Содержания понятия «нарушение речи». Этиология и патогенез нарушений речи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Содержания понятия «нарушение речи». Этиология и патогенез нарушений речи

2022-12-20 21
Содержания понятия «нарушение речи». Этиология и патогенез нарушений речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы, методы и организация логопедического обследования.

1 Принцип Комплексный подход диагностика проводится всеми специалистами (анамнез). 2.Деятельностный подход предполагает организовать ребенка в его ведущую деятельность. 3. Принцип динамического изучения ребенок сначала сам рассказывает что-то, либо вступить с ним в диалог. После предложить повторить за дефектологом. После дефектолог пробует поставить звук, если у ребенка получается следовательно динамика обучения. 4. Принцип качественного анализа данных. Как ребенок делает, какими способами. 5. Принцип системного подхода проверить всю речь, диалог.

Методы логопедического обследования: 1. Организационные2. Эмпирические3.статистические4. интерпретационные

Организация логопедического обследования включает 3 этапа: 1.Ориентировочный (сбор анамнеза, беседа с родителями, педагогами, наблюдение за ребенком, изучение рисунков, тетрадей); 2.диагностический процедура обследования ребенка (импресивная речь – как воспринимает, выполнение инструкции с усложнением)(экспрессивная – исследование фонетики лексики, грамматики, связной речи 3. заключительный обработка данных, подготовка плана работы для конкретного ребенка.

Методика выявления нарушений звукопроизношения

Обследование начинается с изучения анамнеза. Схема логопедического обследования:-строение артикуляторного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, прикуса, челюсти, неба, языка; 

- моторика артикуляторного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений характерных для них при произношении звуков. - звукопроизношение. характер нарушения согласных и гласных звуков (замена, искажение, отсутствие) в различных условиях (в слогах открытых, закрытых, во фразах, в стихах, в спонтанной речи); -слуховая функция: состояние физического слуха, состояние фонематического слуха, анализа и синтеза; - общая моторика и мелкая моторика рук; -дыхательная и голосовая функция;-просодическая сторона речи (темп, плавность, выразительность, употребление основных видов интонации); - словарный запас и грамматический строй речи. -Психическое состояние. Особенность познавательной деятельности (внимание, память, мышление) и эмоционально-волевой сферы; Заключение состояния речи. Необходимо указать форму дислалии: механическую или функциональную; вид: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонем-я, артикуляторно-фонетическая; разновидность наруш. звукопроизношения: сигматизм, ротацизм и т. д.

Содержание логопедической работы по постановке звука

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами. 1 способ – основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационным и мышечным ощущениями, ребёнок воспринимает артикуляцию фонемы и ее звучание и сознательно пытается воспроизвести требуемые достижения речевых органов. 2 способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонды). 3 способ смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных инструкций. Автоматизация звука.  Для тренировки подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь обрабатывается звук в начале (перед гласными), затем в конце. Необходимо переходить от произнесения отдельных слов к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. В работу на автоматизацию обычно вовлекается один звук. Дифференциация звуков. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.

 

8. Сущность ринолалии. Специфика лог. работы при открытой орган-й рин-и. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Основной задачей логопед. работы при открытой ринолалии в дооперационном, и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи. Главным условием является активизация здоровых отделов речевого аппарата. Задачи для формирования фонетически правильной речи:1) нормализация «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых; 2) овладение артикуляцией всех звуков речи; 3) устранение назального оттенка голоса; 4) дифференциацию звуков; 5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи; 6) автоматизацию приобретенных навыков.

  ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ВРОЖДЕННАЯ 1.                              врожденные нёбные расщелины 2.       укорочение мягкого нёба 3.       отсутствие или раздвоение маленького язычка ПРИОБРЕТЕННАЯ 1.                      травмы ротовой и носовой полостей 2.паралич или парез мягкого нёба, хар-ка: назализация гласных и согласных звуков 1.  хроническая гипертрофия слизистой носа 2.                  полипы, опухоли в носовой полости 3.  искривление носовой перегородки 4.  аденоидные разрастания Хар-ка: гипоназализация носовых звуков; гласные звучат неестественно
ФУНКЦИОНАЛЬ­НАЯ 1.          вялая артикуляция мягкого неба 2.          подражание 3.          привычная ОР после удаления аденоидных разрастаний Хар-ка: в основном страдают гласные звуки 1.при невротических расстройствах у детей мягкое нёбо поднимается выше нормы. Хар-ка носовая проходимость и дыхание не нарушается, страдают гласные звуки

Содержание дизорфографии. Методика преодоления дизорфографии

Дизорфография - стойкое спецефическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений, навыков вследствие недоразвития речевых и неречевых психических функций. Чаще возникает вследствие ОНР. Патогенез (нарушенный механизм): - нарушение словесно-логического мышления, речеслуховой памяти; - нарушение устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, распределение внимания.

