Значимость и особенности развития скоростно-силовых спо-собностей в смешанных единоборствах — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Значимость и особенности развития скоростно-силовых спо-собностей в смешанных единоборствах

2022-12-30 34
Значимость и особенности развития скоростно-силовых спо-собностей в смешанных единоборствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На спортивный результат в смешанных единоборствах влияют внутренние факторы, свидетельствующие о функциональном развитии организма спортсмена, и внешние: квалификация участников состязаний, место проведения соревнований, социальная атмосфера и т. д. Поскольку цель тренировки – изменить физическое состояние спортсмена, то при выборе ее направленности следует акцентировать внимание на внутренних факторах. К наиболее значимым из них относятся: высокий уровень развития скоростно-силовых способностей, биоэнергетические возможности, техника выполнения упражнений, тактика ведения спортивной борьбы и психическая подготовленность (эмоциональная стабильность, способность к мобилизации в стрессовой ситуации и т. д.) [10].

Скоростно-силовые возможности зависят от силы, скорости и мощности развиваемого мышечного усилия. Сила человека зависит от силы тяги мышц, то есть сил, с которыми отдельные мышцы тянут за костные рычаги [12].

В физиологии сила – это проявление функциональных свойств мышц, которое развивает мышца при сокращении в ответ на импульсацию от мото-нейронов.

Рефляция мышечного напряжения происходит путем изменения:

1) числа активных мотонейронов данной мышцы;

2) частоты импульсации;

3) связи активных двигательных единиц во времени.

 Проявление скоростно-силовых способностей во многом зависит от соотношения быстро и медленно сокращающихся волокон в составе мышцы, особенностей ее внутреннею строения, в частности от направления сухо-жильных тяжей и расположения относительно них мышечных волокон (от этого зависит величина суммарного усилия, развиваемого в точках прикреп-ления сухожильных окончаний мышцы к костным рычагам), координации движений (сложения усилий, развиваемых мышцами - синергистами, противодействия мышц-антагонистов, последовательности временной активации отдельных групп мышц) и т. д. [22].

Основываясь на наблюдаемых различиях свойств, мышечные волокна

принято разделять на быстрые и медленные. К медленным относят красные мышечные волокна, к быстрым - белые мышечные волокна. С учетом мета-болических особенностей мышечных волокон их принято разделять на быстросокращающиеся волокна, обладающие высокой активностью миозиновой АТФ-азы, высокой гликолитической способностью и низкой окислительной способностью (тип II В); красные медленно сокращающиеся волокна, отличающиеся невысокой активностью миозиновой АТФ-азы, низкой гликолитичсской способностью и высоким уровнем аэробных свойств (тип I); промежуточное положение занимают красные мышечные волокна, обладающие относительно высокой активностью миозиновой АТФ-азы, высокой гликолитической способностью наряду с высоким уровнем развития окислительных свойств (тип II А). Состав волокон в отдельных мышцах существенно варьируется, обнаруживая зависимость от генетических свойств и характера тренировки.

У спортсменов, тренирующихся в тех видах упражнений, где требуется высокое проявление аэробных качеств, содержание волокон типа I и IIА в мышцах, несущих основную нагрузку, существенно выше, чем у нетрени-рованных людей.

В норме большинство скелетных мышц человека содержит примерно 50 % медленных (тип I) и 50 % быстрых (типа IIА и II В) волокон. Однако в этих соотношениях могут обнаруживаться большие индивидуальные разли-чия.

Скорость и мощность мышечного сокращения связаны с уровнем АТФ-азной активностью миозина (фермента, расщепленного АТФ). Как ука-зывалось выше, в быстросокращающихся мышечных волокнах (белых) она значительно выше, чем в медленносокращающихся красных. Первые иннервируются большими мотонейронами, генерирующими импульсы высокой частоты [11].

Быстрые мышечные волокна (тип II В) обладают высокой активностью ферментов гликолиза, в результате чего в них происходит быстрое на-копление молочной кислоты и обнаруживается снижение активности миозиновой АТФазы при утомлении [18].

Медленные мышечные волокна иннервируются малыми мотонейронами, генерирующими низкочастотные импульсы. Мышечные волокна данного типа обладают высокой окислительной способностью и могут выполнять длительную работу умеренной интенсивности, при которой скорость утилизации АТФ сопоставима со скоростью ресинтеза ее в процессе окислительного фосфорилирования. Поэтому в волокнах этою типа не происходит накопления большого количества молочной кислоты.

Мышечные волокна типа II А занимают по своим свойствам промежу-точное положение между двумя описанными выше типами волокон: они об-ладают равными возможностями для реcинтеза АТФ в ходе процессов аэроб-ною и анаэробного метаболизма [3, 6].

