Физические данные альпиниста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Физические данные альпиниста

2022-12-30 31
Физические данные альпиниста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если кто хочет идти в горы, не поднимаясь на вершины, а любоваться ими из долины или с небольших перевалов, то такой вид горного туризма можно рекомендовать почти всем, за исключением разве тех, кто имеет болезни, требующие больничного лечения.

Высокогорный же туризм требует в первую очередь нормального, здорового тела и внутренних органов, в особенности сердца и легких, так как на них главным образом падает вся работа. Таким образом сердечно-больные, страдающие сильным малокровием, ревматизмом, подагрой, болезнью почек или эмфиземой легких, должны от восхождений на горы отказаться.

Помимо здоровья, альпинист должен еще обладать известным запасом физических сил, выносливостью и ловкостью. Сила и выносливость — не одно и то же. Практика альпинизма показывает, что выносливость для альпиниста в общем является более ценной, чем простая сила.

Д-р Паульке полагает, что хороший альпинист должен быть в состоянии идти ежедневно в течение нескольких недель подряд. Так как большинство маршрутов в Альпах требует в среднем восемь-десять часов ходьбы в день, в течение которых преодолевается высота в 1700 метров, то если в продолжение нескольких дней такая норма будет выполняться — это в смысле выносливости будет хорошим достижением.

Выносливость оказывается более ценной при лазании по скалам. Однако, кроме ловкости и выносливости, альпинист должен обладать и известной дозой силы. Это в первую очередь относится к руководителям экспедиций, так как на них лежит наиболее ответственная задача: рубка ступеней, продвижение вперед, наблюдение и т. д. Руководитель берет на себя ответственность не только за благополучный исход путешествия, но, так сказать, за целость и сохранность всех участников. Поэтому, говоря о физических данных альпиниста, нужно в то же время подчеркнуть, что руководитель должен обладать не только ими, но в известной степени значительно большим багажом теоретических и практических познаний, нежели остальные, участники. Альпинист должен иметь также хорошее зрение, но и близорукость не является помехой тому, чтобы быть первоклассным альпинистом. Г. Бардт был близорук, но имя его может быть поставлено на ряду с неблизоруким Зигмонди. Конечно, если у близорукого во время лазания по скалам свалятся или разобьются очки, он наполовину обезоруженный человек, так как теряет возможность лучшей ориентировки, ибо не всегда возможно достать из кармана или из рюкзака запасные очки.

Альпинист не должен «бояться глубины», т. е. быть совершенно свободным от головокружения. Есть люди, у которых при виде пропасти кружится голова, силы как-будто их оставляют, а у некоторых к тому же появляется непреодолимое желание броситься вниз. Такие люди не должны совершать трудные восхождения, в особенности такие, где им приходится идти по крутым склонам, острым хребтам или карабкаться по отвесным скалам. Однако осторожной тренировкой можно приучить себя без головокружения глядеть в пропасть, твердо стоять на крутом склоне и т. д.

Имеют ли какое-нибудь значение для горовосхождения рост альпиниста и его телосложение? Нет ничего комичнее толстяка в горах. Это самая не приспособленная для альпинизма фигура, которая не раз уже служила сюжетом для карикатур. Худощавые люди во всяком случае имеют громадные преимущества. Рост при лазании по скалам играет значительную роль: там, где низкорослый, поднявшись даже на цыпочки, с трудом достает уступ, за который можно ухватиться рукой, высокий делает это без всяких усилий. Точно так же, если приходится перешагнуть с одной точки опоры на другую, длинноногий турист скорей найдет нужное место значительно дальше, нежели его коротконогий собрат.

Однако есть некоторые преимущества и для низкорослых; например, в узком камине. Но в большинстве случаев высокий рост при лазании по скалам дает больше возможности легкого продвижения.

Для глетчера и снега рост не имеет уже такого значения, так как способы ходьбы по снегу, фирну и льду для всех одинаковы. Здесь больше нужна сила и особенно сила ног, ибо руки при ходьбе по глетчеру, фирну и снегу не помогают так, как при ходьбе по скалам, где они играют почти такую же роль, как и ноги.

