Глава 1: Мистические рассказы Н.В.Гоголя — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1: Мистические рассказы Н.В.Гоголя

2022-12-30 152
Глава 1: Мистические рассказы Н.В.Гоголя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Николай Васильевич Гоголь – один из невероятно загадочных русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них что-то новое, необычное. Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом писателе. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти. Вот как писал русский философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».

Я выбрала эту тему, потому что мне нравится тема фантастики и я считаю что это довольно интересно.

Цель моего проекта: исследование роли фантастики в произведениях Гоголя «Вий» и «Нос».

Задачами моего проекта являются:

1) изучить произведения Н.В.Гоголя

2) выявить элементы фантастики и мистики в произведениях «Вий» и «Нос».

3) сопоставить фантастическое и реальное в этих повестях.

Гипотеза:предположим, что фантастические образы, созданные Н.В.Гоголем актуальны в наше время.

Проблема проекта: изучить различия фантастических образах в произведениях Гоголя

Глава 1: Мистические рассказы Н.В.Гоголя

 

Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, легенды и страшные истории. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих повестях и рассказах.

Второе предположение состоит в том, что Гоголь был верующим человеком. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.

Я влюбилась в фантастические произведения Гоголя, перечитывала их неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика и гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.

Многие критики подчеркивали, что в произведениях Н.В.Гоголя всегда наблюдаются грусть, психологические переживания, традиции и сближение с народом. Но, например, Н. А. Котляревский видел серьезную проблему в том, что кризис творческой деятельности Гоголя не совпадал с действительностью. Душевные переживания Н. Гоголя были связаны с тем, что он был настолько проницателен, что видел «всю грязь жизни действительной». По мнению критика, в этом и заключалось трагическое мировосприятие писателя. А В.Г. Белинский считал, что настоящий талант заключается в том, что писатель превращал повседневность в яркую сторону жизни за счет ситуаций, деталей и традиций, которые близки русскому народу.

Некоторые называют стиль Гоголя «фантастическим реализмом». Ведь он является по утверждениям писателей - мастером фантасмагории (то есть может умело ввести нагромождение причудливых образов, видений, фантазий). Почти во всех его произведениях присутствуют фантомные образы, мистические элементы, нередко призраки, которые зачастую меняют действительность и реальность с иным миром.

Именно поэтому тема проекта «Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В.Гоголя» остается для меня актуальной из-за того, что я исследую характер и манеру написания произведений Гоголя, мотивов, проявление фантомов и призраков в его произведениях.

 

 

Повесть Н.В.Гоголя «Вий»

 

«Вий» является одним из самых противоречивых созданий Гоголя. Реальность и фантастика, быт и символы – всё переплелось в повести. Это философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о власти тёмных сил над человеческой судьбой.Внимание читателей традиционно сосредотачивалось на двух сторонах содержания этой повести: фантастических видениях семинариста Хомы Брута в церкви и реалистическом описании бурсы. Об этих сторонах заговорил еще первый критик «Миргорода» С. П. Шевырев. Позднее на эти же стороны обратил внимание В. Г. Белинский. Последний, как известно, восторженно воспринял описание бурсы и образ разгульного «философа» Хомы: «Пусть судит всякий как хочет, а по мне так философ Хома стоит философа Сковороды!» Г. П. Данилевский отмечал, что Гоголь «в повести «Вий» приводит верное изображение <...> бурсаков, отправлявшихся на кондиции из городов по деревням».

Мистика и нечисть появляются уже в самом начале повести, когда бурсаки искали хутор, где можно переночевать. При этом ночь была «… довольно темная. Небольшие тучи усилили мрачность», что можно понять не иначе, как вмешательство персонажей низшей мифологии. Автор отмечает, что повсюду им попадались «только лисьи норы», а лису в христианстве рассматривают как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола. Философ попробовал перекликнуться, «но голос его совершенно заглох по сторонам и не встретил никакого ответа», то есть была ночь, пустошь, полная тишина, и в этом явно можно увидеть влияние нечисти, поскольку они учились уже в бурсе не первый год и явно знали дорогу, с чего бы вдруг, без влияния потусторонних сил, семинаристы могли заблудиться. Но спустя время появилось две хаты, то есть даже не хутор. Они появились как бы внезапно. А так же когда бурсаки представляются ведьме через закрытые ворота, Хома своей фамилии не говорил, но ведьма ее знала: «Приведи бурсака Хому Брута». Значит, ведьма предвидела появление философа, их встреча должна была состояться. Здесь тоже проявляется мистика.Героем повести «Вий» Гоголь выставил «философа» Хому Брута. Этот юноша представляет собою образ, в котором собрано много типичных чисто-малороссийских народных черт. Будучи учащимся семинарии и вроде бы христианином, Хома постоянно упоминает черта и вместо молитв постоянно читает заклинания, обращаясь к магии. Анализ его характера показывает человека, до преизбытка наделенного душевным равнодушием, которое окрашивалось порою юмором, порою – просто флегмой и ленью. «Чему быть, тому не миновать» – обычная его поговорка, с которою он готов идти без борьбы навстречу самому чёрту.

