Авель Енох Лот Моисей Нееман Гиезий Исайя Даниил — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Авель Енох Лот Моисей Нееман Гиезий Исайя Даниил

2022-12-20 35
Авель Енох Лот Моисей Нееман Гиезий Исайя Даниил 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ветхозаветные прообразы

И. В. Каргель

Авель Енох Лот Моисей Нееман Гиезий Исайя Даниил

 

 

Авель

"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще" (Евреям 11:4).

Какое множество драгоценных мыслей связанно с Авелем, лишь только мы слышим его имя! От него идет приятное благоухание, несмотря на то, что он сын Адама и родился вне рая. Авель недолго жил в этом мире. Явился он лишь вспыхнувшим светом, который был презренным образом потушен. Об особых делах его тоже ничего не сказано. Тем не менее, Авель выдвинут Богом, поставлен во главу длинного ряда его героев веры, чтобы предшествовать всем другим, которые когда-либо избрали Бога или еще изберут Его. Авель первый странствовал в этом мире как дитя Божие; он же первый вкусил, что дает мир возлюбленным Божиим. Авель нашел узкий путь и пошел по нему. То есть он был первым верным свидетелем, и притом таким, который своею кровью запечатлел свое свидетельство о Боге.

Что сделало Авеля таким великим здесь и таким славным в будущем? Это была его вера, вера, в которой у него не было предшественника, которой он ни у кого не мог научиться, о которой никто ему не проповедовал, но которую он принял непосредственно от Бога, которая непосредственно связывала его с Богом и навсегда соединила его с Ним. Чтобы научиться нам от этого мужа, он поставлен Богом перед нашими глазами как в Ветхом, так и здесь, в Новом Завете. Более всего пусть его вера еще и в наши дни скажет нам, какова должна быть наша вера, если мы хотим быть благоугодными Богу.

Не должно ли быть для нас важнее всего знать,

Как проявляется вера Авеля

Здесь мы читаем: "Верою Авель принес жертву лучшую, нежели Каин".

Итак, вера Авеля, во-первых, выразилась в принесенной Богу жертве. Это очень поучительный намек. Большинство думает, что вера есть дело только головы, которое никому ничего не стоит. В действительности же она начинается с приношения, жертвы, отречения, так продолжается и так оканчивается. Не должен ли Авраам, придя к вере, жертвовать своей родиной, друзьями и домом отца своего? Не должен ли он после отдать Измаила, затем даже Исаака и свою любимую жену? И было ли иначе у Моисея? Это то, чем всегда отличается истинная вера, она никогда не приходит к Богу с пустыми руками, но приносит Ему то, что Он желал бы видеть на Своем жертвеннике. Такой ли ты верующий, который более всего готов слушать, но только не об отдаче и жертве? Тогда у тебя вера только головы, которая тебе ничего не стоит. Да и притом сама она не имеет никакой ценности. Смотри, даже ложная вера не может приближаться к Богу пустой, и она приходит с жертвой. Бедный человек знает, что такой, какой он есть, он не может быть благоугодным Богу, поэтому он старается принести Ему что-нибудь, что могло бы сделать его благоугодным перед Ним. Мысль правильна, но не тебе, а Богу надо делать оценку жертвы, которую необходимо принести. Сам Бог должен назначить, какая жертва может быть благоугодна Ему. Рассказывают про одного североамериканского индейца, как он в течение трех дней охотился в лесах, не убив никакой дичи. Сердце разрывалось при мысли о голодной семье, которая тщетно ожидала его дома. В своей скорби индеец решил обратиться к великому духу, в которого верят эти язычники. Он бросился на большой камень, который они считали жертвенником, громко кричал, проливая горькие слезы. Наплакавшись досыта, так что уже больше не мог, индеец ожидал дичи, но ничего не являлось. Тогда ему пришло на ум: то, что он дал великому духу, в действительности ничтожно, - и он стал думать, что он мог дать больше. По долгом рассуждении индейцу стало ясно, что у него нет большего и лучшего, чем его оружие. И вот он пришел и положил его на свой жертвенный камень, но и после этого не последовало ответа от духа. Проходили часы, но никакой дичи не попадалось на его глаза. Несчастный и разбитый, он готов был потерять всякую надежду. Вдруг индеец сказал себе: "Знаю, что я ему дам", - пошел и кинулся сам на свой жертвенник и был услышан. Тотчас навстречу ему вышла роскошная дичь, которую он мог убить и принести своей голодающей семье. Ах, если бы индеец знал одну, лучшую жертву, посредством которой бедный человек и здесь, и в вечности становится благоугодным Богу! Приди перед Богом, Христом, но положи и себя, и все, что есть у тебя, на Его жертвенный алтарь.

