Тематические патронажи к детям до 7 лет. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тематические патронажи к детям до 7 лет.

2022-12-20 133
Тематические патронажи к детям до 7 лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приказ Министерстваздравоохранения Российской Федерацииот 10 августа 2017 г. N 514н

Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окончания периода новорожденности участковый педиатр осуществляет на профилактических приемах. Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки.

•     На первом году жизни ежемесячно, а детей из групп риска следует

Осматривать чаще.

•     На 2-м году жизни один раз в квартал.

•     На 3-м году 1 раз в 6 мес.

•     На 4-м, 5-м и 6-м годах жизни один раз в год в месяц рождения ребенка.

Основная задача педиатра при профилактическом осмотре заключается в определении уровня здоровья и развития, выявлении наличия отклонений в состоянии здоровья у ребенка и назначении корректирующих мероприятий. Для качественного проведения профилактического осмотра рекомендуют использовать следующую последовательность действий.

•     Исследовать состояние здоровья по принятым критериям.

•     Провести комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья и группы риска.

•     Дать рекомендации (в зависимости от состояния здоровья).

•     Оформить эпикриз в истории развития ребенка.

Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медицинская сестра и выясняет, как выполнялись рекомендации педиатра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскармливания ребенка. При осмотре обращают внимание на цвет кожи и слизистых оболочек, физиологические отправления, оценивают нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Медицинская сестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать элементам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития и приглашает мать на прием к педиатру.

Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменениях во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме проводят антропометрические измерения: измеряют массу тела, длину, окружность головы и грудной клетки. Уровень и гармоничность физического развития оценивают по центильным таблицам.

По данным патронажа медицинской сестры и из беседы с родителями, согласно показателям нервно-психического развития, определяют группу нервно-психического развития, и оценивают поведение ребенка.

После объективного осмотра врач выносит заключение [здоров, угрожаемый по какой-либо патологии (группа риска) или болен (диагноз)], а так же указывает группу здоровья (I, II,III, IV, V) и группу риска.

На приеме матери дают рекомендации по режиму, рациональному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребенка.Кроме того, ребенку может быть назначены витамин D, препараты железа и другие ЛС, а также решают вопрос о проведении профилактических прививок, а при наличии противопоказаний оформляют медицинский отвод. С родителями проводят санитарно-просветительную работу.  Все данные вносят в историю развития в виде унифицированных записей.

Содержание профилактических осмотров неорганизованных детей в возрасте от 1 до 7 лет и схема записи в истории развития остаются прежними.

Особое внимание обращают на частоту, длительность и тяжесть острых заболеваний (для оценки резистентности), оценку функционального состояния организма ребенка и его поведение, оценку психологической готовности к посещению детских дошкольных учреждений и прогнозу адаптации, проведению профилактических прививок.

Ведущее место в рекомендациях педиатра для детей этой возрастной группы занимают режим, изменения в питании, методы закаливания, физического воспитания, нервно-психическое развитие (в частности развитие навыков речи). Выполнение данных рекомендаций контролирует на дому патронажная медицинская сестра.

Патронаж - форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и охраны здорового детства ребенка. Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Патронаж детей - проводится на каждом педиатрическом участке врачом-педиатром и участковой сестрой либо фельдшером. Основными задачами патронажа детей являются ранняя диагностика начальных отклонений в состоянии здоровья детей и своевременное назначение оздоровительных и корригирующих мероприятий, контроль за осуществлением ухода матерью за новорожденным и его вскармливанием. На селе патронаж детей до 1 года осуществляет медсестра. Она контролирует рациональное вскармливание ребенка, организует мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии, профилактические прививки, проводит работу по повышению санитарной культуры матери. При отсутствии в штате ФАП патронажной медсестры эти функции выполняет акушерка. Результаты патронажазаносятся в амбулаторную карту или патронажные тетради ребенка. Патронаж детей разного возраста имеет различные цели, в связи с этим он называется целенаправленным. Разработаны схемы патронажа и рекомендаций, которые выдаются родителям. Проведение патронажа отмечают в специальной карте истории развития ребенка.

На 2-м году жизни участковая медицинская сестра посещает ребенка четыре раза: 1год 3месяца, 1год 6месяцев, 1год 9месяцев, 2года, т.е. 1 раз в квартал.

На 3-м году жизни участковая медицинская сестра посещает ребенка дважды:

В 2 года 6 месяцев и в 3 года.