Ловкость и выносливость особенно нужны на скалах. К тому же ловкость дает возможность сохранить силу, и таким образом альпинист даже при трудных подъемах утомляется значительно меньше. По вычислениям проф. Цунца ловкий, тренированный альпинист расходует при восхождении вдвое меньше энергии, чем неловкий.

Помимо этих физических данных, альпинист должен обладать еще и некоторыми психическими данными. Во-первых, присутствием духа, затем осторожностью и решительностью. Осторожностью, пожалуй, прежде всего. Она удерживает альпиниста от предприятия, до которого еще не доросли его силы, но она, конечно, не должна граничить с трусостью. Бывают места в маршруте, к которым альпинист должен подходить со всей осторожностью, но это еще далеко не означает, что их не следует преодолеть. Если, подойдя к такому месту, альпинист правильно оценит его трудность и в то же время свои силы, то он должен решительно подойти к его преодолению. Если этого нет, если альпинист нерешителен, если у него нет силы воли к действию, то это является могилой для каждого серьезного альпинистского предприятия. «Все можно приобрести знанием и тренировкой, только одно единственное свойство нужно заранее принести с собой, и оно является ключом ко всем тяжело достающимся радостям альпинизма — это твердая воля» (проф. Ламмер).

Ледники

Ледником или глетчером называется скопление снежных, фирновых и ледяных масс. Массы эти не неподвижны, а постепенно, правда, очень медленно, сползают вниз. Русло, по которому стекает ледник, называется ложем; нижняя, конечная часть ледника — языком (рис. 33).

Рис. 33. Схема ледника.

А — язык ледника, Б — серединная морена, В—боковал морена, Г — ледниковый ручей, Л — ледниковые ворота или грот, Д — ледяной кулуар, Ж — камин, З - подгорная трещина (рандклуфт), И — ледопад, К — поперечные трещины.

Снег, падающий на склоны горы и не успевший растаять в течение летнего периода времени, скопляется, уплотняется и под влиянием атмосферных и других условий превращается в более плотную массу мелкозернистого строения, так называемый фирн. Эта фирновая масса, на которую давит выше лежащий снег, сползая вниз, превращается в лед. Таким образом, начиная от конца ледника до известной высоты мы имеем лед, еще выше к вершине — фирн (Фирн - это плотный снег тернистого строении), а на самой верхушке - снег.

Так как окружающие горы на ряду со снегом сбрасывают на поверхность ледника и камни и так как ледники находятся в непрерывном движении, средняя скорость которого равняется 2,5—7 сантиметров в день, то с течением времени камни эти сносятся вниз или отлагаются по сторонам, образуя так называемые боковые морены. Иногда морены образуются и посредине ледника.

Форма ложа ледника оказывает влияние на внешний вид ледника. Так как лед обладает пластичностью, то он строго следует очертанию ложа. На ровном месте ледник несет свои ледяные массы без трещин, но стоит только ложу ледника приподняться, как ледяные массы тоже приподнимаются наверх и, разумеется, разрываются, образуя таким образом поперечные трещины, суживающиеся книзу. Эти трещины, течением льда относясь дальше, могут на ровном месте сделаться параллельными или, попав в углубление, получить форму с наклоном внутрь. Это — наиболее опасного рода трещины.

При очень крутом склоне ложа ледяные массы, разрываясь, образуют так называемые ледопады. Но так как склоны ледникового пояса могут быть не только в направлении течения ледника, но также и в стороны, то разрыв ледяных масс согласно очертаниям ложа может произойти и в продольном направлении. Таким образом, получаются еще и продольные трещины.

Если ледник поворачивает в сторону, то на внутренней части сектора нагромождаются ледяные массы, так как движение льда там значительно медленней. Образуются громадные скалы из льда, так называемые серакс. С противоположной же стороны, где движение ледника быстрее, образуются большие широкие трещины.

Так как теплоемкость скал значительно больше теплоемкости льда, то от действия лучей солнца между скалами и ледником образуются от подтаивания льда трещины, которые называются подгорными трещинами (рандклуфт).

Иногда почти параллельно очертаниям скал по леднику тянется изломанная трещина. Эта трещина называется бергшрунд. Оба эти вида трещин представляют для альпиниста серьезное препятствие, так как при известной ширине они могут сделать продвижение вперед невозможным или же необычайно трудным и опасным.