Такой фатализм очень скоро приводит этого гоголевского героя в душевное равновесие, из которого вывести его трудно. После своего приключения с ведьмой Хома Брут плотно закусил в корчме и сразу успокоился, «глядел на приходивших и уходивших хладнокровно, довольными глазами и вовсе уже не думал о своем необыкновенном происшествии». Эта великая битва между двумя представителями магии происходит в храме. При описании церкви мы видим, что она стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани. Это пограничное положение церкви подчеркивается: «Вступили наконец за ветхую церковную ограду в небольшой дворик, за которым не было ни деревца, и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга». Божий храм для христиан является светлым местом не только совместной молитвы, но и вратами, входом, соединяющим этот мир и мир иной, мир Вечной Жизни. У Гоголя храм «темный, страшно запущен, в нем давно не служили». Это неудивительно, если принять во внимание натуру сотниковой дочки. Однако и он, этот развалившийся храм, является входом. Это иллюстрируется разницей в двух пейзажах. В одном случае мы сталкиваемся с запущенным природным великолепием сада, с островками хат, которые еле выглядывают из зелени, в другом – с пустотой, с «пустым полем» и «поглощенными ночным мраком лугами». Мы можем предположить, что в поэтике повести данная церковь является входом не в Жизнь Вечную, а в небытие, в пустоту. В вечную смерть. В церкви Брут, глядя на страшную ведьму, сам успокаивает себя магическим: «Ничего!»; когда жуть прокрадывается ему в сердце – он прогоняет ее таким же магическим напоминанием себе, что он – «казак», что ему стыдно «бояться» чего бы то ни было.После первой страшной ночи в церкви Брут после сытного ужина сразу начинает чувствовать себя спокойным и довольным. «Философ был из числа тех людей, которых, если накормят, то у них пробуждается необыкновенная филантропия. Поседев от ужасов второй ночи, Хома, на расспросы о том, что происходит ночью в церкви, хладнокровно отвечает: «Много на свете всякой дряни водится! А страхи такие случаются... Ну...» – и больше ничего не сказал. Конечно, дело не обходится без «панночки-ведьмы», прельстившей Хому. Со времён «Сорочинской ярмарки» женщина у Н.В. Гоголя водится с нечистой силой. Черевик сетует: «Господи мой, за что на нас, грешных! И так много всякой дряни на свете, а ты и жинок наплодил!» Готовясь к третьей, последней ночи он старается взять от жизни последнюю радость, но на третью ночь Брут гибнет от страха. История Хомы допускает и реалистическое объяснение. Видение Вия можно представить себе, как плод белой горячки большого любителя горилки, от которой он и погибает. Сам же Вий, как говорил Гоголь, - это «есть колоссальное создание простонародного воображения – таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел Вий – более зловещий, чем колдун в «Страшной мести». Дьявольская сила в повести «Вий» поистине страшна. Это либо «огромное чудовище в своих перепутанных волосах, в лесу: сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного брови. Над нами держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионьих жал. Чёрная земля висела на них клоками». Или это сам Вий – «приземистый, дюжий, косолапый человек. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его, засыпанные землёю, ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Фома, что лицо было на нем железное... «Поднимите мне веки: не вижу!» – сказал подземным голосом Вий, – и все кинулось подымать ему веки. Вий уставил на Хому свой железный палец, философ упал на землю бездыханный».

Вий – это образ, рождённый во времена «помрачения». В такие времена из тёмных закоулков сознания, из колыбельных страхов, из пещерных глубин души на свет выходят призраки и страшилища, обретающие реальные черты

Кто же такой Вий? Существуют две версии, и ни одной из них нельзя отдать строго предпочтения. Многие исследователи полагают, что имя Вия - фантастического подземного духа было придумано Гоголем в результате контаминации имен властителя преисподней в украинской мифологии железного Ния, способного взглядом убивать людей и сжигать города (вероятно, это его свойство отождествлялось с извержениями вулканов и землетрясениями), и украинских слов вия, вийка - ресница. В составленном Гоголем Лексиконе малороссийском, например, читаем: Вирлоокий - пучеглазый. Отсюда длинные веки гоголевского персонажа. Если принять эту версию, то получается, что Вий в том виде, в каком мы узнаем его сегодня, целиком плод гоголевской фантазии, железное существо с длинными, до земли, веками. Действительно, в известных сказках, равно как и в других фольклорных произведениях украинцев и других славянских народов, персонажа по имени Вий нет (за одним замечательным исключением). Правда, известный собиратель и исследователь фольклора А.Н.Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» утверждал, что в славянской мифологии не только есть сходный образ, но и само название фантастического существа Вий рассматривалось как вполне традиционное.

