Совмещение фантастического и реального в повести «Нос» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Совмещение фантастического и реального в повести «Нос»

2022-12-30 64
Совмещение фантастического и реального в повести «Нос» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- потеря носа Ковалёвым;

- он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место…

нос ведет себя независимо: разгуливает по Невскому проспекту, молится в храме, гуляет в одежде статского советника и никак не хочет возвращаться.

- Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди;

- главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко.

Уникальность Н.В. Гоголя заключается в том, что у него разные формы фантастики и реальности могут сочетаться друг с другом в системе произведений.

Таким образом, границы, разделяющие фантастическое и действительное, у Гоголя оказываются размытыми, гротескный мир, где нарушение привычных для читательского взгляда связей, форм, закономерностей призвано сделать зримой глубинную сущность изображаемого.

 

 

Различия в произведениях «Вий» и «Нос»

-и в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть.

Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое

- на фоне сюжетных подробностей, имеющих литературное происхождение, легко различимы все детали, имеющие фольклорный источник - все, кроме одной: образа самого Вия

- созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире

В «Вие» Гоголь показывает нам человека, оступившегося с пути праведного. Если церковные люди ведут себя так отвратно, то как же ведут себя люди обычные? За непослушание Господу Богу на человека обрушивается эта нечисть, которая не могла увидеть Брута, пока он читал молитвы, но это не спасло его. Брут погибает, но как? Не героической смертью, а смертью человека, поддавшегося искушению. То есть можно сделать вывод, что недостаточно обращаться к Богу лишь в трудную минуту, нужно верить в него всегда, и не поддаваться искушению.А в «Носе» он погрузил фантастику в самую гущу обыденной жизни, изобразил страшных, искажённых обитателей северной столицы, чиновного города, в котором всё ложь, всё обман, всё колеблется в неверном свете мерцающих фонарей.Показана «нечисть», обитающая в душе человека.

Но есть у этих повестей и общее. Они все имеют религиозное направление. Например, в «Носе» это выражено в «мелочах», на которые и внимание – то сначала не обращаешь. Во всём цикле Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души.Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, оступиться. Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в произведениях рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо - бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.Границы, разделяющие фантастическое и действительное, и у Гоголя оказываются размытыми, гротескный мир, где нарушение привычных для читательского взгляда связей, форм, закономерностей призвано сделать зримой глубинную сущность изображаемого.


Заключение по первой главе

Писатель подчёркивает контраст активного внешнего мира с бездействием, духовной леностью героев, с их куцым, робким, застывшим внутренним миром. На этом сопоставлении, на столкновении внешнего и внутреннего миров, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится художественный метод Н.В.Гоголя.

 


 

Глава 2 Исследовательская часть.

 Проведение опроса:

2.1Интересен ли Гоголь сегодня?

 

Для ответа я создала опрос. Всего его прошли 14 чеоловек

Вопросы были следующими:

1.Нравится ли вам Гоголь как писатель?

2.Считаете ли вы Гоголя бессмертным классиком?

3.Вы бы прочли еще когда-нибудь любое произведение Гоголя?

Исходя из ответов, я поняла что среди подростков много кто интересуется произведениями Н.В.Гоголя. Так же большинство считает Гоголя бессмертным классиком, а это уже о многом говорит.

 

2.2. Интересен ли Гоголь как писатель мистических рассказов?

Мною был проведён опрос детей и взрослых с целью выявления, насколько для них интересны фантастические образы, созданные писателем.

Вопросы были следующие:

1. Вам интересно читать про мифические существа?

2.Привлекает ли вас Гоголевская мистика?

3.Читали ли вы любое мистическое произведение Гоголя?

Исходя из ответов, могу сделать вывод, что мистическими рассказами Гоголь привлекает не такое уж и большое количество людей.

 

Заключение по второй главе:

 

Гоголь - интересная и загадочная личность, его творчество нравится и сегодня людям любых возрастов;

Многим людям не интересно читать мистические рассказы вообще, не говоря конкретно о Гоголе.


Заключение

У Николая Васильевича Гоголя фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов.

Во-первых, это то, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель выдумывает несуществующие в природе сущности или свойства. Так происходит, например, в повести «Вий», где действует всяческая нечистая сила, в природе не существующая.

 Во-вторых, в повести Н.В. Гоголя «Вий» существует форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного речевого тропа. Чаще всего эта форма фантастического основана на гиперболе (немыслимые видения, исполинские животные и т.п.), литоте (карлики, гномы,). Сам персонаж Вий - существо из фантастического мира, существующее только в мистике. Однако у Гоголя это главное действующее лицо, появляющееся в конце повести, но держащее нас в напряжении в течение всего сюжета. Следующий прием, который применяется автором, - это гротеск – соединение фантастического и реального в одном образе, причем для гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с приземлено - бытовым, обыденным. Так, Панночка – обычная земная девушка превращается то в страшную старуху, то в прекрасную ведьму. В духе гротеска выдержан и тот, скажем, эпизод в котором Старуха-ведьма летает верхом на Хоме.Уникальность повести Н.В. Гоголя «Вий» заключается в том, что у него разные формы фантастики могут сочетаться друг с другом в системе одного произведения. Так гипербола сочетается с литотой, гротеск переплетается и с литотой и с гиперболой.

В – третьих, действующими лицами часто становятся неодушевленные предметы: красная свитка, портрет, нос… окружающий мир в произведения Гоголя одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит её на свой лад.

В - четвёртых, парадоксальность повестей Гоголя в том, что фантастическое в них максимально приближено к реальности, но сама реальность алогична и фантастична по самой своей сути. Следовательно, роль фантастики – выявление противоестественности современной Гоголю реальности.Проведя небольшое исследование «Фантастика в произведениях Н.В.Гоголя», я могу сделать вывод о том, что гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божеского и дьявольского (как и в народном творчестве), однако собственно доброй фантастики нет, она вся переплетена с «нечистой силой». Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир Гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории, гротеска – явных или скрытых, имеющих место или кажущихся.


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В. Г. Белинский "О русской повести и повестях г. Гоголя - Лекции. Ком - 2014-2019 год.

2. «Миргород»".

3. Манн Ю. Поэтика Гоголя – М.: «Художественная литература», 1988.

4. Мережковский Д.С. Гоголь и черт // В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет – М., 1991.

5. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души: Книга для ученика и учителя – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2002.

6. Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И.Ф. Книги отражений – М., 1979.

7. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 1986.

8. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. Серия: русские писатели. М.: Алгоритм, 2003.

9. В. В. Розанов. Мысли о литературе.- М., Современник, 1989.

10. повесть «Вий»

11. повесть «Нос»

 


Приложение:2.1

1.                                                2.                                                   3.

 

Приложение: 2.2                                      

1.                                                          2.                                                                           3.                                                                   


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.