Она должна выяснить, какой у ребенка режим (дневной сон 1 раз, ночной сон не менее 11 часов, длительность активного бодрствования 6-6,5 часа), сколько слов насчитывает его словарь, употребляет ли он в разговоре распространенные и сложные предложения, ясен ли ребенку смысл слов, произносимых взрослыми, правильно ли он произносит звуки. Деятельность ребенка на 3-м году жизни сложна и разнообразна: занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой, другими предметами; сюжетная игра с куклами, с книгами; элементы трудовой деятельности — самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, пользование салфеткой, уборка игрушек и др. Появляются первые признаки ролевой игры. К концу 3-го года словарь содержит около 1000 слов.

С 4 до 7 лет участковая медицинская сестра посещает ребенка один раз в год.

Контрольные вопросы: 1) Схема, сроки проведения, цели, и содержание тематических патронажейк детям до 7 лет.

13. Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения и школу. Адаптация детей в организованных коллективах.

Подготовка детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Подготовка ребенка в детский коллектив должна начинаться с первых дней его жизни для направления в дошкольные образовательные учреждения существует ряд противопоказаний:

•     все болезни в остром периоде;

•     хронические болезни в период обострения, требующие специального лечения;

•     перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;

•     бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия);

•     все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период лечения и контроля наблюдения;

•     злокачественная анемия, лейкемия, новообразования;

•     недостаточность кровообращения любой степени;

•     любые формы туберкулеза легких и других органов;

•     частые судорожные припадки, эпилепсия;

•     психоневрозы, психопатии;

•     эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода и лечения;

•     сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения.

Согласно инструкции «О подготовке детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждение», она осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.

Общая подготовка заключается в проведении систематического профилактического наблюдения для обеспечения гармонического развития и оптимального состояния здоровья при семейном воспитании. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки.

Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка. Она включает в себя следующие мероприятия:

•     санитарно-просветительную работу с родителями, которая проводится участковой медицинской сестрой, медицинским персоналом кабинета по воспитанию здорового ребенка в виде тематических бесед по вопросам подготовки детей к поступлению в ДОУ;

•     диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, врачами-специалистами, проведение лабораторных исследований за 2-3 мес до поступления;

•     оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья и результатов последней диспансеризации.

По данным анамнеза и состоянию здоровья участковый педиатр может спрогнозировать тяжесть течения адаптации. Специальные исследования позволили выделить группу факторов, которые могут осложнить течение адаптации у детей при поступлении в ДОУ. Так, для детей раннего возраста (ясельная группа) такими факторами могут быть в порядке диагностической значимости:

•     частые заболевания матери;

•     несоответствие домашнего режима ясельному;

•     возраст ребенка от 9 до 18 мес;

•     токсикоз II половины беременности;

•     заболевания у матери во время беременности;

•     вредные привычки у ребенка;

•     асфиксия при рождении;

•     низкий культурный уровень семьи;

•     злоупотребление алкоголем отца;

•     резкие отношения между родителями;

•     отставание в нервно-психическом развитии;

•     раннее искусственное вскармливание;

•     рахит II—III степени, анемия;

•     отсутствие закаливания и подготовки к яслям;

•     II и III группы здоровья;

•     масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 г;

•     заболевания ребенка на 1 году жизни;

•     содержание гемоглобина 116 г/л и менее;

•     хронические заболевания у родителей.

У дошкольников течение адаптации к детскому саду отягощают следующие факторы риска (в порядке их диагностической значимости):

•     частые (более 4 раз в год) заболевания ребенка;

•     неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям;

•     алкоголизм отца;

•     резкие отношения между родителями;

•     неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад;

•     недружелюбное отношение ребенка к другим детям;

•     употребление алкоголя матерью;

•     мужской пол ребенка;

•     медленная ориентация в новой среде;

•     низкий культурный уровень семьи;

•     осложнения в родах;

•     масса тела при рождении до 2500 г;

•     отклонения в физическом развитии.

При наличии у ребенка 4-5 и более неблагоприятных факторов риска, особенно первых шести, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды — в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением детей в ДОУ. При первом прогнозировании планируются дополнительные профилактические мероприятия по облегчению адаптации, при втором — подводится итог их эффективности и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период. У детей с высокой степенью «биологического риска» можно ожидать повышение острой заболеваемости не только в периоде адаптации, но в ряде случаев и по окончании его периода.

Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. В форме 112/у в листе уточненных диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. После приема участковым педиатром ребенок направляется в КЗР.