Посмотри, Каин весьма близко, около Авеля, тоже приносит свою жертву. Он делает то, что и тот. Но Каин жертвует от земли, он жертвует по своему усмотрению, и Бог не смотрит на него: Каин отвержен. Не жертвуй никогда ничего, что исходит отсюда, снизу, от земли!

"Верою Авель принес жертву лучшую, нежели Каин". Каждый знает, что вера есть то внутреннее отношение души к Богу, когда доверяешь Ему как дитя и вполне опираешься на Него. Это отношение души к Богу и дало перед Ним истинную цену принесенной Авелем жертвы. Каин мог принести точно такую же жертву, подражая образу и соблюдая время принесения ее. Но его жертва со всем этим была бы отвержена, если бы она не сопровождалась этим сердечным отношением к Богу. "Все, что не по вере, грех" (Рим. 14:23). Итак, прекрасное и хорошее пожертвованное Богу и по-видимому святое может быть не только не угодно Богу, но даже быть грехом перед Ним, если мы не находимся в благоугодном отношении к Нему, О, как мало спрашивают в наше время об этом отношении к Богу при сем своем действии и думают, что десять тысяч рублей Анании (Деян. 5:4) бесконечно лучше, чем две лепты вдовицы (Мк. 12:42-43).

Но вера должна иметь некоторое откровение от Бога, на котором она основана. Таким образом, вероятно, Бог сообщил Свою волю относительно жертвы уже нашим первым прародителям. Может быть, это случилось, когда Бог сделал им одежду из шкур животных (Быт. 3:21). Вряд ли могли эти кожи явиться как-либо иначе, чем от жертвенных животных, так как мясная пища была дозволена только после потопа (Быт. 9:3-4). Так, в смиренном послушании, сообразно воле Божией, Авель мог поспешить к своему стаду, принести Богу лучшую жертву всесожжения и с нею приблизиться к Нему. Только жертва, назначенная Богом, есть жертва веры и благоугодна Ему, и только она пролагает нам путь к Его сердцу. Несчастный Каин! Он, очевидно, не заботился о том, чего хотел Бог, но думал, как в настоящее время еще столь многие, что Бог должен быть доволен всем тем, что бы Ему ни приносили. Да не приближается же никто к Богу таким образом!

Вера Авеля опиралась на жертву, в которой он являлся как грешник. Так должно быть. Это было истинное положение, которое надо было занять Авелю в присутствии Божием. Отдав вместо себя на смерть живого ягненка, он признал себя грешником, повинным в смерти, который должен погибнуть так же, как его жертва. Отдавая свою жертву, Авель как бы сказал: "Боже мой, Боже, своими грехами я погубил жизнь. Все, чего я заслужил, - это смерть. Но, о, милостив Ты! Ты позволяешь вместо моей жизни отдать жизнь другого существа. Какой серьезный, справедливый и какой милостивый путь для меня!" В жертве Авеля выступало не только святое правосудие Божие в отношении греха, но и бесконечная милость к грешнику. "Без пролития крови, без смерти, - как бы говорит себе Авель, - не бывает прощения" (Евр. 9:22). Может быть, у него текли горькие слезы раскаяния и сожаления, слезы глубокого сокрушения, когда нож смерти поразил его жертву и кровь вытекала из нее, - этого мы тем более можем ожидать, так как смерть с ее ужасом была так мало знакома. Не должен ли был Авель сказать себе: "Как ужасен грех, если самое высокое и лучшее, что Бог даровал, должно пасть его жертвой".