Напряжение, развиваемое мышцами, реализуется по-разному, что оп-ределяет различные формы и типы сокращения. Существуют следующие ха-рактеристики мышечного напряжения: изометрическое, концентрическое (уступающее), эксцентрическое (преодолевающее).

Сила определяется массой мышц, содержанием в мышцах сократи-тельных белков, величиной их АТФ, активности их миозина и возможностя-ми освобождения кальция саркоплазматическими ретикулами.

В спортивной педагогике силу человека рассматривают как способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Формы проявления силовых качеств играют неоднозначную роль в различных видах спорта. Типы силовых проявлений нередко мало связаны или даже отрицательно коррелируют между собой, что и служит поводом для дифференциации понятия «сила».

В зависимости от проявления силы существует разнообразная терминология для обозначения по существу одних и тех же понятий, когда максимальная сила определяется как абсолютная, медленная, собственно силовая; взрывная – как скоростно-силовая, ускоряющая, стартовая, а силовая выносливость - как медленная сила или локальная мышечная выносливость.

По мнению Ю.В. Верхошанского (1985), развитие выносливости связано не только с совершенствованием «дыхательных» способностей, но и с функциональной специализацией скелетных мышц, повышением их силовых и окислительных свойств. Следовательно, внутримышечные факторы, обусловленные адаптацией мышечного аппарата к длительной напряженной работе, определяют уровень выносливости спортсмена.

У единоборцев главным объектом, на который направлены средства силовой тренировки, являются мышцы разгибатели и сгибатели плеча, разгибатели голени, подошвенные сгибатели стопы, разгибатели бедра и туловища, сгибатели туловища [8, 23].

В ходе тренировки необходимо увеличить физиологический поперечник указанных мышц (то есть их максимальную силу); повысить аэробную и гликолитическую эффективность; сформировать навыки оптимальной техни-ки дзюдо; добиться согласованности в работе основных систем организма при выполнении соревновательных упражнений.

Специализированная силовая работа оказывает большое тренирующее воздействие на нервномышечный аппарат, интенсифицирует процесс его приспособления к работе на выносливость и активизирует функциональные резервы организма (повышаются внутримышечный энергетический потенци-ал, скорость утилизации кислорода, мощность окислительных процессов, кровоснабжение работающих мышц.

Основным средством воспитания силовых способностей в процессе тренировки служат силовые упражнения, которые характеризуются более значительной степенью мышечного напряжения, чем при выполнении сорев-новательного упражнения [28].

К упражнениям, направленным на повышение уровня общей силовой подготовленности, можно отнести упражнения с отягощениями и статические напряжения, выполняемые мышцами, не несущими основной нагрузки в борьбе.

 К вспомогательным упражнениям можно отнести упражнения избирательного воздействия, близкие к рабочим, и упражнения на тренажерах локального и регионального характера,

К средствам специальной силовой подготовки относятся все приведенные средства, методика применения которых характеризуется одновременным совершенствованием как техники, так и двигательных качеств. Указанные упражнения подбирают так, чтобы они обеспечивали более избирательное воздействие, чем целостное соревновательное упражнение, и предна-значались для опережающего моделирования новых, еще не освоенных вариантов в соревновательных действиях [18].

Основной принцип подбора средств последней группы – принцип ди-намического соответствия, согласно которому специальные силовые упражнения должны отвечать основному соревновательному упражнению по режиму и динамике движений.

Наряду с рациональным подбором упражнений, эффективность специ-альной силовой подготовки определяется методическими условиями их выполнения. Так, режим работы мышц, величина сопротивления, темп, количество повторений в подходе, продолжительность и характер пауз между подходами, общее количество упражнений в тренировочном занятии определяют направленность специальной силовой подготовки и величину нагрузки.

Вопросу стимулируемого развития физических качеств спортсмена и их взаимосвязи с технической подготовкой посвящено большое количество работ.

О больших возможностях в совершенствовании техническою мастерства на базе высокого уровня развития специальных скоростно-силовых способностей свидетельствуют данные Ю.В. Верхошанского (1985) [5].

Учитывая это, многие авторы считают, что еще на этапе спортивной специализации необходимо больше внимания уделять развитию скоростно-силовых способностей спортсменов.

На развитие скоростно-силовых способностей могут воздействовать самые различные упражнения регионального и глобального характера. Одна-ко, когда речь идет о развитии качеств, специфических для того или иного вида спорта, то наиболее эффективными являются специально подобранные упражнения, которые близки по характеру нервно-мышечных усилий и структуре к движениям в избранном виде спорта. При этом можно направленно воздействовать на развитие специфических качеств и на совершенствование техники избранного вида спорта [5, 11].

