Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-12-20 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАТРИОТ»
«РУКОМЕНДОВАНО» Методическим советом ЦВР «Патриот» Протокол № От__________2012г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ЦВР «Патриот» _____________И.И.Лукаш «_____»___________2012 г. |
Направленность: физкультурно-спортивная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СЕРЕБРЯНЫЙ НОЖ»
Срок реализации 5 лет Возраст обучающихся 8-16 лет | Педагог дополнительного образования Колосов А.В. |
Москва 2012 год
Пояснительная записка
Спортивное метание ножа – захватывающий, необычный и интересный вид спорта.
Помимо необходимой меткости, точности движений и собранности спортивное метание ножа помогает развивать силу воли, концентрацию, хладнокровие в экстремальных ситуациях, вселяет уверенность в собственных силах.
Качества, которые воспитываются у детей, овладевающих метанием, важны для всех, кто хочет получить гармоничное физическое и психическое развитие, хорошую координацию, глазомер, способность управлять мышечным напряжением и расслаблением.
Игровой характер соревновательных ситуаций делает метание ножа необычайно привлекательным, зрелищным и демократичным.
Правила соревнований, утвержденные международной и общероссийской спортивными федерациями «Универсальный бой», одинаковы для всех участников. Поэтому успех главным образом зависит от способностей, знаний, воли и настойчивости обучающегося, его упорного труда на тренировках.
В процессе тренировок и соревнований метатель приобретает повышенную остроту зрительных восприятий, быстроту и точность двигательных реакций, позволяющих умело и своевременно выполнять сложные по координации метательные движения. Учитывая различные дистанции и виды бросков, в состязаниях могут с успехом участвовать как мальчики, так и девочки различных возрастов.
|
Занятия и соревнования по спортивному метанию ножа не требуют сложного технического оборудования, и возможны не только в залах, но и на открытых площадках.
Овладение специальными двигательными навыками метания требует большого внимания, точности и хорошей психической устойчивости к внешним и внутренним раздражителям.
В отличие от большинства единоборств, где спортсмены участвуют в непосредственной борьбе друг с другом, в спортивном метании ножа идет поединок «с самим собой».
При выполнении упражнений и на соревнованиях очень важно умение обучающихся преодолевать трудности, не разочаровываться от неудачных бросков и постоянно сохранять стремление к дальнейшему совершенствованию. Эти требования обязывают обучающихся систематически работать над улучшением своей техники и соревновательной тактики, совершенствовать моральные и волевые качества личности: настойчивость, целеустремленность, выдержку, самообладание, организованность, дисциплину.
Регулярные занятия спортивным метанием ножа укрепляют костно-связочный аппарат, увеличивают силу, выносливость, эластичность мускулатуры, развивают центральную нервную систему, совершенствуют координацию движений.
Программа по обучению спортивному метанию ножа относится к физкультурно-спортивной направленности. Данная программа переработанная и дополненная. (В основе лежат программы по спортивному метанию ножа, разработанные в 2004 году и 2012году).
Цель: практическое овладение обучающимися приемами спортивного метания ножа.
Задачи обучающие:
· Научить пользоваться различными методиками спортивного метания ножа;
· Научить технике безопасности на занятиях и соревнованиях по спортивному метанию ножа;
|
· Познакомить с характеристиками и названиями ножей, используемых в спортивном метании другими федерациями и странами.
· Научить грамотно работать с полученной информацией.
Задачи
развивающие:
Задачи
воспитательные:
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа рассчитана на 2 этапа обучения.
I этап – начальная подготовка (НП). Возраст обучающихся 8-10 лет.
Срок прохождения 1 год.
Основными целями работы на данном этапе являются дальнейшее развитие физических качеств занимающихся, освоение техники спортивного метания ножа.
Переводные требования приведены в таблице. (Приложение1).
II этап – учебно – тренировочный (УТ). Возраст обучающихся 11-16 лет.
Срок прохождения 4 года.
Для занимающихся на учебно-тренировочном этапе основными задачами являются: укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, повышенное внимание к специальной физической подготовке, совершенствование физической подготовки, воспитание у занимающихся личностных качеств (целеустремленности, настойчивости, выдержки, самоконтроля).
В процессе обучения в равной степени используются все методы - наглядный, словесный, практический, игровой. В завершении обучения на данном этапе обучения дети проходят контрольно-переводные испытания.
Требования приведены в таблице.
(Приложения 2-5).
Ожидаемые образовательные результаты.