Не так стоял Каин перед Богом со своей жертвой. У него не было никакой мысли о своем грехе и греховности. Его жертва была жертвой благодарения. Ею Каин говорил, подобно фарисею: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Лк. 18:11). Каин видел и считал себя достаточно хорошим. Он, смотря на Бога, не нуждался ни в какой милости. Он сам признал себя невиновным и оправдал себя. Меришь ли ты, дорогой читатель, своим собственным масштабом или, превозносясь над подонками человечества, думаешь, что так ты будешь благоугоден Богу? Или даже думаешь, что не ты Богу, а Он тебе должен - должен, во всяком случае, дать тебе небеса и блаженство? Так Бог не примет ни тебя, ни твоей жертвы. Ты стоишь перед Ним в полном ослеплении. Ты встал на ступени, на которых никогда не сможешь пользоваться Спасителем. Бог действительно есть Бог всякого милосердия, но если ты принимаешь себя за сосуд, наполненный справедливой праведностью, в котором нет места для милости, - то Бог вынужден отвратиться от тебя. Еще одно:

Что приобрела вера Авеля

Прежде всего, она приобрела праведность. Что он праведен, было следствием его жертвы веры. Это будет и всегда должно быть следствием живой веры во Христа. На этом каждый может испытать свою веру. Если ты веришь, что твоя вина останется на тебе, и если ты останешься, как и прежде, непрощенным грешником, то дела с твоей верой обстоят неблагополучно. "Вера твоя спасла тебя", - говорит Господь лежащей у ног Его горько плачущей грешнице. Ее спасение состояло в том, что Господь взял от нее грех и простил ее. Как удивительно! Простив ее, Христос явился собственным ее Спасителем, и все же Он говорит: "Вера твоя спасла тебя". Но как верно первое, верно и второе. Господь говорит: то, что ты обратилась ко Мне, поверила, что у Меня освободишься от бремени твоих грехов, - был верный путь, и он спас тебя (Лк. 7:50). "Итак, оправдавшись верою" - только так и не иначе, по исповедованию апостола Павла о себе и других, мы имеем мир с Богом - через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1). Так встал некогда Авель на должное совершиться в будущем дело Агнца Божия, упокоился на Нем, и Бог тотчас поставил это на счет Авеля, так что он стал праведным в праведном.

Так было от начала, так еще и до сих пор. "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1). Если у тебя еще нет праведности, если давит бремя грехов, то приди к Сыну Божию - Он предлагает тебе совершенное на Голгофе дело спасения для грешников. Встань на Него обеими ногами веры, то есть вполне положись на то, что именно это дело привело в порядок то, что ты испортил, - и Отец тотчас зачтет тебе то, что совершилось для каждого грешника, потому что "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Ин. 1:7). Как Авель верою достиг праведности, так можешь достигнуть ее и ты. Для этого он поставлен здесь, впереди всех героев веры.

Авель приобрел и уверенность через свою веру. Все снова нас спрашивают те, которые не имеют ни прощения, ни праведности: "Как можно знать, что имеешь прощение и что ты праведен перед Богом?" Вот ответ: "Ею получил Авель свидетельство, что он праведен". Авель получил свидетельство в сердце, откуда никто не мог взять его. Это было как печать на документе. Славен документ, который говорит мне о деле, но печать возвышает его, делает его непоколебимым. Слово Божие говорит: "Конец закона Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4). И ты можешь положиться, что это так, потому что Сам Бог сказал это. Но как драгоценно, если к этому присоединяется печать свидетельства. Как получил Авель это свидетельство - нам не сказано, но мы знаем, каково тем, которые получили его. Мы читаем: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Рим. 8:16). Мы состоим из духа, души и тела, подобно прежнему храму Божию, состоявшему из двора, святилища и Святого-святых. Наше тело - это внешняя, видимая часть нашего существа, наш двор. В нем находится святилище - душа, и там еще есть Святое-святых - наш дух. Вот с этим-то сокровенным в нашей внутренности начинается общение Духа Святого, лишь только мы достигли праведности во Христе. И Дух Его свидетельствует духу нашему, что это так. Вы видите, как глубоко, как неприкосновенно и неизгладимо присваивается свидетельство тем, кто достигает праведности во Христе через веру. Так, без сомнения, было и с Авелем, первым получившим такое свидетельство. Но слава и поклонение нашему Господу, Авель не был единственным, который стал столь блаженным, потому что сейчас же далее в этой главе, в пятом стихе, мы читаем о Енохе: прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу (Евр. 11:5). Далее апостол продолжает представлять нам через все грядущие столетия и тысячелетия со времен Ветхого Завета других праведников, и так как он не хотел повторять у каждого все то же самое свидетельство, то в заключение главы берет их всех вместе и говорит: "И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее" (Евр. 11:39-40).