Медсестра КЗР дает родителям памятку по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Здесь же мать получает информацию об организации жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Медсестра КЗР обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики, методике закаливания для повышения необходимой антистрессовой готовности сосудистой системы ребенка, даются советы о начале более ранней подготовки ребенка к поступлению в ДОУ. В частности, матери советуют приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения (перед сном не укачивать, не давать пустышки, научить есть с ложки), активно приучать малыша к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, воспитывать у ребенка гигиенические навыки — мыть руки, пользоваться горшком Пища во время подготовки должна быть разнообразной, близкой по составу и технологии приготовления к пище детского учреждения. На каждого поступающего в ДОУ ребенка составляется план подготовки

План подготовки ребенка к ДОУ:

Фамилия, имя, адрес ребенка        

Дата рождения         

Подготовка начата с       месяца

Проведено бесед в КЗР      

Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой           

Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена     

Заключение: соответствие организации сна, кормления, бодрствования возрасту ребенка, несоответствие           

Предполагаемый прогноз адаптации      

В последующем в декретированные сроки осуществляют контроль выполнения рекомендаций. При необходимости в план рекомендаций по подготовке вносят изменения в соответствии с динамикой в состоянии здоровья. При выявлении отклонений в поведении ребенка, не связанных с какой-либо патологией, желательно проконсультироваться с педагогом. Заключительным разделом работы участкового врача-педиатра является составление эпикриза в индивидуальную карту (ф. 112/у) на ребенка с прогнозом и рекомендациями на период адаптации, включающими рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, при обострениях хронических очагов инфекции, при фоновых состояниях. Контроль качества осуществляют заведующие педиатрическим отделением и отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно, с привлечением соответствующих врачей-специалистов.

Особое внимание следует обращать на детей с различными преморбидными состояниями: отклонениями в физическом развитии более чем на 1 сигму, с признаками негармонического развития, отставанием нервно-психического развития более чем на 2 мес, болеющих на нервом году жизни более 3 раз и длительностью более 10 дней, с наличием аномалий конституции, с проявлениями рахита, анемии, аллергии, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития.

Эти дети подлежат направлению в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления — санации носоглотки, полости рта, проведения противоаллергической терапии. Вопрос о направлении детей данной группы в коррекционные (специализированные) ДОУ решается медико-педагогической комиссией.

Участковому педиатру необходимо также обратить внимание на раннее, последовательное, совместно с невропатологом, лечение детей с энцефалопатией. Вопрос о возможности устройства этих детей в ДОУ должен решаться после заключения специалиста, при условии проведения соответствующих оздоровительных мероприятий.

Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) у всех детей нужно проводить за 1-2 мес до поступления в дошкольное учреждение с применением средств, направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета. В случаях острого заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через две недели после клинического выздоровления.

Особое внимание следует уделять индивидуальной профилактике часто болеющих детей. Решая вопрос о подготовке в ясли такого ребенка, врач должен составить индивидуальный план оздоровления и дать родителям памятки с рекомендациями по противорецидивному лечению. Работа по оздоровлению часто болеющих детей должна проводиться круглогодично, но с учетом сезонных особенностей. Летом необходимо максимально использовать природные оздоровительные факторы. Весной, осенью и в период повышенной вирусной заболеваемости на 2-3 нед назначается курс лечения травами с адаптогенным, гипосенсибилизирующим и антибактериальным действием. По показаниям в эти периоды используются общеукрепляющие и симптоматические средства. Особое внимание должно быть уделено специфической профилактике, в частности интерферонами.

В соответствии с инструкцией запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, но каждый поступающий в ДОУ ребенок должен иметь прививку против кори.

Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей в ДОУ (легкая, средней тяжести, тяжелая). В заключительной информации о течении адаптации, которая передается из детского учреждения в поликлинику по ее окончании, отмечаются следующие данные.

Фамилия, имя, адрес ребенка        

Дата поступления в дошкольное учреждение    

Болел в 1-й месяц_______ раз.

Пропустил дней_____по болезни.

Болел во 2-й месяц посещения ДОУ____ раз.

Пропустил дней____по болезни.

Длительность и характер нарушений в поведении       

Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов)

Преемственность в работе врача поликлиники и ДОУ состоит в том, что профилактические и оздоровительные мероприятия, начатые в поликлинике, продолжаются в дошкольном учреждении. С другой стороны, для участкового педиатра активное наблюдение за детьми, поступившими в ясли-сады, остается важным разделом его работы.

При оформлении документации на ребенка для ДОУ, в истории его развития (форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончилась подготовка к поступлению в ДОУ, какие проведены оздоровительные мероприятия и их результаты.

