Концепция общественного воспитания П.Ф. Каптерева. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Концепция общественного воспитания П.Ф. Каптерева.

2022-12-30 30
Концепция общественного воспитания П.Ф. Каптерева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каптерев Пётр Фёдорович (7 июля 1849 - 7 сентября 1922) – российский педагог и психолог.


Петр Федорович Каптерев (1849—1922), окончив Московскую духовную академию, не остался в духовном звании, а перешел на светскую службу. Он преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга и весьма активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществах. П. Ф. Каптерев был одним из организаторов I съезда по семейному воспитанию и I Всероссийского съезда по педагогической психологии (1906). Как представитель буржуазно-либеральной педагогики, он не сразу понял историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, но постепенно оценил коренные преобразования в области народного просвещения. Работал учителем советской школы в г. Острогожске Воронежской области, где создал педагогические курсы по подготовке учителей, затем стал профессором педагогики Воронежского университета.

П. Ф. Каптерев — автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.

Большим недостатком теории Каптерева было утверждение автономности педагогики и школы, независимости их от политики. Выступая против действий царизма, направленных на превращение школы в орудие царской политики, он пришел к неправильной мысли об аполитичности педагогики и отрицал необходимость связи школы с политической борьбой за новый общественный строй.

Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания были работы Каптерева “Задачи и основы семейного воспитания”, “О природе детей”, “О детских играх и развлечениях”, а также “Энциклопедия семейного воспитания и обучения”, редактором которой он был с 1898 г.

В этих трудах П. Ф. Каптерев дал историю, семейного воспитания в России, выделив его отрицательные и положительные черты, в частности он указывал, что в семьях трудящихся огромное внимание уделяется воспитанию у детей патриотизма, трудолюбия, нравственных качеств. Как одну из отрицательных черт он называл приверженность к телесным наказаниям, которые категорически отрицал.

По мнению Каптерева, в период промышленного развития, когда в общественное производство вовлекается женщина, а от работников требуется грамотность и знание, семейное воспитание детей с раннего возраста следует сочетать с общественным воспитанием в детских садах и школах.

Через все труды Каптерева проходит идея народности воспитания, разработанная К. Д. Ушинским. Исходя из этой идеи, Каптерев стремился активно содействовать развитию отечественной теории дошкольного воспитания, отвечающей потребностям России и основанной на учете практики лучших детских садов и на данных детской психологии. Он опровергал мнение о том, что Фребель будто бы являлся основоположником дошкольного воспитания, и доказывал, что над развитием дошкольных учреждений, предшествовавших детскому саду, работали не только немцы, но и другие народы, в частности русские люди. Теории детского сада надо разрабатывать, считал Каптерев, применительно к национальным потребностям народов, в особенности отдельных государств.

Детский сад Каптерев считал первой ступенью в системе общественного воспитания детей. “Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других... Детский сад заключает в себе элементы семьи и школы”.

П. Ф. Каптерев впервые в истории русской дошкольной педагогики сделал попытку определить, как должна усложняться воспитательная работа в детском саду в связи с возрастными особенностями детей.

Главным предметом занятий детей, посещающих детский сад первый год, должны быть общие игры и, как отдых от них, рассказы и другие простейшие упражнения, считал он. Эти дети очень подвижны; они еще не способны долго слушать рассказы и сидя заниматься ручными работами. Поэтому в первый год необходимо предоставить им полную свободу для совместной игры, позаботиться о том, чтобы они не чувствовали резкого перехода от семьи к детскому саду. Очень важна соответствующая обстановка, внимательное отношение воспитательниц к детям, снабжение их игрушками: “Так как дома ребенок обыкновенно играет игрушками, то те же игрушки он должен встретить и в детском саду — куколок, зверьков, лошадок, барабан, солдатиков и др.”.

Во второй год посещения детского сада дети становятся более развитыми, самостоятельными, пытливыми, утверждал Каптерев, они останавливают свое внимание на различных предметах и явлениях окружающей среды, обнаруживают большое стремление к самостоятельной деятельности. Игры детей во второй год пребывания их в детском саду занимают видное место. Учитывая эти особенности детей, следует организовать работу так, чтобы игры, рассказы и ручные занятия занимали одинаковое время в детском саду. В этом возрасте дети особенно любознательны, проявляют большой интерес к явлениям природы, событиям окружающей жизни. Теперь одних рассказов воспитательниц недостаточно. Надо снабдить каждый детский сад предметами, способными поддерживать любознательность и внимание детей, пробуждать их пытливость, давать хороший материал для бесед с ними (чучела животных, засушенные растения, картины, изображающие животных, растения, ремесла, разные производства, а также другие наглядные пособия).

