Специфика документально-художественного радиовещания. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Специфика документально-художественного радиовещания.

2022-12-20 31
Специфика документально-художественного радиовещания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жанры этой группы именуются также художественно-публицистическими, так как в них

соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное

представление о человеке или событии.

 

К радиопроизведениям такого рода относятся прежде всего радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма и радиокомпозиция. Все они находятся на грани между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией.

 

Практически в каждом из них, переплетаясь, в различных соотношениях фигурируют корреспонденция, беседа, интервью и репортаж. Художественно-публицистические радиопроизведения могут быть названы производными от первых двух массивов радиожанров – информационного и информационно-публицистического. Цель: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей.

 

В основе подобных радиопроизведений лежат, как правило, достаточно яркие и неординарные

случаи, но в центре слушательского внимания всегда остаются человек – творец события, его дела, желания, и только через них переданные чувства и мысли.

 

Радиокомпозиция – это передача, структура которой включает в себя разнофактурные

компоненты: литературный материал, музыку, звуковые документы и другие, объединяемые темой,

автором или ведущим.

 

Можно выделить несколько наиболее распространенных типов радиокомпозиции:

литературная; это композиция из стихов или прозаических отрывков одного или

нескольких авторов на одну тему;

литературно-музыкальная композиция; в ней сохраняется тот же принцип подбора

литературных материалов, что и в литературной композиции, но скрепляющим стержнем становятся

музыка, песни или фрагменты из симфонических произведений, соответствующие «настроению»;

документальная композиция, по структуре она очень близка радиоочерку и радиорассказу.

Ее отличие состоит в том, что текст журналиста в ней занимает лишь незначительное место, сосредоточивая внимание аудитории не на словах автора передачи, а на документальных записях, из

которых складывается ее своеобразный сюжет и композиция. Документальная радиокомпозиция по

своим структурным и художественным характеристикам может приближаться и к документальной

драме в том случае, когда она включает документы или какие-либо литературные материалы,

разыгрываемые актерами.

 

Разновидностью документальной радиокомпозиции стал радиофильм – программа,

построенная главным образом на документальных звукозаписях. Поначалу с этим термином было

много путаницы. Слово «радиофильма» в журналистском лексиконе впервые появилось в начале 30-х

годов и обозначало любую передачу, составленную из звукозаписей (термин образовали в женском роде от слова «фильма», как называли тогда кинокартину). Позже этот термин исчез из обихода и

появился снова в 60-е годы, когда в постсталинскую эпоху корреспонденты и редакторы разных

редакций Всесоюзного и местного радио получили доступ к архивным пленкам и стали активно

использовать их в документальных радиокомпозициях. Звукозаписи складывались в самостоятельный сюжет. Это и стали называть радиофильмом. Постепенно этот термин утвердился в СССР при радиотрансляции театральных постановок. Датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года, когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы — «Вечер у Марии Волконской».

.

Радиоспектаклем стали называть спектакль, созданный в радиостудии специально для радиовещания. Для оригинальных радиоспектаклей создавались и специальные пьесы или инсценировки известных литературных произведений.

 

Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд, и

даже кинорежиссёры, как например Андрей Тарковский, но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры. Радиспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении

которого оставалось только одно «средство выразительности» — его голос, и режиссёру; «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем». Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы «Клуб знаменитых капитанов», созданный ещё в 1945 году, и «КОАПП».

 

14. ИГРОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ НА РАДИО.

 

Развлекательные или игровые программы как правило есть на всех радиостанциях.

Являются идентификаторами:

– смс-приветы.

– стол заказов.

- игровые программы (викторины): бывают одно- и многоступенчатые. Одноступенчатая- один вопрос. Многоступенчатая - несколько заданий.

– розыгрыши (интерактивный диалог).

 

Игровые передачи обращены к слушателям, они не могут без этой связи существовать. На

радио есть возможность стать участником состязания в эфире. Каждая игра обращена к своему кругу

слушателей, которые делятся по возрасту и интересам. Первые игровые передачи появились в эфире

«Пионерской зорьки» (изначально игровые программы были ориентированы на детскую аудиторию).

С середины 20-х годов 20-го века игровые передачи выходили в эфир по принципу: развлечение и

воспитание; развлечение и образование.

 

Перестройка вещания высветила важную характеристику новой аудитории – ориентацию на

развлекательность. Главный эффект игровых программ заключается в том, что человек сам

приобщается к игре. Он становится её непосредственным участником. Для тех, кто попал в непосредственную орбиту игры, - появляется возможность прозвучать по

радио. Для слушателя, участвующего в игре дома, появляется возможность проверить свои знания,

испытать свою эрудицию. Раскованности, приобщения к массовому настроению, атмосфере игры, состязания – это в ыхлоп энергии, психологическая, эмоциональная разрядка.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.