Особенности поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова.

2022-12-30 29
Особенности поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 25.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ К. БАЛЬМОНТА, В. БРЮСОВА.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ Н. ГУМИЛЕВА.

Цели урока

1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества поэтов.

2. Дать представление о взглядах В.Я. Брюсова на символизм в поэзии.

План урока

Лекция учителя о жизни и творчестве поэта.

 

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 г. в Москве и умер там же 9 октября 1924 г. Дед по отцу, выкупившись из крепостных крестьян, стал зажиточным купцом. Дед по матери — поэт-самоучка Александр Яковлевич Бакулин, выпустивший даже в 1864 г. небольшую книгу «Басни провинциала». Отец увлекался литературой и естественными науками. После традиционного начального домашнего образования Брюсов оканчивает частную гимназию Л.И. Поливанова, а в 1893—1899 гг. учится на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом I степени). Осенью 1897 г. Валерий женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти — хранителем архива и издателем наследия. В 1899 г. Брюсов окончил университет, получив диплом I степени и полностью посвятил себя литературной работе.

Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К.К. Случевским, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом, Н.М. Минским, К.М. Фофановым, Ф.К. Сологубом и др.). В 1899 г. он становится одним из организаторов и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства». В 1904—1909 гг. был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912). Заслужив репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в то же время расходился с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать его зависимость как от социально-политических, так и от мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной стороны, со статьей В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» — «Свобода слова», 1905, с другой — с докладами Вяч. Иванова и А. Блока о теургическом символизме — «О "речи рабской", в защиту поэзии», 1910). После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910 г. возглавляет литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль» (под редакцией П.Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе.

Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия как «третий Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны. Революцию 1905 г. воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В 1907—1912 гг. внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный ангел» (1907—1908) и «Алтарь победы» (1913) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий. В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.

Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 г. вступил в Коммунистическую партию. В 1917—1919 гг. возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-м МГУ, организовал в 1921 г. Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова. В последних стихотворных сборниках — «Дали» (1922), «Меа» («Спеши», 1924) — пытался разработать принципы новой «научной» поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.

Домашнее задание

Прочитать и проанализировать стихотворения В.Я. Брюсова.

 

Литература

Акимов В.М. Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней. СПб., 1995.

Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969.

Оскоцкий В.Д. Русские писатели XX века: Биографический словарь. М., 2000.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.

Хозиева СИ. Русские писатели и поэты. М., 1999.

Поэзия В.Я. Брюсова

Цель урока: Развивать навыки анализа литературного произведения стихотворной формы.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Знакомство со взглядами Брюсова на поэзию.

3. Литературно-критическая деятельность учащихся.

 

* * *

1. Вступительное слово учителя. В 1894—1895 гг. Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных переводов французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры», 1895), «Me eum esse» («Это я», 1897) и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900—1909 — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) — определили антиномич-ную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 г. намечается поворот к большей простоте формы (сборник «Зеркало теней», 1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.

2. Знакомство со взглядами Брюсова на поэзию. «Талант, даже гений, — честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное... Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!» — отрывок из дневника В.Я. Брюсова от 4 марта 1893 г.

«В поэзии, в искусстве — на первом месте сама личность художника! Она и есть сущность — все остальное форма! и сюжет, и «идея» — все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душой художника...» (Письма В.Я. Брюсова П.П. Перцову.) (Биобиблиографический словарь «Русские писатели». Т. 1. С. 120.)

§ С какими мыслями поэта вы соглашаетесь?

§ С какими положениями вы готовы поспорить?

3. Литературно-критическая деятельность учащихся. Чтение и анализ одного из стихотворений В.Я. Брюсова из указанных программой — «К Медному всаднику», «К портрету М.Ю. Лермонтова», «Кинжал», «О фетовский, душе знакомый стих...», «Родной язык в моей стране», «Сын земли», «Юношам», «Мое упорство», «О себе самом», «Пока есть небо», «Нам проба» — по выбору учителя.

 

Я не знаю мудрости

Я не знаю мудрости, годной для других.

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите, плыву

И зову мечтателей... Вас я не зову!

 

Родился будущий поэт 15 (3) июня 1867 г. в семье помещика, земского деятеля, Дмитрия Константиновича Бальмонта, жившего в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Мать, Вера Николаевна Лебедева. Именно она — высококультурная женщина, оказала наиболее глубокое влияние на юного Константина. Детство прошло в родовом поместье, где мать много читала ему, знакомила с творчеством известных поэтов и писателей, рано приобщая мальчика к литературе, которая станет затем и его профессией. Детские и юношеские годы, проведенные в родной усадьбе, подробно описаны К. Бальмонтом в автобиографическом романе «Под новым серпом», вышедшем в 1923 г. в Берлине.

