III воскресенье Великого Поста — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

III воскресенье Великого Поста

2022-12-30 42
III воскресенье Великого Поста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

III воскресенье Великого Поста

 

БОГ И ГРЕШНИК – ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Библия приглашает нас ходить с Богом по разным местам земли. Какой необыкновенной, бесценной и необходимой человеку мудрости можно научиться во время таких «библейских прогулок». Мы уже ходили с Богом вместе с патриархами, пророками, а также с самим Иисусом Христом, по разным горам. После потопа Ноем мы были на Арарате; с Авраамом и Исааком на горе Моря; Моисеем на горах Синай и Нево; с Илией на горе Кармил; а с Иисусом на горе в Иудейской пустыни, на горе Восьми Блаженств, и наконец, на горах Фавор и Голгофа, а также на горе Вознесения. Мы продолжаем мысленное хождение по святым горам, потому что нашу душу ободряет тогда ветерок спасения. Сегодня Слово Божье предлагает нам познакомиться с двумя библейскими деревьями. Для какой цели? Конечно, не для расширения наших знаний в области дендрологии (наука о деревьях). Показывая нам неопалимую купину в пустыне и усохшую смоковницу, Слово Боге откроет нам истины, которые чрезвычайно важны для преображения нашей жизни на образ Иисуса Христа и жизни вечной.

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

О ПЕРВОМ ЧТЕНИИ (Исх 3, 1-8а.13-15)

Книга Бытия рассказала нам о начале человека, греха, спасения и избранного народа, с которым Бог связал первую часть своего плана спасения – подготовку к пришествию Спасителя. Начало избранного народа было связано с обещанием Бога, данным Аврааму. Этот старый и бездетный, но верующий сильно в Бога человек, услышав Божье обещание, что станет отцом многочисленного народа, поверил в это. Если оно не сбылось бы, не было бы Книги Исход. Тем временем она существует, рассказывая о судьбе потомков Авраама, Исаака и Иакова, прежде всего в Египте, где наступил невиданный количественный рост избранного народа. Интересно, что его развитие продолжалось и тогда, когда потомки Авраама ощущали там свободу и достаток, оно продолжалось в трудное время плена. Главными героями данной книги является в первой очереди Бог Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, в которого верил Моисей сильно Моисей, благодаря усилиям его матери. Этот еврей из колена Леви стал орудьем в руках Бога. Пользуясь ним, Бог совершил много дел, которые указывают на будущее спасение. Сегодня – об одном из них.

 

ЧТЕНИЕ КНИГИ ИСОДА

 

 В те дни: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню, и пришёл к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование обо Мне из рода в род.

Слово Божье.

Слово Божье.

ОБ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк 13, 1-9)

Врач Лука заметил, что Евангелие Иисуса Христа – это учение о превосходстве жизни над смертью, ибо Бог не хочет смерти грешников, только жизни, при этом не только земной, но и вечной жизни. Лука же заметил, что Христос не принуждает своих слушателей принять Его учение. Наоборот, Христос желает лишь того, чтобы каждый разумный и свободный человек приимет ее актом свободного, но хорошо мотивированного выбора. Это самый правильный выбор из всех человеческих выборов. Благодаря ему, человек спасается от вечной смерти, а путь любви ведет его к жизни вечной.

Слово Господне.

Размышление

 

Сегодняшние библейские чтения говорят о двух деревах и скале, которой является Христос. Деревья – это неопалимая купина и смоковница. Эти деревья – символы. Неопалимая купина указывает на Бога, а смоковница – на грешника и его судьбу.

Размышляя о них, мне чего-то не хватало. Поэтому мои мысли оторвались от литургических чтений и побежали в библейский Эдем – рай, в середине которого нарядом с деревом жизни Бог посадил дерево познания добра и зла. Вспоминаю его, потому что у него сатана решил соблазнять Адама и Еву. Он мастер своего дела. Никто его не догонит в распространении гордыни и разновидных грехов. Ни один врун в маске правды не соблазнять людей так тактично и успешно как он.

У дерева познания добра и зла произошло первое грехопадение Адама и Евы. Там первые люди начали духовно сохнуть, как смоковница с евангельской притчи. Там же Бог впервые дал им обещание, что пошлет в мир Спасителя, который восстановить вредные последствия сатаны и людей во владении греха. Именно обещанный Спаситель будет этим садовником, который перед собой поставил благородную цель: спасти смоковницу от смерти и гибели в огне.