Симптоматика: трудности формирования орфографических действий, усвоение орфограммы, формирование языковых обобщений. виды дизорфографии: морфологическая, синтаксическая, трудности овладения пунктуацией, смешанная.

 Многие из таких детей, зная правила продолжают делать ошибки. Они не замечают самих орфограмм (говорим карова – пишем корова) Система логопедической работы направлена на формирование орфографической зоркости, фонематических, лексических, словообразовательных, грамматических операций и их интеграцию, на развитие лингвистического мышления, памяти, внимания, а также на формирование программирования последовательности языковых операций, их реализацию и контроль в процессе орфографической деятельности.

Параллельно с коррекцией дизорфографии проводится работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности.

Содержания понятия «нарушение речи». Этиология и патогенез нарушений речи

Нарушение речи – это речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой, смысловой) при нормальном интеллекте и слухе. Особенности характеризующие нарушения речи: речь не соответствует возрасту говорящего, не является неграмотностью речи, нар.речи связаны с отклонениями функции речевого аппарата, нар.речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, требуют специальной помощи. Этиология учение о происхождении и причинах болезней.  Выделяют органические (поражение мозга, органические нарушения переферических органов речи), функциональные (нарушены соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе), социально-психологические (неблагоприятные влияния окружающей среды) и психоневрологические (умственная отсталость, нарушения памяти, внимания) причины. Патогенез нарушений речи - это патологический механизм вызывающий нарушения речевой деятельности. 2 основных патологических механизма: 1. Органическое все, что связано с неправильным строением в организме (гематомы,нарушения строения или структуры органов и тканей головного мозга) и структуру в речевом аппарате (нарушение проводящих путей артикуляционного аппарата и т.д.) Алалия, афазия, дизартрия 2. Функциональные нарушения связаны с проблемами межанализаторного действия (речеслуховой и речедвигательный анализаторы (связь между ними))(причины: незрелость органов, несформированность отдельных функций межанализаторного взаимодействия, неуравновешенность, торможение и возбуждение) заикание; мутизм, сурдомутизм.

 

2. Виды нарушений речи в клинико-педагогической классификации. Существует 2 классификации речевых расстройств: 1.клинико-педагогическая 2. психолого-педагогическая. Клинико-педагогическая класс-я:

1. Нарушения устной речи Расстройства фонационного оформления речи: Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Тахилалия — патологически убыстренный темп речи. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания: Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. ОНР – у детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики), а также смысловой (лексики и грамматики). 2. Нарушения письменной речи: Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) нарушение процессов письма. Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью;    Психолого-педагогическая классификация:- дети с нарушением средств общения- дети с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим нарушениями речи.

 

 

3. Принципы л работы Этиопатогенетический принцип. Предполагает учет механизмов нарушения речи. Анамнез. Комплексный подход необходимо комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие. Опора на сохранные звенья. Необходимо опираться на уровень актуального развития. Принцип системного подхода. Любой процесс рассматриваем как систему(осуществляется работа над всеми сторонами речи и над всей речевой системой. Онтогенетический принцип. ( норма которая определена) Учет ведущей деятельности (ребенок должен стать субъектом, у ребенка возникает мотивация). Принцип поэтапности. Все выполняется в последовательности с учетом усложнекния. Дифференцированный подход. осуществляется на основе выделение групп схожих по проблематике, нарушениям. Учет индивидуального подхода; Воздействие на микросоциальное движение, сотрудничество с родителями В логопедической работе используются различные методы:1. Практические методы ( упражнения, игры и моделирование). Упражнение — это повторение ребенком практических и умственных действий. Моделирование — это процесс создания моделей. Игровой метод (сюжет, роль, игровые действия). 2. Наглядные методы: наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов. 3. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.