В противовес существовавшей практике проведения дидактических игр и систематизированных занятий с детьми по строго установленному плану и расписаниям Каптерев выдвинул принцип свободной постановки воспитательно-образовательной работы детского сада — без строго установленных программ и расписаний.

Характеризуя занятия и игры в последний год пребывания детей в детском саду, Каптерев подчеркивал, что они должны усложняться: “Во вторую половину третьего года полезно поставить занятия так, чтобы они служили переходом от детского сада к школе, иначе этот переход будет очень труден для детей”. Имея в виду подготовку детей к школьным занятиям, Каптерев считал, что во второй половине третьего года пребывания детей в детском саду следует сделать одно занятие в день обязательным для всех детей. Оно, однако, не должно быть по своему характеру школьным.

П. Ф. Каптерев указывал на важную роль детского коллектива в воспитании чувства товарищества у детей. Он рекомендовал воспитательнице при подготовке к занятиям учитывать интересы всего детского коллектива и индивидуальные особенности детей группы. Он правильно указывал, что “жизнь в обществе товарищей — серьезная наука, чрезвычайно богатый источник возбуждения и развития детей”.

В педагогическом наследии П. Ф. Каптерева нашла отражение его разнообразная педагогическая деятельность. Он был педагогом большой эрудиции, умелым популяризатором достижений педагогики. В его многочисленных трудах педагоги находили много полезных в методическом отношении советов.

19. Практика социального воспитания в школе для трудновоспитуемых В.Н. Сорока-Росинского.

Цели воспитания

-воспитать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, принципиальность,ответственность, самостоятельность мысли

- воспитать чувство собственного достоинства

- раскрыть и обогатить творческие способности каждого ученика, обьединяя их в единое целое, в один творческий коллектив

 

Принципы воспитательной системы

- национальная школа и национальная психология. Основные принципы должны закладываться в семье, через религиозное воспитание и труд воспитание на традициях устного народного творчества

- демократичность воспитания и обучения

- принцип коллективного воспитания с учетом индивидуальности каждого воспитанника

- переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления,соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние.

- принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учебы

- принципы суворовской педагогики,положенные в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «тяжело в учении, легко в бою».

 

Проблемы воспитания трудных детей

Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефектных. В Н Сороко-Росинский считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаються педагогической коррекции.

В работе с трудными подростками» лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример…», учитель должен быть «породистым».

 

Классификация учителей

1. учителя- теоретисты

2. педагоги-реалисты и утилитаристы

3. педагоги- артисты

4. учителя-интуитивисты

 

Выступал за смягчение беспрерывной «артельной»жизни в детских домах, предложил создавать специальные уеденные помещения для индивидуального творчества и размышления.

Викниксором были выработаны и сформулированы принципы новой педагогики коллектива как наиболее необходимого инструмента для воспитания трудновоспитуемых детей.

В школе для трудных подростков создал мастерские в которых дети занимались различными ремеслами.

Разработал методику преподавания русского языка в средних классах.

Организовал детский клуб на дому где собирались дети из окрестных школ и семей.в тесной комнатушки занятия проходили в несколько смен. Дети не только подтягивали хвосты но и слушали увлекательные рассказы по истории лет-ре искусству и вообщем говорили про жизнь. Педагог бродил с ними по городу, знакомил с историей, архитектурой,ездил с ними на море,мечтал о ребячьей флотилии.

Теоритически обосновал и апробировал в практике оригенальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников Викниксор относил к одаренным натурам но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей Викниксор предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитании и спец коррекцию психики подростков. Главным в уч процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку и самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той бурной беспокойной энергии,которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовался метод длительных игр: инсценировка постановки журналистское творчество соревнования.

Викниксор придавал своей школе направленность на творческую интеллектуальную познавательную деятельность.

Из питомцев школы вышли десятки писателей ученых художников. Характерная особенность школы всемирное стимулирование худ-ой деятельности пробуждение и развитие у детей интереса к лит-ре создание общей творческой атмосферы

Викниксор ввел самоуправление. был и изолятор и система пяти разрядов в зависимости от которых предоставлялись поощрения,в првую очередь отпуска

Осмысливая путь пройденный Викниксора вчитываясь в его работы видишь главный мотив звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к родине к своему народу Викниксор всегда стремился делать то что было нужно стране будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпали на его долю вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.