I этап
Повышение показателей физического развития (механизм оценки - сдача контрольных нормативов по ОФП), повышение показателей технико-тактической подготовки, теоретической подготовки.
По окончании первого этапа обучения воспитанники будут выполнять нормативы по физической, технико-тактической и теоретической подготовке. Выполнять нормативы III и II юношеских разрядов.
|
II этап
По окончании второго этапа обучения воспитанники будут выполнять нормативы по физической, технико-тактической и теоретической подготовке.
Выполнять нормативы I юношеского спортивного разряда.
Аттестация обучающихся проводится один раз в год при завершении каждого года обучения в форме контрольно-переводных испытаний. (Предусмотрена ежегодная промежуточная аттестация в форме контрольных соревнований).
Перевод на следующий год обучения осуществляется по результатам сдачи контрольно-переводных нормативов и участия обучающегося в соревнованиях.
Принимая во внимание все полученные данные и показания, педагог делает вывод об уровне усвоения программы каждым обучающимся.
При низком уровне подготовки, воспитанник остается на повторное обучение.
Подтверждение успешности освоения данной программы служат следующие показатели:
· успешная аттестация;
· успешные выступления в соревнованиях;
· результаты контрольных и рейтинговых соревнований.
Формой организации обучающихся являются занятия.
Режим занятий:
На I и II этапах обучения занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа.
Кроме групповых занятий проводится индивидуальная работа с каждым занимающимся. Её цель - опираясь на сильные стороны, развивать недостающие качества метателя.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В секцию спортивного метания ножа принимаются подростки в возрасте от 8 до16 лет, не имеющие медицинских и психофизических отводов. Физические нагрузки, получаемые обучающимися в процессе занятий, весьма велики и требуют врачебного контроля. Поэтому предусмотрен врачебный контроль не реже 2-х раз в учебный год.
Учебные группы по своему составу могут быть разнополые и формируются по возрасту детей. Наполняемость групп 8-10 человек.
Учебно-тематический план первого этапа обучения
(начальная подготовка)
(1 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | |||
теория | практ. | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1.1 | Единая спортивная классификация, спортивные разряды. | 3 | 3 | ||
1.2 | Краткие сведения о строении и функциях организма | 2 | 2 | ||
1.3 | Возможные траектории полета ножа при метании на различных дистанциях | 2 | 2 | ||
2 | Общефизическая подготовка | 44 | 44 | ||
3. | Специальная физическая подготовка | 40 | 40 | ||
4. | Технико-тактическая подготовка. | 86 | 86 | ||
5. | Психологическая подготовка. | 20 | 20 | ||
6. | Рейтинговые и контрольные соревнования. | 16 | 16 | ||
7. | Контрольно-переводные испытания | 2 | |||
Итого часов:
| 216 |
Содержание первого этапа обучения.
Тема 1.
Техника безопасности на занятиях. Первая медицинская помощь. Правила поведения в зале.
Тема 2.
Развитие координации. Развитие ловкости. Развитие гибкости.
Тема 3.
Специальные упражнения на развитие плечевого пояса. Специальные упражнения на развитие точности. Специальные упражнения на укрепление суставов. Специальные упражнения на развитие скорости. Специальные упражнения на развитие равновесия.
Тема 4.
Совершенствование базовой техники метания ножа. Метание с промежуточной дистанции 1.5-2 м. метание с фиксированной дистанции 3 м. метание ножа «слабой» рукой. Метание с промежуточной дистанции 4 м. метание с фиксированной дистанции 5 м. метание разными способами. Выполнение зачетных серий. Тактическая подготовка.
Тема 5.
Общая психологическая подготовка. Специальная психологическая подготовка.
Тема 6.
Рейтинговые и контрольные соревнования.
Тема 7. Контрольно-переводные испытания.
Учебно-тематический план второго этапа обучения
(4 года обучения)
№ |
Название темы |
Количество часов |
Iгод обучения |
II год обучения |
III год обучения |
IV год обучения | |||||||||||
Теор. | Прак. | всего | Теор. | Прак. | всего | Теор. | Прак. | всего | Теор. | Прак. | всего | Теор. | Прак. | всего | |||
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
1.1 | Внимание, его виды, значение. Восприятия и представления | 6 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
1.2 | Костно-связочный аппарат, мышцы их строение и взаимодействие | 6 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
1.3 | Пагубное действие вредных привычек (курение, алкоголь) | 2 | 2 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | ||||||||||
2 | Общефизическая подготовка | 154 | 154 | 36 | 36 | 36 | 36 | 40 | 40 | 42 | 42 | ||||||
3 | Специальная физическая подготовка | 160 | 160 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | ||||||
4 | Технико-тактическая подготовка | 344 | 344 | 80 | 80 | 80 | 80 | 92 | 92 | 92 | 92 | ||||||
5 | Психологическая подготовка | 6 | 86 | 92 | 22 | 20 | 22 | 2 | 20 | 22 | 1 | 22 | 43 | 1 | 24 | 45 | |
6 | Рейтинговые и контрольные соревнования | 80 | 16 | 16 | 18 | 18 | 22 | 22 | 24 | 24 | |||||||
7 | Контрольно-переводные испытания | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
8 | Инструкторско-судейская практика | 4 | 4 | 8 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | |||||||
Итого часов:
| 28 | 836 | 864 |
Содержание второго этапа обучения.