Правила оформления ребенка в ДОУ

Не менее чем за 2-3 мес до поступления в ДОУ проводится углубленный медицинский осмотр с участием специалистов: хирурга, ортопеда, ЛОР, офтальмолога, невролога, дерматолога, логопеда (с 3 лет), психолога, по показаниям осматривают ребенка и другие специалисты (приказ Министерстваздравоохранения Российской Федерацииот 10 августа 2017 г. N 514н).

 Обязательно проводится исследование крови, мочи, исследование кала на наличие глистов, соскобы на яйца остриц (3-кратно). После соответствующих оздоровительных мероприятий дети повторно осматриваются педиатром непосредственно перед поступлением в ДОУ.

После осмотра всеми специалистами и получения результатов анализов участковый врач оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000, в которой наряду с паспортными данными ребенка и родителей, отмечают особенности течения беременности и родов у матери, характер вскармливания, указывается клинический диагноз (основной, сопутствующий), оценивается физическое и нервно-психическое развитие ребенка, устанавливается группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой, указываются полученные профилактические прививки и реакции на них, уточняются аллергологический анамнез, контакты с инфекционными больными. Индивидуальная карта хранится в учреждении, которое посещает ребенок.

По степени тяжести периода адаптации дети, поступающие в дошкольные учреждения, делятся на три основные группы:

1 группа (физиологическая адаптация) - дети, не болеющие в период адаптации и легко его переносящие. Это, в основном, здоровые дети, адаптация у них заканчивается через 2-3 недели.

2 группа (напряженная адаптация) - дети с отрицательными проявлениями в период адаптации, со снижением сопротивляемости организма. Они, как правило, заболевают острыми респираторными инфекциями в первые дни посещения. Адаптация длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев.

3 группа (патологическая адаптация) - дети с неблагополучным биологическим и социальным анамнезом, тяжело привыкающие к новым условиям.

Патологическая адаптация может быть в любом возрасте и характеризуется следующими проявлениями:

Снижение иммунитета, приводящее к повторным острым респираторным заболеваниям, нередко с осложнениями.

Психологические переживания типа эмоционального стресса: чувство страха, плач, протест, заторможенность, негати­визм, нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса.

Извращение поведенческих реакций, утрата приобретенных навыков (регресс поведения), недержание мочи и кала, депрессия.

Степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Медицинские рекомендации для достижения эффективной адаптации детей в дошкольном учреждении:

Постепенное заполнение группы поступающими детьми.

Сокращение продолжительности пребывания ребенка в дет­ском саду в течение первой недели до 3-4-х часов в день.

Наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка.

Ведение листа адаптации на каждого вновь поступившего ребенка для коррекции режима, питания и пр.

При выраженных нарушениях эмоционального состояния предоставлять ребенку возможность «передохнуть» дома в течение 2-3-х дней.

Профилактические прививки до окончания периода адаптации не проводить.

Подготовка детей к поступлению в школу. Определение готовности ребенка к обучению в школе

Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства. В целях максимального оздоровления выявленных больных к моменту поступления в школу проводятся комплексные углубленные осмотры в возрасте 3, 5 лет, за год и в год поступления в школу.

В функциональные обязанности участкового врача поликлиники и врача ДОУ входит совместная с педагогом работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.

Школьная зрелость или готовность ребенка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.

Совокупность факторов, определяющих готовность детей к обучению в школе, — основное условие успешной адаптации к школе. Эти факторы следующие.

•Зрительно-пространственное восприятие: дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и т.п.); различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур; способны к классификации фигур по форме, величине; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

•Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций соотношения штрихов.

•Слухо-моторные координации: дети могут различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок; способны выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

•Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным ловким движениям, производимым под музыку; осваивают и правильно реализуют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.п.; выполняют сложнокоординированные гимнастические упражнения; осуществляют координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполняют простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

•Интеллектуальное развитие: проявляется в способности к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познавательной мотивации. Дети наблюдательны, задают много вопросов; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни;

•Развитие внимания: возможно произвольное внимание, однако устойчивость его еще невелика (10-15 мин) и зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей ребенка.

•Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

•Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил); способность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

•Организация деятельности: проявляется в способности воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; возможности планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; способности сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 мин. Дети могут оценить качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить ошибки и корректировать работу по ходу дела.

•Речевое развитие: проявляется в правильном произношении всех звуков родного языка; способности к простейшему звуковому анализу слов; в хорошем словарном запасе (3,5-7 тыс. слов); грамматически правильном построении предложения; умении самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном общений со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль). Дети способны передавать интонацией различные чувства; они способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

•Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интересы; установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

•Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; их самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; они не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей)

•Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрослыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способность управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремление быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче; чуткое реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.

