Особенности поэзии Н. Гумилева. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности поэзии Н. Гумилева.

2022-12-30 24
Особенности поэзии Н. Гумилева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока

1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества поэтов.

2. Дать представление о взглядах В.Я. Брюсова на символизм в поэзии.

План урока

Лекция учителя о жизни и творчестве поэта.

 

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 г. в Москве и умер там же 9 октября 1924 г. Дед по отцу, выкупившись из крепостных крестьян, стал зажиточным купцом. Дед по матери — поэт-самоучка Александр Яковлевич Бакулин, выпустивший даже в 1864 г. небольшую книгу «Басни провинциала». Отец увлекался литературой и естественными науками. После традиционного начального домашнего образования Брюсов оканчивает частную гимназию Л.И. Поливанова, а в 1893—1899 гг. учится на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом I степени). Осенью 1897 г. Валерий женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти — хранителем архива и издателем наследия. В 1899 г. Брюсов окончил университет, получив диплом I степени и полностью посвятил себя литературной работе.

Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К.К. Случевским, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом, Н.М. Минским, К.М. Фофановым, Ф.К. Сологубом и др.). В 1899 г. он становится одним из организаторов и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства». В 1904—1909 гг. был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912). Заслужив репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в то же время расходился с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать его зависимость как от социально-политических, так и от мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной стороны, со статьей В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» — «Свобода слова», 1905, с другой — с докладами Вяч. Иванова и А. Блока о теургическом символизме — «О "речи рабской", в защиту поэзии», 1910). После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910 г. возглавляет литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль» (под редакцией П.Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе.

Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия как «третий Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны. Революцию 1905 г. воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В 1907—1912 гг. внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный ангел» (1907—1908) и «Алтарь победы» (1913) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий. В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.

Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 г. вступил в Коммунистическую партию. В 1917—1919 гг. возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-м МГУ, организовал в 1921 г. Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова. В последних стихотворных сборниках — «Дали» (1922), «Меа» («Спеши», 1924) — пытался разработать принципы новой «научной» поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.

Домашнее задание

Прочитать и проанализировать стихотворения В.Я. Брюсова.

 

Литература

Акимов В.М. Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней. СПб., 1995.

Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969.

Оскоцкий В.Д. Русские писатели XX века: Биографический словарь. М., 2000.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.

Хозиева СИ. Русские писатели и поэты. М., 1999.

Поэзия В.Я. Брюсова

Цель урока: Развивать навыки анализа литературного произведения стихотворной формы.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Знакомство со взглядами Брюсова на поэзию.

3. Литературно-критическая деятельность учащихся.

 

* * *

1. Вступительное слово учителя. В 1894—1895 гг. Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных переводов французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры», 1895), «Me eum esse» («Это я», 1897) и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900—1909 — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) — определили антиномич-ную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 г. намечается поворот к большей простоте формы (сборник «Зеркало теней», 1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.

2. Знакомство со взглядами Брюсова на поэзию. «Талант, даже гений, — честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное... Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!» — отрывок из дневника В.Я. Брюсова от 4 марта 1893 г.

«В поэзии, в искусстве — на первом месте сама личность художника! Она и есть сущность — все остальное форма! и сюжет, и «идея» — все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душой художника...» (Письма В.Я. Брюсова П.П. Перцову.) (Биобиблиографический словарь «Русские писатели». Т. 1. С. 120.)

§ С какими мыслями поэта вы соглашаетесь?

§ С какими положениями вы готовы поспорить?

3. Литературно-критическая деятельность учащихся. Чтение и анализ одного из стихотворений В.Я. Брюсова из указанных программой — «К Медному всаднику», «К портрету М.Ю. Лермонтова», «Кинжал», «О фетовский, душе знакомый стих...», «Родной язык в моей стране», «Сын земли», «Юношам», «Мое упорство», «О себе самом», «Пока есть небо», «Нам проба» — по выбору учителя.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.