Как же обстоит с тобой? Ты имеешь веру. Имеешь ли ты и праведность, имеешь ли ты это свидетельство, о котором идет речь и которое имели все спасенные без исключения? Может быть, ты допускаешь, что все те имели его, но в настоящее время не существует ничего подобного? И все же такое суждение в корне неправильно. Еще многие миллионы, которые, как Авель, верою стали праведными, носят и в наши дни в своих сердцах это свидетельство и уверены, как он, в своем вечном спасении. Поэтому не успокаивайся прежде, чем все это не сделается твоим личным опытом.

Авель получил все это непосредственно от Бога. Это нужно заметить, так как апостол также сделал это, говоря: "Как засвидетельствовал Бог о дарах его". Свидетельство Авеля не было результатом чувства или впечатления, которое он имел во время своего жертвоприношения, но Сам Господь, Которому была принесена жертва, сообщил ему Свой приговор; Бог свидетельствовал о его даре. Так сказано в тексте. Именно это проливает свет как на веру этого первого мужа Божия, так и на праведность, полученную им. Бог свидетельствует, как мы видим, не о нем, не о принесенной им жертве. И в результате Бог признает Авеля праведным. Если бы Бог засвидетельствовал об Авеле, то результатом непременно должно было бы быть: "Авель, ты не праведен", - потому что он был таков по рождению и по поступкам. Таким образом, жертва Авеля и его покоящаяся на ней вера приобрели ему праведность Божию. Жертва Авеля была для него не чем иным, как тенью и прообразом Агнца, берущего на Себя грехи мира, и на Нем покоился Авель в живой вере. Праведность этого Агнца, устроенную верою Авеля, Бог тотчас поставил на его счет.

Бог всегда свидетельствует о жертве и даре, которые мы приносим Ему, если они - Христос. О Нем сказано: "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим. 3:25-26). И еще написано: "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим. 4:5). О, пусть бы каждый читающий это достиг такого великого успеха на этом простом пути!

Наше слово обращает внимание читателя еще на одно, а именно:

Енох

"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил 130 лет и родил [сына! по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было 800 лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было 930 лет; и он умер. Сиф жил 105 лет и родил Вноса. По рождении Еноса Сиф жил 807 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было 912 лет; и он умер. Енос жил 90 лет и родил Каинана, По рождении Каинана Енос жил 815 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было 905 лет; и он умер. Каинан жил 70 лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил 840 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было 910 лет; и он умер. Малелеил жил 65 лет и родил Иареда. По рождении Иареда Малелеил жил 830 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было 895 лет; и он умер. Иаред жил 162 года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил 800 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было 962 года; и он умер. Енох жил 65 лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, 300 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было 365 лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Мафусал жил 187 лет и родил Ламеха. По рождении Ламеха Мафусал жил 782 года и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было 969 лет; и он умер. Ламех жил 182 года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при Iвозделывании! земли, которую проклял Господь. И жил Ламех по рождении Ноя 595 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было 777 лет; и он умер. Ною было 500 лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета" (Бытие 5:1-32).

Несколько лет тому назад, когда при ежедневном исследовании Священного Писания по порядку я начал опять читать свою Библию сначала, то однажды снова остановился перед 5-й главой Бытия. Мне казалось, что сегодня мне надо просто перевернуть лист и не читать ее, потому что эта глава слишком суха и не имеет сказать мне больше ничего. Я уже слишком хорошо знал все повторяющийся припев в конце перечисления патриархов: и умер... и умер... Мне казалось в тот день, что я подошел как бы к великому кладбищу, вступать за ограду которого у меня не было никакого желания, так как от него не могла исходить жизнь. Хотя я и повторял себе: это же первое и старейшее кладбище, кладбище первых детей Божиих; здесь перед тобою проходит не род Каина, но Сифа - и т.д. Однако все это было недостаточно убедительными доводами, чтобы мне снова предаться исследованию этой главы. С другой стороны, я не мог решиться пропустить эту главу. Казалось, Господь говорил: "Разве ты думаешь, что на кладбище нельзя ничему научиться?" И далее: "Не Моя ли рука нашла некогда на пророка Иезекииля, вывела его и поставила на широкое поле, полное мертвых костей, чтобы он там услышал, что Я имел сказать ему?" (Иез. 37:1-11).