С грехом нельзя шутить. Он хитрым образом побеждает остатки того, что Божье в нас. Из-за распространения греха в период Авраама люди не знали единого, истинного Бога. Тогда все покланялись идолам. Поэтому Бог решил постепенно вывести людей из тьмы незнания Бога, открывая себя Аврааму. Видя силу веры Авраама, Бог заключил завет (договор) с ним. С какой целю? Бог надеялся, что Авраам и его потомство будут распространять в мире веру в единого Бога и Его волю. Авраам был уже старым и бездетным человеком, когда у дуба дерева в Мамре получил Божье невероятное обещание: его бесплодная, пожилая жена Сара родит ему сына – зародыш великого народа. Авраам поверил в это, потому что уже по опыту знал: что невозможно людям, возможно Богу.

Народ Авраама стал великим всего лишь в египетском плену. Мимо тяжелой судьбы, люди верили там в Бога, хотя иногда им казалось, что Он забыл о своем народе. При этом ни один плененный еврей не знал имени Бога. Даже Моисей не знал его. Имя Бога познал он позже.

После утечки из Египта Моисей стал пастухом. Однажды он пас стада своего зятья в Синайской пустыне. Там Бог, присутствующий в неопалимой купине, позвал его к Себе. История как бы повторилась. Так как в рае у дерева Бог открыл Адаму и Еве свои намерения, так в пустыне произошло что-то аналогичное. Там Бог призывал Моисея к себе и отправил его в Египет, чтобы вывести оттуда на свободу избранный народ.

Откровение имени Бога наступило после этого. Это было великое событие. Открывая свое имя, Б признался к тому, что Он есть живая личность, носящая свое имя Ягве. Названия принадлежат вещам, предметам. Разумным и свободным личностям нарекается имя. При этом Библия подчеркивает, что оно отражает сущность носителя данного имени. Отрывая свое имя, Бог положил как бы печать на миссии Моисея. Таким образом она стала более достоверной.

Имя Ягве значит «Я есть, который есть», или «Я есмь тем, чем Я есмь». Действительно, Бог есть вечное существование, Однако вечно Сущий есть также и Креатором (Творцом) и Спасителем. Иконка в начале этого размышления напоминает нам, что евреи пишут Имя Бога с помощью трех согласных (JWH), а поизносят его как Яхве.

С момента откровения Богом своего имени, Моисей понял, что оно является предметом религиозного почтения, уважения. Поэтому третья Божья заповедь охраняет его запретом: «Не произноси Имя Божье всуе». Поэтому набожный еврей до сих пор, читая Библию, не произносит это имя, а пользуется его заменителем (Бог, Господь и т.д.). Почему? Потому что он считает, что его грешные уста недостойны произнести имя Бога.

В притче об усохшей смоковнице Христос указал на себя, как посланного Богом садовника, который будет бороться за ее жизнь. Усыхающая смоковница – символ грешника. Хорошо, если он откроется перед садовником, если он откроется перед Ним и позволит Ему спасать свою грешную душу. В противном случае грешника ждет неугасимый огонь ада, вечное пребывание без Бога.

Размышляя о событиях у библейских дерев, постараемся, братья и сестры, с именем Бога на устах, просит о спасении нас грешников.

О. ИгнацыПавлусь SDS

ВОТ ВОСЕМЬ НЕОСПОРИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА!

Ломая руки, свидетели Иеговы плачут, потому что народ не знает имени Бога. Это имя Яхве Бог открыл Моисею в Синайской пустыне у неопалимой купины, а нам во время чтения Библии, участия в литургии, а также на катехизации. Вопреки библейским филологам свидетели Иегова неправильно произносят имя Бога. Он не Иегова, а Яхве. На эту тему существует много научных текстов. Однако мне, рядовому священнику Католической Церкви, вопрос имени Бога кажется второстепенным на фоне нарастающего безбожья и ложных представлений о Боге. Поэтому меня обрадовала статья польского священника МихалаКашовского о доказательствах существования Бога. Ниже представляется ее перевод в совращенном виде.

Бог существует независимо от нас. Он не является выдумкой нашего разума. Все, что существует, говорит нам о Боге – Творце: вселенная со своей красотой и порядком, а также человек со своими глубинными желаниями и тасками.

1. В каком смысле мир доказывает существование Бога? (См. Рим 1,18-21; Пс 14,1; KKЦ 31 - 35)

Св. Григорий Ниссанский утверждает: «Аргументы разума ведут к тому, что кто-то, видя одежду, признает существование портниха; видя корабль, узнает существование его строителя». Окружающие нас бытия, но прежде всего присутствующий в нем порядок, свидетельствуют о Создателе всего этого и законов, руководящих миром и его развитием». Св. Августин: «Красота того, что существует, является как бы вызовом. Кто создал всю эту красоту, если не Самый Красивый, который не подчиняется изменениям?» Итак, наши встречи с творениями и порядком, которому они подчиняются, говорят о существовании какого-то Разумного Существа, (стоящего выше них).