Критерии готовности к обучению ребенка в школе

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Главный государственный санитарный врач российской федерации. Постановление от 29 декабря 2010 года N 189. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"(с изменениями на 22 мая 2019 года), в первые классы школы принимаются дети восьмого или седьмого года жизни по усмотрению родителей. Прием в школу детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 мес. Прием детей в 1 классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях школы, учебно-воспитательного комплекса или детского сада с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

В школу ребенок должен прийти функционально «зрелым». Установлено, что у «незрелых» школьников учебная деятельность оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма и здоровье, они часто становятся неуспевающими. Большая часть функционально неготовых учащихся не адаптируется к школе на протяжении всего 1 года обучения. Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом по медицинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии

•Уровень биологического развития: биологический возраст соответствует паспортному, если физическое развитие нормальное (длина соответствует возрасту, масса соответствует длине), количество постоянных зубов 2-6 и более у девочек, 2-5 и более у мальчиков;

положительный «филиппинский» тест.

•Уровень резистентности хороший — не более 3 острых заболеваний в год, предшествующий поступлению в школу.

•Состояние здоровья группа здоровья I, II или III в состоянии компенсации. Отсутствие заболеваний за прошедший год, таких как инфекционный гепатит, пиелонефрит, миокардит неревматический, менингоэнцефалит, туберкулез, ревматизм в активной фазе, болезни крови.

Психолого-педагогические критерии

•Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Иерасека от 3 до 5 баллов.

•Сформированность школьных умений и навыков

•Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.

•Качество звукопроизношения без дефектов.

•Уровень психического развития, соответствующий возрасту.

Педагог-психолог, консультирующий ребенка в возрасте 6-7 лет, используя систему психологических методик, определяет интеллектуальный уровень развития и дает заключение о степени готовности к обучению в школе: «к обучению в школе готов», «подготовлен слабо», «не готов» и дает соответствующие рекомендации.

Готовые к обучению в школе — это дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (тест Керна-Иерасека от 2 до 5 баллов), положительный результат за выполнение мотометрического теста. Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.

Условно готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, их биологический возраст отстает от паспортного, они имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости, тест Керна-Иерасека от 6 до 7 баллов — «зреющий» вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна-Иерасека от 8 до 9 баллов — «зреющий» вариант Б (прогноз условно благоприятный), положительный результат за выполнение мотометрического теста. Имеют один или два дефекта произношения.

Не готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (тест Керна-Иерасека — 10 и более баллов при повторном исследовании). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, это дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.

Ребенок считается незрелым, если получает 10-15 баллов за тест Керна-Иерасека независимо от выполнения других проб (при первом исследовании). Критериями незрелости являются отставание в нервно-психическом развитии, физические недостатки, невротическое развитие личности, сниженный интеллект.

Организованные дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологическим показателям (незрелые), временно не допускаются в школу. Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития, а именно рост ниже среднего на 1 сигму или ниже 10 центиля по местным стандартам физического развития, прибавка в росте за последний год менее 4 см; полное отсутствие постоянных зубов. Организованные дети остаются в подготовительной группе на следующий год, а неорганизованных рекомендуют определить в подготовительную группу детского сада.

Работа врача по определению готовности к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций. Первое обследование с определением психофункциональной готовности к школе проводится осенью того года, в котором ребенок пойдет в школу. Ребенка осматривают: врач-педиатр, специалисты — хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, психоневролог, логопед, стоматолог, педагог-психолог. Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначают комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии речи, рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции, которые осуществляет врач-логопед. Занятия по развитию моторики проводятся воспитателями детского сада или родителями.

Повторный осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле-мае) теми же специалистами. Одновременно проводится повторное психофизиологическое обследование детей, признанных не готовыми к школе при первом обследовании. В это же время целесообразно проводить анкетирование родителей на предмет выявления у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который может существенно затруднить обучение детей и поэтому требует дополнительных медико-профилактических мероприятий.

Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно осматривают специалисты Ему проводят общие анализы крови, мочи, исследуют кал на наличие яиц глистов. Оценивается эффективность проведенного лечения и состояние здоровья ребенка, функциональная готовность к поступлению в школу.

Оценка адаптации ребенка к школе. В основу оценки адаптации к школе у детей 6-7-ми лет положены различные клинические критерии. У 6-летних первоклассников оценка течения адапт


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.