В поисках аналогов гоголевскому образу были обнаружены восточнославянские фольклорные соответствия Вию. Более того, у этого божества обнаружились и индо-иранские корни. Так, лингвист и фольклорист В.И.Абаев сопоставил Вия с иранским Ваю и осетинскими вайюгами. Ваю (особенно в злой ипостаси) бог не только ветра, но и смерти, неодолимый и безжалостный. А вайюги одноглазые великаны, стражи царства мертвых.

Вий у Гоголя - повелитель подземного царства, хозяин земных недр. Неудивительно, что у него железное лицо и железные пальцы.

В народном сознании земные недра ассоциировались, прежде всего, с железной рудой (именно этот минерал люди начали добывать прежде всего). У Гоголя сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил белорусского Кощея с украинским железным Нием. Кто-то из прочей нечисти должен поднять веки Вию. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек своим страхом. Именно страх Хомы в конце концов губит его. Вий забирает его душу к себе, в царство мертвых.

Хома Брут гибнет от страха, но ценой своей жизни губит нечистую силу, бросившуюся на философа и не услышавшую вовремя крик петуха.История Хомы допускает и реалистическое объяснение. Видение Вия можно представить себе как плод белой горячки большого любителя горилки, от которой он и погибает.

В повести нечистые духи так и не покинули церковь: «Так навеки и осталась церковь, с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником, и никто не найдёт теперь к ней дороги». Дорога к храму заросла бурьяном, сам храм наполнен нечистой силой.

И.Ф. Анненский указывал, что серьезность изображения в «Вие» сверхъестественной реальности обуславливает и необходимый для завершения сюжета трагический финал повести: «Смерть Хомы <…> есть необходимый конец рассказа – заставьте его проснуться от пьяного сна, вы уничтожите все художественное значение рассказа».

 

Заключение по первой главе

Писатель подчёркивает контраст активного внешнего мира с бездействием, духовной леностью героев, с их куцым, робким, застывшим внутренним миром. На этом сопоставлении, на столкновении внешнего и внутреннего миров, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится художественный метод Н.В.Гоголя.

 


 

Глава 2 Исследовательская часть.

 Проведение опроса:

2.1Интересен ли Гоголь сегодня?

 

Для ответа я создала опрос. Всего его прошли 14 чеоловек

Вопросы были следующими:

1.Нравится ли вам Гоголь как писатель?

2.Считаете ли вы Гоголя бессмертным классиком?

3.Вы бы прочли еще когда-нибудь любое произведение Гоголя?

Исходя из ответов, я поняла что среди подростков много кто интересуется произведениями Н.В.Гоголя. Так же большинство считает Гоголя бессмертным классиком, а это уже о многом говорит.

 

2.2. Интересен ли Гоголь как писатель мистических рассказов?

Мною был проведён опрос детей и взрослых с целью выявления, насколько для них интересны фантастические образы, созданные писателем.

Вопросы были следующие:

1. Вам интересно читать про мифические существа?

2.Привлекает ли вас Гоголевская мистика?

3.Читали ли вы любое мистическое произведение Гоголя?

Исходя из ответов, могу сделать вывод, что мистическими рассказами Гоголь привлекает не такое уж и большое количество людей.

 

Заключение по второй главе:

 

Гоголь - интересная и загадочная личность, его творчество нравится и сегодня людям любых возрастов;

Многим людям не интересно читать мистические рассказы вообще, не говоря конкретно о Гоголе.


Заключение

У Николая Васильевича Гоголя фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов.

Во-первых, это то, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель выдумывает несуществующие в природе сущности или свойства. Так происходит, например, в повести «Вий», где действует всяческая нечистая сила, в природе не существующая.