Перед тем, как начать маршрут, в который включен переход по леднику, нужно изучить ледник по имеющейся литературе и картам. Это облегчает ориентировку на месте.

Трудность перехода по леднику заключается еще в том, что при подъеме труднее видеть расположение трещин и их направление, нежели при спуске.

Из того, что сказано выше, ясно, что там, где ледники имеют большой уклон, можно ожидать много поперечных трещин, часто суживающихся книзу. Там где ледник из узкого русла переходит в широкое, точно так же имеется очень много трещин.

Ледник может быть в известное время года совершенно обнажен от снега, и тогда он менее опасен, так как все его трещины видны и их легче обойти.

Совершенно иначе обстоит дело, если все эти западни, которые угрожают альпинисту на каждом шагу, предательски скрыты под белым ровным покровом снега. Если на открытом леднике, т. е. свободном от снега, можно еще позволить себе идти, не связавшись веревкой, то на леднике, покрытом снегом, первое, что должны сделать альпинисты, это вынуть веревку и связаться. Одновременно при первом шаге по занесенному снегом леднику выступает щупальце альпиниста — ледоруб. Если имеется даже некоторая уверенность в том, что те 5—10 шагов, которые альпинист должен сделать, будут совершены по безопасному месту, то, как общее правило, на ледниках, покрытых снегом, нельзя делать ни шагу, пока находящийся под снегом грунт не прощупан ледорубом.

Трудность хождения по леднику, покрытому снегом, увеличивается еще и тем, что нужно носить темные очки, которые до известной степени скрадывают как наклон ледника, так и цвет покрывающего его снега, что очень важно при определении расположения трещин. Нужен известный опыт для того, чтобы через дымчатые очки распознавать по цвету снега нахождение под ним трещин и определить наклон ледника.

Так как от состояния снега зависит его грузоподъемность, то ледники, покрытые снегом, рекомендуется переходить как можно раньше, когда снежные массы еще скованы ночным морозом. В это время трещины, если они покрыты даже сравнительно нетолстым слоем снега, можно проходить с большей уверенностью, нежели тогда, когда лучи солнца размягчат снег. Небольшие трещины обычно перепрыгивают, большие же лучше обходить или, если это невозможно, переходить по так называемому снежному мосту: это массы снега, которые как бы перекрытием соединяют оба края трещины.

При переходе через мост нужна большая осторожность, так как не всегда можно быть уверенным, что он выдержит. Грузоподъемность моста зависит от температуры, времени дня, толщины слоя, формы и состояния снега. В теплые дни, в особенности к полудню, мосты не прочны, так как снег размягчается. Весною они выдерживают большую нагрузку, так как толщина перекрытия значительней. Наиболее слабое место моста — это приблизительно его середина. Мосты с мало наклонной поверхностью легче переходить, чем те, у которых один край выше другого, в особенности при подъеме. По мосту никогда не следует одновременно переходить более чем одному человеку. Нет также уверенности и в том, что второй не провалится, несмотря на то, что первый прошел благополучно.

Переходить мосты нужно в перпендикулярном направлении к краю трещины. Когда впереди идущий подошел к мосту, в прочности которого при зондировании (прощупывании) уверенности не получилось, второй укрепляет ледоруб в снегу, обматывает вокруг него веревку и дает возможность переправиться первому. Затем таким же порядком следует второй, охраняемый уже перешедшим. Во всяком случае, сомнительные мосты лучше обходить. Если снег под тяжестью тела рушится, не нужно терять присутствие духа, быстро повернуть ледоруб поперек трещины и лечь на снег. Рушится мост обычно не так уж внезапно. Не нужно забывать также, что стоять при переходе моста близко друг от друга не следует.

Если нет уверенности, что мост выдержит, то переходить его лучше ползком.

Наличие трещины обычно узнается по форме поверхности ледника, по цвету снега или же иногда по довольно заметному оседанию снега над трещинами. По покрытому снегом леднику никогда нельзя идти вдоль трещин, так как может случиться, что все участники окажутся стоящими над трещиной и одновременно в нее провалятся. Вообще на покрытом снегом леднике предпочтительнее держаться углублений, ибо там менее трещин. По голому же леднику идти лучше вдоль трещин.