Далее мне припомнилось, что я уже часто бывал на некоторых кладбищах и, останавливаясь над многими могилами, читал надписи, которые иногда говорили мне так много печального, иные - так много ободряющего. Чудные, драгоценные поучения попадали тогда в сокровищницу моего сердца! Однако всякий раз мои мысли сосредотачивались обычно на одном горячем желании: "Научи меня так счислять дни мои, чтобы мне приобресть сердце мудрое!" (Пс. 89:12). Не было ли это приобретением? "О, конечно, - звучало тогда в моей душе, - я могу и сегодня научиться на этом кладбище, если Дух Святой, Автор этой главы, прольет на нее Свой свет". После этого я снова подошел к ней, остановился перед могильными плитами и надписями некогда существовавших предшественников на пути Божием в этом мире и Господь дал мне то, чего я никогда не ожидал.

Более же всего я был глубоко поражен, когда, подвигаясь все дальше, я внезапно остановился перед Енохом. Здесь история его жизни была начертана уже в течение тысячелетий, но для меня было это как бы новое открытие. "И этот тоже здесь? - спрашивал я с удивлением. - Не следовало ли его по крайней мере выделить из всех этих отошедших, показать нам на особом месте?" Муж бесконечной жизни поставлен среди тех, чьи могильные холмы лежат перед нами. До него и после него у всех других звучало: и умер... и умер... тогда как у него не может быть и речи об этом печальном припеве. Удивительное сопоставление.

"Разве здесь нет никакого урока для тебя, - спрашивал я дальше, - никакого для всех моих братьев и сестер?" Конечно, да! Вот один: Бог так поставил Еноха среди этих ничем не выделяющихся, обыкновенных детей Божиих, чтобы никто не мог сказать: невозможно быть другим, чем те, которые живут кругом. А вот еще и дальше урок: Бог поставил его так, чтобы каждый мог тем лучше видеть скудную, ненормальную, бедную жизнь, равно как и полную, нормальную, богатую, - и захотел бы избрать последнюю. Темное видишь лучше рядом с ярким светом, тогда как яркий свет сияет приятнее во тьме. Это принуждает и нас осмотреть то и другое во свете Божием.

Енох один среди многих

Приближаясь к нему, мы не ощущаем ничего от дыхания смерти: здесь бьет только одна жизнь. Однако и о нем мы должны сказать, что его жизнь началась точно так же, как и жизнь всех других. Мы читаем: "Иаред жил 162 года и родил Еноха" (ст. 18). Как ты, я и мы все, Енох был рожден; он был человеком, как и мы, без какой бы то ни было разницы. Что говорил о себе Давид, то мог сказать о себе и Енох: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс. 50:7). Енох родился от плоти, и потому в день, когда отец его Иаред был извещен о рождении сына, можно было сказать: "Вот, одним грешником стало больше в мире". Все, что мы знаем об этом человеке, в высшей степени важно, ведь таким образом мы можем видеть, что Енох поднялся от нашего уровня до превознесенной высоты Божией. Более того, полные шестьдесят пять лет после своего рождения, то есть более одной пятой части своей сравнительно короткой жизни, он шел широким путем, в ногу с тогдашним миром. Конечно, сообразно с жизнью тех людей это не было слишком долго, но все-таки это было достаточно, чтобы наполнить порядочную меру греха. Итак, в Енохе мы имеем перед собой человека, который был сначала грешником по рождению и затем грешником по делам. Как жаль каждого года, каждого дня нашей жизни, которые не принадлежат у нас Богу и которые мы проводим по стихиям этого мира! Подобно мертвым рыбам, бываем мы гонимы великим потоком в "мертвое" море. Так ли с тобой, друг мой, как это было с Енохом в течение его шестидесяти пяти лет? Посмотрите хорошенько! На нем ты и каждый до сего дня может видеть, что для человека еще не все потеряно, хотя он и грешник по рождению, грешник по делам, - и тем более, если этот грешник хочет обратиться в Богу.

У Еноха дошло до поворота к новой жизни. Блажен человек, который может сказать о таком повороте в своей жизни! Этот поворот решает прошлое человека, его настоящее и будущее - всю вечность, если поворот правилен. В жизни Еноха совершенно точно указано время его обращения: "И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала" (ст. 22). До тех пор, значит, не было у него жизни пред Богом и с Богом. Отныне же заметно и для него, заметно и для Того, Кто вписал о нем в эту книгу, что с ним обстояло иначе. Что побудило Еноха к этой новой жизни, нам не сказано; во всяком случае, добрый Пастырь искал его и нашел, и Енох начал добровольно и доброхотно следовать за Ним.