Это положение о необходимости подбора средств тренировки, исходя из двигательной специфики конкретного спортивною упражнения, явилось одним из ценнейших завоеваний методики спорта.

Был выявлен феномен межмышечной координации, с улучшением которой возрастает величина проявления скоростно-силовых качеств всех мышц, несущих основную нагрузку. Однако, если условием для более эффективного функционирования механизма межмышечной координации является согласование и упорядочение уровней мышечных напряжений, то при проявлении скоростно-силовых качеств в многосуставном движении наилучший конечный эффект имеет место, когда напряжения отдельных мышц достигают не предельных, а оптимальных величин.

Практика спортивной борьбы имеет значительный арсенал применения средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей спортсмена.

В научно-методической литературе есть много работ, подтверждающих большое значение силовой и скоростно-силовой подготовки для достижения высоких результатов в различных видах борьбы.

Большую эффективность упражнений с отягощениями для совершен-ствования отдельных элементов техники борьбы отмечает в своем исследо-вании Чумаков Е.М. (1996) [29]. При этом автор выявил положительную взаимо-связь между качественным выполнением отдельных технических действий и силовой подготовленностью борца.

Чем выше уровень физической подготовленности занимающихся, тем быстрее и лучше они овладевают различными сложными упражнениями. Считая, что в спортивной борьбе сила имеет исключительно важное значение, а большинство технических действий в стойке можно выполнять лишь при наличии достаточной быстроты.

Действия борца в схватке носят, в подавляющих случаях, взрывной, скоростно-силовой характер, поэтому при совершенствовании техники необходимо добиваться максимально быстрого выполнения технического действия, не искажая при этом его рациональной структуры. Обращая внимание на подбор скоростно-силовых упражнений, он рекомендовал отдавать предпочтение упражнениям скоростно-силового характера, одновременно воздействующим на развитие быстроты и силы.

Применение средств специальной скоростно-силовой подготовки создает основу для повышения надежности технических действий в борьбе самбо.

Лучшим средством воздействия на специфические группы мышц являются сами технические действия или же специальные упражнения, которые максимально приближены к таковым (В.В. Рыбаков и др., 2003) [23].

Пархомович Г.П. (1993) [18], рекомендуя для развития скоростных качеств работу со спарринг-партнерами, считает, что в таких упражнениях развивается не только скорость движений, но и быстрота реакции; каждое скоростное техническое действие совершенствуется с последовательным увеличением скорости ею выполнения, а по мере необходимости должен использоваться метод расчленения сложных упражнений.

Письменский [19] рекомендует для развития силы и быстроты движений выполнять упражнения с небольшими отягощениями с максимальной быстротой и многократно.

Эффективность техники и развития мощного усилия основными мышечными группами зависит от высокой их согласованности в работе во всех фазах выполнения приемов.

Хорошие результаты для воспитания взрывной силы и совер-шенствования внутримышечной и межмышечной координации движений дает варьирование веса отягощений, применяемых в тренировочных занятиях. Большое влияние на развитие взрывной силы оказывает также спо-собность спортсмена переключаться с одного технического приема на другой, когда защита противника препятствует выполнению первого приема.

В упражнениях скоростною характера оптимальный режим работы должен быть в пределах 160-165 уд/мин, в упражнениях скоростно-силового характера- 150-155 уд/мин, силового характера- 145-150 уд/мин.

В последнее время в спортивной практике при развитии специальных физических качеств применяются различные средства нетрадиционного воздействия, которые позволяют в достаточной мере моделировать необходимый режим работы мышц в процессе сопряженного совершенствования специальных физических качеств и технической подготовленности спортсменов.

Отмечая достоинства тренажерных устройств, [7] подчеркивает, что «создаваемые с помощью тренажеров искусственные условия облегчают занимающемуся воспроизведение такого варианта осваиваемого им совершенствуемого упражнения, при котором он может достичь главных, решающих характеристик этого упражнения, соответствующих запланированному уровню спортивного результата».Применение на этапе углубленной тренировки комплекса тренажерных устройств позволяет значительно повысить уровень технической подготовленности и технического мастерства юных спортсменов [29].

Применение новых тренажеров, по позволяет обойти целый ряд трудностей традиционной системы обучения и формировать двигательные навыки, ориентированные на высокие результаты. Характерной чертой в применении технических устройств в спортивной борьбе является их комплексность. Подбор комплекса тренажеров позволяет оценивать деятельность как единый процесс, протекающий по определенным алгоритмам или как конгломерат ряда приемов и действий [29].