Ольга Сакун - Град Ватикан

«Горе нам, если мы произносим эти слова, безропотно пожимая плечами, словно покоряясь неприятной участи, которую мы не можем изменить. Наоборот, эта молитва полна пламенного упования на Бога, желающего для нас добра, жизни, спасения. Это смелая и даже боевая молитва, потому что в мире есть много, очень много несоответствий Божьему замыслу», - подчеркнул Папа Франциск.

Еще прежде, чем человек начал заботиться о мире, Бог неустанно заботился и о человеке, и о мире. Грешник Закхей забирается на дерево, чтобы увидеть Иисуса, не зная, что намного раньше Бог уже отправился на его поиски. Вот почему Иисус, подойдя к Закхею, говорит: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», - а в конце этого рассказа заявляет: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Именно в этом и заключается воля Божья, о свершении которой мы молимся словами «Да будет воля Твоя». Бог пришел, чтобы спасти погибшее, мы же просим о том, чтобы этот поиск со стороны Бога увенчался успехом, чтобы свершился Его замысел о всеобщем спасении, - сначала свершился в каждом из нас и потом – во всем мире. Бог ищет каждого человека по отдельности, и за этим поиском стоит Его безграничная любовь, отметил Папа.

Господь «не скрывается за загадками, не замышляет будущее так, что его нельзя расшифровать. Он предельно ясен», сказал далее Папа. В Библии есть множество свидетельств того, что Его воля о мире позитивна. Бог «стучится в двери нашего сердца, чтобы привлечь нас, привлечь к Себе и повести по дороге спасения. Своей любовью Бог пребывает рядом с каждым из нас, чтобы за руку вести к спасению». Христианин не верит в «неотвратимый рок», он верует в спасение, которое будет явлено в жизни каждого человека и свершится в вечности.

«Мы молимся потому, что верим: Бог может и хочет преобразовать реальность, побеждая зло добром. По отношению к такому Богу имеет смысл проявлять послушание, предавая себя Ему также в часы самых тяжких испытаний». Именно так поступил Иисус во время Гефсиманского борения: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус подавлен злом целого мира, но Он с доверием предает Себя океану любви, воле Отца. Так же поступали и мученики: в часы страданий они искали не смерти, а того, что есть после смерти, - воскресения». Бог никогда нас не оставляет, даже если мы идем через болезненные терния. Он всегда рядом с нами и в нас, и для верующего это более, нежели надежда: это уверенность. Та самая уверенность, которая звучит в евангельской притче с увещанием к постоянной молитве: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

Аудиенция Папы Франциска кардиналу Филиппу Барбарену, 18 марта 2019 г

Ольга Сакун - Град Ватикан

Критерии для суждения о наличии апостольского преемства перечислены в документе Международной богословской комиссии «Апостольство Церкви и апостольское преемство». В нем изложено католическое понимание этого термина и основные критерии для оценки служений в других христианских общинах. При этом отмечается, что в самих этих общинах понимание апостольского преемства может быть иным и не соответствовать католическому.

Что касается Православных Церквей, то в документе говорится следующее: «Несмотря на различные суждения, выносимые о служении Петра, Католическую Церковь, Православную Церковь и другие Церкви, которые сохранили наличие апостольского преемства, объединяет одно и то же основоположное понимание священного менталитета Церкви, развивавшегося со времен Нового Завета посредством общих Святых Отцов, в особенности святого Иринея. Эти Церкви рассматривают приобщение к церковному служению посредством Таинства, совершаемого через возложение рук с призыванием Святого Духа, как незаменимую форму для передачи апостольского преемства, которое исключительным образом позволяет Церкви выстоять в доктрине и в единстве. В этой единодушной и никогда не прерванной последовательности между Писанием, Преданием и Таинством заключается причина, по которой общение между этими Церквами и Католической Церковью никогда не было прервано окончательно и сегодня может быть восстановлено».

Далее перечисляются другие Церкви: Церкви Англиканского сообщества, утверждается в документе, «сохранили рукоположение, изменив его интерпретацию». Отмечается, что на эту тему идет диалог, и пока еще невозможно предусмотреть его итоги. Согласно апостольской конституции Папы Бенедикта XVI «AnglicanorumCoetibus» 2009 года, рукоположенные служители Англиканской Церкви – епископы, пресвитеры и диаконы – при воссоединении с Католической Церковью могут быть приняты лишь в качестве кандидатов к священному рукоположению (АС 6), в отличие от православных священнослужителей, принимаемых в лоно Католической Церкви в сущем сане.