Тема 1.
Техника безопасности на занятиях. Первая медицинская помощь. Правила поведения в зале.
Тема 2.
Развитие координации. Развитие ловкости. Развитие гибкости. Развитие выносливости. Развитие силы.
Тема 3.
Специальные упражнения на развитие плечевого пояса. Специальные упражнения на развитие точности. Специальные упражнения на укрепление суставов. Специальные упражнения на развитие мышечной памяти. Специальные упражнения на развитие скоростно-силовой выносливости.
Тема 4.
Совершенствование базовой техники метания ножа. Метание с промежуточной дистанции 4,6 м. Метание с фиксированной дистанции 3 м. Метание ножа с фиксированной дистанции 5 метров. Метание с фиксированной дистанции 7 м. Метание ножа «слабой» рукой. Метание разными способами. Выполнение зачетных серий. Тактическая подготовка.
Тема 5.
Общая психологическая подготовка. Специальная психологическая подготовка. Тактическая подготовка
Тема 6.
Рейтинговые и контрольные соревнования. |
Тема 7. Контрольно-переводные испытания |
Тема 8. Инструкторско-судейская практика |
Методика обучения.
Для совершенствования физической подготовленности в практике тренировок применяются как общепедагогические методы, так и специальные. К ним относятся:
Метод регламентированного упражнения предусматривает:
· твердую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);
· четкую дозировку нагрузки и управление ее динамикой по ходу выполнения упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
· создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля над воздействием нагрузки).
Этот метод имеет множество конкретных вариантов при общем целевом назначении - обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленно воздействовать на развитие определенных физических качеств и способностей. Варианты метода регламентированного упражнения различаются между собой по интенсивности упражнения, интервалу и характеру отдыха.
В равномерном варианте этого метода упражнение выполняется с постоянной, как правило, средней интенсивностью. Примерами использования этого варианта тренировок могут служить упражнения со скакалкой с постоянной интенсивностью, кроссы в равномерном темпе и т.д.
Для переменного варианта характерно постоянное изменение интенсивности действий. Большинство специальных и специально - подготовительных упражнений выполняются в переменном темпе.
Особенность повторного варианта состоит в том, что на протяжении одного занятия отрабатывается какой-нибудь прием с перерывами для отдыха с одинаковой или разной длительности.
Сущность интервального варианта заключается в том, что работа высокой интенсивности чередуется с интервалами отдыха.
Иногда возникает необходимость соединять особенности разных вариантов для того, чтобы обеспечить более полное соответствие содержания задачам занятия. В таких случаях используются комбинированные методы.
Свое место среди методов регламентированного упражнения занимает круговая тренировка. Основой осуществляемого в ней подхода является серийное повторение упражнений подобранных и объединенных в комплексе в соответствии с определенной задачей (например: развитие скоростных качеств). В круговом методе тренировки последовательно и достаточно длительно выполняется ряд простых упражнений со снарядами и без них по кругу. При этом каждое упражнение обычно выполняется в половину максимальных возможностей. После каждого круга отдых около минуты. Затем прохождение очередного круга. Круговая тренировка продолжается в зависимости от уровня подготовленности занимающихся от 15 до 40 минут.
Игровой метод - может быть применен на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы. К особенностям игрового метода относится «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация трудовых, бытовых, боевых действий), но может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или иного занятия. Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота мышления и ориентировки, находчивость, самостоятельность и др. Спортивное метание ножа зрелищный вид спорта, но тренировочный процесс является достаточно долгим и монотонным. Чтобы разнообразить его, используем следующие приемы: метание различными способами – сидя, стоя на одном колене, лежа на спине, метание с разворотом на 180 градусов, после выполнения кувырков, прыжков, кульбитов. Все эти приемы направлены не только на разнообразие, но и на всестороннее понимание процесса метания.