Все же можно предположить, что поворот в жизни Еноха был тесно связан с рождением его первенца. Великий дар Божий, который Бог в этом сыне положил ему в лоно, был толчком к его новой жизни в Боге. Может быть, Енох говорил себе: "Дорогая бессмертная душа, жизнь для вечности поручена моим рукам. Это дитя дано мне Богом, чтобы я снова возвратил его Ему, воспитал для Него". Однако в душе его могло звучать: "Если ты хочешь этого, то ты сам должен быть вполне Божиим; должен быть посвящен Ему и жить для Него". И Енох не медлил. Решительный час для него пробил - он ухватился за Бога и повергся навсегда к Его ногам. Как новый человек, начиная новую жизнь, Енох мог вполне сказать душе своей: "Теперь, мое дитя, ты с первого своего вздоха должен дышать Божией атмосферой в моем доме и всю свою жизнь видеть Божию жизнь в своем отце!" Счастлив каждый отец и каждая мать, которые с таким святым приветом открывают свои сердца и свой дом каждому им Богом дарованному любимцу! Ах, если бы только хорошо была понятна великая ответственность родителей за души их детей! Ах, если бы родители с каждым новым ребенком получали новый толчок к более святой жизни, чтобы ни один из них не погиб по их вине, но все были спасены!

Посмотрим же, в чем состояла новая жизнь Еноха. Всегда были люди, которые внезапно начинали новую жизнь, но текшую, однако, из старого источника. Так, мы знали одного, который был великим расточителем. "Нет, - сказал он, придя в себя, - это должно измениться; я должен начать новую жизнь!" И он имел достаточно сильную волю и перестал мотать. Прошло не так много времени, и бывший расточитель сделался редкостным скрягой. Другой был страстным картежником, спустившим все. "Так не должно идти далее, - сказал он своей жене, - с сегодняшнего дня я начинаю новую жизнь!" Казалось, все шло успешно: он противостоял всем искушениям. Но ни один человек не знал, как мучил его отверженный им порок и скука! Чтобы избавиться от них, человек этот пробовал, когда бывало слишком тяжело, выпивать стаканчик. Все кончилось вскоре тем, что он сделался горьким, неизлечимым пьяницей. Так бывает всегда, когда люди начинают другую, новую жизнь без Бога. Нечистый дух изгоняется здесь силою Веельзевула.

Но как совершенно иной была новая жизнь Еноха! Она истекала из чудного источника вечной жизни. Мы читаем здесь, после великого поворота (в немецком переводе): "Он остался в божественной жизни" (ст. 22), - и в конце: "потому что он жил Божией жизнью" (ст. 24). Итак, его жизнь была у Бога Божией жизнью. Она не была и не может быть иной, как новой. Это та жизнь, которая заслуживает себе это имя; это жизнь для вечности; жизнь, которая протекает в этом мире с Богом и в Боге.

Слово о начавшейся новой жизни Еноха переводится очень различно, что указывает на то, что это слово имеет очень глубокий смысл, который нелегко передать одним словом. Русский текст говорит: "Ходил Енох пред Богом". Это значит, что его наружное и внутреннее движение на пути веры, его мысли, речи и действия совершались в присутствии Божиим и пред Его очами. Если я прохожу мой путь пред чьими-либо глазами, тогда всякое мое движение будет видимо им. Ходим ли мы так перед вездесущим Богом? День за днем и ночь? Английский перевод говорит: "Енох ходил с Богом". Это дает понять, что Енох шел с Богом туда, куда Он шел; и куда Бог не шел, туда не шел и Енох - ни в мыслях, ни в словах или делах. Это может также означать, что он ходил с Богом рука об руку, как те, которые неразлучно (в браке) соединились друг с другом. Также можно принять: Енох шел нога в ногу с Богом, не отставал от Него. О, было бы хождение каждого чада Божия таково, чтобы ни одно из них не было найдено без Бога! Немецкий перевод, как мы видели, мог бы сказать: "Божия жизнь переживалась им". На Енохе можно было видеть, как Бог может вести в этом мире Свою жизнь в человеческом теле. Таким образом, жизнь Еноха должна была быть могущественнейшим свидетельством для всего тогдашнего мира. Таковой должна была быть жизнь каждого единичного чада Божия и всех вместе. Для этого Бог и поставил этого мужа перед нашими глазами.

