Трудности перевода: «Пигмалион» или «Уличная цветочница»? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Трудности перевода: «Пигмалион» или «Уличная цветочница»?

2022-12-30 26
Трудности перевода: «Пигмалион» или «Уличная цветочница»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Только там, где мы несём ответственность за свои действия, где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными.


            Фридрих Август фон Хайек

Миф о Пигмалионе и Галатее всегда волновал людей. Так, Евгений Баратынский представлял героя увлечённым своим делом:

 

Бесконечно вожделенный,

Уже он властвует собой:

Неторопливый, постепенный

Резец с богини сокровенной

Кору снимает за корой.

Тонкой нитью от картины к картине тянется образ чистой, божественной любви. Она, любовь, – животворящая. Полотно Жана Рау передаёт волшебство мгновения: взгляд потрясённого Пигмалиона устремлён к Галатее. Слоновая кость смягчилась. Её кожа сияет.

Каждый творческий человек подобен Пигмалиону. Название пьесы Бернарда Шоу отсылает нас к известному мифу, раскрывающемуся благодаря автору с новой стороны. Образы главных героев пьесы ярче всего перекликаются с образами мифа. Между Генри и Элизой нет той трепетной и искренней любви, нет и чудесного вмешательства Афродиты, но есть талант и материал. Хиггинс, подобно скульптору, искусно вырезающему своё творение, преображает Элизу. Благодаря его таланту, её речь становится приятнее, девушка обучается грамоте, даже её внешний облик меняется. Однако профессор Хиггинс относится к ученице с презрением, говорит, что «создаёт герцогиню из этой чумички, из этого грязного, вонючего окурка». Здесь нет восхищения итогом.

Пигмалион из мифа был иным, как пишут переводчики с греческого, он «старался ухаживать за возлюбленной так, как делают это юноши, добиваясь сердца настоящих девушек». Была ли любовь в сердце Хиггинса… Ответ не очевиден:

 

Оставь Пигмалиона, Галатея!

Талантом, как недугом, одержим,

Над замыслом заоблачно немея,

Земному он становится чужим.

 В «Стихе Галатее» Марк Шехтман отображает то, как Пигмалион волнуется о своей скульптуре. Хиггинс в пьесе Бернарда Шоу говорит: «Что станет с ней, если я оставлю её в канаве?».

 Автор романа-фантазии, говоря о пьесе «Пигмалион», проводит параллель между мифом и романом, отражает важную мысль – творец должен быть ответственен за своё творение. По этой причине название, которое дал Бернард Шоу своему произведению, наиболее точно отражает его первоначальный замысел.


 

ЕГОР НИКОЛЕНКО

 

 

Письмо потомку

 

Обращаюсь к Вам, дорогой потомок, живущий в N-м столетии. У нас это называется «капсула времени», когда пишут в будущее. Не знаю, быть может, для этого случая в ваш век и слово новое изобрели?! Ну, да это всё равно! Думаю, меня поймут! Вы, наверняка, чрезвычайно умны и сведущи. Во всяком случае, мне хочется так думать.

Другими словами, мне малоинтересен ваш быт. Быт – вообще такая штука малоинтересная. Меня также не занимает политическая обстановка, характерная вашему времени. Ну, что мне с того, если в ваши дни в одном месте планеты засуха, и потому в другом – голод. Какое мне дело до того, что у вас в Атлантике опять военный конфликт?! Кого вообще это удивляет? Это всегда было, есть и будет суровой обыденностью, которую, во многом, мы сами себе устраиваем, а потом, как Бароны Мюнхгаузены (надеюсь, вы о нём наслышаны) героически вытаскиваем себя за волосы из этого болота. Любит человек себе проблемы создавать – это аксиома, свойственная всем временам, тут и говорить нечего.

Я с другою мыслью к Вам обращаюсь, потомок! Жива ли в Ваше время Любовь? Нет, действительно, я не шучу, и иронии нет в моих словах. Я вполне серьёзен. Помните ли вы Любовь? Вдруг в ваши дни о ней, наконец, окончательно забыли, как о рудименте, выдуманном в далёком-далёком прошлом не понятно кем и не ясно, с какою целью.

В наш век о Любви ещё немного помнят, кое-что говорят и даже иногда, в самых крайних случаях, пишут стихи. Да и лирика эта, на самом-то деле, немного не о том, мол: «люблю, не могу, ясные очи, руки хочу касаться и волос твоих цветом в осень», – ну, и всё в таком духе. На самом же деле, речь там совсем о другой любви, хотя, пожалуй, и не о любви вовсе. Всё равно ведь через год, как в песне поётся, – «забудет клятву роковую». Ну, или просто скучно станет одному или обоим сразу.

Есть в наше время и другая любовь – у кого, как говорится, душа ляжет. Кто-то жить не может без своей любимой работы, кто-то без домашнего питомца, кто-то без денег, кто-то без нового выпуска «Холостяка» (надеюсь, в будущем вы не узнаете, что это за передача такая). Вот, собственно, и весь анамнез. Есть, конечно, как и в любом другом деле, свои исключения. Но на то они и исключения, чтобы их опускать. Опущу и я, не ругайте меня за это.

И всё же я вновь спрошу: есть ли в ваш век Любовь? Забудьте всё, о чём я писал выше, речь не про то. Я о той Любви, которая жертва, которая не нами выдумана, о той, что невозможно превозмочь, как ни старайся. Я хочу узнать от Вас о Любви, которая созидает, а не рушит, которая без кулаков, но с цветами в руках. Я, конечно, понимаю, Вам не до того. С высокой долей вероятности, в ваши дни обрушились какие-то котировки на мировой фондовой бирже. Поэтому вы вдруг всем сонмищем народов одновременно страдаете. Мне очень жаль. Но и вы поймите меня. Надежда – она ведь последняя среди смертных. Кто знает?! Быть может, в какой-то момент истории жизнь человечества круто изменилась, и вы теперь улыбаетесь по утрам, глядя на солнце только потому, что у вас ещё есть эта возможность? Вдруг вы одномоментно решили строить, созидать, но не так, чтобы через пару десятилетий «отречься от старого мира», а так, чтобы создавать навечно и с каждым днём всё больше и больше, лучше и лучше?! Сами подумайте – ну, зачем что-то ломать и упразднять, преследуя благую цель? Разве разруха может строить? Разве ненависть может созидать?

Скажите вот ещё что – вдруг в ваш век это уже открыли. Разве Любовь человеческая – это увлечённость? Но ведь увлечённость, что хобби, с течением времени утомляет, надоедает, и становится вовсе противной? Разве, в таком случае, это не то же созидание, которое нужно рушить через пару десятков лет, создавать на его месте новое, потом опять рушить и снова, и снова, и снова до скончания времён? Не находите ли Вы, что наша Любовь стала не более чем увлечённостью, от которой со временем можно и должно избавляться, чтобы найти новую. Не знаю, возможно, в ваши дни о таких пустяках и вовсе не говорят – может, оно и к лучшему, меньше будут расстраиваться нервы. Главное, чтоб валюта была стабильной, и дождь, чтоб в среду не пошёл.

Успехов Вам и добра, если, конечно, в ваше время, оно ещё осталось.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.