Игровой метод можно применять и для воспитания коллективизма, дисциплины и других нравственных и психических качеств. Для формирования психических качеств используем упражнения такие как «ворота», «папа Карло», «римская терция», «соло» и др.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода - упорядоченное соперничество за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это, прежде всего, совершенствование умений и навыков в усложненных условиях для воспитания физических и морально-волевых качеств.
Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.
Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, определить задание. Можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:
· дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
· инструктирования (объяснение задания, правил выполнения);
· указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
· сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
· оценки;
· словесного отчета и др.
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании принимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховое, а также мышечные ощущения. Сенсорные методы могут реализовываться в форме:
· показа самих упражнений;
· демонстрации наглядных пособий;
· просмотра видеоматериалов;
· избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений и др.
Спортивный инвентарь
Основной спортивный инвентарь-нож. Основными критериями выбора ножа для метания являются балансировка, вес, размер, форма и качество стали. Нож должен быть цельнометаллический. Рукоять и клинок должны быть выполнены в форме единой пластины.
Мишень. Используются стенды для метания ножей, изготовленные из торцевой части дерева, нарезанного на 20-25 см. Используются все породы древесины, имеющейся в средней полосе России.
Одежда метателя должна отвечать безопасности. Должна быть из плотной ткани. На ногах спортивная обувь с жестким верхом.
Приложение 1
Промежуточная аттестация на этапе начальной подготовки
(I год обучения)
Виды подготовки и контрольные упражнения |
Нормативы | ||||||
Мальчики |
Девочки | ||||||
Общефизическая подготовка | Отл. | Хор. | Удв. | Отл. | Хор. | Удов. | |
Подтягивание на перекладине | 5 | 3 | 2 | ||||
Сгибание рук в упоре | 10 | 8 | 5 | 7 | 5 | 3 | |
Метание баскетбольного мяча (м)
| 10 | 8 | 6 | 6 | 4 | 3 | |
Технико-тактическая подготовка | Отл. | Хор. | Удв. | Отл. | Хор. | Удов. | |
Неприцельное Метание ножа в стенд с дистанции 3 м (очки). 10 серий по 3 ножа. (Оценивается количество попаданий) | 25-30 | 20-25 | 15-20 | 20-30 | 15-20 | 10-15 | |
Теоретическая подготовка | |||||||
Меры техники безопасности. Необходимость их соблюдения. | Знать, уметь объяснить | ||||||
Правила соревнований: дистанции, общие требования к участникам. | Знать, уметь рассказать | ||||||
Приложение 2.
Контрольно - переводные нормативы на этапе начальной подготовки для зачисления на учебно-тренировочный этап
Виды подготовки и контрольные упражнения | Нормативы | |||||
мальчики | девочки | |||||
Общефизическая подготовка Бег 100 м. Подтягивание на перекладине Сгибание рук в упоре Метание теннисного мяча
| Отл. | Хор. | Удв. | Отл. | Хор. | Удв. |
15.2 6 12 34 | 15.5 4 10 28 | 15.8 2 8 25 | 17.0 --- 10 22 | 17.4 --- 8 20 | 17.6 --- 6 18 | |
Технико-тактическая подготовка. Выполнение 10-ти серий по три ножа в мишень установленного образца на дистанции 3 метра. | 400 | 350 | 300 | 350 | 300 | 250 |
Теоретическая подготовка. Виды ножей и их характеристики. Краткие сведения о строении и функциях человека. |
Знать, уметь рассказать. Знать, уметь рассказать. |
Приложение 3.
Нормативы
Мальчики
Девочки
Теоретическая подготовка
Знать, уметь объяснить
Знать, уметь рассказать
Нормативы
Мальчики
Девочки
Теоретическая подготовка
Знать, уметь объяснить
Знать, уметь рассказать
Приложение 4
Нормативы
Мальчики
Девочки
Теоретическая подготовка
Знать, уметь объяснить
Знать, уметь рассказать
Нормативы
Мальчики
Девочки
Теоретическая подготовка
Знать, уметь объяснить
Знать, уметь рассказать
Знать, отвечать на вопросы
Приложение 5
Нормативы
Мальчики
Девочки
Теоретическая подготовка
Знать, уметь объяснить
Знать, уметь рассказать
Нормативы
Мальчики
Девочки
Теоретическая подготовка
Знать, уметь объяснить
Знать, уметь рассказать
Знать, уметь рассказать
Знать, выполнять
Литература для педагога:
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!