 Во-вторых, в повести Н.В. Гоголя «Вий» существует форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного речевого тропа. Чаще всего эта форма фантастического основана на гиперболе (немыслимые видения, исполинские животные и т.п.), литоте (карлики, гномы,). Сам персонаж Вий - существо из фантастического мира, существующее только в мистике. Однако у Гоголя это главное действующее лицо, появляющееся в конце повести, но держащее нас в напряжении в течение всего сюжета. Следующий прием, который применяется автором, - это гротеск – соединение фантастического и реального в одном образе, причем для гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с приземлено - бытовым, обыденным. Так, Панночка – обычная земная девушка превращается то в страшную старуху, то в прекрасную ведьму. В духе гротеска выдержан и тот, скажем, эпизод в котором Старуха-ведьма летает верхом на Хоме.Уникальность повести Н.В. Гоголя «Вий» заключается в том, что у него разные формы фантастики могут сочетаться друг с другом в системе одного произведения. Так гипербола сочетается с литотой, гротеск переплетается и с литотой и с гиперболой.

В – третьих, действующими лицами часто становятся неодушевленные предметы: красная свитка, портрет, нос… окружающий мир в произведения Гоголя одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит её на свой лад.

В - четвёртых, парадоксальность повестей Гоголя в том, что фантастическое в них максимально приближено к реальности, но сама реальность алогична и фантастична по самой своей сути. Следовательно, роль фантастики – выявление противоестественности современной Гоголю реальности.Проведя небольшое исследование «Фантастика в произведениях Н.В.Гоголя», я могу сделать вывод о том, что гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божеского и дьявольского (как и в народном творчестве), однако собственно доброй фантастики нет, она вся переплетена с «нечистой силой». Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир Гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории, гротеска – явных или скрытых, имеющих место или кажущихся.


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В. Г. Белинский "О русской повести и повестях г. Гоголя - Лекции. Ком - 2014-2019 год.

2. «Миргород»".

3. Манн Ю. Поэтика Гоголя – М.: «Художественная литература», 1988.

4. Мережковский Д.С. Гоголь и черт // В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет – М., 1991.

5. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души: Книга для ученика и учителя – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Олимп», 2002.

6. Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И.Ф. Книги отражений – М., 1979.

7. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 1986.

8. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. Серия: русские писатели. М.: Алгоритм, 2003.

9. В. В. Розанов. Мысли о литературе.- М., Современник, 1989.

10. повесть «Вий»

11. повесть «Нос»

 


Приложение:2.1

1.                                                2.                                                   3.

 

Приложение: 2.2                                      

1.                                                          2.                                                                           3.                                                                   

Введение

Николай Васильевич Гоголь – один из невероятно загадочных русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них что-то новое, необычное. Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом писателе. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти. Вот как писал русский философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».

Я выбрала эту тему, потому что мне нравится тема фантастики и я считаю что это довольно интересно.

Цель моего проекта: исследование роли фантастики в произведениях Гоголя «Вий» и «Нос».

Задачами моего проекта являются:

1) изучить произведения Н.В.Гоголя

2) выявить элементы фантастики и мистики в произведениях «Вий» и «Нос».

3) сопоставить фантастическое и реальное в этих повестях.

Гипотеза:предположим, что фантастические образы, созданные Н.В.Гоголем актуальны в наше время.

Проблема проекта: изучить различия фантастических образах в произведениях Гоголя

Глава 1: Мистические рассказы Н.В.Гоголя

 

Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, легенды и страшные истории. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих повестях и рассказах.

Второе предположение состоит в том, что Гоголь был верующим человеком. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.

Я влюбилась в фантастические произведения Гоголя, перечитывала их неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика и гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.

Многие критики подчеркивали, что в произведениях Н.В.Гоголя всегда наблюдаются грусть, психологические переживания, традиции и сближение с народом. Но, например, Н. А. Котляревский видел серьезную проблему в том, что кризис творческой деятельности Гоголя не совпадал с действительностью. Душевные переживания Н. Гоголя были связаны с тем, что он был настолько проницателен, что видел «всю грязь жизни действительной». По мнению критика, в этом и заключалось трагическое мировосприятие писателя. А В.Г. Белинский считал, что настоящий талант заключается в том, что писатель превращал повседневность в яркую сторону жизни за счет ситуаций, деталей и традиций, которые близки русскому народу.

Некоторые называют стиль Гоголя «фантастическим реализмом». Ведь он является по утверждениям писателей - мастером фантасмагории (то есть может умело ввести нагромождение причудливых образов, видений, фантазий). Почти во всех его произведениях присутствуют фантомные образы, мистические элементы, нередко призраки, которые зачастую меняют действительность и реальность с иным миром.

Именно поэтому тема проекта «Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В.Гоголя» остается для меня актуальной из-за того, что я исследую характер и манеру написания произведений Гоголя, мотивов, проявление фантомов и призраков в его произведениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.