Общины, появившиеся в результате Реформы XVI века, «пришли к отрицанию связи между Писанием и Преданием Церкви в пользу нормативного характера одного только Писания. Хотя в дальнейшем различными способами звучали призывы к Преданию, все же за ним не признается то же достоинство, которое было ему присуще в древней Церкви». Поскольку Таинство Священства является выражением общения в Предании, «провозглашение SolaScriptura привело к отказу от исконного понимания Церкви и ее священства. Поэтому фактически на протяжении веков часто имел место отказ от возложения рук», отмечается в документе, а там, где рукоположение совершалось, оно не было наделено тем же значением, каким обладает в Церкви, которая следует Преданию. Таким образом, прерывание связи с Преданием даже в тех случаях, когда делаются шаги к возвращению к нему, не позволяет судить о «сакраментальной последовательности в апостольской преемственности», которая, помимо Католической Церкви, наличествует только в Православных Церквах.

Все эти соображения, отмечается в документе, не отменяют того факта, что в англиканских общинах и в общинах, возникших в результате Реформы, «есть элементы, безусловно, относящиеся к апостольскому характеру единой Церкви Христовой», однако духовная ценность служений в этих общинах должна быть дополнена «т а инственным актом».

В общинах, появившихся в результате Реформы, не существует веры в освящающую благодать Таинств. Мы, католики, как и православные, веруем, что Иисус передает нам Божественную жизнь, преображающую нас внутренне, очищающую и освящающую нас. Ординарный путь к стяжанию этой Божественной жизни – Таинства. В особенности – Таинство Евхаристии и Таинство Покаяния. Служитель, не принимающий веры Католической Церкви в освящающую благодать Таинств, не может совершать эти Таинства действительным образом.

Однако, когда речь идет о совершении Таинства Евхаристии, то даже гипотетическое апостольское преемство и гипотетическая вера в благодать Таинств не дает права и возможности служителю служить Мессу в католическом храме. Мало того – даже действительное рукоположение не предоставляет автоматически такого права. Пресвятую Евхаристию может совершать лишь священник, рукоположенный не только действительным, но и законным образом, с соблюдением всех норм канонического права.

Римская синагога

 

Трудные вопросы: обращение иудеев

Должен ли католик стараться «обратить» иудеев? Или у Бога на избранный народ «свой план»?

Ольга Сакун - Град Ватикан

Вслед за святым апостолом Павлом, написавшим «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9,3) – Церковь, вдохновляемая тем же Духом, чувствует такое же желание. Павел выражается сильными словами: он говорит «отлученным», то есть он настолько любит своих братьев по крови, что сам бы предпочел отправиться в ад, лишь бы они познали Иисуса Христа. Это страстное желание святого Павла – не что иное, как продолжение деяния нашего Господа: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3,13): Христос возжелал искупить нашу вину вместо нас, быть наказанным вместо нас. Это желание было предвозвещено еще в Моисее, который просил Бога о смерти вместо народа, совершившего великий грех и создавшего себе золотого тельца для поклонения: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32,31-32).

++++++++++++++++++++++++++++

Ольга Сакун - Град Ватикан

В энциклике «Mortaliumanimos» Папа Пий XI осудил не экуменизм, а то, каким образом его понимали в те времена (энциклика была написана в 1928 году). Тогда некоторые, как пишет Папа, отрицали, что «Церковь Христова должна быть видимой, хотя бы в том смысле, что она должна представать как единое тело верных, согласных в единственной и тождественной доктрине, под эгидой единого учительства и управления». Представители критикуемого Папой течения воспринимают видимую Церковь как союз христианских общин, которые исповедуют различные или даже противоречивые учения.

