цели и критерии объективны и вытекают из перспективных стратегических целей высокого государственного уровня и особенностей текущего момента (внешней среды).

Планирование есть выработка пути к достижению поставленной цели, при этом критерии используются в качестве рычагов, инструмента, обеспечивающих движение системы к намеченной цели.

Организация – действие, направленное на установление исходной структуры системы. Она выступает как часть планирования и как живая организаторская работа в ходе перевозочного процесса. Последняя в транспортной практике называется «оперативным управлением» или «оперативным планированием».

Управление (в узком смысле) – это действие по изменению режима работы (структуры) системы, направленное на повышение ее производительности или качества выпускаемой продукции.

Регулирование направлено на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры. Иногда регулирование на транспорте рассматривается как часть оперативного управления.

Контроль заключается в сравнении фактического движения системы с намеченной целью. Эту функцию можно назвать мониторингом системы. С ее помощью осуществляется реализация прямых и обратных связей в системе.

Система управления транспортом носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный, регионально-отраслевой, региональный, отраслевой, предприятий.

Народнохозяйственный (макроэкономический) уровень является высшим уровнем управления транспортом. Это уровень Правительства РФ и Федерального Собрания, где определяются основные направления развития страны и ее транспортной системы. Важные вопросы транспортной политики, использования путей сообщения и транспортных средств на международных и внутренних перевозках рассматриваются и решаются на этом уровне.

Регионально-отраслевой уровень управления в последние годы становится все более существенным. Транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей. Здесь управленческие решения более высоких уровней реализуются в конкретных организационно-технологических схемах в качестве ограничений.

Отраслевой уровень управления решает задачи отраслевого уровня в рамках транспортных ведомств – Министерства транспорта России и ОАО «Российские железные дороги». Транспортное министерство включает ряд агентств, которые осуществляют руководство различными видами транспорта.

Управление на уровне предприятий является низшим звеном иерархической структуры, но именно здесь проводится оперативная работа по организации функционирования транспортных систем.

На транспорте, как и в других отраслях материального производства, процесс управления делится на ряд относительно самостоятельных, но связанных друг с другом функций. Под функцией управления понимается тот или иной вид управленческой деятельности, решений, действий или процессов, объединенных общностью целей.В функциях выражается содержание управленческого труда, они делятся на общие (руководство, планирование, организация, регулирование и контроль) и специфические, характерные для данного вида деятельности и уровня управления.

Специфическими функциями управления транспортным производством являются:

· планирование перевозок;

· оперативное управление перевозочным процессом и регулирование хода этого процесса;

· техническая и технологическая подготовка транспортного производства;

· обеспечение безопасности движения поездов, судов, автомобилей, самолетов и других средств в транспортных сетях;

· подбор, обучение, воспитание и расстановка кадров;

· организация материально-технического обеспечения производств;

· организация рабочего снабжения;

· организация труда и заработной платы;

· организация финансовой деятельности;

· организация бухгалтерского учета и отчетности;

· экономический анализ, совершенствование планирования и управления транспортным производством.

Содержание функций управления, как и транспортных организационно-управленческих структур, с течением времени изменяется вместе с изменением внутренней и внешней среды транспортных предприятий.

Главными направлениями в решении поставленных задач являются:

· повышение научного уровня планирования – обеспечение единства отраслевого, территориального и программного планирования, укрепление взаимосвязи прогнозирования, перспективного и текущего планирования;

· повышение действенности экономических рычагов и стимулов – расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений, усиление роли экономических методов управления, выполнение договорных обязательств, совершенствование системы цен и тарифов;

· совершенствование организационных структур управления – устранение дублирования и параллелизма в работе, улучшение организации и технической оснащенности управленческого труда;

· повышение роли и ответственности республиканских и местных органов в обеспечении эффективного управления предприятиями различных форм собственности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.