Но это много десятилетий спустя, а пока мальчик в 1876—1884 гг. учился в классической гимназии г. Шуи, из которой был исключен за принадлежность «к революционному кружку». Среднее образование пришлось получать во Владимирской гимназии, которую Бальмонт окончил в 1886 г. Юноша стремится получить юридическое образование, но три его попытки оказались безуспешными. В 1886 г. Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета, но через год исключается из него как один из организаторов студенческих беспорядков. Проведя год в Шуе под негласным надзором полиции, Бальмонт вновь поступает в Московский университет, но вскоре уже сам бросает занятия. Осенью 1889 г. он поступает в Демидовский юридический лицей Ярославля, а несколько месяцев спустя окончательно отказывается от получения «казенного» образования.

Любовь к творчеству оказалась сильнее. Уже в 1890 г. увидел свет его первый сборник стихов, признанный самим автором неудачным и уничтоженный впоследствии. Бальмонт считает первым сборник «Под северным небом», выпущенный в 1894 г. Эта книга открывает необычайно плодотворный период творчества поэта: книга следует за книгой — стихи, очерки, переводы, собрание сочинений. Кстати о переводах. Бальмонт много путешествовал, объездил практически всю Европу: Францию, Испанию, Голландию, Италию, Англию, усиленно изучал языки и культуру западноевропейских стран- Бальмонт читал в подлиннике Сервантеса, Шекспира, Гете, Бодлера, Руставели, переводил, по некоторым сведениям, с тридцати языков!

Популярность пришла к К.Д. Бальмонту на рубеже двух веков, когда в 1900 г. вышел новый сборник поэта «Горящие здания». Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии, отсюда и названия книг «Солнечная пряжа», «Сонеты солнца, меда и луны», «Северное сияние». События первой русской революции 1905—1907 гг. нашли отражение в цикле политических стихотворений Бальмонта, где обличается «зверь самодержавия», а прославляются «сознательные смелые рабочие». Константин Дмитриевич сближается с М. Горьким и печатается в большевистской газете «Новая жизнь». 31 декабря 1905 г., опасаясь ареста, К. Бальмонт нелегально покидает Россию.

С 1906 г. поэт живет в Париже, путешествует по разным странам: весной 1907 г. посещает Балеарские острова, в конце 1909— 1910 г. — Египет. Крайне затруднительно найти народ, поэзия которого была бы незнакома Бальмонту. Он знакомился то с «Книгой мертвых», то с японскими короткими стихотворениями — хокку, а в 1912 г. отправился даже в кругосветное путешествие и побывал в Океании, где переводил национальный фольклор аборигенов. Он перевел с санскрита — древнеиндийского языка — «Жизнь Будды», ведические гимны, драмы Калидасы.

Посещение Океании оставило у Бальмонта особо глубокое впечатление. Поэту казалось, что в тех далеких местах — Новой Гвинеи, Самоа, Тонго — он нашел действительно счастливых людей, еще не утративших непосредственности и природной чистоты. Фольклор Океании Бальмонт популяризировал на русском языке долгие годы. Вернувшись в 1912 г. на родину после объявления Николаем II амнистии политэмигрантам, Бальмонт много ездит по России с лекциями об Океании. Особенно заинтересовала поэта Грузия. Он изучил грузинский язык до такой степени, что смог успешно переводить произведения Руставели.

Летом 1914 г. в местечке Сулак на берегу Атлантического океана Бальмонт узнает о начале Первой мировой войны, которую воспринимает как «злое колдовство». В конце 1915 г. и весной 1916 г. Бальмонт выступает с лекциями по волжским, уральским и сибирским городам. В мае 1916 г. из Сибири он отправляется в Японию, путешествие в которую оставило у поэта сильнейшие впечатления. За период 1916—1917 гг. им создано 255 сонетов, составивших новый сборник «Сонеты солнца, меда и луны».

Февральская революция 1917 г. была воспринята поэтом с воодушевлением, чего нельзя сказать о революции Октябрьской. Уже в 1918 г. в книге «Революционер я или нет» Бальмонт изображает большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность человека. Удивительно, как за такой короткий срок ему удалось понять сущность большевистской диктатуры. Впрочем, с новой властью К.Д. Бальмонт особенно не конфликтовал. Живя в Москве или в подмосковном поселке Новогиреево, он продолжал заниматься литературным трудом, готовил к печати свои новые сборники, по-прежнему выступал с публичными лекциями. В апреле 1920 г. по поручению наркома (так тогда называли министров) просвещения А.В. Луначарского К.Д. Бальмонт с семьей (он был женат на Е.А. Андреевой) выезжает в заграничную командировку с целью составления сборника песен европейских народов. Но в Россию поэт не вернется больше никогда.

Пристанищем К. Бальмонта становится Париж, небольшие поселки на берегу Атлантического океана, а в последние годы приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран. Время славы поэта прошло, в 1920-х — начале 1930-х гг. его еще печатает французская пресса, но последние пять лет жизни, усугубленные прогрессирующим психическим заболеванием, почти бесплодны в творческом отношении. Умер поэт фактически в полной безвестности 23 декабря 1942 г. в местечке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ

Урок 25.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ К. БАЛЬМОНТА, В. БРЮСОВА.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.