Принципы, методы и организация логопедического обследования. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Принципы, методы и организация логопедического обследования.

2022-12-20 28
Принципы, методы и организация логопедического обследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Принцип Комплексный подход диагностика проводится всеми специалистами (анамнез). 2.Деятельностный подход предполагает организовать ребенка в его ведущую деятельность. 3. Принцип динамического изучения ребенок сначала сам рассказывает что-то, либо вступить с ним в диалог. После предложить повторить за дефектологом. После дефектолог пробует поставить звук, если у ребенка получается следовательно динамика обучения. 4. Принцип качественного анализа данных. Как ребенок делает, какими способами. 5. Принцип системного подхода проверить всю речь, диалог.

Методы логопедического обследования: 1. Организационные2. Эмпирические3.статистические4. интерпретационные

Организация логопедического обследования включает 3 этапа: 1.Ориентировочный (сбор анамнеза, беседа с родителями, педагогами, наблюдение за ребенком, изучение рисунков, тетрадей); 2.диагностический процедура обследования ребенка (импресивная речь – как воспринимает, выполнение инструкции с усложнением)(экспрессивная – исследование фонетики лексики, грамматики, связной речи 3. заключительный обработка данных, подготовка плана работы для конкретного ребенка.

Методика выявления нарушений звукопроизношения

Обследование начинается с изучения анамнеза. Схема логопедического обследования:-строение артикуляторного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, прикуса, челюсти, неба, языка; 

- моторика артикуляторного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений характерных для них при произношении звуков. - звукопроизношение. характер нарушения согласных и гласных звуков (замена, искажение, отсутствие) в различных условиях (в слогах открытых, закрытых, во фразах, в стихах, в спонтанной речи); -слуховая функция: состояние физического слуха, состояние фонематического слуха, анализа и синтеза; - общая моторика и мелкая моторика рук; -дыхательная и голосовая функция;-просодическая сторона речи (темп, плавность, выразительность, употребление основных видов интонации); - словарный запас и грамматический строй речи. -Психическое состояние. Особенность познавательной деятельности (внимание, память, мышление) и эмоционально-волевой сферы; Заключение состояния речи. Необходимо указать форму дислалии: механическую или функциональную; вид: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонем-я, артикуляторно-фонетическая; разновидность наруш. звукопроизношения: сигматизм, ротацизм и т. д.

Сущность дислалии. Методика преодоления дислалии. Специфика преодоления механической дислалии.

Дислалия – стойкое нарушение произношения одного или несколько звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.Нарушения проявляются в дефекте воспроизведения звуков речи и являются признаками органической (механической) или функциональной дислалии.

Механическая дислалия появляется вследствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (прогнатия или прогения), зубов (неправильная расстановка, открытый прикус), неба (парез мягкого неба), дефекты языка (короткая подъязычная уздечка). Страдает группа звуков.К функциональной дислалии стойкие нарушения воспроизведения звуков при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушено воспроизведение 1 или нескольких звуков. 1. акустико-фонематическая (сенсорная). – затруднение слуховой дифференциации акустическо близких звуков. 2. артикуляторно-фонетическая (моторная) неформируются артикуляторные образы, страдает подвижность. 3. артикуляторно-фонематическая (смешанная) 

Методика преодоления дислалии: Этапы: 1. Подготовительный (1. развитие фонематических процессов (выделить звук, интонировать звук), 2. Развитие речевой моторики, 3. Уточнение произношения правильно произносимых звуков, 4. Развитие речевого дыхания, 5. Развитие познавательных процессов связанных с речью зрительного, слухового внимания и памяти, 6. Развитие мелкой моторики) 2. формирование произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация, дифференциация звука) 3. формирование коммуникативных умений и навыков Создание условий постепенного введения произносительных навыков в различные ситуации речевого общения.

 

 

Содержание логопедической работы по постановке звука

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами. 1 способ – основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационным и мышечным ощущениями, ребёнок воспринимает артикуляцию фонемы и ее звучание и сознательно пытается воспроизвести требуемые достижения речевых органов. 2 способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонды). 3 способ смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных инструкций. Автоматизация звука.  Для тренировки подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь обрабатывается звук в начале (перед гласными), затем в конце. Необходимо переходить от произнесения отдельных слов к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. В работу на автоматизацию обычно вовлекается один звук. Дифференциация звуков. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.

 

8. Сущность ринолалии. Специфика лог. работы при открытой орган-й рин-и. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Основной задачей логопед. работы при открытой ринолалии в дооперационном, и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи. Главным условием является активизация здоровых отделов речевого аппарата. Задачи для формирования фонетически правильной речи:1) нормализация «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых; 2) овладение артикуляцией всех звуков речи; 3) устранение назального оттенка голоса; 4) дифференциацию звуков; 5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи; 6) автоматизацию приобретенных навыков.

  ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ВРОЖДЕННАЯ 1.                              врожденные нёбные расщелины 2.       укорочение мягкого нёба 3.       отсутствие или раздвоение маленького язычка ПРИОБРЕТЕННАЯ 1.                      травмы ротовой и носовой полостей 2.паралич или парез мягкого нёба, хар-ка: назализация гласных и согласных звуков 1.  хроническая гипертрофия слизистой носа 2.                  полипы, опухоли в носовой полости 3.  искривление носовой перегородки 4.  аденоидные разрастания Хар-ка: гипоназализация носовых звуков; гласные звучат неестественно
ФУНКЦИОНАЛЬ­НАЯ 1.          вялая артикуляция мягкого неба 2.          подражание 3.          привычная ОР после удаления аденоидных разрастаний Хар-ка: в основном страдают гласные звуки 1.при невротических расстройствах у детей мягкое нёбо поднимается выше нормы. Хар-ка носовая проходимость и дыхание не нарушается, страдают гласные звуки

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.