Если на голом леднике кое-где встречаются продолговатые или овальные белого цвета снежные островки, то в большинстве случаев под ними скрываются трещины.

 

Рис. 34. По леднику через мост.

 

Очень опасны так называемые кругообразные трещины, образующиеся там, где ложе ледника имеет форму холма. Плохо также, если продольные и поперечные трещины соединяются между собой: получается лабиринт, который отнимает массу времени, а иногда может заставить альпиниста повернуть обратно.

Самая трудная часть ледника, которую всегда нужно стараться обходить, — ледопад. Переход ледопада напоминает лазание по скалам. Здесь приходится вырубать не только ступеньки для ног, но и места для рук. Кошки оказывают здесь громаднейшую услугу.

Если ледопад покрыт свежевыпавшим снегом, то благоразумнее, если нет возможности обойти, отказаться от перехода.

Трудным для перехода местом на леднике является также подгорная трещина. Она особенно трудно переходима под конец лета, когда солнце, являющееся виновником ее образования, сделало свое дело. Если подгорная трещина широка и глубока, ее перейти можно только по мосту. Иногда же переходят, спускаясь на дно и поднимаясь на противоположной стороне. В этих случаях для спуска на веревке вырубается во льду столбик, на который накидывается петля так, как это обычно делается при спуске на скалах.

Если бергшрунд представляет собою узкую, изломанную трещину, то трудность перехода состоит в том, что снег нижележащего края очень ненадежен, а снег на верхнем крае лежит без достаточной опоры и свисает карнизом. В этом случае осторожно утрамбовывают снег нижней части трещины и, ставши на плечи спутника, поднимаются на верхнюю. При спуске такие места легче перепрыгнуть. Не следует забывать, что скалы, выходящие к леднику, в большинстве случаев опасны вследствие катящихся с них камней, в особенности если скалу освещает солнце.

В общем, различают следующие три периода восхождения на вершину: по моренам до ледника, переход с ледника на скалы и затем на снежный хребет. Эта последняя часть и является красивейшей частью восхождения на вершину. Очень часто фирновый хребет, идущий к вершине, имеет так называемый карниз или навес. Это нечто в роде того, что получается в зимнее время у нас на крышах, когда с них свисает снег. Иногда эти навесы, образующиеся от навеивания снега с наветренной стороны горы, достигают колоссальных размеров. Весной от таяния снега они рушатся и скатываются вниз, образуя мощные лавины.

Восхождение по фирновому хребту требует в этом случае большой осторожности. Нужно идти на расстоянии не менее 2 метров от края навеса и время от времени прощупывать прочность ледорубом.

Подниматься по склонам, над которыми нависают карнизы, не рекомендуется, так как существует опасность, что карниз может обломиться, и образующаяся тогда лавина сметет альпиниста вниз. Если же все-таки для восхождения на вершину путь по склону, над которым нависает карниз, является единственным, то карниз потом приходится прорубать ледорубом, что однако опасно и требует много времени. Делается это следующим образом: когда впереди идущий альпинист вплотную подошел к карнизу, второй, находясь от первого на расстоянии 10—12 метров, устраивает при помощи ледоруба охранение, и только тогда передний осторожно начинает срубать вершину навеса. Иногда же в карнизе делают не коридор, а прорывают туннель. Это еще опасней. Карниз, который находится на ледяном основании, более безопасен.

Карниз, состоящий из сухого, навеянного снега хотя и выглядит довольно безобидно, но очень опасен, так как рассыпается при первом же шаге. Легче и удобнее идти по фирновому хребту, в особенности же по гребню его, ибо снег там прочнее лежит.

Если гребень хребта состоит из льда, то при известном наклоне приходится вырубать ступеньки, которые предпочтительней делать на стороне, а не на самом гребне.

Выступающие из фирнового хребта скалы легче перелезть, чем обойти, так как по бокам, во-первых, очень крутые склоны, а во-вторых, они в большинстве случаев бывают обледенелыми.

Переход со снега на скалы удобнее совершать сбоку, а не прямо снизу. Вообще хребты высоких снежных гор, состоящие из скал, редко удобопроходимы раньше августа. Хребты, покрытые льдом или твердым снегом, — более верный и надежный путь, но требуют при известной крутизне рубки ступеней, а в связи с этим много времени.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.