В ходе исследования уровня скоростно-силовой подготовленности борцов в научно-методической литературе дана характеристика топографии силы основных групп мышц и определены их должные величины в связи с особенностями двигательной деятельности в борьбе.

 

1.5. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки на различных этапах многолетней тренировки

 

Эффективность повышения мастерства спортсменов во многом зависит от рационального построения общей и специальной физической подготовки на всех этапах многолетней тренировки [4].

Успешное осуществление физического развития спортсменов во мно-гом зависит от научно-обоснованного подбора средств и методов физической подготовки, от правильного соотношения общей и специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе как на протяжении ряда лет, так и на этапах годичного цикла.

Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен на основе общего повышения функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей.

Принцип всесторонней подготовленности по-прежнему относится к числу ведущих в методике подготовки юных спортсменов.

 Функциональная роль специфических особенностей заключается в прямом содержательном обеспечении ведущей двигательной способности, а неспецифические особенности выступают как вспомогательный фактор, роль которого заметной становится там, где наступает утомление. [20]

Кроме тою максимальный прогресс спортсмена в специализации тре-бует в качестве самого необходимого условия общего роста функциональных возможностей организма постоянного расширения навыков и умений, повышения обшей двигательной культуры. Иными словами, применительно к юношескому спорту не должно быть противопоставления спортивной специализации и разносторонней подготовки. Последняя является не самоцелью, а мощным средством создания прочного фундамента спортивного мастерства.

В этом убеждает весь опыт спортивной практики и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсменов объясняется следующими двумя основными причинами.

Во-первых, единством организма – взаимосвязью всех ею органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует своих соотношений в развитии физических качеств, всегда действует и общая закономерность – предельное развитие какого-либо качества возможно лишь в условиях общего повышения функциональных возможностей организма [7, 9].

Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спорт-сменом (в определенных границах, зависящих от особенностей избранного вида спорта), тем благоприятнее предпосылка для изучения новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Новые формы движений возникают на основе сложившихся ранее и включают в себя те или иные их элементы. В результате преодоления труд-ностей, возникающих в процессе освоения разнообразных двигательных ко-ординации, развивается способность к дальнейшему совершенствованию в двигательной деятельности – тренированность [29].

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, следовательно, чтобы тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена, В соответствии с этим в ней должны нераздельно сочетаться общая и специальная подготовка. Органическое сочетание общей и специальной физической подготовки не только отвечает закономерностям спортивного совершенствования, но и всей общей закономерности российской системы физического воспитания, где все подчинено интересам всестороннего развития человека.

Единство общей и специальной физической подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физиче-ской подготовки определяется особенностями избранного для специализации вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. Далеко не всякое соотношение этих сторон в тренировке идет на пользу делу. В каждом конкретном случае существуют определенные соотношения, нарушение которых может задержать ход спортивного совершенствования.

Для различных периодов круглогодичной тренировки (подготовительного, соревновательного и переходного) удельный вес общей и специальной подготовки не будет одинаковым. В практике встречается как чрезмерное уменьшение удельного веса общей подготовки, так и чрезмерное увеличение его на отдельных этапах тренировочного процесса. Дело ослож-няется тем, что оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных этапах со-вершенствования. Сейчас, в принципе, выявлена основная тенденция этих изменений, хотя проблема решена еще не полностью.

За последние годы, когда значительно возросли спортивные результаты, вопросы соотношения общей и специальной физической подготовки на разных этапах тренировочного процесса приобрели еще большее значение [25].

По мнению многих авторов, годовой объем средств общей и специальной физической подготовки по мере взросления спортсмена и повышения уровня его спортивной квалификации неуклонно возрастает, а соотношение изменяется в сторону увеличения удельного веса специальной подготовки. Принято считать, что удельный вес ОФП должен уменьшаться не за счет сокращения времени, отводимого на общую подготовку, а за счет увеличения времени на специальную [4].

С теоретических позиций наиболее оправдано следующее соотношение

ОФП и СФП (по времени, затраченному, соответственно, на общую и специальную подготовку): на общеподготовительном этапе – 3:1; 3:2; 2:3; на специально-подготовительном этапе – 2:3; 1:2; в соревновательном периоде 2:3; 1:2 [4].

Анализ научных данных и обобщение опыта передовой спортивной практики свидетельствует о том, что нормативные показатели объема тренировочных нагрузок юных спортсменов должны находиться на уровне следующих относительных показателей (таблица 1)

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.