Второй Ватиканский собор провозгласил не тот экуменизм, который осуждается в «Mortaliumanimos», но подлинный экуменизм, не предполагающий никакого отказа католиков от собственного учения, каким является спасительное учение Иисуса Христа. В то время как «Mortaliumanimos» ведет речь о таком «экуменизме», который размывает истину и порождает некое «панхристианство», как пишет Пий XI, - вплоть до пренебрежения религией, индифферентизма и релятивизма, - Второй Ватиканский собор в декрете «Об экуменизме» утверждает: «У братьев, отделённых от нас, совершается также немало священнодействий христианской религии, которые, вне всякого сомнения, могут разнообразно, согласно особому положению каждой Церкви или общины, действительно порождать жизнь благодати. Надлежит признать, что они способны открыть доступ ко спасительному общению. Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделённые от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви. Однако отделённые от нас братья — будь то поодиночке, будь то в своих общинах или Церквах, — не обладают тем единством, которым Иисусу Христу угодно было наделить всех, кого Он возродил и оживотворил в единое Тело и в жизнь новую; а ведь об этом единстве свидетельствует Священное Писание и досточтимое Церковное Предание. Ибо лишь через Католическую Церковь Христову, представляющую собою всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств. Мы верим, что одному лишь Собору апостолов, во главе которого стоит Пётр, Господь вверил всё богатство Нового Завета, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в Которое надлежит полностью включиться всем, кто тем или иным образом уже принадлежит к народу Божию» (3).

Христиане на самом деле разделены – и это становится соблазном для тех, кто еще не уверовал во Христа, но желает приблизиться к христианству. Разделения между христианами сегодня вызваны не только доктринальными различиями, но и враждой, злословием и даже ненавистью. Экуменическое обязательство Католической Церкви в первую очередь направлено на примирение, и хотя оно не всегда взаимно, Церковь не перестает прилагать усилия ради того, чтобы все крещеные вдохновлялись чувствами Господа Иисуса.

Идея об экуменизме, которую осуждает Пий XI, не соответствует церковному учительству об экуменизме. Поэтому нельзя говорить о нарушении преемственности. Напротив: Пий XI осуждает ошибочную концепцию экуменизма, а Второй Ватиканский собор продвигает его подлинное понимание: «Под "экуменическим движением" подразумеваются все дела и начинания, которые возникают в зависимости от различных потребностей Церкви и возможностей, предоставляемых данной эпохой, и стремятся содействовать христианскому единству. Сюда относятся, во-первых, все усилия, направленные на упразднение различных речений, суждений и дел, не отвечающих по справедливости и истине положению отделённых от нас братьев и потому усложняющих взаимоотношения с ними; далее — диалог между сведущими людьми, получившими надлежащие наставления, который ведётся на собраниях христиан из различных Церквей или общин, устраиваемых в религиозном духе: в этом диалоге каждый глубже объясняет вероучение своей общины и ясно излагает его характерные черты. Благодаря такому диалогу все обретают более верное знание и более справедливую оценку вероучения и жизни каждой общины. Вследствие этого данные общины приходят к более широкому сотрудничеству во всяческих делах, способствующих общему благу, которых требует всякая христианская совесть, и объединяются, насколько это возможно, в единодушной молитве». (UR 4).

 

Хорошо смеётся тот, кто смеётся на небе.

От глупой набожности и от святых с мрачными лицами, благой Господи, избавь нас!

Святая Тереза Иисуса

СвятаяТерезаИисуса

 

Сын мой, не будем ставить пределов милосердию Божию! (в ответ на пожелание ста лет жизни)

Лев Х III папа Римский (понтификат 1878-1903).

Папа Лев XIII прославился долгим понтификатом. И не только этим. Его выбирали в надежде на скорое SedeVacante, но здорово обломались. Ибо нефиг Ему пределы ставить. Самый известный анекдот:

Художник, чье мнение о себе намного превышало его дарование, писал портрет Папы Льва XIII. Портрет получился соответствующим. По окончанию работы художник попросил Папу, чтобы тот дал ему какой-нибудь текст под портрет. "Возьмите, пожалуйста, Евангелие от Матфея 14,27 и добавьте мое имя", - сказал Папа.

Дома художник открыл Евангелие и прочитал: "Это Я, не бойтесь".

В июне 1801 года Папа Пий VII послал в Париж для переговоров с Наполеоном госсекретаря кардинала ЭрколеКонсальви (1757-1824). Консальви был истинным хозяином Рима: он долго предотвращал вторжение французов, в Риме отменил контроль за хлебными ценами и изъял из обращения порченые монеты, стал нанимать чиновников в аппарат Ватикана из числа мирян (неслыханная новация), начал превращение Рима в музейный центр, устраивая музеи и превратив берег Тибра в набережную, по которой было удобно гулять.

Анекдот гласит, что кардиналу Консальви сказали: "Наполеон хочет разрушить Церковь".

- Мы сами изо всех сил занимаемся тем же, всё равно ничего не получается! - ответил Консальви.

_____________

Уважаемые читатели!

Желающие получать газету в электронном виде, просим пишите на адрес:

Вербисты,

e-mail: svdmos @ inbox. ru

тел: 8-921-104-79-95

III воскресенье Великого Поста

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.