В высшей степени важно заметить, при каких обстоятельствах проводил Енох свою божественную жизнь. Многие говорят: "Да, те люди жили как раз в то хорошее старое время, когда еще можно было жить такой жизнью; теперь в мире совсем иначе!" Однако я прошу вас посмотреть тщательно, когда жил Енох. Мы находим, что Ной, который был очевидцем ужасного суда Божия над тогдашним отпавшим миром, был его правнук. В следующей, шестой главе Бытия вы найдете картину жизни того времени. Достаточно несколько черт, чтобы определить то "доброе старое время". Вот обвинение Божие: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками: потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет". Далее Бог говорит: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил" (Быт. 6:3,5-7). И из собственных слов Еноха мы можем видеть, какой мир окружал его. "Се, - восклицал он, - идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники" (Иуды 14-15).

Нет, не в золотое и не в райское время Енох проживал здесь свою святую жизнь! Чего только не видел и не слышал этот верный раб Божий! И с какой болью о Боге должен был он смотреть на это великое множество! И так как в течение трехсот лет его жизни и веры не было никакого поворота к улучшению, но успех во грехе только увеличивался, то и скорбь его тоже возрастала. То же, что это отпадение от Бога и безбожная жизнь того времени могли подвинуть его хотя бы на волос к отступлению, не приходило ему на мысль. Наоборот, если все это каким-либо образом влияло на Еноха, то, без сомнения, только так, что он еще ближе становился к Богу. Вдобавок мы читаем, что в общественном отношении Енох жил в такой же обстановке, как и все другие и многие из нас. Он жил семейной жизнью в доме, полном сыновей и дочерей. Что здесь встречаются скорби, печали, затруднения и неприятности - кто этого не знает! Итак, не в монастыре, не где-либо скрытым от мира, но среди всех других людей с таким же жребием, какой является и нашей участью сегодня, проживал этот муж свою жизнь в Боге. Какой пример для нас и одновременно - какое поощрение!

Не должно ли привлекать нас и то, что Енох без колебания и перерыва проводил свою жизнь пред Богом? Это не было так, как ныне у многих, которые называют себя верующими, у которых можно наблюдать короткий порыв, а затем следует ослабление и далее - хождение и жизнь немногим лучшая, чем у детей мира сего. Нет, о Енохе мы читаем: "И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет" (ст. 22). Если бы люди дали о нем это свидетельство, то мы могли бы еще спросить себя, верно ли они оценили его, ибо они могли видеть его только снаружи. Данное же свидетельство есть Божие свидетельство, в котором не сказано ничего лишнего и ничего не убавлено. Подумай только - триста долгих лет, никогда не отклоняясь от Бога, никогда не уходя с Его глаз, жить непрерывной жизнью с Ним и в Нем! Это не может быть иным, как блаженной жизнью духовного торжества! Это было нечто из того, что вкусил апостол, когда он воскликнул: "Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе!" (2 Кор. 2:14), - и нечто из того, чего жаждал наш Господь от Своих учеников и с чем Он связал целый ряд обетовании, когда говорил им: "Пребудьте во Мне, и Я в вас... кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода!" (Ин. 15:4-5).

Не ужасно ли и не приходится ли призадуматься, когда бываешь вынужден сказать, что такая непрерывная жизнь веры совершенно незнакома великому большинству детей Божиих настоящего времени?! Мало ли таких, которые сознают, что они не ходили даже трехсот дней перед Богом и с Ним с тех пор, как обратились к Нему? И сколько существует таких, которые снаружи сохраняют еще хороший вид, так что мы почти с радостью пошли бы с ними одним путем, однако вдруг обнаруживается, что они годами позорно истачивались червем греха! Мы извергаем их вон из нашей среды, но дрожим в глубине и страшимся при мысли, чтобы нам вскоре не пришлось снова сделать подобное открытие в наших рядах! Почему же это так в наши дни? Жизни Еноха недостает большинству - жизни пред Богом, с Ним и в Нем. Они хотят быть обращенными, чтобы избежать ада, но не удаленными от греха: без боли плоти, не имея стены между собой и миром. Отсюда - быстрое отделение и отчуждение от Христа, так как Он и жизнь, которою они хотят жить, не совмещаются. Придите, мои братья и сестры, станьте около этого Еноха: сравните себя с ним и, если вы видите, что вы тоже не можете мериться с ним, падите к ногам Божиим, чтобы Он простил вас и очистил, но в то же время и открыл вам тайну жизни Еноха! Его тайной было непосредственное, личное общение с Богом, которое он, лишь только раз вкусив, уже не оставлял в продолжение полных трехсот лет. Это непрерывное общение производит также, без всякого усилия, непрерывную святую жизнь.

Заключение

Чем же окончилась эта славная жизнь Еноха? Это нечто, о чем ни я, ни вообще никто не может говорить, потому что - взгляните только! - эта славная жизнь не кончилась, она не прекратилась еще до сегодня. Вернемся со мною на замечательное старейшее кладбище, где прежде снова и снова звучало нашему уху: и умер... и умер... Смотрите: могила Еноха пуста; здесь вы не услышите: и умер. И еще больше - здесь вовсе нет могилы Еноха. Его жизнь в Боге, которой он жил в течение трехсот лет, поглотила все, над чем смерть в нем имела права. Эта жизнь сделалась в нем такой сильной, что его дух, душа и тело вполне перешли в полное обладание этой жизнью. Могла ли смерть осмелиться протянуть к нему свою костлявую руку? Скорее смерть могла вострепетать перед Енохом, нежели он перед нею! Вот это - истинная жизнь в Боге, которая поглощает смерть победою! Итак, мимо смерти и могилы он перешел отсюда в тот, другой мир. Он не был от мира сего, поэтому ничего и не осталось от него в последнем; не осталось даже и дома, этой земной хижины. Енох пошел туда, где царствует Бог, его общение с Ним сделалось неразрывным. Тому и принадлежал он.

Для меня драгоценно сообщение о конце жизни Еноха, как Бог передает это в Ветхом и Новом Завете. В первом сказано: "И не стало его, потому что Бог взял его" (ст. 24). Подобно дыханию растворился Енох пред этим миром - Бог привлек его к Себе. В последнем читаем: "И не стало его, потому что Бог переселил его" (Евр. 11:5). Наши переселенцы переправляются в Америку, в Канаду, в Сибирь. Как темно на пути туда все, что перед ними, и как тяжел путь! Но как светло и славно должно было быть переселение Еноха, ибо его совершил Тот, пред Которым протекала здесь вся его жизнь! Это был блаженный путь в течение трехсот лет в земной долине скорбей, который при своем конце на встретил никакой тени, становясь все светлее до вечного дня.

Какая совершенно иная история жизни в сравнении с той, которую мы рассматривали вначале! Она поистине полна жизни! Как ни коротко по сравнению с другими странствовал Енох на земле, все же жизнь его простиралась неизмеримо дальше, чем жизнь всех их. Вопрос, однако, в том, на кого мы избрали быть похожими. На тех с их долгой пустой земной жизнью, о которой Бог ничего не имеет сказать, или на эту короткую, о которой Он с довольством сказал так много и которая не кончилась еще до сегодня? Мы все без исключения должны бы жить теперь жизнью Еноха, так как она для нас более возможна, чем была для него, ибо рассмотрите только получше - он также принадлежал к тем, о которых Дух Святой свидетельствует: "Все сии, свидетельство-ванные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39-40). О нас нечто лучшее... Верим ли мы этому, мы, которых касается это? О, как бы должны мы жаждать этого и стремиться превзойти Еноха, как Елисей стремился превзойти Илию!

Братья, мы идем навстречу дню восхищения! Этот славный день очень близок - он пред дверьми! Но мы только тогда будем иметь часть в восхищении, если наша жизнь будет подобна жизни Еноха!

Лот

"И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку, его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города" (Бытие 19:16).

Только одна единственная черта из жизни Лота должна занимать нас на этот раз. И так как это было в жизни праведника, то она полна серьезного предупреждения для каждого верующего. Это была жизнь, полная опасности, которая, конечно, стоила бы Лоту временной и вечной жизни, если бы Бог не вмешался насильно. Эта его жизнь была стремлением к Содому, а после того, как он уже был там, - нежеланием выйти оттуда обратно, в направлении Божием. И когда Бог однажды пожелал вывести его из Содома, то Лот сделал все, что мог, чтобы остаться там как можно дольше. Эта склонность к Содому, к миру, к его похоти, есть опасная жизнь столь многих верующих наших дней. Иные в мире живут внутренне, другие пошли еще дальше и живут открыто там; и хотя Бог посылает им Своих Ангелов и вестников и увещевает их, они не хотят вернуться. Эти верующие не только остаются там, потому что они, может быть, свыклись с миром и не так скоро приходят к какому-нибудь решению, - о нет, многие из них, что касается земного и мирского, так же решительны, как Лот.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.